НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 13.04.2006 № А42-9883/05

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183950

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город МурманскДело № А42-9883/2005

«13» апреля 2006 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области Евтушенко О.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Североморский Альянс»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску

о признании недействительным решения № 183 от 20.07.2005г.

при участии в заседании представителей:

от заявителя - Лысенкова Н.А., дов. № 003 от 10.01.2006г.

от ответчика - Кузнецова Д.С., дов. № 01-14-30/000006 от 10.01.2006г.

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 28 марта 2006 года

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2006 года

установил:

  Открытое акционерное общество «Североморский Альянс»  (далее - ОАО «Североморский Альянс», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения № 183 от 20.07.2005г., которым заявителю доначислены авансовые платежи по единому социальному налогу за первый квартал 2005 года в сумме 78 372 руб., авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за первый квартал 2005 года в сумме 48 329 руб. и соответствующие им суммы пени.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что оно в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» является налогоплательщиком – сельскохозяйственным товаропроизводителем, не перешедшим на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в связи с чем имеет право на применение налоговой ставки по единому социальному налогу в размере 20 процентов.

По мнению заявителя, право налогоплательщика на применение в 2005 году налоговой ставки по единому социальному налогу в размере 20 процентов поставлено в зависимость от осуществления налогоплательщиком деятельности по производству и реализации сельскохозяйственной продукции и не ставится в зависимость от организационно-правовой формы предприятия. Доходы Общества от добычи, переработки и реализации рыбы и морепродуктов в 2004 году составляют 86,66 процентов в общей сумме доходов, за первый квартал 2005 года - 100 процентов.

В письменном дополнении к заявлению Общество указало, что согласно Номенклатуре продукции, подлежащей декларированию соответствия, введенной в действие Постановлением Госстандарта России от 30.07.2002г. № 64 (в редакции приказа Ростехрегулирования от 22.07.2004г. № 7), код ОКП 98 9934 не применяется, а указанная в ней рыбопродукция: рыба живая, рыба охлажденная, рыба мороженая значится под кодами ОКП 92 6121, 92 6123 и 92 6130 соответственно, без выделения (применения) кода, установленного для рыболовецких колхозов (артелей) - 98 9934. В представленных СПК Рыболовецких колхоз «Всходы Коммунизма» сертификате соответствия и декларации о соответствии на продукцию «Рыба мороженая: треска, пикша, сайда, окунь и т.д.» указан код ОКП 92 6130, из чего следует, что код, присвоенный произведенной продукции, не свидетельствует об ее относимости к сельскохозяйственной продукции (л.д. 111, 112).

Инспекция представила письменный отзыв на заявление Общества, в котором просила суд отказать ОАО «Североморский Альянс» в удовлетворении заявленных требований. По мнению Инспекции, в статье 1 Федерального закона от 08.12.1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» законодатель относит к сельскохозяйственной продукции лишь ту рыбу и иные водные биоресурсы, вылов которых осуществляется рыболовецкими артелями (колхозами), не распространяя положения данной нормы на предприятия с иными организационно-правовыми формами. Поскольку ОАО «Североморский Альянс» ни колхозом, ни рыболовецкой артелью не является, следовательно, оно не может быть сельскохозяйственным производителем, в связи с чем вывод заявителя о том, что деятельность Общества по вылову рыбы и водных биоресурсов относится к производству сельскохозяйственной продукции, является ошибочным.

В обоснование своей позиции Инспекция сослалась на Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993г. № 301, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 06.08.1993г. № 17, и Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» 1 75 018, утвержденный Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976г. и утративший силу с 01.01.2003г.

Инспекция также сослалась на положения статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которой, в целях налогообложения, определяющим условием отнесения предприятия к сельскохозяйственному производителю является осуществление предприятием деятельности только по выращиванию (а не вылову) рыбы. Кроме того, Инспекция сослалась на статью 139 Федерального закона от 08.01.1998г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которой под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство и переработка) сельскохозяйственной продукции.

Также Инспекция считает, что в нарушение требований статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не указал, какому закону не соответствует решение налогового органа, и каким образом оспариваемым решением нарушены права и законные интересы налогоплательщика (л.д. 89-95).

В судебном заседании представитель ОАО «Североморский Альянс» настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнении к нему.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований заявителя, мотивируя доводами, изложенными в отзыве на заявление.

По делу установлено, что 20.04.2005г. ОАО «Североморский Альянс» представило в налоговый орган по месту учета расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу (далее - ЕСН) для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за первый квартал 2005 года, и расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за первый квартал 2005 года (л.д. 19-25, 26-30).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Обществом при исчислении авансовых платежей по ЕСН была применена налоговая ставка 20 процентов как для налогоплательщика - сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Письмом от 13.07.2005г. № 70-26.3-13/2-8-081802 Инспекция сообщила Обществу, что оно не относится к предприятиям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции. Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993г. № 301 и введенному в действие с 01 июля 1994 года, продукция Общества не может быть отнесена к группе «Продукция сельского хозяйства» по коду 98 9934 «Вылов рыбы и других водных биоресурсов», поскольку ОАО «Североморский Альянс» рыболовецкой артелью (колхозом) не является (л.д. 53-55).

По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений, 20.07.2005г. и.о. руководителя Инспекции вынес решение № 183 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ОАО «Североморский Альянс» было предложено уплатить:

- авансовые платежи по ЕСН за первый квартал 2005 года по сроку уплаты 15.04.2005г. в сумме 78 372 руб.;

- авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за первый квартал 2005 года по сроку уплаты 15.04.2005г. в сумме 48 329 руб.;

- пени за неуплату доначисленных авансовых платежей по ЕСН за первый квартал 2005 года в сумме 5 108 руб. 30 коп.;

- пени за неуплату доначисленных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, за первый квартал 2005 года в сумме 1 855 руб. 83 коп. (л.д. 9-13).

Посчитав решение налогового органа нарушающим права и законные интересы заявителя, ОАО «Североморский Альянс» оспорило его в судебном порядке.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования Общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ ОАО «Североморский Альянс» является плательщиком единого социального налога.

Согласно пункту 1 статьи 241 НК РФ (в редакции Федерального закона от 20.07.2004г. № 70-ФЗ) для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных производителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется ставка ЕСН в размере 26 процентов, для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется ставка ЕСН в размере 20 процентов.

В абзаце 7 статьи 1 Федерального закона от 08.12.1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» приведено понятие «сельскохозяйственный производитель», которым признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.

Таким образом, право налогоплательщика на применение данной льготы зависит не от организационно-правовой формы, а от осуществляемой им деятельности. К сельскохозяйственным товаропроизводителям в рыбной отрасли относятся не только артели и колхозы, но и государственные и муниципальные предприятия и учреждения, а также предприятия и организации иных организационно-правовых форм, производство и вылов рыбы в стоимостном выражении у которых превышает 70 % общего объема производимой продукции.

Факт осуществления ОАО «Североморский Альянс» в первом квартале 2005 года добычи, переработки и реализации рыбы и морепродуктов, которая составляла 100 % в общей сумме доходов, подтверждается представленными Обществом сведениями об экспорте (импорте) рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов» за январь-март 2005 года по форме № 8-ВЭС-рыба (срочная), утвержденной постановлением Федеральной службы государственной статистики от 16.07.2004г. № 30 (л.д. 31), сведениям об основных показателях деятельности малого предприятия за январь-март 2005 года по форме № ПМ, утвержденной постановлением Федеральной службы государственной статистики от 14.09.2004г. № 41 (л.д. 32-36), справкой-подтверждением основного вида деятельности ОАО «Североморский Альянс» за первый квартал 2005 года и сведениями о доле доходов ОАО «Североморский Альянс» от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов в первом квартале 2005года (л.д. 46).

В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ суд считает допустимой ссылку на положения статьи 1 Федерального закона от 08.12.1995г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», из которой следует, что рыбопродукция и водные биоресурсы, производимые или вылавливаемые рыболовецкой артелью, относятся к сельскохозяйственной продукции, что соответствует и Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993г. № 301.

В подтверждение тому, что произведенная заявителем продукция классифицируется по ОКП аналогична продукции, произведенной рыболовецким колхозом, отнесенным к сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также в обоснование отсутствия классификации по коду 98 9934, заявителем представлена выданная ОАО «Североморский Альянс» декларация о соответствии рыбопродукции требованиям СанПиНа, ГОСТа, в которой указан код ОКП 92 6130 «Рыба мороженая» (л.д. 98). Как следует из письма СПК Рыболовецкий колхоз «Всходы коммунизма» от 05.10.2005г. № 196, признанного сельскохозяйственным производителем, при выдаче декларации о соответствии органом по сертификации продукции и услуг применяется код ОКП 92 6130 вместо кода ОКП 98 9934, поскольку код 98 9934 отсутствует в Перечне продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999г. № 766 (л.д. 100). В декларации о соответствии и в сертификате соответствия, выданных СПК Рыболовецкий колхоз «Всходы коммунизма», также указан код ОКП 92 6130 (л.д. 97, 99).

Таким образом, ОАО «Североморский Альянс» правомерно при исчислении авансовых платежей по ЕСН за первый квартал 2005 года применило налоговую ставку в размере 20 процентов. Соответственно, доначисление Обществу ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, а также начисление пеней является неправомерным.

В силу пункта 1 статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителю должны быть возмещены судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 200, 201, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л :

Требования ОАО «Североморский Альянс» удовлетворить.

Признать недействительным, как не соответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации, Решение Инспекции ФНС по городу Мурманску от 20.07.2005г. № 183, обязав налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Возвратить ОАО «Североморский Альянс» из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению № 460 от 01.09.2005г.

Решение в части признания ненормативного акта налогового органа недействительным подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья О.А. Евтушенко