НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Мурманской области от 04.07.2006 № А42-3260/05

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42 –3260/2006

“07” июля 2006 года

Резолютивная часть решения судом оглашена «04» июля 2006г.;

Мотивированное решение судом изготовлено «07» июля 2006г.;

Судья Арбитражного суда Мурманской области Драчева Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,
 рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации Алакурттинкой квартирно-эксплуатационной части района Квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Мурманской области

о признании недействительным решения от 01.04.2005г. №199

при участии представителей сторон:

заявителя – ФИО1 – доверенность б/н от 01.02.2006г.; ФИО2 – доверенность б/н от 01.09.2005г.

ответчика – ФИО3 – доверенность №14-14 от 12.01.2006г.

установил  :

Федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации Алакурттинская квартирно-эксплуатационная часть района Квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа (далее – ФГУ Алакурттинская КЭЧ района, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения от 01.04.2005г. №199 Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Мурманской области (далее – Инспекция, налоговый орган, ответчик).

В обоснование заявленных требований ФГУ Алакурттинская КЭЧ района указало следующее.

1. Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения и оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Следовательно, требования налогового органа об уплате транспортного налога и предоставлении декларации неправомерны.

2. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности, в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, не признаются объектами налогообложения.

Следовательно, требования налогового органа об уплате налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и предоставлении декларации неправомерны.

Ответчик в отзыве против удовлетворения заявленных требований возражал по следующим основаниям (том 1 л.д. 102-107).

1. Исходя из положений подпункта 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуру федеральных органов исполнительной власти» ФГУ Алакурттинская КЭЧ района является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим деятельность по капитальному ремонту и эксплуатации жилого фонда, организации транспортных услуг в соответствии с ОКОНХ 62000, 90110, 51121, 51500 и не относится к федеральным органам исполнительной власти. Следовательно, Учреждение должно уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления транспортных средств.

2. В связи с тем, что статус юридического лица, закрепленный за ФГУ Алакурттинская КЭЧ района, исключает возможность расценивать Учреждение как «иное подразделение» Министерства обороны в контексте Положения о Минобороны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998г. №1357, и, как следствие, органом, входящим в систему органов государственной власти, отсутствуют основания для освобождения Учреждения от уплаты НДС.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ в связи с тем, что ФГУ Алакурттинская КЭЧ района в 2002-2003гг. выставлялись счета-фактуры за услуги по предоставлению горячей и холодной воды, обслуживанию канализационных систем и отоплению с выделением сумм налога на добавленную стоимость, Учреждение должно было исчислить и уплатить НДС с выручки от реализации товаров (работ, услуг).

В судебном заседании представители заявителя настаивали на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, приводя доводы, изложенные в отзыве.

Как следует из материалов дела, ФГУ Алакурттинская КЭЧ района зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Администрации г. Кандалакши № 360 от 11.05.1999г.

Налоговым органом проведена выездная проверка ответчика на основании решения и.о. руководителя Инспекции от 07.12.2005г. №107 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на имущество, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2002г. по 31.12.2003г., транспортного налога за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г.

В ходе проведения выездной налоговой проверки установлены следующие нарушения:

- неуплата налога на добавленную стоимость: за 2002г. – 2 019 318 руб., за 2003г. – 2 664 626 руб.;

- неуплата транспортного налога за 2003г. – 36 980 руб.

По результатам проверки составлен акт от 14.02.2005г. №12-дсп (том 1 л.д. 42-46).

В соответствии со статьей 100 НК РФ Учреждение представило возражения по акту, которые рассмотрены 01.04.2005г. в присутствии руководителя ФГУ Алакурттинская КЭЧ района ФИО4

Материалы выездной налоговой проверки рассмотрены и.о. руководителя Инспекции, по результатам вынесено решение от 01.04.2005г. № 199дсп о привлечении Учреждения к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных: пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС; пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по НДС в течение более 180 дней по истечении установленного срока; пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по транспортному налогу в течение более 180 дней по истечении установленного срока.

Одновременно решением доначислены транспортный налог, НДС, а также пени по указанным налогам

(том 1 л.д. 53-63).

Не согласившись с вынесенным решением, ФГУ Алакурттинская КЭЧ района обратилось с заявлением в суд.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не признаются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения и оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ, определяющими право хозяйственного ведения и право оперативного управления. При этом имущество за учреждениями закрепляется на праве оперативного управления.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также Положению о Минобороны России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998г. №1358, Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, центральным органом военного управления, состоящим из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру, и по своей форме является бюджетным учреждением.

Исходя из указанных норм НК РФ и ГК РФ, а также положений названных Указов Президента Российской Федерации можно сделать вывод о том, что объектом обложения транспортным налогом не являются транспортные средства (при условии использования их для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти, включая имущество, находящееся в воинских частях Министерства обороны Российской Федерации, не являющихся юридическими лицами.

Согласно пункту 1.3 Положения о государственном учреждении Министерства обороны Российской Федерации Алакурттинской Квартирно-Эксплуатационной части Квартирно-эксплуатационного Управления Ленинградского военного округа, утвержденного решением начальника Квартирно-эксплуатационного Управления Ленинградского военного округа от 02.04.1999г. №1564, Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, смету, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в кредитных учреждениях, бланки и печати со своим наименованием. Пунктом 2.2 Положения предусмотрено, что Учреждение осуществляет ремонтно-строительные работы; эксплуатацию инженерных систем поселка Алакуртти; транспортные и снабженческие услуги воинским частям и населению; выполнение ремонтно-строительных работ для сторонних заказчиков МО РФ, гражданских организаций; другие работы, услуги виды деятельности не противоречащие действующему законодательству. В соответствии с пунктом 3.4 Положения Учреждение самостоятельно определяет направления расходования прибыли.

Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что имущество находится в федеральной собственности Российской Федерации, отражается в смете и самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления в действующем в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.

Таким образом, подведомственные Министерству Обороны Российской Федерации учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать транспортный налог в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения транспортных средств в порядке, предусмотренном главой 28 НК РФ. При этом на основании положений статьи 299 ГК РФ имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за подведомственными учреждениями и предприятиями Министерства обороны Российской Федерации, не может одновременно принадлежать на праве оперативного управления Министерству Обороны Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что на балансе Учреждения в 2003г. числилось 7 транспортных средств, сумма транспортного налога составила 36 980 руб.

Налог исчислен Инспекцией расчетным путем на основании паспортов транспортных средств.

В нарушение статей 362, 363 НК РФ, статьи 8 Закона Мурманской области от 18.11.2002г. №368-01-ЗМО «О транспортном налоге» ответчиком сумма налога не исчислена и в бюджет не уплачена, декларация по транспортному налогу в Инспекцию за 2003г. не представлена.

При таких обстоятельствах, суд считает оспариваемое решение в части взыскания транспортного налога и соответствующих сумм пени, а также привлечение к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ, пункта 2 статьи 119 НК РФ правомерным, а заявленные требования Учреждения в указанной части не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 143 НК РФ ФГУ Алакурттинская КЭЧ района в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разницу между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В статье 149 НК РФ содержится перечень осуществляемых на территории Российской Федерации операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения, тем не менее не подлежат налогообложению НДС.

Материалами дела установлено, что Учреждение в 2002г., 2003г. получало доходы от реализации услуг автотранспорта, реализация материалов со склада и складских услуг, услуг по предоставлению в пользование холодной воды, услуг по отоплению и снабжению горячей водой, что является объектом налогообложения НДС в соответствии со статьей 146 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном управлении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, в состав юридического лица, которым является Министерство обороны, Министерство обороны, могут входить подразделения не являющиеся юридическими лицами, так как положения статьи 48 ГК РФ не допускают существование юридических лиц в структуре другого юридического лица.

Поскольку статус юридического лица, закрепленный за ФГУ Алакурттинская КЭЧ района, исключает возможность расценивать Учреждение как «иное подразделение» Министерства обороны в контексте Положения о Минобороны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998г. №1357, а следовательно, и органом, входящим в систему органов государственной власти, поэтому основания для освобождения Учреждения от уплаты НДС отсутствуют.

В соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

- лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

- налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых, не подлежат налогообложению.

Так как ФГУ Алакурттинская КЭЧ района в 2002-2003гг. выставлялись счета-фактуры за услуги по предоставлению горячей и холодной воды, обслуживанию канализационных систем и отоплению с выделением сумм налога на добавленную стоимость, Учреждение должно исчислять и уплачивать НДС с выручки от реализации товаров (работ, услуг).

В нарушение статьи 174 НК РФ ответчиком сумма налога не исчислена и в бюджет не уплачена, декларации по налогу на добавленную стоимость за 2002, 2003гг. в Инспекцию не представлены.

При таких обстоятельствах, суд считает оспариваемое решение в части взыскания налога на добавленную стоимость и соответствующих сумм пени, а также привлечение к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ правомерным, а заявленные требования Учреждения в указанной части не подлежащими удовлетворению.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Мурманской области от 01.04.2005г. №199 соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 197, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок. 

Судья Н.И. Драчева