Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
29 июля 2022 года Дело №А41-32413/22
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.В. Цховребовой,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощённого производства дело
по заявлению АО «Шереметьево-Карго» (ИНН 7712014197, ОГРН 1027700247068)
к Шереметьевской таможне (ИНН 7712036296, ОГРН 1037739527176)
о признании незаконными и отмене:
- постановления от 07.04.2022 №10005000-1167/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.15 КоАП РФ
- представления о принятии мер по установлению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Шереметьево-Карго» (далее – заявитель, общество,
АО «Шереметьево-Карго») обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области к Шереметьевской таможне ФТС России (далее – заинтересованное лицо, таможня)
с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 07.04.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
№10005000-1167/2022, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ); о признании незаконным и отмене представления о принятии мер по установлению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения №10005000-1167/2022.
Определением арбитражного суда от 12.05.2022 по настоящему делу, заявление принято к производству в порядке упрощённого производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(далее по тексту – АПК РФ).
Заявление и приложенные к нему документы, а также определение о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства в установленном порядке размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Нарушений порядка и сроков опубликования на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» материалов дела, повлекших нарушение процессуальных прав сторон, судом не установлено.
Копии определения о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства с кодом доступа к материалам дела направлены сторонам.
Таким образом, стороны о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены арбитражным судом надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 228 АПК РФ, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Ходатайство АО «Шереметьево-Карго» о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства оставлено судом без удовлетворения.
В силу пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» суд вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (часть 5 статьи 227 АПК РФ). Решение этого вопроса относится к компетенции суда, рассматривающего дело с учетом фактических обстоятельств.
Само по себе возражение относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не является основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности рассмотрения настоящего спора в порядке упрощенного производства не установлено.
От таможни поступил отзыв на заявление со ссылками на законность и обоснованность оспариваемого решения и представления.
Обществом представлены возражения на отзыв таможни.
Поступившие в Арбитражный суд Московской области отзыв на заявление и возражения на отзыв приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ 30.06.2022 принято решение по делу № А41-32413/22 Арбитражного суда Московской области в порядке упрощенного производства путем подписания судьей резолютивной части решения суда, согласно которой в удовлетворении заявленных требований судом отказано.
Резолютивная часть решения суда размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://asmo.arbitr.ru/.
Согласно части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
27.07.2022 в арбитражном суде зарегистрировано заявление таможни от 07.07.2022 № 05-23/632 о составлении мотивированного решения по настоящему делу.
С учетом принятой резолютивной части решения по делу судом подготовлено настоящее мотивированное решение.
Как следует из материалов дела, общество является владельцем склада временного хранения.
22.10.2021 на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Китая по авианакладной № 999-61411700 прибыл товар, согласно информации указанной в авианакладной – «SET OF CHILDRENS JEWELRY DC IT YOUESELF» (набор детских 2 украшений – это ты сам) в количестве 1 грузового места, вес 6 кг., в адрес получателя товаров ООО «Кари».
22.10.2021 товар помещен на временное хранение на СВХ АО «Шереметьево-Карго», о чем зарегистрирован отчет по форме ДО-1 № 144386 от 22.10.2021
(рег. № 10005020/221021/0297472), в графе № 3 «Наименование товара» которого указано наименование «ювелирные изделия».
23.10.2021 на товар по авианакладной № 999-61411700 зарегистрирована
ДТ № 10005030/231021/0547483, на товар «игрушки для детей от 3-ч лет и старше, для развития детского творчества из пластмасс, не содержит драг.металлов, итого 5 наб., поставляется в качестве образцов для лабораторных испытаний для сертификации: набор для создания украшений со шкатулкой-сортером i1340739 в наборе: 520 бусин, 2 банта, 1 тканевый цветок, 1 пучок веревки, 1 кружево, 32 металлических кольца, 4 колокольчика, 3 сортера для хранения бусин, 1 крышка с зеркалом.; возраст: от 3-х лет и старше, модельi1340739, цвет разноцветный, материал 30%abc (высокопрочный пластик), 25% ps (полистирол), 25%pp (полипропилен), 10% полиэстер, 5 % бумага, 5% железо, кол-во предметов 565, итого 5 наб., производитель Shantou jinhe trading co.ltd тов.знак karikids торг. знак, марка karikids модель i1340739 кол-во 5.00 шт». 24.10.2021 по указанной ДТ принято решение о выпуске товара под процедуру «Выпуск для внутреннего потребления», о чем в адрес СВХ направлено в электронном виде уведомление о выпуске товара по ДТ, с указанием наименования товара, количества мест и веса.
25.10.2021 товар выдан с СВХ, о чем на таможенный пост представлен отчет по форме ДО-2 от 25.10.2021 № 9898437 (рег. № 10005020/161021/0452009), в графе № 5 «Наименование товара» указано наименование «ювелирные изделия».
28.02.2022 и 22.02.2022 в отдел документационного обеспечения таможни направлены служебные записки №№ 41-01-12/0082 и 04-04-13/0160 по вопросу предоставления достоверных сведений о наименовании товара по авианакладной 999- 61411700.
В связи с тем, что таможенному органу предоставлена недостоверная отчетность по форме ДО-2, в части указания недостоверных сведений о наименовании груза, не соответствующего сведениям, указанным в ДТ № 10005030/231021/0547483 и уведомлении о выпуске товаров, уполномоченным должностным лицом таможни в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 02.03.2022
№ 10005000-1167/2022, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 07.04.2022 №10005000-1167/2022, с учетом определения об исправлении описок и опечаток от 13.05.2022, заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере
20 000 руб.
Также обществу выдано представление о принятии мер по установлению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения
№10005000-1167/2022.
Не согласившись с данным представлением, постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными и отмене.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на заявление и возражении на отзыв, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу пункта 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Проверив процедуру привлечения заявителя к административной ответственности (статьи 25.1, 25.4, 28.2, 29.7 КоАП РФ), суд установил, что оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением гарантированных заявителю указанным нормами КоАП РФ прав как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», судом не установлено.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьей 16.15 КоАП РФ, непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 345 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Таким образом, общество, как владелец склада временного хранения товара, обязано соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС в отношении хранения товаров, вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий.
На основании пункта 2 Приложения № 5 Приказа ФТС России № 444 от 18.03.2019 владелец СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 Приложения № 4, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение № 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение № 2); ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него (приложение № 3).
Каждая из форм отчетности носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о товарах; соответственно, сведения, указанные в документах отчетности, должны быть достоверными.
Отчет по форме ДО-2 представляется владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения) (пункт 4 Приложения № 5 Приказа № 444).
Заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения № 4 к приказу № 444) (пункт 6 приложения 5 приказа № 444).
Пунктом 12 Приложения № 1 предусмотрено, что уведомление содержит информацию о факте оформления, реквизитах указанных документов, а также сведения о товарах, подлежащих выдаче (наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров).
Согласно оспариваемому постановлению, направленное уведомление о выпуске товаров по ДТ и оформленной декларантом ДТ наименование товара в отчете по форме ДО-2 не соответствовало его наименованию в ДТ № 10005030/231021/0547483.
Между тем, приказом ФТС России от 18.03.2019 № 444 не предусмотрено направление в адрес склада временного хранения декларации на товары, номер декларации в отчете указывается исходя их сведений указанных в уведомлении, ДТ в адрес СВХ не направляется.
В Уведомлении от 24.10.2021 № 10005020/241021/0594353, полученном СВХ, помимо сведений о номере ДТ, номере авианакладной по которой прибыл груз, коде ТН ВЭД ЕАЭС товара, кода вида транспорта и прочего, содержится описание товара: игрушки для детей от 3-х лет и старше, для развития детского творчества из пластмасс, не содержит драг.металлов, итого 5 наб., поставляется в качестве образцов для лабораторных испытаний для сертификации: набор для создания украшений со шкатулкой-сортером i1340739 в наборе: 520 бусин, 2 банта, 1 тканевый цветок, 1 пучок веревки, 1 кружево, 32 металлических кольца, 4 колокольчика, 3 сортера для хранения бусин, 1 крышка с зеркалом.; возраст: от 3-х лет и старше, модельi1340739, цвет разноцветный, материал 30%abc (высокопрочный пластик), 25% ps (полистирол), 25%pp (полипропилен), 10% полиэстер, 5 % бумага, 5% железо, кол-во предметов 565, итого 5 наб.
При прибытии товара на территорию ЕАЭС в авианакладной № 999-61411700, представленной таможенному органу и СВХ, в разделе «Nature and Quantity of Goods» указано - «SET OF CHILDRENS JEWELRY DC IT YOUESELF», что в переводе с английского языка переводится – «набор детских украшений – «ты сам». Иных товаросопроводительных документов на товар, в том числе списка товара, ни таможенному органу, ни СВХ не предоставлялось.
При составлении отчета ДО-1 о принятии товаров на временное хранение, лицом, осуществляющим составление отчетности осуществлен перевод сведений о наименовании груза содержащихся в авианакладной на русский язык. Слово «JEWELRY» в переводе на русский язык имеет один из вариантов перевода – «ювелирные изделия».
В этой связи, исходя из сведений о наименовании груза содержащихся в товаросопроводительном (перевозочном) документе, а именно авианакладной
№ 999- 61411700, в ДО-1 № 144386 от 22.10.2021 (рег. № 10005020/221021/0297472) сведения о наименовании товара указаны как «ювелирные изделия».
При составлении отчетности по форме ДО-2 от 25.10.2021 № 9898437
(рег. № 10005020/161021/0452009), складом временного хранения в соответствии с пунктом 6 Приложения № 5 Приказа предписывающем, что сведения заполняются на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, в графе «Наименование товара» также указано наименование «ювелирные изделия».
Исходя из специфики товара, задекларированного по ДТ № 10005030/231021/0547483, описание которого указанно в полученном СВХ уведомлении о выпуске ДТ (кольца, бусины, шкатулка и пр.), задекларированный товар является детскими, игрушечными ювелирными изделиями.
Таможенным органом в представленном отзыве не оспаривается довод общества о том, что сведения о наименовании товара в отчете по форме ДО2 заполнены исходя из сведений о наименовании товара, содержащихся в ДО-1.
При таких обстоятельствах, вопреки выводам таможни, сведения, указанные заявителем в отчетности по форме ДО 1 были достоверны, поскольку соответствовали сведениям о товаре, содержащимся в товаросопроводительных документах. При таких обстоятельствах вина заявителя отсутствует, поскольку заявитель, как владелец склада СВХ, при формировании отчетности по форме ДО 1 указал ту информацию, которая соответствовала товарно-сопроводительным документам.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5 КоАП РФ).
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае основания для привлечения общества к административной ответственности ввиду отсутствия состава правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, у таможни не было правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ.
Что касается ссылок таможенного органа на не применение положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в обоснование довода о том, что выявленные в ходе таможенного контроля нарушения образуют два самостоятельных состава административных правонарушений, за которые общество подлежит отдельному привлечению к административной ответственности, то суд находит их ошибочными.
Федеральным законом от 23.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статьи 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела второго настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В рассматриваемом случае таможней по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного таможней 02.03.2022 по фактам предоставления недостоверной отчетности по форме ДО-1 от 22.10.2021 № 144386 и ДО-2 от 25.10.2021
№ 9898437 таможенным органом, в порядке статьи 28.1 КоАП РФ, в отношении
АО «Шереметьево-Карго» возбуждены дела об административных правонарушениях
№ 10005000-1166/2022 и № 10005000-1167/2022 по статье 16.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
На основании изложенного, суд признает заявленные требования обоснованными, а заявление – подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Ходатайство АО «Шереметьево-Карго» о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства оставить без удовлетворения.
2. Заявленные требования удовлетворить.
3. Признать незаконными и отменить представление о принятии мер по установлению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения; постановление Шереметьевской таможни от 07.04.2022 №10005000-1167/2022, которым АО «Шереметьево-Карго» (141400, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХИМКИ ГОРОД, ШЕРЕМЕТЬЕВО АЭРОПОРТ ТЕРРИТОРИЯ, ШЕРЕМЕТЬЕВСКОЕ ШОССЕ, ДОМ 9, ОГРН: 1027700247068, Дата присвоения ОГРН: 24.09.2002, ИНН: 7712014197)
привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения по статье 16.15 КоАП РФ.
4. Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Судья А.В. Цховребова