Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-8993/2017
27.03.2018
Резолютивная часть решения оглашена 07.03.2018
Полный текст решения изготовлен 27.03.2018
Судья Арбитражного суда Мурманской области Фокина О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Мурманская областная электросетевая компания» (ул. Шмидта, д. 16, г. Мурманск; ОГРН 1095190000278, ИНН 5190197680) к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области (пр. Ленина, д. 75, г. Мурманск; ул. Генерала Журбы, д. 6, г. Мурманск; ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403)об оспаривании постановления от 31.10.2017 по делу об административном правонарушении № 97,
при участии:
от заявителя – до перерыва – представителя по доверенности Артамоновой Л.А., после перерыва – представителей по доверенностям Артамоновой Л.А., Похилец Ю.Б.,
от административного органа – представителей по доверенностям Багровой А.Б., Заболотской Н.В.,
установил:
акционерное общество «Мурманская областная электросетевая компания» (далее – заявитель, Общество, АО «МОЭСК») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области (далее – административный орган, Комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2017 по делу об административном правонарушении № 97.
Обосновывая заявленные требования, заявитель указал на отсутствие события административного правонарушения, допущенные Комитетом процессуальные нарушения. Отметил, что АО «МОЭСК» не предоставляло в Комитет заведомо недостоверные сведения; достоверность представленных сведений подтверждена документами финансовой отчетности; несогласие Комитета с представленным Обществом расчетом не свидетельствует о недостоверности сведений о фактической и документально подтвержденной величине налога на прибыль. Указал на возможность применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 16.11.2017 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Административный орган представил отзыв на заявление, в котором с заявленными требованиями не согласился, указав, в том числе на законность и обоснованность оспариваемого постановления, отсутствие оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ. Также представил ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Определением от 18.01.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, назначил проведение предварительного судебного заседания и судебного разбирательства на 28.02.2018.
28.02.2018 суд завершил предварительное судебное заседание, перешел к судебному разбирательству. В связи с ходатайством заявителя судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв до 07.03.2018.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в заявлении и отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «МОЭСК» для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2018 год.
02.10.2017 в результате рассмотрения материалов тарифного дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на 2018 год АО «МОЭСК», а именно приложенных к заявлению АО «МОЭСК» пояснительной записки, формы «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном обосновании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» за 2016 год, отчета о финансовых результатах за 2016 год, и их сопоставления, административный орган пришел к выводу о том, что Общество заведомо представило недостоверные сведения за 2016 год по налогу на прибыль по регулируемым видам деятельности.
20.10.2017 должностным лицом Комитета в отношении АО «МОЭСК» в присутствии представителей Общества составлен протокол об административном правонарушении № 97.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 31.10.2017 № 97, вынесенным в присутствии представителя Общества, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, и ему назначен штраф в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Объективную сторону состава административного правонарушения образует представление в соответствующий государственный орган заведомо недостоверных сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными актами.
Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица, на которых нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу абзаца шестого пункта 4 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 24 названного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области, а также функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в указанной сфере, является Комитет по тарифному регулированию Мурманской области (пункт 1.1 Положения о Комитете по тарифному регулированию Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2015 № 265-ПП).
Комитет в установленной сфере деятельности принимает нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) и осуществляет, в том числе в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики следующие функции: устанавливает цены (тарифы): на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России, и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами (пункты 2.2.2. 2.2.2.1).
В целях исполнения функций в установленной сфере деятельности работники Комитета для реализации закрепленных за Комитетом полномочий и в пределах своей компетенции имеют право составлять протоколы, выносить постановления и вести дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункты 4.1, 4.2.2).
Во исполнение вышеназванных положений Закона № 35-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила № 1178).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Пунктом 12 Правил № 1178 предусмотрено что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
К заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 указанных Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают следующие обосновывающие материалы:
1) баланс электрической энергии;
2) баланс электрической мощности, в том числе информация об установленной, располагаемой и рабочей генерирующей мощности;
3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии (для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);
4) баланс тепловой мощности;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;
6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям (в части тепловой энергии - для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);
7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;
9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) разработанные в соответствии с установленными требованиями программы энергосбережения в случаях, когда разработка таких программ предусмотрена законодательством Российской Федерации;
12) оценка экономически не обоснованных расходов (доходов), расходов, не учтенных в составе тарифов, дохода, недополученного по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе дополнительно полученных сетевой организацией доходов, возникших в предшествующий период регулирования вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии;
13) документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты);
14) один из следующих документов, подтверждающих обязанность потребителя оплатить расходы сетевой организации, связанные с установкой для него приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности:
договор, регулирующий условия установки прибора учета электрической энергии, заключенный между потребителем услуг и сетевой организацией;
вступившее в законную силу решение суда о принудительном взыскании расходов, связанных с установкой прибора учета электрической энергии;
15) справка о наличии официального сайта в сети Интернет и выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению, подписанная руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенная печатью заявителя (при наличии печати);
16) утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям) (пункт 17 Правил № 1178).
Пунктами 15 - 32 Основ ценообразования № 1178 подробно регламентирован порядок и критерии определения состава и величины расходов, включаемых в необходимую валовую выручку регулируемой организации, а также порядок и критерии оценки их экономической обоснованности (НВВ - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования - пункт 2 Основ ценообразования № 1178).
Так, в соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
АО «МОЭСК» является субъектом электроэнергетики.
Во исполнение пункта 12 Правил № 1178, АО «МОЭСК» представило в Комитет предложение (заявление) от 28.04.2017 исх. № 1/4497 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями и корректировке необходимой валовой выручки на 2018 год, рассчитанной с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, с приложением обосновывающих и предусмотренных пунктом 17 Правил № 1178 материалов. Предлагаемая НВВ АО «МОЭСК» на 2018 год составила 827 555 750 руб.
В составе обосновывающих материалов заявитель с учетом требований пункта 20 Основ ценообразования № 1178 также представил документы, определяющие величину налога на прибыль.
При проведении анализа представленных Обществом документов Комитетом было выявлено несоответствие данных по налогу на прибыль по регулируемым видам деятельности. При этом приведенные заявителем доводы о нарушении Комитетом порядка проведения проверки, регламентированного Федеральным законом № 294-ФЗ, подлежат отклонению, поскольку с учетом фактических обстоятельств данного дела проверка в рамках указанного Закона не проводилась.
Как указано в оспариваемом постановлении от 31.10.2017 по делу об административном правонарушении № 97, в пункте 2.4 пояснительной записки Общество указало налог на прибыль по факту 2016 года по регулируемым видам деятельности в сумме 25 956,97 тыс. руб., а согласно форме «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» (далее – форма 1.3) налог на прибыль по регулируемым видам деятельности АО «МОЭСК» за 2016 год составил 13 433 тыс. руб. (технологическое присоединение), всего по субъекту 13 621 тыс. руб. Также Комитет пришел к выводу о неверном указании суммарного налога на прибыль по субъекту за 2016 год в форме 1.3, в связи с тем, что Обществом не учтен полученный в 2016 году убыток от прочих видов деятельности в сумме 1 438 562 тыс. руб.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что в форме 1.3 суммарный налог на прибыль по субъекту за 2016 год отражен в размере 13 621 тыс. руб. (графы 4, 5 формы 1.3, л.д. 43), в том числе налог на прибыль в соответствии с данными раздельного учета по регулируемому виду деятельности (осуществление технологического присоединения) - 13 433 тыс. руб. (графа 7 формы 1.3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:
производству электрической энергии;
передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства);
реализации (сбыту) электрической энергии;
оперативно-диспетчерскому управлению.
Понятие первичный бухгалтерский учет раскрыто в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» из которого следует, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Таким образом, раздельный учет для целей, предусмотренных статьей 43 Закона № 35-ФЗ, осуществляется на основе первичных бухгалтерских документов.
Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 43 Закона № 35-ФЗ).
В спорный период (и до настоящего времени) Правительством Российской Федерации не утверждены специальные указания по ведению раздельного учета, правоотношения, связанные с ведением раздельного учета в сфере электроэнергетики регулируются Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - Порядок), утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 585.
Из пункта 1 Порядка следует, что Порядок устанавливает правила ведения раздельного учета доходов и расходов, а также иных показателей, необходимых для ведения раздельного учета доходов и расходов, по видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
Показатели раздельного учета должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности (пунктом 6 Порядка).
В рассматриваемом случае, указанная в форме 1.3 величина налога на прибыль соответствует приложенным к предложению (заявлению) АО «МОЭСК» от 28.04.2017 в качестве обосновывающих материалов документам финансовой отчетности, в том числе отчету о финансовых результатах за январь-декабрь 2016 года (строка 2410).
В своих пояснениях, данных административному органу и суду, заявитель пояснил, что указанный в форме 1.3 суммарный налог на прибыль по субъекту за 2016 год рассчитан в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и учитывает полученный в 2016 году убыток от прочих видов деятельности в сумме 1 438 562 тыс. руб.
Так, АО «МОЭСК» владеет активами и долями в организациях, две из которых в настоящее время находятся в стадии банкротства. Согласно протоколу Комиссии по инвентаризации финансовых вложений № 1 от 31.12.2016, данные финансовые вложения признаны неликвидными и на основании пункта 37 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, заявителем принято решение о создании резерва под обесценение финансовых вложений в размере 1 648 963 тыс. руб. Сумма сформированного резерва отражена в Отчете о финансовых результатах за январь-декабрь 2016 года (строка 2350 «Прочие расходы»). Увеличение размера прочих расходов на величину резерва послужило причиной возникновения убытка в бухгалтерском учете. Данные обстоятельства Комитетом не оспорены.
В соответствии с пунктом 10 статьи 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы в расходах по налогу на прибыль не учитываются суммы отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, создаваемые организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением сумм отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг, производимых профессиональными участниками рынка ценных бумаг в соответствии со статьей 300 Налогового кодекса РФ.
Поскольку АО «МОЭСК» не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и не имеет соответствующей лицензии в соответствии со статьей 300 Налогового органа РФ, указанные отчисления в резерв не относятся на расходы в целях налогообложения прибыли, вследствие чего, при создании указанного резерва, в учете возникает постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (пункты 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н), которое отражается записью по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (субсчет «Постоянные налоговые обязательства») и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При этом сальдо постоянных налоговых обязательств отражается по строке 2421 Отчета о финансовых результатах, информация о текущем налоге на прибыль, то есть о сумме налога на прибыль, начисленной к уплате в бюджет, отраженной в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, - в строке 2410 (пункты 22, 24 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Согласно представленной в составе обосновывающих материалов к предложению (заявлению) АО «МОЭСК» от 28.04.2017 декларации по налогу на прибыль за 2016 год, сумма налога к уплате заявителем в бюджет составила 13 621 тыс. руб. Указанный факт Комитетом не оспорен.
Само по себе несогласие с произведенным заявителем расчетом не может свидетельствовать о недостоверности сведений применительно к событию административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Также заявителем в Комитет была представлена пояснительная записка к расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год, в абзаце 5 пункта 2.4 которой общая сумма налога на прибыль за 2016 год по регулируемым видам деятельности указана в размере 25 956, 97 тыс. руб. При этом как следует из содержания пояснительной записки указанная сумма налога сформирована заявителем по группе компаний, участвующих в процессе осуществления АО «МОЭСК» регулируемого вида деятельности. Указанное обстоятельство Комитетом не опровергнуто. Следовательно, данные по суммам налога на прибыль, отраженные в абзаце 5 пункта 2.4 пояснительной записки не могут быть признаны недостоверными и противоречащими форме 1.3, содержащей показатели только по субъекту АО «МОЭСК». Иного суду не доказано.
Приведенная в письменном отзыве на заявление от 06.12.2017 (л.д. 24-32) ссылка Комитета на отсутствие у АО «МОЭСК» прибыли за 2016 год и как следствие невозможность Общества быть плательщиком налога на прибыль, отклоняется судом как противоречащая представленным в материалы дела документам (соответствующие платежные поручения, справка от 21.12.2017, л.д. 74-84).
Ссылка Комитета на то, что документы, подтверждающие уплату налога на прибыль, не были представлены заявителем в составе заявления об установлении (корректировке НВВ) индивидуального тарифа на услуги по передаче на 2018 год, является несостоятельной, поскольку Комитетом указанная информация у заявителя не запрашивалась. В ходе рассмотрения административного дела данные обстоятельства административным органом не исследованы, оценка им не дана.
При этом, в силу пункта 19 Правил № 1178 в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С субъективной стороны административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 могут быть совершены только умышленно.
Следовательно, административный орган обязан представить суду доказательства наличия вины Общества в совершении указанного административного правонарушения и умысла Общества в предоставлении недостоверных сведений.
Исследовав доказательства по делу, суд не установил умысла Общества в предоставлении недостоверных сведений, как и самого факта предоставления недостоверных сведений.
Доказательств обратного Комитет суду не представил.
В данном случае, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе вины в совершении противоправных действий (бездействия), в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 31.10.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 97, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Мурманская областная электросетевая компания».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок с даты принятия решения.
Судья Фокина О.С.