НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Московской области от 15.12.2023 № А41-70318/23

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва             

15 декабря 2023 года                                                                      Дело №А41-70318/23

Резолютивная часть объявлена 21.11.2023

Полный текст решения изготовлен 15.12.2023

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующий судья Н.А. Кондратенко , при ведении протокола судебного заседания  секретарем с/з Журавлевой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению иску ООО "АЛЬФА ЭКСПОРТ"

 к  ИП Игнатюк В. В.

о взыскании

При участии в судебном заседании:

от истца: представитель по доверенности Белов К.А. от 08.06.2022г. (диплом о высшем юридическом образовании, доверенность обозревались судом, копии приобщены)

от ответчика: представитель по доверенности №1 Саломатников В.В. от 10.01.2023г. (диплом о высшем юридическом образовании, доверенность обозревались судом, копии приобщены), после перерыва явка не обеспечена

УСТАНОВИЛ:

ООО "АЛЬФА ЭКСПОРТ" обратилось в суд к ИП Игнатюк В. В. с иском  о взыскании 18 261, 28 EUR.

В процессе судебного разбирательства установлено следующее.

От ответчика поступил отзыв, дополнительные пояснения. Приобщены. 

От ИП Игнатюк В.В. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие стороны. Приобщено.

Судом в процессе судебного разбирательства был объявлен перерыв  в порядке ст. 163 АПК РФ.

От истца поступили письменные пояснения. Приобщены.

Рассмотрев  материалы дела, исследовав совокупность представленных лицами, участвующими в деле, доказательств, суд полагает, что исковые требования не  подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В обоснование иска указано, что между ООО «Альфа Экспорт», далее Заказчик/Истец, и Индивидуальным предпринимателем Игнатюк Валентиной Викторовной, далее Исполнитель/Ответчик, был заключен Договор международной перевозки грузов 02/02/22 от «02» февраля 2022г., в соответствии с которым Исполнитель обязуется за вознаграждение осуществить для Заказчика определенных настоящим договором услуги, связанных с международной перевозкой груза, а также иные услуги, указанных в настоящем договоре, в сроки и по маршруту, указанным к международной товарно-Транспортной накладной, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора (далее - Договор).

Пунктом 1.3 Договора предусмотрено, что на каждую отдельную перевозку Заказчиком оформляется транспортный заказ, содержащий описание условий и особенностей конкретной перевозки, который является неотъемлемой частью настоящего договора (приложением к настоящему договору).

В соответствии с Заявкой, invoice  № АЕ000000114 от 14.02.2022г.и invoice №АЕ000000111 от 14.02.2022г. (приложение к Договору) Исполнителю был предоставлен Груз общей стоимостью  18 261,28 EUR , общей массой: 8 646,72 кг, который должен был быть доставлен до BeltorgDOOBeograd (ИНН 111705983), СЕРБИЯ, BulevarArsenijaCarnojevicadra 96, spratVI. stan 11, 11000 Beograd (NoviBelgrad) Srbija. Однако груз до настоящего момента не доставлен.

Согласно и. 1.5. Договора, подтверждением факта оказания услуги является оригинал товарно-транспортной накладной установленного образца (TTWCMR) с отметками грузоотправителя, перевозчика (Заказчика), получателя груза и таможенных органов.

 Исполнителем была предоставлена информация о том, что представителями украинских властей па территории украинской таможни в г. Ужгороде, без предварительною сообщения и разъяснения или уведомления произведена незаконная конфискация транспортного средства с Грузом.

Согласно пункту 3.1 Договора Исполнитель обязан организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой груза, по заявкам  Заказчика строго соблюдая условия полученного заказа.

В соответствии с условиями Договора, в случае изъятия таможенными или иными контролирующими службами любого количества груза Исполнитель обязан  требовать документального оформления факта изъятия в виде акта на изъятие, и немедленно информировать об этом Заказчика. Исполнитель обязан доставить вверенный Заказчиком груз в указанный Пункт назначения и сдать его уполномоченному лицу в целости и сохранности, согласно товарно-транспортной накладной и переданным на месте погрузки и таможенного оформления документам,  исполнитель обязан незамедлительно в письменном виде информировать Заказчика обо всех проблемах, возникающих в процессе осуществлении погрузки, транспортировки, разгрузки, таможенного оформления, в том числе о фактах перегруза по тоннажу, о фактах переадресовки транспортного средства, о предполагаемой постановке автомобиля в конвойное сопровождение.

В соответствии со статьями 300, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 785 Гражданского кодекса; Российской Федерации в содержание обязательства перевозчика входит обеспечение сохранности переданного ему груза. Поскольку груз вверяется в сферу контроля перевозчика, на нем лежит риск утраты груза вследствие неправомерных действий третьих лиц.

В силу пункта 1  статей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 796 Гражданскою кодекса Российской Федерации и статье 34 Устава автомобильного транспорта профессиональный перевозчик несет ответственность независимо ют наличия вины и основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению:

реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза является наличие. обстоятельств, которые являются объективно  непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми, то есть перевозчик несет ответственность за случайное причинение вреда

Нa основании пункта 3 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации ущерба причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а  при невозможности восстановления поврежденного груза- в размере его стоимости.

В рассматриваемой ситуации перевозчик являлся коммерческой организацией, осуществлявшей на свой риск деятельность, направленную па систематическое получение прибыли. Как профессиональный перевозчик он не мог не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, следовательно, указанное обстоятельство не является   непредвидимым, и перевозчик несет риск убытков  связанных е его наступлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 № &87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной Деятельности» за неисполнение или ненадлежащее исполнение: обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые  определяются в соответствии с главой 25 Гражданскою кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом,

В соответствии с пунктом статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от  него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.                   

По смыслу правовой позиции, содержащейся в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», пепрояввеление  должником хотя бы минимальной степени заботливости и осмотрительности при исполнении обязательства признается умышленным нарушением обязательства.

  В соответствии с ч.2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановлен им нарушенного нрава, утрата  или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выхода).

В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник: обязан возместить кредитору убытки,  причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 23.06.2015 Ns25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применяя статью 15 Гражданского (Кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полною возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно В случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.                               

Кроме того, согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 " О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статей 15 и 393    Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства,  подтверждающие  наличие у него убытков, а также  обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, убытки представляет собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защита, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии  определенных условий гражданско-правовой ответственности.

Положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее их ненадлежащим образом, песет; ответственность при наличии вины (умысла или (неосторожности),  кроме случаев,  когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом,  бремя доказывания отсутствия своей вины в несохраненной перевозке  в силу статей 401,796 Гражданского кодекса Российской  Федерации возлагается на перевозчика.

В  соответствии со статьей 314 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит- условия, позволяющие определить этот срок, обязательство должно, быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми  актами,  условиями  обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.  

Согласно п.8.2 Договора, если стороны не смогут прийти к обоюдному согласию, то спор подлежит разрешению в Хозяйственном суде но месту нахождения истца или ответчик но выбору истца. При рассмотрении дела в суде применимым является законодательство страны рассмотрения спора.

В связи с тем, что Груз был утрачен, а доказательств отсутствия вины Перевозчиком не предоставлены, ООО «Альфа Экспорт» просило в претензии возместить общую стоимость Груза в размере 18 261,28 Евро. До настоящего времени требование не исполнено, что послужило основанием для обращения в суд.

Ответчик, возражая относительно иска, указал следующее.

На основании заявки № 46 от 15.02.2022 исполнитель принял к перевозке транспортным средством AI9760-1//A5121B-1 груз (товары народного потребления) в количестве 8 646,72 кг, общей стоимостью 18 261,28 евро по маршруту доставки: г. Наро-Фоминск (РФ) - г. Алексинац, г. Лесковац (Сербия), транзитом через территорию Украины.

В рамках данной перевозки исполнитель выступал в качестве экспедитора, выполняя перевозку привлеченным транспортным средством, принадлежащим на праве собственности ООО «СаМоТранс».

22.02.2022 транспортное средство с грузом прибыло в Украину, а 24.02.2022 началась военная  спецоперация на территории Украины, которая продолжается и до настоящего времени.

06.04.2022 ООО «СаМоТранс» направило в адрес ИП Игнатюк В.В. письмо за исх. № 103, из текста которого было установлено, что транспортное средство и водитель насильно удерживались украинскими военными на таможенном посту в г. Ужгород. Транспортное средство и груз были изъяты, а водитель 06.04.2022 вывезен за пределы территории Украины.

Истец был проинформирован о данном событии письмом от 14.04.2022 № 14, в результате которого возникли форс-мажорные обстоятельства, предвидеть и избежать которые не мог ни исполнитель, ни заказчик.

Наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы подтверждается свидетельством Торгово-промышленной палаты Украины от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1.

Пунктами 7.1 и 7.2 договора определено, что Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего контракта. Для избежание двойного трактования форс-мажорных обстоятельств, стороны решили, что по обоюдному согласию, такими обстоятельствами являются вооруженные конфликты, войны и вооруженные столкновения. Документ, выданный Торгово-промышленной Палатой страны, на территории которой действуют форс-мажорные обстоятельства или их последствия, служит достаточным свидетельством начала и прекращения действия этих обстоятельств.

000 «СаМоТранс» и ИП Игнатюк В.В. добросовестно приняли все разумно ожидаемые меры для уменьшения ущерба, причиненного заказчику обстоятельством непреодолимой силы, путем направления по дипломатическим каналам связи запросов об оказании содействия в выезде, находившегося на территории Украины и удерживаемого транспорта ООО «СаМоТранс» с грузом (копии документов прилагались и находятся в материалах дела).

Истцу также была предоставлена информация, что 000 «СаМоТранс» обратилось с заявлением в Брестский межрайонный отдел Следственного комитета Республики Беларусь по факту противоправных действий в отношении транспортных средств и груза, возбуждено уголовное дело № 22128320002 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 207 УК Республики Беларусь.

В настоящее время в адрес ответчика от ООО «СаМоТранс» поступило письмо за исх. № 209 от 01.09.2023, согласно которому дополнительно сообщалось, что дипломатические каналы связи между Республикой Беларусь и Украиной отсутствуют, но удалось установить контакт с филиалом «Укринтерсервис-Закарпатье» и получить сведения/документы относительно принудительного изъятия транспортных средств и груза.

Так, на основании полученных от указанного филиала копий документов, а именно: акта о принудительном отчуждении или изъятия имущества № 80 от 15.08.2022; акта о принудительном отчуждении или изъятии имущества № 81 от 15.08.2022; акта осмотра транспортных средств с грузом от 26.08.2022; письма ГУ «Госпродпотребслужбы» Закарпатской области от 11.10.2022 было установлено, что транспортное средство DAF FT XF 105.460, р/з AI9760-1, в сцепке с полуприцепом фургоном-рефрижератором марки Schmitz SK024, р/з А5121В-1, с перевозимым грузом, принудительно изъяты по решению № 40 Совета обороны области Закарпатской областной военной администрации от 04.08.2022 в связи с введением военного положения Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 64/2022, Законом Украины «О правовом режиме военного положения», Законом Украины «Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов» от 03.03.2022 № 2116-XI.

В дальнейшем груз (кондитерские изделия) был утилизирован вследствие истечения срока годности, а также длительного хранения в ненадлежащих условиях на основании распоряжения ГУ «Госпродпотребслужбы» в Закарпатской области.

Кроме того, 19.09.2023 от ООО «СаМоТранс» поступило сопроводительное письмо за исх. № 224, согласно которому в адрес ответчика были направлены еще дополнительные доказательства и сведения по изъятию на территории Украины транспортных средств ООО «СаМоТранс» с перевозимым грузом.

Так, на основании запроса ООО «СаМоТранс» от 03.08.2023 за исх. № 195 в адрес филиала «Укринтеравтосервис-Закарпатье» УГП «Укринтеравтосервис» о причинах изъятия белорусского транспорта с российским грузом в ходе осуществления международной грузоперевозки по маршруту: Россия - Сербия, был получен ответ, что все действия по задержанию, перемещению, изъятию транспортных средств страны-агрессора с р/н AI9760-1//A5121B-1 выполнены с целью обеспечения как можно скорейшей победы нашего суверенного государства над оккупантами стран-агрессоров.

Судебными доказательствами являются такие данные, которые способны прямо или косвенно подтвердить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, выраженные и полученные в предусмотренной законом форме.

Так же ответчиком в подтверждение позиции по делу указано следующее.

Из пояснений водителя Мотузко В.П., на основании которых Брестским MOCK было возбуждено уголовное дело № 22122011077 от 11.07.2022 по факту хищения на территории Украины транспортных средств ООО «СаМоТранс» с грузом следует, что 22.02.2022 транспортное средство (далее - ТС) с грузом прибыло в Украину через пункт пропуска «Мокраны-Доманово», проследовав к украинско-румынской границе через города Ковель, Червоноград, Львов, Мукачево к пункту пропуска «Дьяково-Халмэу».

23.02.2022 примерно в 12:00 ТС встало в очередь к пункту пропуска перед населенным пунктом Ботар.

24.02.2022 находясь в очереди для въезда в терминал «Дьяково» от пограничников водителю стало известно, что Российская Федерация начала военную спецоперацию на территории Украины. Примерно около 23:00 от украинской пограничной службы поступила информация, что российский и белорусский транспорт с территории Украины выпускать не будут. И указанный транспорт в принудительном порядке сопроводили на платную стоянку.

25.02.2022 водителю стало известно, что российский и белорусский транспорт с территории Украины в Румынию не выпускают.

Простояв на стоянке до 03.03.2022, по приказу должностных лиц таможенной службы Украины, всем водителям 16 (шестнадцати) ТС с регистрационными российскими и белорусскими номерами приказали сдать документы на груз и транспортные средства, поскольку истекал 10-тидневный срок транзита по территории Украины. В целях личной безопасности всем водителям приказали находится на территории стоянки возле своего транспорта.

Примерно 05-06.03.2022 около 22:00 люди в военной форме с оружием потребовали водителей пяти ТС с российскими номерами выехать за территорию стоянки, после чего машины забрали и увезли в неизвестном направлении, а водителей оставили на дороге без вещей. В последующем стало известно, что водители добрались до перехода «Вилок», а там через представителей «Красный Крест» им оказали содействие и помощь чтобы добраться в Беларусь.

После данных событий водители четырех ТС в панике бросили транспорт с грузом и решили самостоятельно добираться домой.

Спустя несколько дней на территорию стоянки приехал автомобиль марки «БМВ», люди из машины потребовали всех водителей собраться вместе и в угрожающем тоне потребовали оставить транспорт с грузом на стоянке, а самим покинуть территорию Украины. В целях личной безопасности все водители приняли решение остаться на стоянке с ТС и грузом.

Через два дня на стоянку приехал автомобиль украинской полиции и двое лиц мужского пола с оружием потребовали всех водителей собраться и с агрессивной, угрожающей настроенностью потребовали оставить свои ТС с грузом и уехать из Украины в целях нашей безопасности.

Так, на стоянку приезжали сотрудники украинской полиции на разных экипажах до 24.03.2022 с такими же требованиями и угрозами нашей безопасности. Боясь за свою безопасность, водители просто слушали и молчали, но при этом продолжали оставаться на стоянке. Пытаясь узнать у сотрудников таможенной службы, когда нас отпустят, они предупредили, что при приближении к пункту пропуска будут по нам стрелять.

24.03.2022 около 14:00 к воротам стоянки подъехали два микроавтобуса марки «Рено» с надписью «Полиция», к нам подошли сотрудники полиции с оружием и потребовали всех собраться для выезда со стоянки и сдать документы на груз и ТС. Все вынуждены были повиноваться, т.к. требования исходили от людей с оружием и в отношении нас была агрессивная настроенность. В составе колонны и в сопровождении полиции ТС выдвинулись в сторону г. Мукачево. Около 21:00 колонна прибыла в г. Ужгород и ТС поставили на охраняемую, стоянку, где с нас потребовали снять с транспорта регистрационные знаки. Все поняли, что нас согнали в одно место, где уже находился иной российский и белорусский транспорт, отдаляя от границы, что свидетельствовало о настроенности насильственного завладения ТС с грузом.

25.03.2022 водитель узнал, что территория стоянки принадлежит таможенному посту «Ужгород-Центральный». Через несколько дней на стоянку пришли сотрудники в форме с надписью «СБУ» и потребовали у всех водителей копии гражданских паспортов с указанием собственных номеров мобильных телефонов.

01.04.2022 на стоянку пришел сотрудник СБУ и потребовал передать ему личные паспорта всех водителей (11 человек), при этом нас держали в постоянном контроле украинские властные структуры, фактически мы были заложниками данной ситуации и повиновались всем требованиям и приказам сотрудников СБУ. Все водители понимали, что сотрудники полиции и СБУ всячески пытались забрать у нас ТС с грузом и выпускать с территории Украины никто не собирался поскольку нас считали агрессорами.

06.04.2022 около 08:00 на стоянку пришли сотрудники СБУ и потребовали всех собрать свои вещи, а ключи от транспорта отдать им, мы вынуждены были повиноваться, т.к. эти требования исходили от людей с оружием. Нас посадили в автобус вместе с российскими водителями, проверили по списку и около 15:00 увезли в сторону украинско-венгерской границы, где нам отдали паспорта и сняли на камеру, в пешем порядке все прошли на территорию Венгрии. В дальнейшем всех посадили в автобус и увезли в сторону Польши, где нас встречал белорусский автобус. Так мы попали в Республику Беларусь.

В дальнейшем водитель пояснил, что все транспортные средства с грузом сотрудники СБУ незаконно отобрали на территории Украины и никто не собирался нам выдавать никаких документов об их изъятии, опасаясь за свою жизнь мы вынуждены были повиноваться, поскольку настроение в отношении нас было агрессивным, при них было оружие и в стране происходили военные действия (копия объяснительной прилагается).

В транспортных средствах ООО «СаМоТранс» были установлены навигационные модули, информация о местоположении ТС с БелТрансСпутник исчезла 24.03.2022, когда транспорт ехал в г. Ужгород.

В последующем водитель узнал, что с территории Украины всех вывезли благодаря проведенной спецслужбами Республики Беларусь специальной операции.

Ответчик, в подтверждение данных пояснений, представил суду для исследования все имеющиеся доказательства, подтверждающие значимые обстоятельства по делу.

 Информационное письмо БелТрансСпутник от 04.11.2022 № 430, согласно данным аналитической системы «БелТрансСпутник» ТС DAF AI9760-1//A5121B-1 в период времени с 14.02.2022 по 24.03.2022 следовало по маршруту РФ-РБ-Украина в направлении Румынии (через т/п пропуска «Дяково-Халмэу»).

22.02.2022 05:31 ч. - 05:51 время прохождения границы РБ-Украина.

23.02.2022 12:52 ч. транспорт передвигался по автодороге через населенные пункты Ботар, Неветленфолу в направлении т/п «Дьяково».

25.02.2022 в 00:09 автомобиль съехал с дороги на стоянку, где находился до 18:03 24.03.2022. После этого зафиксировано движение автомобиля в обратном направлении в сторону населенного пункта Вилок.

Последние данные зафиксированы в 18:30 24.03.2022 по адресу Закарпатская обл., Вилок, после чего GPS прибор перестал отвечать на запросы о местонахождении.

2. Наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы подтверждаются свидетельством Торгово-промышленной палаты Украины от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1, согласно которому с 24.02.2022 на всей территории Украины введено военное положение.

3. 06.04.2022 ООО «СаМоТранс» направило в адрес ответчика письмо за исх. № 103, из текста которого было установлено, что транспортное средство и водитель насильно удерживались украинскими военными на таможенном посту в г. Ужгород. Транспортное средство и груз были изъяты, а водитель 06.04.2022 вывезен за пределы территории Украины. Ответчик уведомил истца о вышеуказанных событиях письмом от 14.04.2022 № 14 (копии прилагались и находятся в материалах дела).

4.  Все это время руководство ООО «СаМоТранс» по дипломатическим каналам пыталось установить с украинской стороной контакты и вернуть ТС с грузом, на запросы общества были получены следующие ответы:

- ответ Главного консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 15.03.2022 № 11-54/923-к об оказании содействия гражданам Республики Беларусь по возвращению домой;

-  ответ Посольства Республики Беларусь в Румынии от 15.03.2022 № 02-14/184 о невозможности оказания содействия в выезде грузового автомобиля ООО «СаМоТранс» с территории Украины в Румынию;

- ответ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.03.2022 № 03-02-09/2634, из текста которого усматривается, что руководитель консульской службы Посольства Украины в Республике Беларусь заверил, что белорусские водители могут беспрепятственно покинуть территорию Украины без транспорта;

- ответ Посольства Республики Беларусь в Республике Сербия от 07.04.2022 № 02-06/255 о невозможности оказания содействия белорусским водителям, находившимся на территории Украины с удерживаемым транспортом ООО «СаМоТранс» и грузом, направлявшимся в Республику Сербия;

- ответ Генерального Штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь от 08.04.2022 3 2/277 о том, что военные каналы связи с украинской стороной отсутствуют, т.к. дипломаты посольства РБ в Украине (в том числе белорусский военный представитель) покинули украинскую территорию 18.03.2022. Представляется целесообразным дальнейшую проработку вопроса о выводе транспортных средств осуществлять через МИД РБ;

5. На обращение ООО «СаМоТранс» в МИД Республики Беларусь от 18.05.2022 № 159, был получен ответ от 10.06.2022 за исх. №02-42/144Юл/375, согласно которому сообщалось, что в связи с началом СВО Российской Федерации в Украине 24.02.2022 на территории Украины введено военное положение, украинской стороной закрыты все пункты пропуска на границе с Республикой Беларусь. Посольство Республики Беларусь в Украине эвакуировано из страны в связи с боевыми действиями и на данном этапе отсутствуют механизмы конструктивного взаимодействия с украинской стороной.

По имеющейся информации с 24 февраля 2022 г. на территории Украины удерживается 215 белорусских грузовиков, местонахождение 94 из них неизвестно.

В ответе МИД РБ отмечено, что украинская сторона никакого содействия в решении вопроса о возвращении в Беларусь изъятых представителями украинской стороны грузовых автомобилей белорусских перевозчиков не оказывает.

Действия представителей украинской стороны по удержанию на территории Украины автомобилей и полуприцепов можно рассматривать как неправомерные и подобные случаи подлежат уголовному преследованию. Однако с учетом текущей внутренней ситуации в Украине инициирование таких процедур представляется затруднительным (копия прилагается).

6.  ООО «СаМоТранс» обратилось с заявлением в Брестский межрайонный отдел Следственного комитета Республики Беларусь по факту противоправных действий в отношении транспортных средств и груза QOO «СаМоТранс», возбуждено уголовное дело № 22128320002 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 207 УК Республики Беларусь.

В настоящее время предварительное следствие по уголовному делу № 22128320002 приостановлено 28.10.2022 на основании п. 1 ч.1 ст. 246 УПК Республики Беларусь, т.е. в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (копия прилагалась и находится в материалах дела).

7.  Вместе с тем руководству ООО «СаМоТранс» удалось установить контакт с филиалом «Укринтерсервис-Закарпатье», на стоянке которого находились ТС общества с грузом до момента их изъятия, и получить сведения/документы относительно принудительного изъятия транспортных средств и груза.

Данные документы и сведения были представлены в суд к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании 09.10.2023.

Так, на основании полученных от указанного филиала копий документов, а именно: акта о принудительном отчуждении или изъятия имущества № 80 от 15.08.2022; акта о принудительном отчуждении или изъятии имущества № 81 от 15.08.2022; акта осмотра транспортных средств с грузом от 26.08.2022; письма ГУ «Госпродпотребслужбы» Закарпатской области от 11.10.2022 было установлено, что транспортное средство DAF FT XF 105.460, р/з AI9760-1 в сцепке с полуприцепом фургоном-рефрижератором марки Schmitz SK024, р/з А5121В-1 с перевозимым грузом, принудительно изъяты по решению № 40 Совета обороны области Закарпатской областной военной администрации от 04.08.2022 в связи с введением военного положения Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 64/2022, Законом Украины «О правовом режиме военного положения», Законом Украины «Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов» от 03.03.2022 № 2116-XI.

В дальнейшем груз (кондитерские изделия) был утилизирован вследствие истечения срока годности, а также длительного хранения в ненадлежащих условиях на основании распоряжения ГУ «Госпродпотребслужбы» в Закарпатской области.

8. Все документы украинской стороны, подтверждающие принудительное изъятие ТС и груза были получены обществом с использованием электронной почты ООО «СаМоТранс», т.к. почтовые отправления между Украиной и Республикой Беларусь не принимались и не отправлялись.

На запрос ООО «СаМоТранс» в Республиканское УП почтовой связи «Белпочта» Брестский филиал поступил ответ от 22.02.2023 № 15-18/131, согласно которому были даны разъяснения, что назначенный оператор Украины с конца февраля 2022 года в одностороннем порядке прекратил почтовый обмен с назначенным оператором Республики Беларусь без разъяснения причин. Принятые почтовые отправления назначением в Украину возвращались отправителям, в связи с чем прием международных почтовых отправлений в адрес Украины по независящим от РУП «Белпочта» причинам с марта 2022 года временно не осуществляется.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судебными доказательствами являются такие данные, которые способны прямо или косвенно подтвердить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, выраженные и полученные в предусмотренной законом форме.

Согласно пунктам 9 и 10 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательства вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ПС РФ).

В силу п. 1 ст. 416 ГК  РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Из совокупности положений пунктов 37 и 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» следует, что по смыслу статьи 416 ГК РФ невозможность исполнения является объективной, когда по обстоятельствам, не зависящим от воли или действий должника, у него отсутствует возможность в соответствии с законом или договором исполнить обязательство как лично, так и с привлечением к исполнению третьих лиц. Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Сторона освобождается от возмещения убытков или уплаты другой стороне неустойки и иных санкций, вызванных просрочкой исполнения обязательства ввиду непреодолимой силы (статьи 401, 405, 406, 417ГКРФ).

Исследовав всю совокупность представленных в материалы  доказательств, ответчик приходит к выводу в отсутствии оснований сомневаться в объективности сведений, полученных от водителя Мотузко В.П., на основании которых было возбуждено уголовное дело и данных, изложенных в документах, полученных из филиала «Укринтерсервис-Закарпатье» о принудительном изъятии транспорта и груза, вследствие чего наступили обстоятельства непреодолимой силы, предвидеть и избежать которых не мог ни ответчик, ни истец.

Военная спецоперация на территории Украины началась 24.02.2022 и продолжается до настоящего времени.                                  

В силу п. 7.3 договора в случае, если такие обстоятельства продолжаются более месяца, каждая сторона имеет право отказаться от выполнения обязательств по настоящему договору полностью или частично и в этом случае ни одна из сторон не имеет права требовать от другой стороны компенсации любых возможных убытков.

На основании изложенного, с учетом представленных суду доказательств,

требования ООО «Альфа Экспорт» к ИП Игнатюк Валентине Викторовне о взыскании денежных средств в размере 18 261,28 евро являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в силу п. 7.3 договора на основании ст. 416 ГК РФ.

Руководствуясь статьями ст. 110,167-170, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            В иске отказать.

Судебный акт может быть обжалован в порядке и в сроки, установленные АПК РФ.

Судья                                                       Н.А. Кондратенко