Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-2050/2020
«19» мая 2020 года
Резолютивная часть решения вынесена 13.05.2020.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Туровой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (просп. Ленина, д. 64, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Самир» (ул. Гвардейская, д. 17, кв. 11, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, при участии представителей: от заявителя – по доверенности ФИО1, от лица, привлекаемого к административной ответственности – не участвовал,
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Самир» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование требования Управление указало, что Общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции (пиво) с нарушением лицензионных требований, установленных пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закона № 171-ФЗ).
Общество, будучи извещенным надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, отзыв на заявление не представило, каких-либо возражений, ходатайств не заявило.
С учетом обстоятельств дела, в отсутствие возражений сторон относительно рассмотрения дела, судом на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершено предварительное судебное заседание; дело рассмотрено в суде первой инстанции в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию, изложенную в заявлении.
Из материалов дела следует, что ООО «Самир» имеет выданную Министерством инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области (далее – МИРП по МО) лицензию серии Л 0000515 № 51РПО0000432 от 16.09.2016 на право осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в торговом объекте, расположенном по адресу: уд Капитана ФИО2, д. 1/16, г. Мурманск сроком действия с 04.12.2019 по 30.06.2023.
По факту поступившей в Управление в рамках деятельности рабочей группы при Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции из ИРП МО информации (зарегистрировано в КУСП за № 881 от 12.02.2020) о том, что в торговом объекте «Самир», расположенном по адресу: <...>, осуществляется реализация алкогольной продукции на вынос, с нарушением лицензионных требований, 13.02.2020 должностными лицами Управления в период времени с 10 час. 00 мин. по 11 час. 00 мин. с применением средств фотофиксации, с участием понятых и продавца, осуществлен осмотр вышеуказанного торгового объекта, деятельность в котором осуществляет Общество (договор аренды № 6 от 01.12.2015), в ходе которого установлено следующее:
помещение торгового объекта расположено в цокольном помещении 9-ти этажного жилого дома по адресу: <...>. Деятельность осуществляет ООО «Самир». Имеется действующая лицензия на продажу алкогольной продукции при оказании услуги общественного питания (№51РПО0000432 от 16.09.2016) срок действия по 30.06.2023. При входе в помещение со стороны улицы висит вывеска: «Продукты 24». При входе в помещение по периметру вдоль стен расположены холодильники, витрины с замороженными продуктами, колбасой, молочной продукцией, выпечкой, рыбной продукцией (консервы, вяленная, соленая рыба). На стенах установлены стеллажи, на которых размещены: кондитерские изделия, консервы, соки, кошачьи корма, крепкая алкогольная продукция, пиво. Все товары размещены в доступном для ознакомления и приобретения месте с указанием цены за единицу товара. Слева от входа вдоль стены размещена стойка для посетителей с 3 барными стульями. Отсутствует прейскурант цен, на всю алкогольную продукцию оформлены ценники за единицу продукции (побутылочно) без указания стоимости за 50, 100мл. Отсутствует зал приготовления пищи (есть микроволновка), вешалки для одежды, мерная посуда, алкогольная продукция во вскрытой таре. Выкладка товара соответствует магазину розничной торговли. Туалет для посетителей расположен в подсобном помещении, для прохода в него необходимо проходить за прилавок (отсутствует свободный доступ). Установлен факт продажи 2-х банок пива «Велкопоповицкий козел резаное светлое» 0,45 л, креп. 4,7 % ал., по цене 87руб. за банку 13.02.2020 в 09 час. 51 мин. без вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции, потребительской тары (банок) в нарушение лицензионных требований.
Результаты осмотра отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 13.02.2020 с приложенной к нему фототаблицей.
Согласно протоколу изъятия, должностными лицами Управления в присутствии понятых и продавца произведено изъятие алкогольной продукции: ж/б пива «Велкопоповицкий козел» 0,45 л, алк. 4,7 % - 2 шт.; кассовый чек – 1 шт.; ценник на пиво – 1 шт.
Указанная алкогольная продукция, передана на ответственное хранение в комнату хранения предметов административного правонарушения здания ООПАЗ УМВД по адресу: <...>.
Согласно объяснениям гражданки Ш., данным сотруднику Управления 13.02.2020, в этот день она с подругой зашла в магазин, который расположен в подвальном помещении на ул. ФИО2, д. 1/16 около 10 час. утра. Пояснила, что они хотели купить пиво, зашли в магазин, у входа стоял холодильник с пивом. Из него она взяла 2 банки пива «Велкопоповицкий козел резаное светлое» по цене 87 руб. за банку, потом подошла к прилавку с кассой, поставила банку с пивом на прилавок перед продавцом. Продавец озвучила сумму 174 руб. Указала, что она передала продавцу деньги в размере 200 руб. одной купюрой. Продавец взяла деньги и передала сдачу в размере 26 руб. Пояснила, что банки, продавец не вскрывала и не предложила это сделать. Она забрала пиво и они с подругой пошли к выходу. Возле выхода к ним подошел мужчина и представился сотрудником полиции. Он спросил, где приобретено пиво, на что она ответила, что здесь и сейчас. Он пояснил, что пиво продано с нарушением законодательства об алкогольном регулировании, а именно: тара не вскрыта на объекте общепита. Ей предложили вернуть пиво продавцу. Пиво она вернула, продавец вернула ей деньги 174 руб. После чего, в ее присутствии данное пиво было изъято, о чем составлены необходимые документы.
Из объяснений гражданки А., данных 13.02.2020 следует, что она около полугода работает продавцом в буфете «24 часа», расположенном по адресу: <...>. Официально еще не оформлена. Буфет принадлежит ООО «Самир». В буфете реализуются: продукты питания, сигареты, алкогольная продукция, в том числе пиво и напитки на его основе. В буфете отсутствует кухня для приготовления блюд посетителям разогреваются полуфабрикаты, готовятся чай, кофе. У ООО «Самир» имеется действующая лицензия на право оборота алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. 13.02.2020 около 9 час. 50 мин. в помещении буфета зашли 2 девушки, взяли из холодильника, расположенного в зале 2 банки пива «Велкопоповицкий козел» емк. 0,45 л и подошли к кассе. Одна из них поставила пиво на прилавок и передала ей деньги в сумме 200 руб. Пояснила, что ввела в кассу данные о продаже, выдала девушке сдачу. Пиво она не открыла, так как чек еще не вышел. Девушка взяла пиво и направилась к выходу. У входа их остановили сотрудники полиции, представились ей и начали проводить проверку по данному факту. Пояснила, что пиво не открыла, так как еще не вышел чек и оплата не произведена (товар еще куплен не был). Указала, что были случаи, когда граждане просили оформить возврат алкогольной продукции уже вскрытой, так как им этого было не нужно.
Установив, что ООО «Самир» 13.02.2020 в 09 час. 51 мин. в принадлежащей Обществу буфете, расположенном по адресу: <...>, (договор аренды № 6 от 01.12.2015) в нарушение лицензионных требований установленных законодательством об алкогольном регулировании осуществляло реализацию алкогольной продукции (пиво) при оказании услуг общественного питания без вскрытия потребительской тары, а также учитывая, что указанный торговый объект не соответствует требованиям ГОСТ 30389-2013 и, фактически, является магазином с круглосуточным режимом работы, должностным лицом Управления в отношении ООО «Самир» вынесено определение № 1974 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ и проведении административного расследования.
По данным обстоятельствам, инспектором по ОП ООПАЗ УОООПиВОИВ УМВД России по Мурманской области, в присутствии законного представителя Общества, в отношении ООО «Самир» составлен протокол № 1974 от 03.03.2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно пояснениям ФИО3 к от 03.03.2020 она является директором ООО «Самир» с 02.02.2017 на основании приказа № 2К от 02.02.2017. Данное Общество осуществляет свою деятельность в буфете, расположенном в цокольном этаже по адресу: <...>. В торговом объекте осуществляется продажа пива и алкогольной продукции, продуктов питания. Время работы круглосуточно. Вся продукция в буфете расположена на витринах, стеллажах в доступном для ознакомления потребителя месте с указанием цены за единицу товара. В буфете отсутствует кухня для приготовления блюд. Осуществляется реализация выпечки и разогрев полуфабрикатов, а также приготовление чая и кофе. Общество имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции от 16.06.2016 № 51 РПО0000432, сроком действия до 30.06.2023. В данном помещении ООО «Самир» осуществляет деятельность на основании договора аренды № 6 от 01.11.2015. С 01.02.2020 в буфете работает гражданка А. в должности продавца. При приеме на работу руководством Общества, указанному лицу разъяснялись нормы законодательства РФ в сфере оборота алкогольной продукции, в частности требование вскрывать тару (бутылку, банку) с алкогольной продукцией при реализации ее в предприятии общественного питания. Факт реализации двух железных банок пива «Велкопоповицкий козел» емк. 0,45 л, креп. 4,7 % об. алк. по цене 87 руб. за 1 банку, 13.02.2020 в 09 час. 51 мин. продавцом подтвердила. Нарушение было допущено по невнимательности продавца.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, основанных на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленных на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) установлено, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
В силу пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 раздела 1 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
В соответствии с пунктом 3.6 «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст, буфет это предприятие (объект) общественного питания, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные и горячие блюда, закуски, мучные кулинарные, хлебобулочные и кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.
Указанным ГОСТ также установлены минимальные требования к предприятиям общественного питания, в том числе ассортиментный перечень, вывеска и прочее.
Факт реализации (розничной продажи) 2-х банок пива «Велкопоповицкий козел резаное светлое» 0,45 л, креп. 4,7 % ал., по цене 87 руб. за банку 13.02.2020 в 09 час. 51 мин. (кассовый чек) без вскрытия потребительской упаковки в принадлежащем Обществу торговом объекте, кроме того, не соответствующего, в нарушение вышеприведенных положений ГОСТ, объекту торговли по оказанию услуг общественного питания (отсутствовал зал обслуживания посетителей; отсутствуют пустые бутылки, что указывает на розничную продажу за единицу товара, а не в розлив; приготовление каких-либо блюд не осуществляется; отсутствует кухня; отсутствует меню; нет вскрытой тары; нет цены за 50,100 мл), что свидетельствует об отнесении такого объекта к магазину с круглосуточным режимом работы, подтверждается полученными в ходе осмотра материалами.
Таким образом, материалами дела подтверждается (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 13.02.2020 с приложенной к нему фототаблицей; протокол изъятия от 13.02.2020 с приложенными к нему кассовым чеком и ценником; объяснениями гражданки А. (продавец), гражданки Ш. (покупатель); лицензия № 0000515 № 51РПО0000432 от 16.09.2016; договор аренды № 6 от 01.12.2015 с дополнениями; договор, заключенный с продавцом от 01.02.2020 № 1) и установлено судом, что в нарушение лицензионных требований, а также требований пункта 4 статьи 16 Закона № 171-ФЗ ООО «Самир» осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции (пиво) без вскрытия потребительской тары (упаковки) лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции, в помещении торгового объекта, не обладающего признаками объекта организации общественного питания, что образует объективную сторону административного правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении.
Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, Обществу обеспечены.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ при участии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
В данном случае суд не усматривает оснований для освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкция части 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от 100 000 руб. до 150 000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что ранее ООО «Самир» к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекалось (обратного в материалы дела не представлено), а также характер допущенного нарушения, оъем реализованной продукции, конституционный принцип соразмерности административного наказания, считая, что назначение наказание в виде административного штрафа в минимальном размере не отвечает целям административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, суд полагает возможным назначить Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
При разрешении вопроса о применении дополнительной меры ответственности, предусмотренной санкцией части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
Пунктом 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
Одновременно с этим, на основании пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Поскольку, в рассматриваемом случае оснований применения конфискации предметов административного правонарушения с учетом положений, определенных утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018 Обзором практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, не имеется, учитывая, что изъятая согласно протоколу изъятия от 13.02.2020 алкогольная продукция,является товаром,находящимся в незаконном обороте, то она, в силу абзаца второго пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, подлежит уничтожению.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Мурманской области в установленный срок, со дня вступления в законную силу решения суда.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Самир» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Наименование получателя платежа: УФК по Мурманской области (ОП № 3 УМВД России по г. Мурманску)
ИНН <***>
КПП 519001001
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области
№ счета получателя: 40101810040300017001
ОКТМО 47701000
БИК 044705001
Наименование платежа: штраф
КБК 18811601141010017140
УИН 18880451200000778420
Изъятая протоколом от 13.02.2020 алкогольная продукция подлежит уничтожению.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Карачева А.Е.