Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183049, www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-3736/2019
«04» июля 2019 года
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 04 июля 2019 года.
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2019 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Кабикова Екатерина Борисовна
(при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Лунёвой Алиной Александровной),
рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области», ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Радищева, дом 32, город Мурманск, Мурманская область, 183027
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Адмирала флота ФИО1, дом 9, город Мурманск, Мурманская область, 183034
о признании незаконным решения об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 79 338 руб. и взыскании процентов в сумме 7 722 руб. 41 коп.
третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Инспекция Федеральной налоговой по г. Мурманску, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Комсомольская, дом 4, город Мурманск, Мурманская область, 183038
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - ФИО2, доверенность от 21.05.2019 № 52/ТО-51-1/3-13, паспорт; ФИО3, доверенность от 09.01.2019 № 52/ТО-51-1/3-1, служебное удостоверение
от ответчика - ФИО4, доверенность от 03.06.2019 № 3/19, служебное удостоверение
от третьего лица - не явилось, извещено, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя
установил:
Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Радищева, дом 32, город Мурманск, Мурманская область, 183027) (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Мурманска (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: проезд Капитана Тарана, дом 23, город Мурманск, Мурманская область, 183025) (далее - ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска, ответчик) об обязании принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 79 338 руб. и взыскании с ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска неустойки за каждый день просрочки с 28.01.2018 по настоящее время в сумме 8 678 руб. 26 коп.
Определением от 23.04.2019 суд принял заявление к рассмотрению, возбудил производство по делу, назначил предварительное судебное заседание и заседание суда первой инстанции на 21.05.2019.
16.05.2019 ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска посредством электронной связи направило в суд отзыв на заявление, в котором указало, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области знало о наличии излишне уплаченных страховых взносов с 2010 года, следовательно, срок для возврата сумм страховых взносов истёк.
17.05.2019 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области представило в суд уточнение к заявлению, в соответствии которым заявитель просит признать незаконным решение ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных денежных средств от 15.01.2018 № 2, обязать ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 79 338 руб. и взыскать с ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска проценты за каждый день просрочки с 28.01.2018 по настоящее время в сумме 7 722 руб. 41 коп.
В предварительном судебном заседании представители ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области уточнённые заявленные требования поддержали. Пояснили, что о наличии переплаты по страховым взносам в сумме 79 338 руб. заявитель узнал из справки Инспекции ФНС России по г. Мурманску № 241669 о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2018, согласно которой у заявителя имеется переплата:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды с 2002 по 2009 годы в сумме 9 775 руб.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части пенсии за периоды с 2002 по 2009 годы в сумме 69 563 руб. (л.д. 38, 39).
В ранее выданных Инспекцией ФНС России по г. Мурманску справках № 185326 по состоянию на 01.12.2016, № 187073 по состоянию на 01.01.2017 сведения о наличии переплаты по страховым взносам отсутствовали (л.д. 36, 37).
В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ уточнение предмета заявленных требований принято судом.
Представитель ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление, указав, что 05.10.2010 и 16.02.2011 ответчиком выносились решения об отказе в осуществлении возврата уплаченных страховых взносов по заявлениям от 24.09.2010 (сумма 68 291 руб.) и от 09.02.2011 (сумма 69 563 руб.).
Также представитель ответчика пояснил, что в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», которым полномочия по администрированию страховых взносов переданы в налоговые органы, решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет в соответствующий налоговый орган.
Учитывая, что с 01.01.2017администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов переданы в ведение Федеральной налоговой службы Российской Федерации, и по итогам судебного разбирательства может возникнуть необходимость возложения обязанности совершить определённые действия на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Мурманску, в которой ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области состоит на налоговом учёте, а также в целях выяснения обстоятельств образования переплаты по страховым взносам, суд определением от 21.05.2019, руководствуясь статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлёк Инспекцию Федеральной налоговой по г. Мурманску (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Комсомольская, дом 4, город Мурманск, Мурманская область, 183038) к участию в деле в качестве третьего лица (далее - Инспекция, налоговый орган, третье лицо).
Одновременно указанным определением суд отложил судебное разбирательство на 11.06.2019, обязав заявителя:
- направить третьему лицу копию заявления с уточнениями;
- дополнить (уточнить) основания заявленных требований с учётом довода ответчика о предоставлении 28.04.2011 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 1 квартал 2011 года, в котором отражена переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся по состоянию на 31.12.2009, по страховой части пенсии в сумме 9 775 руб. и по накопительной части пенсии в сумме 69 563 руб.
Ответчика суд обязал направить третьему лицу копию отзыва на заявление.
Третье лицо суд обязал предоставить сведения о том, когда образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части пенсии в сумме 9 775 руб. и по накопительной части пенсии в сумме 69 563 руб., отражённая в справке № 241669 о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2018 с учётом отсутствия сведений об указанной переплате в предыдущих справках № 185326 по состоянию на 01.12.2016, № 187073 по состоянию на 01.01.2017.
11.06.2019 Инспекция направила в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что от заявителя и ответчика в адрес третьего лица не поступили копии заявления с уточнениями и копия отзыва на заявление.
В судебном заседании 11.06.2019 представитель ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором просит суд произвести замену ответчика с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Мурманска на Государственное - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске.
При рассмотрении указанного ходатайства суд установил, что в соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 18.02.2019 № 46п государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Мурманска и государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском административном округе г. Мурманска реорганизованы в форме присоединения к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Мурманска с последующим переименованием в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске.
03.06.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о прекращении деятельности юридических лиц - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Мурманска и государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском административном округе г. Мурманска путём реорганизации в форме присоединения к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Мурманска.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Мурманска переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске.
С учётом изложенного, суд, руководствуясь частями 1, 4 статьи 57 ГК РФ, статьёй 48 АПК РФ, определением от 11.06.2019 заменил ответчика по делу № А42-3736/2019 - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Мурманска на его правопреемника - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске (далее - ГУ УПФР в г. Мурманске).
Одновременно указанным определением суд отложил судебное разбирательство на 04.07.2019 на 10 часов 00 минут, обязав лиц, участвующих в деле, исполнить определение суда от 21.05.2019.
27.06.2019 Инспекция представила в суд письменные пояснения по делу (исх. от 26.06.2019 № 14-24/028111), в которых указала, что в соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании частей 1, 3, 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган. Никаких решений об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в отношении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области в адрес налогового органа из ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска после 01.01.2017 не поступало, возвратов за указанные периоды не произведено.
Относительно переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 69 563 руб. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 9 775 руб., образовавшейся за периоды с 2002 по 2009 годы, Инспекция указала, что вышеуказанная переплаты образовалась в связи с передачей сальдо ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области по состоянию на 01.01.2017 из ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска ввиду передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. В связи с этим данная переплата не могла быть отражена в справках о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № 185326 на 01.12.2016, № 187073 на 01.01.2017.
Вместе с тем, ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска выносились решения об отказе в осуществлении возврата уплаченных страховых взносов от 05.10.2010, от 16.02.2011 по заявлениям ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области от 24.09.2010, от 09.02.2011. Кроме того, заявитель отражал переплату в отчёте по форме РСВ-1 ПФР за 1 квартал 2011 года.
Таким образом, заявитель знал о наличии излишне уплаченных страховых взносов с 2010 года, в связи с чем срок на их возврат, предусмотренный статьёй 78 Налогового кодекса Российской Федерации, истёк.
Также Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, разрешение вопроса по существу оставила на усмотрение суда.
18.06.2019 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области представило в суд письменное уточнение к заявлению, в соответствии с которым заявитель просит взыскать с ГУ УПФР в г. Мурманске излишне уплаченные страховые взносы в сумме 79 338 руб., а также проценты за каждый день просрочки с 28.01.2018 по настоящее время в сумме 7 722 руб. 41 коп.
В судебном заседании 04.07.2019 представители ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области фактически просили суд признать незаконным решение ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов от 15.01.2018 № 2, обязать ГУ УПФР в г. Мурманске принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 79 338 руб. и взыскать с ГУ УПФР в г. Мурманске проценты в сумме 7 722 руб. 41 коп., начисленные за период с 28.01.2018 по 11.04.2019 (с учётом ранее представленного в материалы дела расчёта - лд. 75).
В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ уточнение предмета заявленных требований принято судом.
Представитель ГУ УПФР в г. Мурманске против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление, указав, что 05.10.2010 и 16.02.2011 ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска выносились решения об отказе в осуществлении возврата уплаченных страховых взносов по заявлениям от 24.09.2010 и от 09.02.2011.
С учётом мнения представителей сторон, обстоятельств дела, в соответствии с частью 1 статьи 123, частью 5 статьи 156 АПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.
Как следует из поданного в суд заявления, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области за расчётные периоды с 2002 по 2009 годы излишне перечислило в бюджет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, в сумме 79 338 руб.
В тот период ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию состояло на учёте в ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска (регистрационный номер 061-021-002848).
27.12.2017 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области обратилось в ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 9 775 руб. 88 коп. и на выплату и накопительной части трудовой пенсии в сумме 69 563 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 1 руб. 18 коп., а также пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 58 руб. 58 коп. (л.д. 33, 34). Указанное заявление принято ответчиком 28.12.2017 (л.д. 35).
Уведомлением от 15.01.2018 № 2 ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска сообщило ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области о принятом решении об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в размере 79 398 руб. 64 коп. по КБК до 2017 года, в том числе:
- переплата СЧ СВ в сумме 9 775 руб. 88 коп., последний платёж от 04.02.2011;
- переплата по пеням на СЧ в сумме 02 руб. 35 коп., последний платёж от 24.06.2014;
- переплата НЧ СВ в сумме 69 563 руб., последний платёж от 25.12.2009;
- переплата по пеням на ФФОМС в сумме 0,54 руб., платёж от 24.06.2014;
- переплата по доп. тарифу (п. 1 ч. 1 ст. 30 № 400-ФЗ) СВ в сумме 0,01 руб., последний платёж от 16.10.2013.
При этом ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска указало, что заявление о зачёте или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы (л.д. 41).
Не согласившись с принятым решением, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области обратилось в арбитражный суд с заявлением, содержащим требование об обязании ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска принять решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в сумме 79 338 руб. и взыскании с ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска процентов в сумме 7 722 руб. 41 коп., начисленных за период с 28.01.2018 по 11.04.2019
Выслушав пояснения представителей заявителя, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых вносах до 01.01.2017 регулировались положениями Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах, в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
В соответствии со статьёй 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (пункт 1).
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (пункт 3).
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (пункт 4).
В соответствии с частью 13 статьи 26 Закона № 212-ФЗ заявление о зачёте или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы. Аналогичная норма содержится в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачёте или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трёх лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.
Правила, установленные статьями 78, 79 НК РФ, применяются также в отношении зачёта или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 14 статьи 78, пункт 9 статьи 79 НК РФ).
Таким образом, положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, с учётом пункта 3 статьи 79 НК РФ, не препятствует налогоплательщику, плательщику страховых взносов обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога, страховых взносов в порядке арбитражного судопроизводства в течение трёх лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О, пункт 7 статьи 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета перечисленной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Статьёй 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
При этом, исходя из правовых подходов, содержащихся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 № 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, суд должен разрешать с учётом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности: установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
В силу статьи 65 АПК РФ бремя доказывания этих причин возлагается на налогоплательщика, в данном случае на плательщика страховых взносов.
При таких обстоятельствах, налогоплательщик, плательщик страховых взносов должен доказать, когда он узнал о факте излишней уплаты налога, страховых взносов, доказать отсутствие объективной возможности правильной уплаты налога, страховых взносов и своевременного выявления их переплаты.
Как следует из заявления, пояснения представителей ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области и подтверждается материалами дела, Инспекция признала наличие переплаты по страховым взносам в сумме 79 388 руб., что следует из справки налогового органа № 292048 о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2019 (л.д. 43).
При этом в справках Инспекции № 185326, № 187073 о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.12.2016 и по состоянию на 01.01.2017 переплата по страховым взносам отсутствует (л.д. 36, 37), а в справке № 241699 по состоянию на 01.01.2018 переплата подтверждена (л.д. 38, 39).
Также заявитель указал, что «в течение 3-х лет данная дебиторская задолженность числилась на балансе учреждения и по истечении срока исковой давности 24.12.2012 на основании приказа ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области № 565 была списана.
Согласно отчету по форме РСВ-1 за 2012 год задолженность по страховым взносам, подлежащих уплате на 01.01.2012 отсутствует.
Актом совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 15.01.2018 № 061F06180000013 заявителя и ответчика дебиторская задолженность перед заявителем подтверждена».
Вместе с тем, судом установлено и материалами дела подтверждается, что о наличии переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 9 775 руб. и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 69 563 руб. заявителю было известно до 01.01.2018.
Данное обстоятельств подтверждается представленным ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области 28.04.2011 в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчётом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 1 квартал 2011 года, в котором отражена переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся по состоянию на 31.12.2009, по страховой части пенсии в сумме 9 775 руб. и по накопительной части пенсии в сумме 69 563 руб. (л.д. 58, 59).
Кроме того, судом установлено, что ГУ УПФР в Октябрьском округе г. Мурманска ранее выносились решения от 05.10.2010 и от 16.02.2011 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии, по заявлениям ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области от 24.09.2010 и от 09.02.2011 (л.д. 53, 53 оборот, 55, 55 оборот). При этом, отказывая в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска в обоих случаях указало на наличие задолженности по страховым взносам по страховой части трудовой пенсии, а также на выявление при проведении сверки расчётов на основании представленных страхователем документов расхождений сумм страховых взносов, указанных в акте совместной сверки расчётов с ИФНС России по г. Мурманску и в сведениях о задолженности (переплате) на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся по состоянию на 31.12.2009, на 31.12.2010 (раздел 5 формы РСВ-1 ПФР). В связи с этим для осуществления зачёта (возврата) ГУ УПФР в Октябрьском округе г. Мурманска предлагало ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области привести в соответствие расчёты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в налоговом органе и в Пенсионном фонде.
Принятые ГУ УПФР в Октябрьском округе г. Мурманска решения от 05.10.2010 и от 16.02.2011 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области не оспорило, а, как указывает заявитель, списало 24.12.2012 переплату в сумме 79 338 руб. на основании приказа ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области № 565.
Таким образом, учитывая, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области знало о наличии переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии в 2010-2011г.г., оснований для возврата указанной переплаты по заявлению, поданному в ГУ УПФР в Октябрьском АО г. Мурманска 27.12.2017 и принятому им 28.12.2017, а также по заявлению, поданному в суд 16.04.2019, не имеется.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных Федеральным казенным учреждением «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Е.Б. Кабикова