НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 06.05.2006 № А42-2109/06

Арбитражный суд Мурманской области

Ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42- 2109/2006 “ 19 “ мая 2006 года

Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена 06 мая 2006 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 19 мая 2006 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Галко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Галко Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Северный научно-исследовательский флот»

к Инспекции ФНС России по г.Мурманску

о признании недействительными решения от 17.03.2006г. № 3089 и требования от 20.03.2006г. № 43616

при участии в заседании представителей:

заявителя – Смирницкого А.И. – доверенность от 06.02.2006г.

ответчика – Саенко Д.В. – доверенность от 10.01.2006г. № 01-14-04/000092

установил:

Закрытое акционерное общество «Северный научно-исследовательский флот» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г.Мурманску (далее – Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительными решения от 17.03.2006г. № 3089 и требования от 20.03.2006г. № 43616.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что оспариваемые решение и требование вынесены с нарушением норм материального права.

Выплаты иностранной валюты взамен суточных в соответствии с п.3 Распоряжения Правительства РФ от 01.06.1994г. № 819-р производятся членам экипажей судов за счет средств предприятий-судовладельцев, т.е. работодателя, как указано в статье 165 ТК РФ. Указанные выплаты по свое правовой природе являются компенсационными выплатами, установленными в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей в период нахождения в море, что полностью соответствует понятию компенсаций, данному в статье 164 ТК РФ.

Согласно пункту 42 Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

Заявитель указывает, что выплаты взамен суточных носят обязательный характер, как установленные действующим законодательством Российской Федерации и признаются в качестве компенсационных выплат (должны выплачиваться за сам факт пребывания моряков в рейсе вне зависимости от его результатов), установленных в соответствии с действующими в 2003 году требованиями нормативных актов Российской Федерации.

Таким образом, выплаты взамен суточных относятся к компенсационным выплатам, которые освобождаются от налогообложения, в связи с чем у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления единого социального налога (далее – ЕСН) и налога на доходы физических лиц, пеней и привлечения к налоговой ответственности.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В обоснование своих возражений ответчик приводит следующие доводы.

Установленные распоряжениями Правительства РФ от 01.06.1994г. № 819-р и от 03.11.1994г. № 1741-р предельные нормы выплат в иностранной валюте взамен суточных членам судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности не являются компенсацией командировочных расходов, а включаются в заработную плату повышенного размера за особые условия труда в соответствии со статьей 146 ТК РФ.

Кроме того, в соответствии со статьей 4 Конституции РФ Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, в связи с чем постановления и распоряжения Правительства РФ второстепенны и не могут противоречить Федеральным законам.

Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах – правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления налога на доходы, представления в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, и об удержанных суммах налога; правильности исчисления и уплаты единого социального налога за период с 25.07.2002г. по 31.12.2003г.

По результатам выездной налоговой проверки был составлен Акт № 63 от 16.02.2006г. (л.д.17 т.1).

Акт выездной налоговой проверки был вручен генеральному директору Общества лично 20.02.2006г. (л.д.30 т.1).

На основании Акта налоговой проверки руководителем Инспекции 17.03.2006г. было принято решение № 3089, которым заявитель привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных:

- статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц за 2003 год, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в бюджет, в виде взыскания штрафа в размере 230 882 руб.;

- пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату единого социального налога за 2003 год в результате занижения налоговой базы, в виде взыскания штрафа в размере 413 046 руб. (л.д.136 т.1).

Одновременно указанным решением Обществу доначислены:

- налог на доходы физических лиц в сумме 1 154 410 руб., а также в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени в сумме 467 100 руб.

- единый социальный налог в сумме 2 065 231 руб., а также в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени в сумме 828 405 руб.

На основании данного решения Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование № 43616 от 20.03.2006г. об уплате доначисленных сумм налога и пеней (л.д.3 т.2).

Заявитель, не согласившись решением и требованием налогового органа оспорил их в судебном порядке.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 НК РФ налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ предусматривается обязанность налоговых агентов по своевременному и правильному исчислению, удержанию и внесению в бюджет сумм налога с доходов физических лиц.

Согласно статьям 209-210 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 НК РФ.

В соответствии со статьёй 217 НК РФ не полежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Случаи предоставления компенсационных выплат, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, предусмотрены главой 23 Трудового кодекса РФ.

Согласно статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приёме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счёт средств работодателя.

Выплата иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания российских судоходных компаний осуществляется в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 01.06.1994г. № 819-р и от 03.11.1994г. № 1741-р (далее – Распоряжения № 819-р и № 1741-р).

В соответствии с п. 3 Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 01.06.1994г. № 819-р установленные в пункте 1 настоящего распоряжения выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся за счет средств предприятий - судовладельцев.

Выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся членам экипажей судов за период пребывания в рейсе и по своей правовой природе являются компенсационными выплатами, установленными в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей в период нахождения в море, что соответствует понятию компенсаций, данному в статье 164 ТК РФ.

Данные выплаты производятся членам экипажей судов помимо заработной платы и заработной платой не являются.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработной платой является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные главой 21 Кодекса «Заработная плата».

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Таким образом, оплата труда в особых условиях, предусмотренная ст. 146 ТК РФ, на которую ссылается налоговый орган, также устанавливается коллективными или трудовыми договорами.

Выплата работникам иностранной валюты взамен суточных коллективным и трудовыми договорами не установлена, что не оспаривается ответчиком, в связи с чем заработной платой не является.

В соответствии с пунктом 42 Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утверждённой постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 10.07.1995г. № 89 и согласованной с министерствами экономики, финансов и труда России, Центральным банком Российской Федерации, расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

В состав фонда заработной платы Общества выплаты взамен суточных не включены, что не оспаривается ответчиком.

Доводы налогового органа о том, что данные выплаты не являются компенсацией командировочных расходов, не влияют на компенсационный характер данных выплат.

В соответствии со статьёй 166 Трудового кодекса Российской Федерации, служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определённый срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Таким образом, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой.

Вместе с тем, статьей 165 ТК РФ помимо перечисленных в данной статье компенсаций, в т.ч. при направлении в служебные командировки, предусмотрено предоставление компенсаций в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с данным Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В соответствии со статьей 4 Кодекса законов о труде Российской Федерации, который действовал в период принятия распоряжений Правительства РФ, к актам законодательства о труде относились распоряжения Правительства Российской Федерации.

Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, в том числе постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Под нормативным актом, входящим в систему законодательства Российской Федерации, понимается документ, принятый соответствующим органом в пределах компетенции и содержащий предписания, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.08.97г. № 1009 распоряжения Правительства РФ являются нормативными правовыми актами.

Статьей 12 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с истечением срока его действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием, утратившим силу) данного акта актом равной или вышестоящей юридической силы.

Распоряжения Правительства Российской Федерации № 819-р, 1741-р. являются действующими нормативными правовыми актами, не противоречат нормам трудового законодательства, а следовательно, подлежат применению в полном объеме.

Предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний установлены Распоряжением № 819-р, действие которого распространено на членов экипажей заграничного плавания флота рыбной промышленности Распоряжением № 1741-р.

Выплаты произведены Обществом в пределах норм, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации, поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 238 НК РФ и статьей 217 НК РФ не подлежат обложению ЕСН и налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, доначисление Обществу оспариваемым решением ЕСН и налога на доходы физических лиц, соответствующих пеней и налоговых санкций, связанного с включением в налоговую базу сумм выплат иностранной валюты взамен суточных, является необоснованным.

Кроме того, суд также считает не основанным на законе решение и требование налоговой инспекции в части доначисления и уплаты неудержанного налога на доходы физических лиц с соответствующими пенями по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.

Требование Инспекции о перечислении налоговым агентом за счет собственных средств сумм налога, не удержанных у налогоплательщика, не основано на нормах Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из содержания статьи 8 НК РФ, налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. То есть взимание налога - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам.

Согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц.

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит положениям статьи 8, пункта 9 статьи 226 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в пункте 2 этой статьи.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абзац третий пункта 2 статьи 45 НК РФ). До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике.

Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.

В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент. Только в этом случае с него может быть взыскана сумма удержанного налога и на него будут распространяться положения статьи 75 НК РФ о начислении пеней за просрочку уплаты налога (удержанного, но не перечисленного).

Таким образом, нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

Поскольку доначисленные налоговым органом суммы налога на доходы физических лиц, заявителем удержаны не были, отсутствует и его обязанность по ихуплате в бюджет, а также возможность начисления пеней за просрочку уплаты (перечисления) налога.

С учетом изложенного решение Инспекции от 17.03.2006г. № 3089 и требование от 20.03.2006г. № 43616 в части доначисления и уплаты налога на доходы физических лиц в сумме 1 154 410 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций по ст. 123 НК РФ, единого социального налога в сумме 2 065 231 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций по п.1 ст. 122 НК РФ, не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными и не соответствующими положениям Налогового кодекса РФ решение Инспекции ФНС РФ по г. Мурманску от 17.03.2006г. № 3089 и требование от 20.03.2006г. № 43616.

Обязать Инспекцию ФНС РФ по г. Мурманску устранить допущенные нарушения.

Возвратить ЗАО «Северный научно-исследовательский флот» из средств федерального бюджета государственную пошлину в размере 5000 руб., уплаченную по платежному поручению от 17.03.2006г. № 46.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия.

Судья Е. В. Галко