НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 07.07.2020 № А42-371/20

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038,

www.murmansk.arbitr.ru info@murmansk.arbitr.ru

                                         Именем  Российской  Федерации

                                                         РЕШЕНИЕ                  

город Мурманск                                                                                 Дело № А42-371/2020                                                                                                                        «14» июля 2020 года

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 07 июля 2020 года.

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2020 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Кабикова Екатерина Борисовна

(при составлении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой Марией Владимировной),

рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению индивидуального предпринимателя Мишнева Дмитрия Александровича, ИНН 519040737291, ОГРНИП 314519005000051

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области, ИНН 5199000017, ОГРН 1045100220505, адрес регистрации: улица Комсомольская, дом 2, город Мурманск, Мурманская область, 183038

о признании недействительным требования от 23.07.2019 № 77816

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - не явился, извещён

от ответчика - Гук Р.Г., доверенность от 26.08.2019 № Дов-0020, служебное удостоверение, диплом о наличии высшего юридического образования

установил:

        Индивидуальный предприниматель Мишнев Дмитрий Александрович                  (ИНН 519040737291, ОГРНИП 314519005000051) (далее - ИП Мишнев Д.А., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (ИНН 5199000017, ОГРН 1045100220505, адрес регистрации: улица Комсомольская, дом 2, город Мурманск, Мурманская область, 183038)  (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным требования № 77816 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 23.07.2019, в соответствии с которым предъявлены к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда на выплату страховой пенсии, за 2018 год в сумме 114 697 руб. 45 коп. и пени в сумме 602 руб. 16 коп.

В обоснование заявленного требования ИП Мишнев Д.А. указал, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и применяет упрощённую систему налогообложения (далее - УСН) с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Расчёт страховых взносов, подлежащих уплате за 2018 год, произведён Инспекцией на основании статей 14 и 16 Федерального закона от 24.07.2009                     № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» без учёта произведённых расходов с общей суммы полученных доходов.

При этом заявитель сослался на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016                  № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда», исходя из которой взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведённых им и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учёта таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьёй 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьёй 346.16 НК РФ расходы.

Из представленной заявителем налоговой декларации по УСН за 2018 год следует, что доход ИП Мишнева Д.А. от предпринимательской деятельности составил 13 143 140 руб., сумма фактически произведённых расходов -               12 203 599 руб., налоговая база для исчисления налога по УСН - 939 541 руб.

Таким образом, сумма страховых взносов за 2018 год должна исчисляться из расчёта (939 541 руб. - 300 000 руб.) х 1 % = 6 395 руб. 45 коп. и в фиксированном размере 26 545 руб.  

Суммы взносов уплачены заявителем в полном размере 32 940 руб. 45 коп.

Расчёт суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 1 % был произведён заявителем (и уплачен в бюджет) от разницы между полученными доходами и произведёнными расходами.

Таким образом, задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам у  ИП Мишнева Д.А. отсутствует.

Требование Инспекции от 23.07.2019 № 77816, обжалованное                                     ИП Мишневым Д.А. в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - УФНС России по Мурманской области), было оставлено в силе решением от 07.11.2019 № 423 со ссылкой на решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273,

Однако, письмо Минфина России от 12.02.2018 № 03-15-07/8369, согласно которому налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчётный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нём разъяснения не являются обязательными для судов, на что указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273.

Правовой подход, согласно которому при определении размера дохода для расчёта размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведённых им и документально подтверждённых расходов, связанных с извлечением дохода, изложен в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), а также в других судебных актах Верховного Суда Российской Федерации.

Инспекция представила отзыв на заявление, в котором просит суд отказать ИП Мишневу Д.А. в удовлетворении заявленного им требования.

        Считая оспоренное заявителем требование законным и обоснованным, ответчик указал, что глава 34 НК РФ не содержит положений, предусматривающих право налогоплательщиков УСН при исчислении страховых взносов уменьшать размер полученных доходов на сумму расходов, учтённых в порядке статьи 346.16 главы 26.2 НК РФ (для исчисления объекта налогообложения по УСН). Объект налогообложения по страховым взносам не равнозначен объекту налогообложения по УСН.

        Также ответчик считает, что к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, поскольку выводы Конституционного Суда Российской Федерации в указанном деле сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим общий режим налогообложения, предусматривающий уплату НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

        Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями УСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за некоторыми исключениями), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, также за некоторыми исключениями); также указанные лица не признаются налогоплательщикам налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций (также за некоторыми исключениями).

        Указанные обстоятельства свидетельствуют о преимуществах упрощённой системы налогообложения перед общей системой налогообложения и, как следствие, о невозможности проведения между ними аналогии при рассмотрении вопроса исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

        Следовательно, в целях определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчётный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, величиной дохода будет являться сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчётный период. Расходы, предусмотренные статьёй 346.15 НК РФ, в данном случае не должны учитываться.

        Заявитель (его представитель) в суд не явился. В ходе судебного разбирательства представитель заявителя направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие ИП Мишнева Д.А. и его представителя; указал, что на заявлении о признании недействительным требования № 77816                              от 23.07.2019 заявитель настаивает, во внесудебном порядке спор не урегулирован. При этом представитель заявителя представил суду копии платёжных поручений              от 14.03.2018 № 40, от 11.05.2018 № 79, от 05.09.2018 № 109, от 28.11.2018 № 127, от 04.06.2019 № 31 на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год на общую сумму 32 940 руб. 45 коп.

Представители Инспекции против удовлетворения заявленного требования возражали. В то же время в ходе судебного разбирательства налоговый орган  произвёл перерасчёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии по сроку уплаты 01.07.2019, путём уменьшения суммы налога на 122 035 руб. 98 коп.; указал, что по состоянию на 11.03.2020 задолженность по страховым взносам отсутствует.  

Как следует из материалов дела, в соответствии с представленной                           ИП Мишневым Д.А. в налоговый орган по месту учёта налоговой декларацией по УСН за 2018 год сумма исчисленного за указанный налоговый период дохода составила 13 143 140 руб., сумма фактически произведённых расходов -               12 203 599 руб., налоговая база для исчисления налога по УСН - 939 541 руб. 

При определении размера подлежащих уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год ИП Мишнев Д.А. исходил из размера дохода, указанного в соответствующей налоговой декларации по УСН, уменьшенного на сумму произведённых расходов.

Таким образом, размер исчисленных ИП Мишневым Д.А. страховых взносов составляет 32 940 руб. 41 коп. ((939 541 - 300 000 руб.) х 1 %) = 6 395 руб. 41 коп.; 6 395 руб. 41 коп. + 26 545 руб. (размер фиксированного платежа).  

Сумма исчисленных указанным образом страховых взносов уплачена                 ИП Мишневым Д.А. в полном объёме, что подтверждается представленными в материалы дела платёжными поручениями и Инспекцией не оспаривается.

Между тем, в результате проведения контрольных мероприятий своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год Инспекция установила занижение суммы страховых взносов, поскольку по данным налогового органа доход от предпринимательской деятельности составил 13 143 140 руб., который должен быть учтён при исчислении страховых взносов без учёта фактически произведённых расходов.

Согласно расчёту Инспекции страховые взносы за 2018 год налоговым органом исчислены следующим образом: (13 143 140 руб. - 300 000 руб.) х 1 %) = 128 431 руб. 40 коп.; 128 431 руб. 40 коп. + 26 545 руб. (размер фиксированного платежа) = 154 976 руб. 40 коп.

С учётом суммы фактически уплаченных страховых взносов,  а также установления факта переплаты по состоянию на 01.07.2019, по данным налогового органа сумма подлежащих доплате страховых взносов за 2018 год составляет                         114  697 руб. 45 коп.

В результате Инспекция выставила в адрес ИП Мишнева Д.А. требование                   № 77816 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 23.07.2019, в соответствии с которым Предпринимателю предъявлены к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 114 697 руб. 45 коп. и пени в сумме 602 руб. 16 коп.

Не согласившись с указанным требованием, ИП Мишнев Д.А. обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Мурманской области.

Решением УФНС России по Мурманской области от 07.11.2019 № 423 апелляционная жалоба ИП Мишнева Д.А. на требование от 23.07.2019 № 77816 об  уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) оставлена без удовлетворения.

Посчитав, что требование от 23.07.2019 № 77816 является незаконным,                  ИП Мишнев Д.А. обратился в арбитражный суд.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулировались Федеральным законом                 от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), с 01.01.2017 регулируются главой 34 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 149 НК РФ ИП Мишнев Д.А. является плательщиком страховых взносов.

В силу пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 149 НК РФ, признаётся осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, а также доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьёй:

- в случае если величина дохода плательщика за расчётный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

- в случае если величина дохода плательщика за расчётный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчётный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы (в данном случае на 01.01.2017), увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ (в данном случае                     187 200 руб.).

Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:

1) для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьёй 210 Кодекса (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности);

2) для плательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственный налог), - в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Кодекса;

3) для плательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, - в соответствии со статьёй 346.15 Кодекса;

4) для плательщиков, уплачивающих налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьёй 346.29 Кодекса;

5) для плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, - в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Кодекса;

6) для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются.

Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учёта доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощённой системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьёй 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьёй 346.16 НК РФ расходы.

Согласно пункту 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определённой налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчётный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

При наличии недоимки налоговый орган направляет требование об её уплате (пункты 2, 8 статьи 69 НК РФ).

        Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ, вступившим в силу с                   1 января 2017, в Налоговый кодекса Российской Федерации введена глава 34 «Страховые взносы», причём пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьёй 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.

        Как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.02.1998 № 7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учёта фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход. Доходом применительно к налогу на доходы физических лиц Налоговый кодекс Российской Федерации признаёт экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (постановление от 13.03.2008 № 5-П).

        Хотя Конституционный Суд Российской Федерации отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платёж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности (определение от 05.02.2004 № 28-О), отдельные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (определение от 15.01.2009 № 242-О-П).

        В постановлении от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведённых им и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учёта таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

        Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016                   № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

        Указанные разъяснения даны в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утверждённого 12.07.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

        В определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017                   № 304-КГ16-16937 по делу № А27-5253/2016 указано, что изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016                   № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

        Аналогичное толкование правовых норм содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2017 № 304-ЭС17-1872 по делу № А27-24987/2015, от 22.11.2017 № 303-КГ-8359 по делу № А51-8964/2016.

        Довод Инспекции о том, что сумма страховых взносов должна быть исчислена с общей суммы дохода Предпринимателя без учёта произведённых расходов, противоречит изложенной выше позиции.

        Не принимается судом ссылка Инспекции на решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 АКПИ18-273.

        В решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018                                   № АКПИ18-273 была рассмотрена законность письма Минфина России                           от 12.02.2018 № 03-15-07/8369, в котором содержалось утверждение о том, что в НК РФ вычет сумм расходов при определении размера взносов на обязательное пенсионное страхование предусмотрен только в отношении тех предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, а норм, распространяющих этот подход на плательщиков, применяющих другие налоговые режимы, не имеется.

        Верховный Суд Российской Федерации указал, что, поскольку оспариваемое письмо Минфина России, в силу требований статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами, арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нём разъяснения не являются обязательными для судов.

        Кроме того, признание Закона № 212-ФЗ утратившим силу и введение в действие главы НК РФ, не затронули порядок определения базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. В свою очередь, изменения в законодательство, регулирующее порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (признание Закона               № 212-ФЗ утратившим силу и введение в действие главы 34 НК РФ), были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ, то есть до принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 30.11.2016                 № 27-П.

        Поскольку Предпринимателем в налоговой декларации по упрощённой системе налогообложения за 2018 год заявлены расходы в сумме 12 203 599 руб. и неправомерность заявленной суммы расходов налоговым органом не установлена, основания для исчисления страховых взносов, подлежащих доплате за 2018 год, сверх суммы, исчисленной Предпринимателем, отсутствуют.

        Следовательно, правовых оснований для вынесения требования № 77816 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 23.07.2019 страховых взносов и пеней не имеется.

С учётом изложенного, требование Инспекции от 23.07.2019 № 77816 подлежит признанию недействительным.

При обращении в суд заявитель по чеку-ордеру от 17.01.2020 (операция                    № 233) перечислил в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение настоящего дела в суде первой инстанции в сумме 300 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, с Инспекции в пользу ИП Мишнева Д.А. подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 300 руб.

        Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

Заявление индивидуального предпринимателя Мишнева Дмитрия Александровича удовлетворить.

        Признать недействительным, как не соответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации, требование Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску № 77816 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, для индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 23.07.2019.

        Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Мурманску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Мишнева Дмитрия Александровича.

        Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску  (ИНН 5190100360), зарегистрированной 24.12.2004 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1045100223850, адрес регистрации: улица Комсомольская, дом 4, город Мурманск, Мурманская область, 183038 в пользу индивидуального предпринимателя Мишнева Дмитрия Александровича (ИНН 519040737291), зарегистрированного 19.02.2014 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 314519005000051, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 300 (триста) рублей.

        Решение суда в части признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в месячный срок  со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                    Е.Б. Кабикова