ул. Академика Книповича, д. 20, г.Мурманск, 038
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(мотивированное)
город Мурманск Дело № А42-10363/2020
«17» февраля 2021 года
Резолютивная часть решения вынесена 08.02.2021.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области, ул. Строительная, д. 52, г.Оленегорск, Мурманская область, 184530 (ОГРН 1025100675731, ИНН 5108900461),
к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Гарант +», ул.Строительная, д. 45, оф. 21, г. Оленегорск, Мурманская область, 184530 (ОГРН 1175108000011, ИНН 5108003655),
о взыскании 101 318 руб. 66 коп.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее – истец, Комитет) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Гарант +» (далее – ответчик, Общество, ООО «УК Гарант +») о взыскании 101 318 руб. 66 коп. субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, предоставленной Обществу из бюджета муниципального образования город Оленегорск.
В обоснование требования истец указал, что Общество в нарушение Порядка предоставления субсидии организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, утвержденного постановлением Администрации города Оленегорска от 01.06.2020 № 469 (далее – Порядок № 469), не обеспечило использование предоставленной субсидии в установленный срок.
Определение суда от 11.12.2020 о принятии искового заявления к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства 12.12.2020 опубликовано на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.murmansk.arbitr.ru, а также направлено сторонам по почте.
Согласно почтовым уведомлениям о вручении вышеуказанное определение получено сторонами 15.12.2020.
Ответчик представил отзыв на иск, в котором с заявленным требованием не согласился, указав на фактическое исполнение соглашения о предоставлении субсидии организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, от 09.07.2020 № 10. В обоснование позиции представил документы, подтверждающие фактическое исполнение условий соглашения.
12.01.2021 истцом представлены возражения на отзыв, в которых Комитет указал на несостоятельность доводов ответчика.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
08.02.2021 судом принято решение путем подписания его резолютивной части, которая размещена на сайте суда в сети Интернет 09.02.2021.
10.02.2021 от истца поступило заявление об изготовлении мотивированного решения по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что 09.07.2020 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), постановлением Администрации города Оленегорска от 01.06.2020 № 469 между Комитетом и Обществом (Получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией № 10 (далее – Соглашение), в соответствии с которым Обществу из бюджета муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией (местного бюджета) предоставлена субсидия в размере 101 318 руб. 66 коп.
Пунктом 3.4 Соглашения стороны предусмотрели, что субсидия подлежит расходованию Получателем в течение срока действия настоящего Соглашения, но не позднее 1 ноября текущего финансового года. Остатки субсидии, не использованные на указанную дату, подлежат возврату в местный бюджет на лицевой счет Комитета не позднее 15 ноября текущего финансового года.
В подтверждение расходования средств субсидии Обществом в Комитет сопроводительными письмами № 674 от 02.11.2020 (вх. № 06-2575 от 03.11.2020) и № 675 от 03.11.2020 (вх. № 06-2576 от 03.11.2020) направлены соответствующие отчеты с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы на проведение дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов.
Рассмотрев в ходе проведения внутреннего финансового контроля представленные в адрес Комитета отчеты и приложенные в обоснование расходования средств субсидии документы, Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета и отчетности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Оленегорска» (далее – МКУ «ЦБУ») установило, что в нарушение пункта 3.4 Соглашения расходование предоставленной Обществу субсидии произведено получателем 03.11.2020, вместо установленного Соглашением срока – не позднее 1 ноября текущего года, о чем составлено извещение № 01-275 от 12.11.2020, направленное на рассмотрение в Комитет.
Установив в ходе изучения представленных МКУ «ЦБУ» результатов проверки, что Общество в установленный срок (до 01.11.2020) не использовало средства субсидии, Комитет направил в адрес ООО «УК Гарант +» требование № 06-1603 от 17.11.2020 о возвращении субсидии на реквизиты, указанные в Соглашении, в срок до 20.11.2020.
В связи с неисполнением указанного требования, а также претензии № 06-1635 от 25.11.2020, Комитет обратился в суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
При этом в подпунктах 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Пунктом 9 статьи 2.1 Федерального закона от 12.11.2019 № 367-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году» установлено, что в 2020 году дополнительно к случаям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) юридическому лицу, в том числе бюджетному и (или) автономному учреждению, учредителем которого не является соответствующий субъект Российской Федерации (муниципальное образование), могут предоставляться субсидии на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства Мурманской области от 08.05.2020 № 289-ПП утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам для организации проведения дезинфекции помещений общего пользования в многоквартирных домах (далее – Правила № 289-ПП), определяющие цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Мурманской области, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Мурманской области, в целях организации проведения дезинфекции помещений общего пользования в многоквартирных домах.
В развитие названных положений Администрацией города Оленегорска утвержден Порядок № 469, регламентирующий механизм предоставления субсидий из бюджета муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией.
Согласно пункту 2 Порядка № 469 субсидия предоставляется получателю на безвозмездной основе, в размере, необходимом для приобретения и (или) возмещения расходов на приобретение дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты
для проведения еженедельной дезинфекции помещений общего пользования
в многоквартирных домах.
Возмещению подлежат расходы, понесенные после даты введения на территории Мурманской области ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Субсидии предоставляются Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области, являющимсяглавным распорядителем средств местного бюджета, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до Комитета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, как получателю бюджетных средств (пункт 3 Порядка № 469).
Пунктом 5 Порядка № 469 определено, что основанием для предоставления субсидии получателю является соглашение о предоставлении субсидии, заключаемое между Комитетом и получателем, в соответствии с типовой формой, установленной Управлением экономики и финансов Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (УЭФ Администрации города Оленегорска).
В силу пункта 14 Порядка № 469 субсидия, предоставленная на финансовое обеспечение затрат получателя, подлежит расходованию получателем в течение срока действия соглашения о предоставлении субсидии, но не позднее 1 ноября текущего финансового года. Остатки субсидии, не использованные на указанную дату, подлежат возврату в местный бюджет на лицевой счет Комитета не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Согласно пункту 16 Порядка № 469 в целях подтверждения использования средств субсидии, полученных на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, получатель
ежемесячно предоставляет в Комитет отчет о целевом использовании выделенных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, согласно Форме, утвержденной Приложением к настоящему Порядку, не позднее 2 (второго) рабочего дня месяца, следующего за отчетным, с приложением копий документов, подтверждающих факт использования средств субсидии на цели, указанные в
пункте 2 Порядка (платежные документы, счета, счета-фактуры, товарные накладные, договоры поставок).
Контроль соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Комитетом и органами муниципального финансового контроля (УЭФ Администрации города Оленегорска, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Контрольно-счетной палатой города Оленегорска) путем проведения соответствующих проверок (пункт 18 Порядка № 469).
Согласно пункту 19 Порядка № 469 в случае нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, выявленных в результате проверок, проведенных Комитетом, средства субсидии, перечисленные (израсходованные) с нарушением условий ее предоставления, подлежат возврату в местный бюджет на лицевой счет Комитета в течение 15 календарных дней со дня получения соответствующего требования Администрации города Оленегорска о возврате субсидии.
Пунктом 20 Порядка № 469 определено, что в случае нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, выявленных в результате проверок, проведенных органами муниципального финансового контроля, средства субсидии, перечисленные (израсходованные) с нарушением условий ее предоставления, подлежат возврату в местный бюджет в соответствии с предписанием органа муниципального финансового контроля, проводившего соответствующую проверку, в установленные им сроки.
В силу пункта 21 Порядка № 469 в случае невозврата субсидии (части субсидии) в установленные сроки средства, израсходованные с нарушением условий предоставления субсидии, подлежат взысканию в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как было указано выше, 09.07.2020 между Комитетом и Обществом заключено Соглашение, предметом которого является предоставление из бюджета муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией (местного бюджета) субсидии организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией.
Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Комитету, как получателю средств местного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - код БК) на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в следующем размере: в 2020 году 101 318 руб. 66 коп. по КБК 904 0505 999К077130 813 242.09.
В соответствии с пунктом 3.3 Соглашения субсидия носит целевой характер и может быть использована исключительно на расходы, указанные в пункте 2 раздела 1Порядка предоставления субсидии.
Пунктом 3.4 Соглашения определено, что субсидия подлежит расходованию Получателем в течение срока действия настоящего Соглашения, но не позднее 1 ноября текущего финансового года. Остатки субсидии, не использованные на указанную дату, подлежат возврату в местный бюджет на лицевой счет Комитета не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Согласно пункту 4.1.5 Соглашения в случае установления Комитетом или получения от органа муниципальногофинансового контроля информации о факте нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем, недостоверных сведений, Комитет обязуется направлять Получателю требование об обеспечении возврата субсидии в местный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с пунктом 4.3.5 Соглашения Получатель обязуется представлять в Комитет отчет о целевом использовании средств субсидии не позднее 2 (второго) рабочего дня месяца, следующего за отчетным, по форме согласно приложению к Порядку предоставления субсидии, с приложением документов (платежные документы, счета, счета-фактуры, товарные накладные, договоры поставок), подтверждающих расходы Получателя.
В силу пункта 4.3.8 Соглашения Получатель обязан возвращать неиспользованный до 1 ноября текущего года остаток субсидии в доход местного бюджета (на лицевой счет Комитета) в срок не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Пунктом 6.2 Соглашения определено, что в случае нарушения Получателем условий предоставления субсидии (в том числе выявления недостоверности сведений в документах, приведших к завышению размера затрат, подлежащих возмещению, нецелевого использования средств) сумма субсидии, израсходованная с нарушением условий, подлежит возврату в местный бюджет.
Согласно пункту 7.2 Соглашения настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать отимени каждой из сторон, но не ранее доведения лимитовбюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1настоящего Соглашения, и действует дополного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.
Платежным поручением № 868463 от 04.08.2020 Комитет перечислил Обществу субсидию в размере 101 318 руб. 66 коп.
Во исполнение условий Соглашения Обществом (Заказчик) 15.10.2020 заключен Договор поставки № П/10 (далее – Договор) с ИП Дунаевой Ю.В. (Поставщик), по условиям которого Поставщик обязуется поставить дезинфицирующие средства, средства индивидуальной защиты (далее – товар) в соответствии с наименованием, характеристиками и в количестве согласно Спецификации (Приложение № 1 к настоящему договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар в соответствии с условиями настоящего договора. Поставщик гарантирует, что поставляемый товар принадлежит ему на праве собственности и свободен от прав третьих лиц (пункты 1.1-1.2 Договора).
В соответствии с пунктом 2.3 Договора Поставщик обязан поставить Заказчику товар по адресу: г. Оленегорск, ул. Строительная, д. 45, кв. 21, в порядке и в сроки, указанные в пункте 3.1 настоящего договора.
В силу пункта 3.1 Договора по настоящему Договору поставка осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты заключения Договора в соответствии со спецификацией (Приложение № 1) к Договору, которая является неотъемлемой его частью, а Заказчик обязуется принять товар и оплатить его в установленный срок.
Цена Договора составляет 101 320 руб. Заказчик оплачивает поставленный товар по ценам, указанным в Спецификации (приложение № 1 к настоящему договору). Оплата Поставщику за поставленный товар производится в течение 20 календарных дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке, на основании товарной накладной о приемке товара и счета, оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика (пункты 5.1, 5.2 Договора).
Согласно пункту 8.1 Договора он вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 01.11.2020.
В рамках указанного Договора ИП Дунаевой Ю.В. в адрес Общества 26.10.2020 по товарной накладной № 20 поставлен товар на сумму 101 320 руб.
Для оплаты поставленного товара Обществу выставлен счет № 20 от 26.10.2020.
В подтверждение расходования средств субсидии Обществом в Комитет сопроводительными письмами № 674 от 02.11.2020 (вх. № 06-2575 от 03.11.2020) и № 675 от 03.11.2020 (вх. № 06-2576 от 03.11.2020) направлены соответствующие отчеты от 02.11.2020 (о целевом использовании средств субсидии в октябре 2020 года) и от 03.11.2020 (о целевом использовании средств субсидии в ноябре 2020 года). Также представлены следующие обосновывающие документы: договор поставки № П/10 от 15.10.2020; товарная накладная № 20 от 26.10.2020; счет на оплату № 20 от 26.10.2020, платежное поручение № 505 от 03.11.2020.
Позднее Обществом представлен исправленный отчет о целевом использовании средств субсидии (вх. № 06-2672 от 13.11.2020), платежное поручение № 475 от 26.10.2020 о перечислении ИП Дунаевой Ю.В. денежных средств в сумме 262 040 руб. 10 коп., а также письмо с просьбой считать поступившую по указанному платежному поручению сумму оплатой по договору поставки № П/10 от 15.10.2020.
Основанием обращения с рассматриваемым требованием в суд послужило нарушение Обществом срока расходования средств субсидии, установленного пунктом 3.4 Соглашения (до 01.11.2020).
При этом фактическое исполнение ответчиком обязательств, на реализацию которых было направлено заключение Соглашения, Комитет не оспаривает.
В силу статей 28 и 38 БК РФ нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации образуют действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств.
Пунктом 4.3.10 Соглашения ООО «УК Гарант +» обязалось направлять средства субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией.
В пункте 4.1.5 Соглашения стороны предусмотрели право и обязанность Комитета требовать от Получателя возврата субсидии в местный бюджет в случае нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем, недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 6.2 Соглашения в случае нарушения Получателем условий предоставления субсидии (в том числе выявления недостоверности сведений в документах, приведших к завышению размера затрат, подлежащих возмещению, нецелевого использования средств) сумма субсидии, израсходованная с нарушением условий, подлежит возврату в местный бюджет.
Доказательств нецелевого использования средств субсидии, представления Обществом недостоверных сведений в ходе исполнения Соглашения в материалы дела не представлено; истцом такие основания не заявлены.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов осуществляется в целях оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Позиция Комитета основана на необходимости формального соблюдения условий Соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, что не отвечает общим задачам и целям Закона №209-ФЗ, а также Порядка № 469.
На основании изложенного, учитывая, что цели, определенные Соглашением, достигнуты, допущенное Обществом нарушение условий предоставления субсидии, выразившееся в превышении срока расходования денежных средств на 2 дня, само по себе не может являться основанием для возложения на ответчика обязанности возвратить средства субсидии в бюджет.
Кроме того, ответчик настаивает на том, что обязательства по расходованию средств субсидии исполнении им в установленный срок. Оплата за поставленные ИП Дунаевой Ю.В. дезинфицирующие средства произведена 26.10.2020 платежным поручением № 475, в назначении платежа которого ошибочно указаны реквизиты иного договора (№ б/н от 01.10.2018). При этом Общество указывает, что названное несоответствие было обнаружено при проведении анализа и финансового контроля документооборота только 13.11.2020, в результате чего ИП Дунаевой Ю.В. было направлено письмо № 695 от 13.11.2020 с просьбой изменить назначение платежа.
Согласно пункту 1 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 864 ГК РФ содержание (реквизиты) платежного поручения и его форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и банковскими правилами.
Порядок осуществления безналичных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации, правила заполнения, оформления используемых расчетных документов и проведения расчетных операций регулируются Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19.06.2012 № 383-П (далее – Положение).
В силу пункта 1.9 Положения перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
Перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и 8 к настоящему Положению, предусматривающих, среди прочего, указание назначения платежа (назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость) (пункт 1.10 Положения).
Согласно пункту 1.25 Положения банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.
Следовательно, указание в платежном поручении назначения платежа производится с целью идентификации перечисленных денежных средств у получателя платежа и при наличии ошибок или в других случаях ничто не препятствует сторонам по сделке (плательщикам и получателям средств) по взаимному волеизъявлению изменить назначение соответствующих денежных средств.
Исполнение денежного обязательства может осуществляться платежным поручением. С момента поступления платежа в банк получателя (статьи 863 - 865 ГК РФ) этот платеж прекращает обязательства по оплате (предоставлению денежных средств).
Вместе с тем, из пункта 2 статьи 522 ГК РФ, подлежащего применению к спорным правоотношениям по аналогии закона на основании пункта 1 статьи 6 ГК РФ, следует, что право покупателя указать обязательство, в счет которого должно быть засчитано исполнение при недостаточности суммы для исполнения всех однородных обязательств, может быть осуществлено только при осуществлении оплаты или без промедления после оплаты.
По смыслу указанной нормы изменение назначения платежа после оплаты без согласования с получателем платежа возможно, если такое изменение производится без промедления.
Действующим законодательством не предусмотрен порядок изменения назначения платежа и срок, в течение которого он может быть изменен, но при этом предполагается разумность и добросовестность участников гражданского оборота, что вытекает из пункта 5 статьи 10 ГК РФ.
Письмом от 13.11.2020 № 695, направленным в адрес ИП Дунаевой Ю.В., Общество изменило назначение части платежа, проведённого по платёжному поручению № 475 от 26.10.2020, то есть в срок, не превышающий трёх недель. В данном конкретном случае срок для изменения назначения платежа после совершения банковской операции является разумным.
Изменение назначения платежа на основании письма, адресованного контрагенту, не противоречит закону, в том числе Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утверждённому Банком России 19.06.2012 № 383-П. По смыслу положений статей 309, 421 ГК РФ стороны не лишены возможности изменения порядка исполнения взаимных обязательств, в том числе и посредством изменения назначения платежа, осуществленного по исполнению иного, существовавшего между ними обязательства.
Подобные действия ответчика не нарушают принцип соблюдения баланса интересов, прав и обязанности сторон, не содержат признаки злоупотребления правом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья В.Н. Кушниренко