АрбитражныйсудМурманскойобласти
Ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049
ИменемРоссийскойФедерации РЕШЕНИЕ
город МурманскДело А42-14341/2005
"02" февраля 2006 года
Судья Арбитражного суда Мурманской области Сачкова Н. В.
рассмотрев заявление Открытого акционерного общества «Мурманский траловый флот»
к Инспекции ФНС РФ по г. Мурманску
о признании недействительным в части Решения от 22.12.2005г. №15078
при участии в заседании представителей:
от заявителя – Григорьева В. М. - доверенность от 20.01.2006г. № 01-14-30/004288, Бирюкова Н. Н. – доверенность от 10.01.2006г. №01-14-30/000019;
от ответчика – Блохина О. В. - доверенность от 01.03.2005г. № 21, Кухнюк В. А. – доверенность от 01.03.2005г. №23;
Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена 25 января 2006 года. Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 02 февраля 2006 года.
установил:
ОАО «Мурманский траловый флот» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции ФНС РФ по г. Мурманску (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным в части Решения от 22.12.2005г. №15078.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ответчик в нарушение положений статьи 24, пункта 1 статьи 210 и статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Распоряжений Правительства Российской Федерации от 01.06.1994г. № 819-р и от 03.11.1994г. № 1741 -р (далее - Распоряжения № 819-р и № 1741 -р) неправомерно доначислил к уплате по налогу на доходы за 2002 выплаты иностранной валюты взамен суточных в сумме 13297232 руб., также неправомерно начислил пени на указанную сумму в размере 8139321 руб. и наложил штраф по статье 123 НК РФ – 2659446 руб.
При согласии сторон и в силу пункта 4 статьи 137 АПК РФ суд переходит из предварительного судебного заседания в основное.
В судебном заседании представители заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, изложенным в заявлении. Указали, что согласно пункту 42 «Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения» утв. Постановлением Госкомстата от 10.07.1995г. № 89 - расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.
Выплаты взамен суточных носят обязательный характер, установлены действующим законодательством Российской Федерации и признаются в качестве компенсационных выплат (должны выплачиваться за сам факт пребывания моряков в рейсе вне зависимости от его результатов), установленных в соответствии с действующими в 2002 году требованиями нормативных актов Российской Федерации.
Таким образом, выплаты взамен суточных относятся к компенсационным выплатам, которые освобождаются от налогообложения, в связи с чем у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления налога на доходы физических лиц, пени и привлечения к налоговой ответственности.
Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Также сослались на то, что установленные распоряжениями Правительства РФ от 01.06.1994г. № 819-р и от 03.11.1994г. № 1741-р предельные нормы выплат в иностранной валюте взамен суточных членам судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности не являются компенсацией командировочных расходов, а включаются в заработную плату повышенного размера за особые условия труда в соответствии со статьей 146 ТК РФ и подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.
Поэтому указанные выплаты в иностранной валюте взамен суточных подлежат налогообложению в составе заработной платы на общих основаниях.
В ходе дополнений представители Инспекции предложили уточнить сумму оспариваемых пеней. Стороны согласились, что не имеют споров по расчетам - сума спорных сумм составляет: налога - 13 297 232 руб., штрафа - 2 659 446 руб., пеней - 8 244 017,39 руб. (8 127 001,39 + 117 016).
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество «Мурманский траловый флот» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1025100833966.
В качестве налогоплательщика ответчик состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС РФ по г. Мурманску.
11.11.2005г. Инспекцией окончена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002г. по 31.12.2002г., правильности и своевременности представления в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, и об удержанных суммах налога за 2002г.
По результатам выездной налоговой проверки был составлен Акт № 232 от 30.11.2005г.
На основании Акта налоговой проверки руководителем Инспекции 22.12.2005г. было принято решение № 15078, которым ответчик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в размере 2663467 руб.
Указанным решением ответчику доначислен налог на доходы физических лиц в размере 13317333 руб. В порядке статьи 75 НК РФ начислены пени в размере 8268964 руб.
На основании данного решения Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены требования № 134594 от 22.12.2005г. и № 134595 от 22.12.2005г. об уплате доначисленных сумм налога, пеней и штрафа.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 13297232 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций, оспорил его в судебном порядке.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ предусматривается обязанность налоговых агентов по своевременному и правильному исчислению, удержанию и внесению в бюджет сумм налога с доходов физических лиц.
Согласно статьям 209-210 НК РФ объектом налогообложения признается доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 НК РФ.
В соответствии со статьёй 217 НК РФ не полежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Случаи предоставления компенсационных выплат, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, предусмотрены главой 23 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).
Согласно статье 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приёме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счёт средств работодателя.
Выплата иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания российских судоходных компаний осуществляется в соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации № 819-р и № 1741 -р.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.06.1994г. № 819-р установленные в пункте 1 настоящего распоряжения выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся за счет средств предприятий - судовладельцев.
Выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся членам экипажей судов за период пребывания в рейсе и по своей правовой природе являются компенсационными выплатами, установленными в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей в период нахождения в море, что соответствует понятию компенсаций, данному в статье 164 ТК РФ.
Данные выплаты производятся членам экипажей судов помимо заработной платы и заработной платой не являются.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработной платой является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные главой 21 Кодекса «Заработная плата».
В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Таким образом, оплата труда в особых условиях, предусмотренная ст. 146 ТК РФ, на которую ссылается налоговый орган, также устанавливается коллективными или трудовыми договорами.
Выплата работникам Предприятия иностранной валюты взамен суточных коллективным и трудовыми договорами не установлена, что не оспаривается ответчиком, в связи с чем заработной платой не является.
В соответствии с пунктом 42 «Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения» утв. Постановлением Госкомстата от 10.07.1995г. № 89 и согласованной с министерствами экономики, финансов и труда России, Центральным банком Российской Федерации, расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.
В состав фонда заработной платы общества выплаты взамен суточных не включены, что не оспаривается ответчиком.
Доводы налогового органа о том, что данные выплаты не являются компенсацией командировочных расходов, не влияют на компенсационный характер данных выплат.
В соответствии со статьёй 166 ТК РФ, служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определённый срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Таким образом, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой.
Вместе с тем, статьей 165 ТК РФ помимо перечисленных в данной статье компенсаций, в т.ч. при направлении в служебные командировки, предусмотрено предоставление компенсаций в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Статьей 423 ТК РФ установлено, что изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с данным Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В соответствии со статьей 4 Кодекса законов о труде Российской Федерации, который действовал в период принятия распоряжений Правительства РФ, к актам законодательства о труде относились распоряжения Правительства Российской Федерации.
Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, в том числе постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.08.97г. № 1009 распоряжения Правительства РФ являются нормативными правовыми актами.
Статьей 12 ТК РФ предусмотрено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с истечением срока его действия; вступлением в силу другого
акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или вышестоящей юридической силы.
Распоряжения Правительства Российской Федерации № 819-р, 1741-р являются действующими нормативными правовыми актами, не противоречат нормам трудового законодательства, а следовательно, подлежат применению в полном объеме.
Предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний установлены Распоряжением № 819-р, действие которого распространено на членов экипажей заграничного плавания флота рыбной промышленности Распоряжением № 1741-р.
Выплаты произведены обществом в пределах норм, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации, поэтому в соответствии со статьей 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Таким образом, доначисление обществу оспариваемым решением по налогу на доходы за 2002г. выплаты иностранной валюты взамен суточных в сумме 13297232 руб., также начисления пени на указанную сумму в размере 8 244 017,39 руб. и наложение штрафа по статье 123 НК РФ – 2659446 руб. является необоснованным.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.
Требование инспекции о перечислении налоговым агентом за счет собственных средств сумм налога, не удержанных у налогоплательщика, не основано на нормах Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания статьи 8 НК РФ, налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. То есть взимание налога - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам.
Согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц.
Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Таким образом, взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит положениям статьи 8, пункта 9 статьи 226 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в пункте 2 этой статьи.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абзац третий пункта 2 статьи 45 НК РФ). До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике.
Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.
В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент. Только в этом случае с него может быть взыскана сумма удержанного налога и на него будут распространяться положения статьи 75 НК РФ о начислении пеней за просрочку уплаты налога (удержанного, но не перечисленного).
Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Поскольку доначисленные налоговым органом суммы налога на доходы физических лиц, заявителем удержаны не были, отсутствует и его обязанность по ихуплате в бюджет, а также возможность начисления пеней за просрочку уплаты (перечисления) налога.
С учетом изложенного решение Инспекции от 22.12.2005г. №15078 в части доначисления к уплате по налогу на доходы за 2002 выплаты иностранной валюты взамен суточных в сумме 13297232 руб., начисления пени на указанную сумму в размере 8 244 017,39 руб. и наложения штрафа по статье 123 НК РФ – 2659446 руб. не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 200-201, 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
РЕШИЛ:
Требования ОАО «Мурманский траловый флот» удовлетворить.
Признать недействительным, как противоречащее НК РФ, решение ИФНС по г. Мурманску № 15078 от 22.12.2005 г. по эпизоду выплат в иностранной валюте взамен суточных, в части взыскания налога на доходы физических лиц в сумме 13 297 232 руб., пеней в сумме 8 241 017,39 руб. и привлечении к налоговой ответственности в виде наложения штрафа в сумме 2 659 446 руб.
Обязать Инспекцию ФНС России по г. Мурманску восстановить нарушенные права ОАО «Мурманский траловый флот».
Возвратить ОАО «Мурманский траловый флот» госпошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению № 6484 от 26.12.2005 г.
Решение может быть обжаловано в 13 Арбитражный апелляционный суд.
Судья Сачкова Н. В.