НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Мурманской области от 05.04.2010 № А42-11480/09

Арбитражный суд Мурманской области

Ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

Е-mail суда: arbsud.murmansk@polarnet.ru

http:murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А 42-11480/2009

21 апреля 2010 года

Резолютивная часть решения вынесена и объявлена 05.04.2010, решение в полном объеме изготовлено 21.04.2010.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Беляева Лариса Евгеньевна

  при ведении протокола судебного заседания судьей Беляевой Л.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Комитета по образованию администрации г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области

к Министерству образования и науки Мурманской области

третье лицо Администрация города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области

о признании недействительным предписания от 25.11.2009 № 17-01-02/2099 в части

при участии в заседании представителей:

заявителя  –  Орловой И.Г., доверенность от 08.02.2010 № 07/216; Козловой С.Н., доверенность от 08.02.2010

ответчика –  Виденеевой С.Ю., доверенность от 17.06.2009 № 17-01-07/2134; Саленюк Н.М., доверенность от 04.03.2010 № 17-01-07/738

третьего лица – не участвовал

установил:

Комитет по образованию администрации г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее – Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным предписания Министерства образования и науки Мурманской области от 25.11.2009 № 17-01-08/2099 в части требования обеспечить возврат в областной бюджет денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 54 759,15руб.

В обоснование требований Комитет в заявлении и дополнении к нему указал, что бюджетное законодательство допускает погашение кредиторской задолженности прошлого года в текущем финансовом году.

Обязательства, принятые бюджетными учреждениями в 2008 году по муниципальным контрактам и договорам (на оказание услуг по организации питания и поставку продуктов питания в общеобразовательные учреждения) и исполненные в 2009 году за счет бюджетных ассигнований и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в 2009 году, не нарушает бюджетное законодательство и нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками за услуги по организации питания у бюджетных учреждений сложилась по завершению финансового года за услуги, оказанные в декабре 2008 года. Данная задолженность образовалась в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств 2008 года, была отражена в отчетности Комитета за 2008 год и принята финансовым отделом администрации.

Финансовый отдел администрации санкционировал оплату принятых денежных обязательств 2008 года за счет бюджетных ассигнований на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся 2009 года (письмо от 28.01.2009 № 41/1).

Погашение кредиторской задолженности должно производиться за счет средств, предоставленных в виде субвенции из областного бюджета для осуществления данных государственных полномочий. При использовании субвенции процедура использования денежных средств не нарушена (коды бюджетной классификации, на которые отнесены расходы, соответствуют кодам, по которым Комитету были выделены и доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств).

Считает, что получатели бюджетных средств вправе использовать лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования в соответствии с их целевым назначением как для оплаты принятых обязательств текущего года, так и по долгам прошлых лет, что подтверждается нормами законодательства, а также разъяснениями Главного управления федерального казначейства (письмо от 21.06.2006 № 42-7.1-15/5.1-257).

Министерство представило письменный отзыв и дополнение к нему, в котором с заявленным требованием не согласилось, указав следующее:

Использование бюджетных средств, предоставленных бюджету г. Оленегорска с подведомственной территорией в 2009 году на финансовое обеспечение расходов по питанию, на погашение задолженности прошлого года не было предусмотрено бюджетной росписью областного бюджета на 2009 год и противоречит Порядку определения объема указанной субвенции, утвержденному Законом Мурманской области от 26.10.2007 № 900-01-ЗМО «О предоставлении питания отдельным категориям обучающихся и студентов государственных областных и муниципальных образовательных учреждений Мурманской области» и Правилам расходования средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) в виде субвенций и регионального фонда компенсаций на обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся, утвержденным постановлением правительства Мурманской области от 15.07.2009 № 313-ПП.

С учетом положений статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) орган, осуществляющий кассовой обслуживание исполнения бюджета, до последнего рабочего дня текущего финансового года включительно обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств.

Ссылка заявителя на то, что законодательство допускает погашение кредиторской задолженности прошлого года в текущем финансовом году, в отсутствие соответствующего согласования с главным распорядителем бюджетных средств, является необоснованной. Положения БК РФ, а также иных правовых актов, регламентирующих организацию бюджетного процесса и исполнение бюджета, не предусматривают направление бюджетных средств, предоставленных в текущем финансовом году, на погашение кредиторской задолженности прошлых лет.

Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись не допускается. Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств не допускается (часть 4 статьи 219.1 БК РФ).

С учетом положений статьи 38 БК РФ, считает, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств не могут самостоятельно вносить изменения в бюджетную роспись и кассовый план выплат при совершении расходных операций.

С учетом обстоятельств дела, мнения представителей сторон, суд полагает возможным, на основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотреть дело в отсутствие третьего лица – Администрации г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области, надлежащим образом извещенной арбитражным судом (уведомление о вручении 16.03.2010).

В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные соответственно в заявлении и отзыве на заявление.

Из материалов дела установлено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Мурманской области от 26.10.2007 № 900-01-ЗМО «О предоставлении питания отдельным категориям обучающихся и студентов государственных областных и муниципальных образовательных учреждений Мурманской области « (далее – Закон № 900-01-ЗМО) органы местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией наделены государственными полномочиями по обеспечению предоставления бесплатного питания обучающимся муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1 настоящего Закона

Согласно пункту 4 статьи 3 названного закона финансовое обеспечение указанных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций из регионального фонда компенсаций, образованного в составе областного бюджета, в соответствии с законом Мурманской области об областном бюджета на соответствующий финансовый год.

Порядок расчета указанных субвенций определен в приложении к данному закону (пункт 5 статьи 3 Закона 900-01-ЗМО).

Контроль за осуществлением переданных государственных полномочий возлагается на исполнительные органы государственной власти Мурманской области, осуществляющие в пределах своей компетенции функции в сфере управления образованием и государственного финансового контроля (пункт 7 статьи 3 названного закона).

Правила расходования средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) в виде субвенций из регионального фонда компенсаций на обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся утверждены постановлением Правительства Мурманской области от 15.07.2009 № 313-ПП (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение расходов на питание обучающихся муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных в областном бюджета на соответствующий год.

В соответствии с пунктами 3, 5 Правил субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели Министерству образования и науки Мурманской области. Учет операций, связанных с использованием субвенций, осуществляется на лицевых счетах получателей средств местного бюджета, открытых в территориальном органе Федерального казначейства.

Получатели средств местного бюджета используют бюджетные средства, полученные в форме субвенции, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов и Порядком предоставления питания обучающимся муниципальных образовательных учреждений, утвержденным органом местного самоуправления. Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) несут ответственность за нецелевое использование субвенций и недостоверность представляемых сведений. В случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации пункты 6, 8, 9 Правил).

Согласно пункту 10 Правил контроль за правильностью использования органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) субвенций осуществляют Министерство образования и науки Мурманской области, Министерство финансов Мурманской области и Контрольно-счетная палата Мурманской области.

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 15.12.2008 № 622-ПП (далее – Положение), Министерство является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим, в том числе функции органа государственного финансового контроля.

Пунктом 2.2.4.1 Положения предусмотрено право Министерства направлять обязательные для исполнения предписания соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, а также осуществлять контроль за исполнением предписаний.

В целях осуществления Министерством финансового контроля в сфере образования, приказом от 18.02.2009 № 300 утверждено Положение о порядке осуществления Министерством образования и науки Мурманской области финансового контроля в сфере образования за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств областного бюджета, а также государственного имущества, находящегося в областной собственности, и обеспечения контроля за получателями межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

На основании приказа Министерства от 08.10.2009 № 1720 «О проведении комплексной проверки комитета по образованию администрации г. Оленегорска» и от 26.10.2009 № 1841 «О внесении изменений в приказ Министерства от 08.10.209 № 1720», в период с 17 по 31 марта 2009 года проведена проверка Комитета по исполнению бюджетного законодательства в части использования межбюджетных трансфертов, предоставленных в виде субвенций и субсидий муниципальному образованию г. Оленегорск с подведомственной территорией в период 9 месяцев 2009 года из областного бюджета.

Результаты проверки отражены в Справке, утвержденной приказом Министерства образования и науки Мурманской области № 2023 от 20.11.2009.

Из Справки следует, что в ходе проверки установлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации в части нецелевого расходования субвенции, предоставленной местному бюджету на обеспечение бесплатным питанием обучающихся общеобразовательных школ, а именно:

На конец отчетного периода - 2008 года была допущена кредиторская задолженность в общей сумме 54 759,15руб. за услуги питания, предоставленные обучающимся общеобразовательных школ в декабре 2008 года.

Полученные в 2009 году средства из областного бюджета были направлены на погашение кредиторской задолженности прошлого года по расчетам с поставщиками за услуги питания, предоставленного обучающимся МОУ ООШ № 7, МОУ СОШ № 13 и МОУ ООШ № 21 в декабре 2008 года в размере 52 291,95руб. (в том числе: ООШ № 7 – 24 018,05руб., СОШ № 13 – 11 456,91руб., ООШ № 21 – 16 816,99руб.) и поставленные продукты питания в МОУ ООШ № 21 в размере 2 467,2руб.

При этом использование бюджетных средств, предоставленных городскому бюджеты в 2009 году на финансовое обеспечение расходов по питанию, на погашение задолженности прошлого года, не было предусмотрено бюджетной росписью областного бюджета на 2009 год и противоречит требованиям принятых Мурманской областью правовых актов, регламентирующих порядок получения и расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда компенсаций на обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся образовательных учреждений.

По итогам проверки, в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в адрес Комитета направлено предписание от 25.11.2009 № 17-01-02/2099 об устранении нарушений, в пункте 2 которого предложено в срок до 31.12.2009 обеспечить возврат в областной бюджет денежные средства (54 759,15руб.), использованные не по целевому назначению.

Не согласившись с предписанием Министерства в указанной части, Комитет обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона № 131-ФЗ органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В силу статьи 38 БК РФ действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм этих средств, являются нарушением бюджетного законодательства. Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения (статья 289 БК РФ).

По смыслу статьи 289 БК РФ использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.

Субвенция бюджету муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией была предоставлена из областного бюджета в соответствии с Законом Мурманской области от 11.12.2008 № 1045-01-ЗМО «Об областном бюджета на 2009 год», бюджетной росписью расходов Министерства на 2009 год, утвержденной министром образования и науки Мурманской области от 16.12.2008, лимитами бюджетных обязательств Министерства на 2009 год, утвержденных заместителем министра от 31.12.2008, кассовым планом выплат, утвержденным заместителем министра от 19.01.2009.

В соответствии с бюджетной росписью и кассовым планом выплат из областного бюджета финансовому отделу Администрации на 2009 год были доведены лимиты бюджетных обязательств на финансирование вышеуказанных расходов в объеме 7 974 000руб. (код классификации расходов – 01811035190200009251, в дальнейшем с учетом изменений, внесенных в бюджетную роспись расходов на основании справки Минфина Мурманской области от 19.01.2009 № 4 код классификации расходов – 01811035210200009251).

Комитетом в установленном порядке утвержден кассовый план выплат на 2009 год, с разбивкой по кварталам. Согласно кассовому плану выплат из областного бюджета субвенция распределена Комитетом в соответствии с предоставленным ему объемом лимитов бюджетных обязательств по данной субвенции: 1 квартал – 1 984 000руб., 2 квартал – 1 651 00руб., 3 квартал – 868 000руб., 4 квартал – 3 471 000руб., всего на 2009 год – 7 974 000руб.

С учетом условий заключенных муниципальных контрактов на оказание услуг по организации питания в общеобразовательных учреждениях и договорам на поставку продуктов питания, при их исполнении на конец отчетного периода - 2008 года была допущена кредиторская задолженность в общей сумме 54 759,15руб. за услуги питания, предоставленные обучающимся общеобразовательных школ в декабре 2008 года.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что полученные в 2009 году средства из областного бюджета были направлены на погашение вышеуказанной кредиторской задолженности прошлого года по расчетам с поставщиками за услуги питания, предоставленного обучающимся МОУ ООШ № 7, МОУ СОШ № 13 и МОУ ООШ № 21 в декабре 2008 года в общей сумме 52 291,95руб., и поставленные продукты питания в МОУ ООШ № 21 в сумме 2 467,2руб.

Согласно статье 2 Закона Мурманской области от 11.12.2007 № 919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области» (далее – Закон № 919-01-ЗМО), определяющей взаимоотношения областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, регулирование межбюджетных отношений между органами государственной власти Мурманской области и органами местного самоуправления производится в соответствии с БК РФ, нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляющими правовое регулирование в сфере межбюджетных отношений, Законом Мурманской области от 10.12.2007 № 916-01-ЗМО «О межбюджетных отношениях в Мурманской области» (далее – Закон № 916-01-ЗМО) и иными нормативными правовыми актами Мурманской области.

В соответствии со статьей 14 Закона № 916-01-ЗМО субвенции местным бюджетам из областного бюджета предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, Мурманской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Мурманской области (пункт 4 статьи 14 Закона № 916-01-ЗМО).

Пунктом 5 статьи 14 указанного закона определено, что распределение субвенций местным бюджетам из областного бюджета утверждается законом Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Финансовое обеспечение государственных полномочий (по обеспечению предоставления бесплатного питания обучающимся муниципальных образовательных учреждений) осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций из регионального фонда компенсаций, образованного в составе областного бюджета, в соответствии с законом Мурманской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Порядок определения объема субвенций местному бюджету на финансирование указанных расходов, утвержденный Законом № 900-01-ЗМО, определяет объем расходов на текущий финансовый год и не предусматривает направление средств субвенции на погашение кредиторской задолженности по обязательствам прошлых лет.

Аналогичные положения закреплены и в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 15.07.2009 № 313-ПП.

Использование бюджетных средств, предоставленных бюджету г. Оленегорска в 2009 году на финансовое обеспечение расходов по питанию, на погашение задолженности прошлого года предусмотрено бюджетной росписью областного бюджета на 2009 год не было, а равно не было согласовано с главным распорядителем бюджетных средств, что является нарушением бюджетного процесса, порядка предоставления и расходования средств вышеуказанной субвенции.

В противном случае имеет место периодическое неправомерное отвлечение средств областного бюджета (в виде целевых субвенций из регионального фонда компенсаций) на цели, не предусмотренные условиям их получения, приводящее к нарушению принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.

Ссылки заявителя на письма Минфина РФ, Управления федерального казначейства, не могут быть приняты, поскольку не относятся к нормативным правовым актам, перечень которых приведен в части 1 статьи 13 АПК РФ, которыми руководствуется суд при принятии решений (постановлений).

Оценив, в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, судом установлено неправомерное расходование вышеуказанных средств субвенции (54 759,15руб.), предоставленной в 2009 году, на погашение кредиторской задолженности 2008 года; выводы о нецелевом использовании заявителем указанных сумм, сделанные в ходе проверки, являются обоснованными.

Поскольку Комитетом было допущено нарушение целевого использования средств субвенции, является правомерным направление предписания в части устранения нарушений по факту нецелевого использования бюджетных средств. Оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Комитета по образованию администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области о признании недействительным предписания Министерства образования и науки Мурманской области от 25.11.2009 № 171-01-08/2009 в части требования обеспечить возврат в областной бюджет денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 54 759руб. 15коп., отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Беляева Л.Е.