НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 15.03.2012 № А42-8483/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, 20 г.Мурманск 183049

E-mail суда: murmansk.info@arbitr.ru

  http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42-8483/2011

«21» марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена «15» марта 2012 года.

Полный текст решения изготовлен «21» марта 2012 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области: Муратшаев Д.В. (при ведении аудиозаписи судебного заседания и изготовлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Южаковой Н.А.), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «КАСКАД»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области о признании недействительным решения № 44 от 30.09.2011,

При участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 02.12.2011 № б/н

от ответчика – ФИО2, доверенность от 16.01.2012 № 14-24, ФИО3, доверенность от 10.01.2012 № 14-4.

установил:

закрытое акционерное общество "КАСКАД" (ОГРН <***>, дата создания до 01.07.2002, дата присвоения ОГРН 20.11.2002, адрес: 184056, <...>) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области (далее ответчик, Инспекция) от 30.09.2011 № 44.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленного требования настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

В обоснование требований указал следующее.

1. В отношении доначисления единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

ЗАО «Каскад» считает, что Инспекция ошибочно трактует нормы налогового законодательства, а именно:

Согласно ст. 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети относится торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.

Стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

При этом к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Как указано в техническом паспорте объекта, инвентаризационный № 1060, Реконструкция торгового комплекса с расширением, расположенного в <...> - данное помещение используется как торговый комплекс.

В техническом паспорте по 1 этажу в графе «номер по плану здания» строки 41-46, 48, 50-52, 60-64 помещения определены как «торговые залы». Аналогичная ситуация и по 2 этажу данного объекта.

В техническом паспорте объекта, инвентаризационный № 1019, административное здание, расположенного в <...> - данное помещение используется Обществом также как торговый комплекс.

В экспликации к поэтажному плану данного здания также помещения определены как «торговые залы».

Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 г. № 242-ст был разработан стандарт «Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99». Как указано в водной части данного документа: «Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области внутренней торговли. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

В разделе 2.2. Стандарта - «Торговые структуры и их виды» четко определено, что «Стационарная торговая сеть: Торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях.

Примечание. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям».

За номером 32 в Стандарте определено - торговый комплекс: Совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Примечание. Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло - и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.

В разделе 2.3. Стандарта Материально - техническая база торговли определено - 43 торговый зал магазина: Специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.

Положения гл. 26.3 НК РФ не раскрывают значение понятия, указанных выше и вызывающие разночтения у налоговых органов и налогоплательщиков.

Поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо использовать определения, приведенные в Государственном Стандарте РФ "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Также, торговый зал магазина определяется как специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.

Таким образом, если часть торгового помещения отведена для обслуживания покупателей, оно считается имеющим торговый зал.

Аналогичный вывод можно сделать из определения стационарной торговой сети, имеющей торговые залы. Для нее характерно наличие обособленных помещений для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей (абз. 14 ст. 346.27 НК РФ).

Указанные выше доводы, по мнению ЗАО «Каскад» свидетельствуют о том, что предпринимательская деятельность Общества по передаче в аренду стационарных торговых объектов, имеющих торговые залы (магазинов и павильонов) и их частей, а также площадей для организации таких торговых объектов и для организации объектов общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест и, соответственно, не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

Из правовой нормы (подпункта 13 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ) следует, что для применения специального режима налогообложения в виде ЕНВД по передаче в аренду торговых объектов необходимо наличие совокупности двух условий: во-первых, в аренду должны передаваться торговые места, а во-вторых, эти торговые места должны быть расположены в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

Отсутствие одного из указанных критериев исключает применение специального режима налогообложения в виде ЕНВД.

2. В отношении земельного налога.

ЗАО «Каскад» считает, что в документах составляемых должностными лицами налогового органа не должны содержать субъективные предположения проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

Каждый установленный в ходе проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля. ЗАО «Каскад» в 2008 г. и 2009 г. по участкам расположенным по адресам <...> на основании «Договора о предоставлении на условиях аренды (договора аренды земли)» заключенного с администрацией г. Кандалакша и зарегистрированного надлежащим образом в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Кандалакша платил арендную плату. По участку по адресу ул. Кандалакшское шоссе, 41/4 за 2008 год уплачено арендных платежей 54.507,12 руб., за 2009 год - 61.776 руб. по участку по адресу ул. Кандалакшское шоссе, 31 за 2008 год -27.385,20 руб., за 2009 год - 31.036 руб.

Арендная плата за используемые земельные участки вносилась в бюджет муниципального образования Кандалакшского района и направлялась: 50% в бюджет муниципального образования г. Кандалакша и 50% в бюджет городского поселения г. Кандалакша.

Земельный налог уплачивается налогоплательщиком в бюджет по месту нахождения земельных участков, т.е. в бюджет городского поселения г. Кандалакша.

Таким образом, в бюджет городского поселения г. Кандалакша через оплату арендных платежей поступило по участкам по адресам: <...> за 2008г. - 27.253,56 руб. (двадцать семь тысяч двести пятьдесят три руб. 56 коп.) за 2009 г. - 30.888 руб. (тридцать тысяч восемьсот восемьдесят восемь руб. 00 коп.).

<...> за 2008 г. - 13.692,60 руб. (тринадцать тысяч двести пятьдесят три руб. 56 коп.), за 2009 г. - 15.518 руб. (пятнадцать тысяч пятьсот восемнадцать руб.). Земельным кодексом РСФСР установлено, что плата за землю взимается либо арендными платежами, либо земельным налогом. ЗАО «Каскад» уплачивая арендные платежи за земельные участки считает, что обязательства по оплате земли им выполнены полностью, ущерб бюджету городского поселения г. Кандалакши не причинен. При проверке правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет земельного налога за 2010 год инспектором не пересчитан налог по земельным участкам расположенным по адресам <...> Первомайская 57 в связи с неправильным применением удельного показателя кадастровой стоимости для обслуживания объектов по земельным участкам расположенным в домах многоэтажной застройки.

За 2010 год в связи с неправильным применением удельного показателя ЗАО «Каскад» излишне исчислил и своевременно перечислил сумму 9.399 руб. (девять тысяч триста девяносто девять руб. 00 коп.) в т.ч. по адресам: <...> - 3.925 руб. (три тысячи девятьсот двадцать пять руб. 00 коп), <...> - 3.686 руб. (три тысячи шестьсот восемьдесят шесть руб. 00 коп.), <...> - 1.788 руб. (одна тысяча семьсот восемьдесят восемь руб.00 коп.). Данную сумму необходимо было учесть в ходе проверки в уплату земельного налога, доначисленного по Решению № 44.

Представители ответчика с заявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В обоснование своих возражений указали следующее.

1. В отношении доначисления единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

В ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией было установлено, что ЗАО «Каскад» осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду торговых объектов, расположенных в торгово-развлекательном комплексе «Авоська» по адресу: <...> и административном здании «Малахит» по адресу: <...>. За данный вид деятельности в проверяемый период Общество отчитывалось по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на произведенные расходы».

Вместе с тем, торговые объекты, передаваемые в аренду ЗАО «Каскад» не соответствуют понятиям магазина или павильона, предусмотренным статьей 346.27 НК РФ, а являются по существу торговыми местами. Кроме того, данные объекты являются частью торговых комплексов, которые относятся к категории стационарной торговой сети, не имеющей торговые залы.

В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и Решениями Совета депутатов муниципального образования Кандалакшского района от 14.11.2007 № 670, от 12.11.2008 № 848, от 25.11.2009 № 123 система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

Из приведенной нормы следует, что для решения вопроса о необходимости применения системы в виде ЕНВД в отношении передаваемых в аренду объектов необходимо установить выполняются ли одновременно оба, предписанных НК РФ, условия:

- место расположения передаваемых в аренду объектов подходит под определение стационарной торговой сети, не имеющей торгового зала;

- объект можно квалифицировать как торговое место.

Для решения вопроса о том, подпадает ли деятельность по предоставлению в аренду торговых объектов, расположенных в торговом комплексе и административном здании, под действие ЕНВД, необходимо определить соответствуют ли указанные объекты определению понятия «торговое место».

Согласно терминологии НК РФ торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов (статья 346.37 НК РФ).

Из анализа указанной налоговой нормы следует, что торговыми местами признаются только те торговые объекты, которые не имеют торговых залов.

Из содержания статьи 347.27 НК РФ следует, что к торговым объектам, имеющим торговые залы, законодатель отнес только «магазины» и «павильоны». В указанной статье приведены определения понятий «магазин» и «павильон» для целей налогообложения ЕНВД:

магазин - специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже;

павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Из содержания приведенных норм следует, что отличительными признаками магазина является наличие в объекте торговых, подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. В качестве отличительного признака павильона предусмотрено его обособленное расположение относительно других строений, зданий, сооружений.

При этом при отсутствии какого-либо из поименованных в приведенных нормах признаков, торговый объект не может быть признан ни магазином, ни павильоном в целях исчисления ЕНВД.

Вместе с тем, в соответствии с данными технических паспортов передаваемые в аренду помещения конструктивно не разделены на изолированные помещения, отсутствуют перегородки, отделяющие торговую площадь от иных помещений. Это означает, что фактически в рассматриваемых торговых объектах подсобные, административно-бытовые, складские и иные помещения отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждают произведенные в ходе проверки мероприятия налогового контроля, зафиксированные протоколами осмотра помещений и допроса арендаторов, а также фотографическими снимками.

Одной из отличительной особенностью стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, является отсутствие обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений.

Проведенные допросы арендаторов торговых помещений в ТРК «Авоська» и административном здании «Малахит» показали, что сдаваемые ЗАО «Каскад» в аренду торговые помещения изначально не были специально оборудованы для ведения торговли, поскольку в аренду сдавались нежилые помещения для ведения торговли (согласно договорам аренды), оснащением указанных помещений специальным оборудованием для ведения торговли занимались сами арендаторы (покупка и установка стеллажей, полок, вешалок, сеток для выкладки товара, примерочных, установка рабочего места для продавца и ККТ). Кроме того, арендаторы находились на ЕНВД и отчитывались с физического показателя - торговое место.

Исходя из этого, торговые объекты в ТРК «Авоська» и административном здании «Малахит» не соответствуют установленному статьей 346.27 НК РФ определению магазина, поскольку не обладают такими признаками как наличие подсобных, административно-бытовых помещений, помещений для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. Они не могут быть квалифицированы как «павильон», поскольку представляет собой не отдельное строение, а часть помещения в торговом комплексе.

Передаваемые в пользование (в аренду) помещения не отнесены ни правоустанавливающими, ни инвентаризационными документами к «магазинам» либо «павильонам». Тот факт, что данные объекты розничной торговли в инвентаризационных документах поименованы как торговые залы, не может служить основанием для отнесения их к «магазинам» и «павильонам», так как они фактически не имеют признаков указанных объектов.

Кроме того, следует отметить, что в ходе допроса сотрудника ГУПТИ Мурманской области, было установлено, что при составлении технических паспортов и экспликаций зданий специалисты руководствуются классификацией помещений гражданского назначения, которая не содержит таких понятий как «торговое помещение», «торговое место», в связи с чем, в паспортах зданий, где осуществляется торговля, указывается наименование «площадь торговых залов» (протокол допроса свидетеля от 06.09.2011 № 177).

Таким образом, поскольку передаваемые в аренду Обществом торговые объекты не соответствуют установленным статьей 346.27 НК РФ определениям магазина и павильона, передаваемые в аренду объекты не относятся к торговым объектам, имеющим торговые залы, а, следовательно, являются торговыми местами.

Кроме того, данные объекты являются частью торгового комплекса и административного здания, которые относятся к категории стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.

При таких обстоятельствах, учитывая сведения о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений в ТРК «Авоська» и административном здании «Малахит», содержащиеся в правоустанавливающих и инвентаризационных документах ЗАО «Каскад», а также фактические характеристики помещений, установленные в ходе осмотров помещений, допросов свидетелей, в проверяемый период Общество осуществляло деятельность по сдаче в аренду торговых мест, расположенных в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, следовательно, обязано исчислять ЕНВД и представлять соответствующие декларации.

2. В отношении земельного налога.

ЗАО «Каскад» является собственником встроенных нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресу:

- <...> (свидетельство о государственной регистрации права от 12.05.1999 серия 51-АВ № 178975), <...> (свидетельство о государственной регистрации права от 28.04.2003 серия 51-АА № 124534),

- <...> (свидетельство о государственной
 регистрации права от 28.04.2006 серия 51-АВ № 178975).

Земельные участки под многоквартирными домами, расположенным по вышеуказанным адресам сформированы и поставлены на кадастровый учет 04.03.2003, 25.12.2002, им присвоены кадастровые номера 51:18:10113:12, 51:18:10113:7, 51:18:40114:2 соответственно.

Согласно статье 387 НК РФ, земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется, как указано в пункте 1 статьи 392 НК РФ, для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Статьей 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, а также земельный участок, на котором расположен дом, и иное общее имущество многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Земельные участки под многоквартирными домами, расположенными по вышеуказанным адресам, сформированы и поставлены на кадастровый учет 04.03.2003, 25.12.2002, им присвоены кадастровые номера. Следовательно, с 01.03.2005, даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, эти земельные участки как ранее сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет перешли - после государственной регистрации возникновения права собственности на жилые или нежилые помещения в многоквартирных домах - бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений (в том числе Общества после приобретения в собственность нежилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на рассматриваемых земельных участках).

В силу платности землепользования (п.7 ч.1 ст. 1 ЗК РФ) переход земельных участков под многоквартирными домами в собственность Общества, означает возникновение у последнего обязанности по уплате земельного налога.

Таким образом, поскольку в ходе выездной налоговой проверки установлено, что ЗАО «Каскад» не исчисляло и не уплачивало земельный налог в 2008-2009 гг. в отношении земельных участков, находящихся под многоквартирными домами, то Инспекцией Обществу был дополнительно начислен земельный налог по данным земельным участкам в сумме 41990 рублей.

Довод налогоплательщика об отсутствии ущерба бюджету, поскольку арендная плата и земельный налог уплачиваются в местный бюджет, необоснован, поскольку арендные платежи и земельный налог обладают разным правовым статусом. Первые, являются гражданско-правовым обязательством, а вторые - налоговой обязанностью. По этой причине уплата арендных платежей за определенный период не может исключить обязанности по уплате земельного налога.

Ссылка налогоплательщика на имеющуюся у него переплату по земельному налогу за 2010 год не может быть принята во внимание, поскольку, Общество документально не подтвердило ее возникновение.

В соответствии с протоколом № 91 от 30.09.2011 при рассмотрении материалов проверки были приняты и рассмотрены доводы представителей налогоплательщика, аналогичные приведенным в возражениях на акт проверки. Протокол подписан всеми лицами, принимавшими участие при рассмотрении материалов проверки, возражений на протокол не поступало. Кроме того, Налоговый кодекс РФ не содержит нормативных положений регулирующих содержание и порядок составления протокола рассмотрения материалов проверки. Таким образом, отсутствие соответствующих нормативных требований не означает их несоблюдение, а, следовательно, не является процессуальным нарушением.

Относительно содержания возражений налогоплательщика на акт проверки, то они касались неправомерного доначисления ЕНВД, в части доначисления земельного налога, налогоплательщик не возражал, а просил учесть в качестве смягчающих ответственность обстоятельств факт уплаты арендных платежей в администрацию г. Кандалакша. Данные обстоятельства в ходе рассмотрения материалов проверки были учтены и приняты в качестве смягчающих ответственность, в связи с чем, сумма налоговых санкций по земельному налогу была снижена в два раза, что отражено на странице 25 обжалуемого решения.

Материалами дела установлено.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 20.11.2002 внесена запись за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***> (том 1, л.д. 13). В качестве налогоплательщика состоит на налоговом учете в Инспекции и ему присвоен индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) 5102000930 (т. 1 л.д. 14).

На основании решения исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области от 05.08.2011 № 35 в отношении Общества была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, удержания и своевременности уплаты (перечисления) единого налога, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, земельного налога, НДФЛ и единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 (т. 3, л.д. 88).

По результатам выездной налоговой проверки составлен Акт от 08.09.2011 №40 (том 5, л.д. 55-89).

28.09.2011 налогоплательщиком представлены возражения по Акту (т. 3 л.д. 84, 85-87).

Рассмотрев акт налоговой проверки, 30.09.2011 заместитель начальника Инспекции вынес решение № 44 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество было привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренные:

- пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД) в сумме 305 684,60 руб.;

- пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) земельного налога в сумме 4199 руб.;

- ст. 119 НК РФ, за непредставление в установленный срок налоговой декларации по ЕНВД в сумме 689 343,15 руб.

Также указанным решением обществу доначислены:

- ЕНВД в сумме 3 494 302 руб.;

- земельный налог в сумме 41990 руб.;

- пени по ЕНВД в сумме 682 323,88 руб.;

- пени по земельному налогу в сумме 2 667,20 руб.

Не согласившись с решением налогового органа от 30.09.2011 №44. Общество обжаловало его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 21.11.2011 № 623, принятым по апелляционной жалобе Общества, обжалуемое решение Инспекции оставлено без изменения (том 1, л.д. 41-48).

30.11.2011 Инспекция выставила требование № 1120, в соответствии с которыми предъявила к уплате в срок до 20.12.2011 доначисленные по решению от 30.09.2011 №44 налоги, пени и штрафы (том 4, л.д. 133-134.

Посчитав, что решение инспекции от 30.09.2011 №44 нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта налогового органа недействительным.

Как следует из материалов дела в ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией было установлено, что ЗАО «Каскад» осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду торговых объектов, расположенных в торгово-развлекательном комплексе «Авоська» по адресу: <...> и административном здании «Малахит» по адресу: <...>. За данный вид деятельности в проверяемый период Общество отчитывалось по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на произведенные расходы».

Инспекцией сделан вывод о том, что торговые объекты, передаваемые в аренду ЗАО «Каскад» не соответствуют понятиям магазина или павильона, предусмотренным статьей 346.27 НК РФ, а являются по существу торговыми местами. И данные объекты являются частью торговых комплексов, которые относятся к категории стационарной торговой сети, не имеющей торговые залы.

Также Инспекцией сделан вывод о том, что осуществляемая ЗАО «Каскад» деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду объектов торговли, расположенных в торгово-развлекательном комплексе «Авоська» и административном здании «Малахит», относится к деятельности по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, подпадающей в соответствии с действующим законодательством под действие специальной системы налогообложения - ЕНВД.

Это явилось основанием для вывода Инспекции о наличии у Общества обязанности исчислять и уплачивать ЕНВД в отношении доходов от сдачи в аренду торговых мест, а также подавать в налоговый орган декларации по этому налогу.

Основанием для доначисления земельного налога Инспекция указала тот факт, что в нарушении п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщик, имея в собственности помещения, находящиеся в многоквартирных домах, не исчислял и не уплачивал в 2008-2009гг. земельный налог в отношении земельных участков под многоквартирными домами.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.

1. По эпизоду доначисления ЕНВД, пени и привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ.

Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается главой 26.3 НК РФ и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательными актами городов федерального значения г. Москвы и г. Санкт-Петербург.

Применение ЕНВД на территории Кандалакшского района является обязательным для видов деятельности, перечень которых указан в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ и в Решениях Совета депутатов муниципального образования Кандалакшского района.

В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и Решениями Совета депутатов муниципального образования Кандалакшского района от 14.11.2007 № 670, от 12.11.2008 № 848, от 25.11.2009 № 123 система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

В соответствии со статьей 346.27 НК РФ стационарная торговая сеть, не имеющая торговые залы, определена, как торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

Согласно ст. 346.27 НК РФ торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

Из содержания статьи 347.27 НК РФ следует, что к торговым объектам, имеющим торговые залы, законодатель отнес только «магазины» и «павильоны». В указанной статье приведены определения понятий «магазин» и «павильон» для целей налогообложения ЕНВД:

магазин - специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже

павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Согласно положениям пункта 3 статьи 346.29 НК РФ расчет ЕНВД, подлежащего уплате, может быть произведен с использованием различных физических показателей. Вид физического показателя, подлежащего применению, - "площадь торгового зала" либо "торговое место" - определяется видом предпринимательской деятельности, который, в свою очередь, зависит от того, относятся ли используемые предпринимателем объекты торговой сети к стационарным, имеющим торговые залы, в отношении которых применяется показатель "площадь торгового зала", либо нестационарным (стационарным, не имеющим торговых залов), к которым применяется показатель "торговое место".

Из правовой нормы (подпункта 13 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ) следует, что для применения специального режима налогообложения в виде ЕНВД по передаче в аренду торговых объектов необходимо наличие совокупности двух условий: во-первых, в аренду должны передаваться торговые места, а во-вторых, эти торговые места должны быть расположены в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под понятие розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы подпадают объекты торговли "магазин" и "павильон" - только эти объекты торговли имеют торговый зал.

Перечень объектов торговли, имеющих торговый зал, является исчерпывающим, в связи с чем если объект торговли не соответствует понятиям "магазин" и "павильон" как это дано в ст. 346.27 НК РФ в качестве физического показателя необходимо использовать понятие "торговое место".

Как следует из материалов дела ЗАО «Каскад» осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду торговых объектов, расположенных в торгово-развлекательном комплексе «Авоська » по адресу: <...> и административном здании «Малахит» по адресу: <...> принадлежащих Обществу на праве собственности.

В техническом паспорте объекта, инвентаризационный № 1060, Реконструкция торгового комплекса с расширением, расположенного в <...> - данное помещение используется как торговый комплекс (т. 5 л.д. 103-122).

В техническом паспорте по 1 этажу в графе «номер по плану здания» строки 41-46, 48, 50-52, 60-64 помещения определены как «торговые залы». Аналогичная ситуация и по 2 этажу данного объекта.

В техническом паспорте объекта, инвентаризационный № 1019, административное здание, расположенного в <...> - данное помещение используется Обществом также как торговый комплекс (т. 5 л.д. 125-140).

В экспликации к поэтажному плану данного здания также помещения определены как «торговые залы».

ЗАО «Каскад» в проверяемый период заключало с различными предпринимателями договора аренды, в соответствии с которыми в аренду сдавались нежилые помещения (согласно техническому паспорту) для использования под розничную торговлю (условия всех договоров тождественны) (т.6, т.7, т.8, т.9, т.10).

Договоры не содержат каких-либо определенных характеристик каждого сдаваемого в аренду помещения, кроме указания на его номер и размер площади. Административные, складские помещения, помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже в договорах аренды не определены, в экспликациях и технических паспортах не указаны.

Как следует из протоколов допросов предпринимателей – они как арендаторы самостоятельно организуют на арендованной площади рабочие места обслуживающего персонала, оборудуют прилавки, витрины для выкладки и демонстрации товара, площади проходов для покупателей, примерочные, места для размещения ККТ, места для приема товаров и их подготовки к продаже.

На основании изложенного следует согласиться с доводом налогового органа о том, что торговые объекты в ТРК «Авоська» и административном здании «Малахит» не соответствуют установленному статьей 346.27 НК РФ определению магазина, поскольку не обладают такими признаками как наличие подсобных, административно-бытовых помещений, помещений для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. Они не могут быть квалифицированы как «павильон», поскольку представляет собой не отдельное строение, а часть помещения в торговом комплексе.

Следовательно, материалами дела подтверждено, что данные объекты являются частью торгового комплекса и административного здания, которые относятся к категории стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.

Факт того, что в технических паспортах торгового комплекса расположенного в <...> и административного здания, расположенного в <...> сдаваемые в аренду помещения в экспликации к поэтажному плану указаны как «торговые залы» судом не принимается, так как, противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Как установлено Инспекцией и подтверждено материалами дела указанные помещения не являются торговыми залами и не являются магазинами и павильонами.

В нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих о соответствии передаваемых в аренду объектов понятиям «магазин» и «павильон» заявителем суду не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности доначисления Инспекцией ЗАО «Каскад» единого налога на вмененный доход, соответствующих ему пени и привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1ст. 122 НК РФ и ст. 119 НК РФ.

2. По эпизоду доначисления земельного налога, пени и привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Согласно статье 387 НК РФ, земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется, как указано в пункте 1 статьи 392 НК РФ, для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Статьей 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, а также земельный участок, на котором расположен дом, и иное общее имущество многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами между ЗАО «Каскад» (Арендатор) и Администрацией г. Кандалакши (Арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 162 от 31.10.1997 (т. 4 л.д. 84, 85-87).

Согласно указанного договора аренды Арендодатель предоставляет Арендатору земельную долю, находящуюся по адресу: <...> площадью 207 кв.м. Участок предоставлен для обслуживания магазина.

Соглашением от 13.04.2010 указанный договор расторгнут с 01.01.2010 (т. 4 л.д. 88).

Между ЗАО «Каскад» (Арендатор) и Администрацией г. Кандалакши (Арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 163 от 30.10.1997 (т. 4 л.д. 93, 94-96).

Согласно указанного договора аренды Арендодатель предоставляет Арендатору земельную долю, находящуюся по адресу: г. Кандалакша ул. Кандалакшское шоссе д. 31 площадью 104 кв.м. Участок предоставлен для обслуживания магазина.

Соглашением от 13.04.2010 указанный договор расторгнут с 01.01.2010 (т. 4 л.д. 100).

ЗАО «Каскад» является собственником встроенных нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресу:

- <...> (свидетельство о государственной регистрации права от 12.05.1999 серия 51-АВ № 178975), <...> (свидетельство о государственной регистрации права от 28.04.2003 серия 51-АА № 124534),

- <...> (свидетельство о государственной регистрации права от 28.04.2006 серия 51-АВ № 178975).

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

Согласно п. 66 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Земельные участки под многоквартирными домами, расположенным по вышеуказанным адресам сформированы и поставлены на кадастровый учет 04.03.2003, 25.12.2002, им присвоены кадастровые номера 51:18:10113:12, 51:18:10113:7, 51:18:40114:2 соответственно. Следовательно с 01.03.2005 (дата введения в действие ЖК РФ) у ЗАО «Каскад» возникла обязанность по уплате земельного налога как собственником указанных земельных участков.

Довод заявителя об отсутствии ущерба бюджету, поскольку арендная плата и земельный налог уплачиваются в местный бюджет, необоснован, поскольку арендные платежи и земельный налог обладают разным правовым статусом. Следовательно, уплата арендных платежей за определенный период не может исключить обязанности по уплате земельного налога.

По аналогичным основаниям отклоняется довод Общества о наличии переплаты по земельному налогу в виде уплаченных арендных платежей.

Доводы Общества о допущенных Инспекцией нарушениях требований ст. 101 НК РФ являющихся в силу п. 14 указанной статьи основанием для признания недействительным решения Инспекции материалами дела не подтверждены.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности доначисления Инспекцией ЗАО «Каскад» земельного налога, соответствующих ему пени и привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1ст. 122 НК РФ.

Руководствуясь 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований закрытого акционерного общества «КАСКАД».

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья

Муратшаев Д.В.