Арбитражный суд Мурманской области
183049 г. Мурманск, ул. Книповича, 20
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А 42-8543/2012
22 мая 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 15.05.2013, решение в полном объеме изготовлено 22.05.2013.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Беляева Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кушниренко В.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства труда и социального развития Мурманской области (ОГРН 1115190002146)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (ОГРН 1045100173513)
об оспаривании постановлений от 21.12.2012 № 145-У и № 146-У о привлечении к административной ответственности и прекращении производства по делу об административном правонарушении
при участии в заседании представителей:
заявителя – Пода О.К., доверенность от 06.05.2013 № 09-ю/3524-см; Юрист М.Б., доверенность от 06.05.2013 № 09-ю/3522-см; Саленюк Н.М., доверенность от 06.05.2013 № 09-ю/3523-см
административного органа - Камоликовой М.В., доверенность от 06.05.2013 № 933 (до перерыва); Логинова Р.В., доверенность от 11.01.2013 № 38
установил:
Министерство труда и социального развития Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 46а; далее – Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 7; далее – Управление, административный орган) от 21.12.2012 № 145-У о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и прекращении производства по делу.
Заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А42-8544/2012.
Министерство также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 21.12.2012 № 146-У о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, и прекращении производства по делу.
Заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А42-8543/2012.
Определением суда от 06.02.2013, на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные выше дела для совместного рассмотрения объединены в одно производство, делу присвоен номер № А42-8543/2012.
В обоснование требований заявитель указал на отсутствие в действиях, Министерства состава вменяемого административного правонарушения. Считает, что бюджетные средства были использованы на цели, соответствующие условиям их получения, перечисленным в пункте 5 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1106. Полагает, что создание на базе учреждений социального обслуживания, лечебно-профилактических, образовательных, спортивных и иных учреждений детских оздоровительных лагерей в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, не являлось условием получения субсидии из федерального бюджета.
Управление представило отзыв на заявления, в котором с требованием не согласилось, указав на доказанность наличия в действиях Министерства состава вменяемого административного правонарушения; законность и обоснованность вынесенных постановлений.
В судебном заседании 07.05.2013, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 22.05.2013.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в заявлении и отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы Управления на 2012 год, на основании приказа руководителя № 174 от 15.10.2012, Управлением проведена проверка использования субсидий, выделенных в 2011 году бюджетам субъектов Российской Федерации на оздоровление детей, в Министерства труда и социального развития Мурманской области за 2011 год.
В ходе проверки целевого и эффективного использования субсидий на оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, установлено, что учет операции по расходованию средств субсидий на оздоровление детей осуществлялся Министерством на лицевом счете № 03492070150; все операции подтверждены оправдательными документами (государственные контракты, договора, счета, накладные, акты выполненных работ и др.).
Проверкой выполнения условия, предусмотренного пунктом 3 Порядка расходования субсидий, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 30.04.2010 № 199-ПП, установлено, что условиями 2 государственных контрактов от 06.04.2011 № 06042011-03/к и от 20.12.2011 № 20122011-47/к, заключенных Министерством соответственно с ООО «Звонница» и ООО «Юность», предусмотрена организация профильной смены «История моей страны» (Псков – Изборск – Печоры – Пушкинские Горы) без указания названия оздоровительного учреждения, в которое направляются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, требования к организации детских оздоровительных лагерей при организации профильной смены не устанавливались. Условиями технических заданий (приложение № 2 к контракту) в пункте «требования Государственного заказчика» предусмотрено проживание в гостинице или на туристической базе без предъявления требования о создании на базе этих учреждений детских оздоровительных лагерей и соответствия учреждений требованиям СанПиН 2.4.4.1204-03, организацию экскурсий в разных городах.
Из представленной при проверке Министерством информации (от 14.11.2012 исх. № 09-04/7898-ВП, от 23.11.2012 исх. № 09-04/8195) установлено, что по путевкам профильной смены «История моей страны» дети проживали в следующих учреждениях: на спортивно-оздоровительной базе «Динамо» (Псковская область, Печерский район, дер. Котья Гора Бор Бельково), в учреждении отдыха и оздоровления «Пушкиногорье» на базе турбазы «Пушкиногорская» (Псковская область, пос. Пушкинские Горы).
В соответствии с пояснениями уполномоченного представителя Министерства Пинчук С.В. (назначенного для осуществления контроля за исполнением условий контракта в течение всего периода заезда группы детей Мурманской области) в период проведения профильной смены «История моей страны» (Псков – Изборск – Печоры – Пушкинские Горы) (даты заезда с 04.05.2011 по 10.05.2011, с 23.12.2011 по 29.12.2011) дети проживали на вышеуказанных спортивно-оздоровительной базе «Динамо» и в учреждении отдыха и оздоровления «Пушкиногорье»; условия проживания и отдыха соответствовали требованиям, предусмотренным государственными контрактами.
Согласно ответу директора Частного учреждения «Учреждение отдыха и оздоровления «Пушкиногорье» (от 29.11.2012 № 111) вид деятельности по созданию детских оздоровительных лагерей Уставом учреждения не предусмотрен, детские оздоровительные лагеря не организовывались, группы детей принимались на размещение в период с 04.05.2011 по 07.05.2011, с 23.12.2011 по 25.12.2011.
Согласно ответу директора учебно-спортивной базы «Динамо» (вх. № 6492 от 04.12.2011) группы детей принимались в период с 07.05.2011 по 10.05.2011, с 26.12.2011 по 29.12.2011; приказ о создании лагеря на данный период времени не издавался, штаты лагеря не формировались.
Таким образом, в ходе проверки установлено нецелевое использование Министерством бюджетных средств в общей сумме 1 274 131,30руб., поскольку в нарушение вышеуказанных положений Министерством за счет средств субсидий на оздоровление детей в указанной сумме осуществлено финансовое обеспечение мероприятий профильной смены «История моей страны» (Псков – Изборск – Печоры – Пушкинские Горы) для детей Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, проходившей в учреждениях (Частное учреждение «Учреждение отдыха и оздоровления «Пушкиногорье», учебно-спортивная база отдыха «Динамо»), на базе которых не создавались детские оздоровительные лагеря.
По результатам проверки составлен акт от 07.12.2012.
В проверяемом периоде, Министерством за счет средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, выделенных в 2011 году из федерального бюджета бюджету Мурманской области по государственному контракту от 20.12.2011 № 20122011-47/к, произведена частичная оплата стоимости путевок для детей Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, на общую сумму 330 960руб. (ГРБС 803 «Министерство труда и социального развития Мурманской области», подраздел 0707 «Молодежная политики и оздоровление детей», целевая статья 4320200 «Оздоровление детей», вид расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению»), из них: 247 968руб. оплачено платежным поручением от 23.12.2011 № 881551, 82 992руб. – платежным поручением от 28.12.2011 № 960223.
По факту нецелевого использования Министерством 23.12.2011 бюджетных средств (средств субсидии) на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 247 968руб., должностным лицом Управления 11.12.2012 в отношении Министерства составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ (регистрационный номер № 145-У).
По факту нецелевого использования Министерством 28.12.2011 бюджетных средств (средств субсидии) на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 82 992руб., должностным лицом Управления 11.12.2012 в отношении Министерства составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ (регистрационный номер № 146-У).
21.12.2012 руководителем Управления вынесено постановление № 145-У о привлечении Министерства к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000руб.
В тот же день 21.12.2012 руководителем Управления вынесено постановление № 146-У о привлечении Министерства к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000руб.
Не согласившись с постановлениями административного органа, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 15.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств образует направление и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 1106 (далее – Правила) определен порядок предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Пунктом 5 Правил определены условия предоставления субсидии субъекту Российской Федерации, а именно: обязательство по ведению учета детей; наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по проведению оздоровительной кампании.
Правилами также определен порядок реализации мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так, пунктом 2 Правил определено, что субсидии являются источником финансового обеспечения расходов на оплату (полной или частичной) стоимости: путевок для детей в организации отдыха детей и их оздоровления, включающих питание; питания детей в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием; проезда на междугороднем транспорте организованных групп детей к местам отдыха и обратно.
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение оздоровительной компании, проводимой учреждениями социального обслуживания, лечебно-профилактическими, образовательными, спортивными и иными учреждениями, источником которого являются субсидии, осуществляется при условии создания на их базе детских оздоровительных лагерей.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1106 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», постановлением Правительства Мурманской области от 30.04.2010 № 199-ПП утвержден Порядок расходования субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Порядок), который определяет механизм использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей (пункт 1 Порядка расходования субсидий).
В силу пункта 3 Порядка субсидии являются строго целевыми и предназначены для финансирования мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей Мурманской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организациях отдыха детей и их оздоровления при условии создания на их базе детских оздоровительных лагерей.
Как установлено статьей 5 Закона Мурманской области от 16.04.2008 № 953-01-ЗМО, к организациям, обеспечивающим отдых и оздоровление детей, относятся детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие).
Как следует из пояснений уполномоченного представителя Министерства Пинчук С.В., условия проживания и отдыха соответствовали требованиям, предусмотренным государственным контрактом от 20.12.2011 № 20122011-47/к.
При этом из содержания указанного государственного контракта (в том числе Технического задания (приложение № 2 к контракту) не следует предъявление к исполнителю требования о соответствии учреждения организации отдыха и оздоровления детей СанПиН 2.4.4.1204-03 «Гигиена детей и подростков. Оздоровительные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».
Материалами дела (государственный контракт № 20122011-47/к от 20.12.2011, информация Частного учреждения «Учреждение отдыха и оздоровления «Пушкиногорье», учебно-спортивной базы «Динамо», акт проверки от 07.12.2012) подтверждается и судом установлено осуществление Министерством финансирования (23.12.2011 в сумме 247 968руб. и 28.12.2012 в сумме 82 992руб.) за счет средств федерального бюджета (субсидии) мероприятий спорной профильной смены «История моей страны» (по государственному контракту от 20.12.2011 № 20122011-47/к) в учреждениях, на базе которых детские оздоровительные лагеря не создавались, что не соответствует установленному Порядку их расходования (использования), и образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения.
Обстоятельств объективной невозможности соблюдения Министерством установленного порядка расходования средств федерального бюджета (субсидии), а равно принятие всех зависящих от него мер по их соблюдению, судом не установлено.
Ссылка заявителя на положения пункта 5 Правил судом не принимается, поскольку указанная правовая норма определяет основания (условия) предоставления субсидии субъекту Российской Федерации, а не ее использования применительно к установленному в указанном субъекте порядку ее расходования (использования).
Оценив представленные сторонами доказательства, суд находит правомерным вывод Управления о наличии в действиях Министерства состава вменяемого административного правонарушения.
В данном случае суд также не усматривает исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения, и оснований для освобождения Министерства от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ).
Существенных нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а равно заявителю реализовать права на защиту по административному производству, не установлено.
Оспариваемые постановления административного органа вынесены лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Административным органом при назначении Министерству наказания учтены все обстоятельства; наказание назначено в соответствии с санкцией статьи в виде административного штрафа в минимальном размере.
Суд находит правомерным привлечение Министерства к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14КоАП РФ, и обоснованным назначение наказания; оснований для признания незаконными и отмены оспариваемых постановлений не имеется.
В силу положений статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Требования Министерства о прекращении производства по делу об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем, в указанной части производство по делу следует прекратить.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
В удовлетворении требований Министерства труда и социального развития Мурманской области о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 21.12.2012 № 145-У и № 146-У о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
В части требований о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, производство по делу № А42-8543/2012 прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Беляева Л.Е.