Арбитражный суд Московской области
107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
20 мая 2016 года Дело №А41-6665/16
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2016 года
Полный текст решения изготовлен 20 мая 2016 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи И.В.Гейц
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Соколовой,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Барс-Н» (ООО «Барс-Н»)
к Министерству потребительского рынка и услуг Московской области
о признании незаконным ненормативного правового акта
при участии в заседании:
явка сторон отражена в протоколе судебного заседания от 11.05.2016г.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Барс-Н» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству потребительского рынка и услуг Московской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган) с требованиями:
- признать незаконным решение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 21.12.2015г. об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области;
- обязать Министерство потребительского рынка и услуг Московской области выдать ООО «Барс-Н» лицензию на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области.
Срок на обжалование решения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 21.12.2015г., установленный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал свои требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица с требованиями не согласен по основаниям, указанным в отзыве на заявление.
Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
22.10.2015г. Общество обратилось в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
21.12.2015г. Министерством потребительского рынка и услуг Московской области принято решение об отказе Обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области, по следующим основаниям:
- несоответствие заявителя лицензионным требованиям (подпункт 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ), а именно: предоставление недостоверной искаженной или неполной информации. Несоответствие заявителя иным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 2 настоящего Федерального закона;
- несоответствие заявителя лицензионным требованиям (п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ), а именно: объект в котором планируется осуществлять деятельность, не находится у лицензиата в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более.
Административный орган в обоснование своей позиции ссылается на то, что объект не соответствует установленным требованиям, поскольку изменилось расположение объекта лицензирования - с сельского поселения на городское, соответственно изменились и предъявляемые к нему лицензионные требования. Как указывает административный орган, согласно п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику. Указанное требование, по мнению административного органа Обществом соблюдено не было.
Также административный орган ссылается на то, что Общество, с учетом дополнительного соглашения, не представило документы, подтверждающие право пользования заявленным помещением, поскольку представило документы только на помещения № 11, 12, 13, 14, общей площадью 34,6 кв.м, таким образом, объект в котором планируется осуществлять деятельность, не находится у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде.
Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела в полном объеме, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц определен статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из части 2 которой, производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Министерство потребительского рынка и услуг Московской области в силу пункта 1 Положения о Министерстве потребительского рынка и услуг Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 № 844/27, является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим регулирование отношений, возникающих в области розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 11.6 названного Положения Министерство уполномочено выдавать лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ, производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На основании ст. 19 Закона решение о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.
Согласно пп. 1 п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации.
Отказывая Обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, административный орган со ссылкой на п. 9 ст. 19, п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ указал на то обстоятельство, что заявителем представлена недостоверная искаженная или неполная информация, объект в котором планируется осуществлять деятельность, не находится у лицензиата в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более.
Из материалов дела следует, что 01 октября 2015 года гр. Чижиков И.Н. (арендодатель) и ООО «Барс-Н» (арендатор) заключили договор аренды нежилых помещений № 1/10, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование (в аренду) нежилые помещения, именуемые в дальнейшем Объект:
- часть Торгово-офисного центра, назначение: нежилое, общей площадью 34,6 кв. м, номера комнат на поэтажном плане: этаж 1, комнаты №№ 11, 12, 13, 14, находящееся по адресу: 142941, Московская область, Каширский муниципальный район, сельское поселение Знаменское, поселок Новоселки, улица Лесная, дом №2 , кадастровый номер № 50:37:0040129:117 (п. 1.1 рассматриваемого договора).
В соответствии с п. 4.1 указанного выше договора аренды, срок аренды определяется: с 01 октября 2015г. по 31 декабря 2018г.
Данный договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, номер регистрации 50-50/001-50/037/008/2015-4838/2.
Таким образом, указание в оспариваемом решении на отсутствие у лицензиата в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более, объекта, в котором планируется осуществлять деятельность, не соответствует действительности.
Как указывалось ранее, одним из оснований принятия Министерством оспариваемого решения явился вывод о том, что объект, расположенный по адресу: 142941, Московская область, Каширский муниципальный район, сельское поселение Знаменское, поселок Новоселки, улица Лесная, дом №2, кафе-бар «С», площадью общей площадью 34,6 кв. м, не отвечает требованиям, установленным п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно: организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику, поскольку объект лицензирования находится на территории городского поселения – городского округа Кашира. Данный вывод административного органа основан на внесении изменений в административно-территориальное устройство Каширского района, при этом сельское поселение Знаменское, как административная единица, упразднено.
При проведении проверки представленных сведений административным органом был составлен акт, из которого следует, что Обществом представлена неполная информация, в связи с чем, не представляется возможным установить соблюдение Обществом обязательных требований, установленных Федерального закона № 171-ФЗ.
20.11.2015г. в связи с вышеуказанными обстоятельствами Общество обратилось в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области с заявлением о продлении срока рассмотрения заявления о выдаче лицензии в связи с уточнением адреса, регистрацией дополнительного соглашения и уточнением площади помещения.
20.11.2015г. административным органом вынесено решение о продлении срока рассмотрения заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области.
Также судом установлено и из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Каширского муниципального района Московской области от 31.03.2015г. №749-па о присвоении адреса нежилому зданию торгово-офисного центра, расположенному в п. Новоселки Каширского района Московской области, спорному объекту недвижимости (кадастровый номер 50:37:0040129:117) присвоен адрес: Московская область, Каширский муниципальный район, сельское поселение Знаменское, поселок Новоселки, ул. Лесная, д. №2, который указан в договоре аренды нежилых помещений от 01.10.2015г. № 1/10 и в заявлении о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Постановлением Губернатора Московской области от 16.11.2015 № 491-ПГ «Об упразднении сельских поселений и включении сельских населенных пунктов сельского поселения Базаровское, сельского поселения Домнинское, сельского поселения Знаменское, сельского поселения Колтовское и сельского поселения Топкановское Каширского района Московской области в состав сельских населенных пунктов, административно подчиненных городу Кашире Каширского района Московской области» упразднена территориальная единица - сельское поселение Знаменское.
Законом Московской области от 25.11.2015 № 207/2015-ОЗ «Об отнесении города Егорьевск Егорьевского района Московской области, города Кашира Каширского района Московской области и города Мытищи Мытищинского района Московской области к категории города областного подчинения Московской области, отнесении рабочего поселка Серебряные Пруды Серебряно-Прудского района Московской области и рабочего поселка Шаховская Шаховского района Московской области к категории поселка городского типа областного подчинения Московской области, упразднении Егорьевского, Каширского, Мытищинского, Серебряно-Прудского и Шаховского районов Московской области и внесении изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области» упразднена административно-территориальная единица Московской области - Каширский район Московской области.
22.10.2015г. Общество обратилось в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, указав в заявлении место нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции: 142941, Московская область, Каширский муниципальный район, сельское поселение Знаменское, поселок Новоселки, улица Лесная, дом №2, кафе-бар «С».
В связи с принятием Постановления Губернатора Московской области от 16.11.2015 № 491-ПГ Общество обратилось в Администрацию Каширского муниципального района Московской области с письмом об уточнении адреса рассматриваемого объекта.
01.12.2015г. письмом № Д-38 Администрация разъяснила Обществу, что до момента регистрации устава муниципального образования «Городской округ Кашира» и включения данного муниципального образования в Реестр муниципальных образований, адресом местонахождения кафе-бара «С» следует считать адрес: Московская область, Каширский район, п. Новоселки, ул. Лесная, д. №2.
Вместе с тем, 20.10.2015г. между гр. Чижиковым И. Н. и индивидуальным предпринимателем Степочкиной О. С. заключен договор №505083052010001-23 дарения нежилого здания: объект недвижимости - Торгово-офисный центр, назначение: нежилое, общей площадью 629,1 кв.м., расположенный по адресу: 142941, Московская область, Каширский район, поселок Новоселки, улица Лесная, дом №2, кадастровый номер № 50:37:0040129:117. Право собственности индивидуального предпринимателя Степочкиной Ольги Станиславовны зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 октября 2015 года сделана запись регистрации №50-50/001-50/037/001/2015-4081/2.
01.12.2015г. в связи с вышеуказанными обстоятельствами между гр. Чижиковым И.Н. и ООО «Барс-Н» заключено дополнительное соглашение № 1 об уступке права требования по договору аренды нежилых помещений от 01.10.2015г. № 1/10, в соответствии с которым право требования по данному договору переходит ИП Степочкиной О. С.
Также данным соглашением установлено, что адресом арендуемого объекта недвижимости следует считать адрес: Московская область, Каширский район, г. Кашира, поселок Новоселки, улица Лесная, дом №2
18.12.2015г. Общество сопроводительным письмом представило в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области дополнительное соглашение и просило выдать лицензии по указанному в соглашении адресу.
Как указывалось ранее, административный орган в обоснование своей позиции ссылается на то, что объект не соответствует установленным требованиям, поскольку изменилось расположение объекта лицензирования - с сельского поселения на городское, соответственно изменились и предъявляемые к нему лицензионные требования. Как указывает административный орган, согласно п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику. Указанное требование, по мнению административного органа Обществом соблюдено не было.
Также административный орган ссылается на то, что Общество, с учетом дополнительного соглашения, не представило документы, подтверждающие право пользования заявленным помещением, поскольку представила документы только на помещения № 11, 12, 13, 14, общей площадью 34,6 кв.м, таким образом, объект в котором планируется осуществлять деятельность, не находится у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде.
Доводы административного органа судом отклоняются по следующим основаниям.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, удостоверяющим государственную регистрацию возникновения (перехода) прав на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права.
В силу п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об адресной системе) органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют следующие полномочия: 1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; 2) размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.
Согласно части 1 статьи 6 Закона об адресной системе для размещения сведений в государственном адресном реестре оператор федеральной информационной адресной системы обеспечивает органам местного самоуправления, органам государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченным на присвоение адресов объектам адресации, возможность внесения соответствующих сведений с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной адресной системы в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.
Согласно части 2 статьи 6 Закона об адресной системе уполномоченный на создание и ведение Государственного каталога географических названий федеральный орган исполнительной власти или действующее на основании решения данного органа подведомственное ему федеральное государственное учреждение в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, в срок не позднее чем три рабочих дня со дня внесения в Государственный каталог географических названий используемых при присвоении адресов объектам адресации сведений о присвоении наименований географическим объектам или об их переименовании направляет оператору федеральной информационной адресной системы такие сведения. В течение одного рабочего дня со дня поступления таких сведений оператор федеральной информационной адресной системы размещает их в государственном адресном реестре.
Пунктом 5.1.21 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, выполнение работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведение отнесено к полномочиям Росреестра.
Согласно части 2 статьи 8 Закона об адресной системе содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 5 Закона об адресной системе Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 № 384 в качестве федерального органа исполнительной власти определено Министерство финансов Российской Федерации, а в качестве оператора федеральной информационной адресной системы - Федеральная налоговая служба.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона об адресной системе названный федеральный орган исполнительной власти устанавливает порядок ведения государственного адресного реестра.
Приказом Минфина России от 21.04.2015 № 68н утверждены порядок и способы предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе, а также Положение о порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе.
Согласно пункту 1 названное Положение определяет порядок и способы предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона об адресной системе Правительство Российской Федерации устанавливает правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
В соответствии с пунктом 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 (далее - Правила), присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Согласно пункту 7 Правил изменение адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований.
В соответствии с пунктом 13 Правил изменение адреса объекта адресации в случае изменения наименований и границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов осуществляется на основании информации Государственного каталога географических названий и государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, предоставляемой оператору федеральной информационной адресной системы в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.
Согласно пункту 26 Правил датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, соискатель в заявлении о выдаче лицензии указал местонахождение помещения, заявленного как места нахождения обособленного подразделения, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 50 АК № 455885 от 27.02.2015г.
Также судом установлено, что Постановлением Администрации Каширского муниципального района Московской области от 31.03.2015г. №749-па спорному объекту недвижимости присвоен адрес: Московская область, Каширский муниципальный район, сельское поселение Знаменское, поселок Новоселки, ул. Лесная, д. №2.
22.10.2015г. на момент обращения Общества в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области с заявлением о выдаче лицензии, адресом спорного объекта являлся следующий адрес: Московская область, Каширский район, поселок Новоселки, улица Лесная, дом №2.
21.12.2015г. Обществу было отказано в выдаче лицензии в связи с изменением расположения объекта лицензирования - с сельского поселения на городское поселение и в связи с несоответствием объекта п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.
Вместе с тем, изменения в территориально-административное устройство Каширского района Московской области, в соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 16.11.2015 № 491-ПГ «Об упразднении сельских поселений и включении сельских населенных пунктов сельского поселения Базаровское, сельского поселения Домнинское, сельского поселения Знаменское, сельского поселения Колтовское и сельского поселения Топкановское Каширского района Московской области в состав сельских населенных пунктов, административно подчиненных городу Кашире Каширского района Московской области» и Законом Московской области от 25.11.2015 № 207/2015-ОЗ «Об отнесении города Егорьевск Егорьевского района Московской области, города Кашира Каширского района Московской области и города Мытищи Мытищинского района Московской области к категории города областного подчинения Московской области, отнесении рабочего поселка Серебряные Пруды Серебряно-Прудского района Московской области и рабочего поселка Шаховская Шаховского района Московской области к категории поселка городского типа областного подчинения Московской области, упразднении Егорьевского, Каширского, Мытищинского, Серебряно-Прудского и Шаховского районов Московской области и внесении изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области» были внесены после обращения Общества 22.10.2015г.
Таким образом, на момент обращения Общества с указанным заявлением, сведения, содержащиеся в представленных документах (адрес лицензируемого объекта) соответствовали действительности.
Кроме того, согласно Приказу ФНС РФ от 31.08.2011 № ММВ-7-6/529@ «Об утверждении Порядка ведения адресной системы и предоставления содержащейся в ней адресной информации» ФИАС - система с достоверной, единообразной, общедоступной, структурированной адресной информацией. Адресная информация является открытой и предоставляется на бесплатной основе.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1011-р оператором ФИАС является Федеральная налоговая служба.
Пунктом 5 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1011-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано предоставлять ФНС России адресную информацию, необходимую для ведения адресной системы. Адресная информация предоставляется в соответствии с заключенными соглашениями об организации информационного взаимодействия между органами местного самоуправления и/или органами государственной власти субъектов Российской Федерации и ФНС России (далее - Соглашения об организации информационного взаимодействия).
При наличии Соглашения об организации информационного взаимодействия органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют актуализацию адресной информации в ФИАС на основании документов о присвоении наименований муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям, районам, населенным пунктам, а также улицам, площадям и иным территориям в населенных пунктах, установлении нумерации домов.
При отсутствии Соглашения об организации информационного взаимодействия актуализацию адресной информации в ФИАС осуществляют налоговые органы на основании документов, указанных в абзаце 1 данного пункта, опубликованных в установленном порядке.
Операторы данных вводят в ФИАС сведения об адресообразующих элементах и адресах объектов адресации на основании документов об изменении административного, муниципального деления, о присвоении наименований муниципальным образованиям, административно-территориальным единицам, городским и сельским поселениям, районам, населенным пунктам, а также улицам, площадям и иным территориям в населенных пунктах, об установлении нумерации домов. Указанные сведения вводятся в течение одного рабочего дня с даты утверждения (подписания) соответствующих документов.
Администрирование ФИАС осуществляется с целью обеспечения доступа уполномоченных лиц к ведению адресной информации, установлению их прав доступа при ведении адресной информации к разделам ФИАС, обеспечения доступа физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, заинтересованным в получении и использовании адресной информации из ФИАС.
Вместе с тем, Министерство за предоставлением информации, касающейся наименования местонахождения объекта недвижимости в связи с изменением административно-территориального устройства Каширского района Московской области для проверки достоверности адреса, заявленного обществом, в указанные выше государственные органы не обращалось. Доказательств того, что на момент вынесения 21.12.2015г. решения об отказе в выдаче лицензии, спорный объект недвижимости имел иной, чем указан в заявлении, адрес местонахождения административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах утверждение Министерства о недостоверности сведений общества об адресах осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции нельзя признать подтвержденным.
На основании вышеизложенного, суд считает, что заинтересованным лицом не доказано наличие указанного в решении об отказе в выдаче лицензии основания (пп. 1 п. 9 ст. 19 Закона № 171-ФЗ) на момент его вынесения, что свидетельствует о незаконности данного решения.
Доводы административного органа о том, что в связи с изменением административно-территориального устройства Каширского района Московской области площадь лицензируемого объекта не отвечает требованиям, установленным п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, т.е. менее 50 кв. м, судом также отклоняются по вышеуказанным основаниям.
Кроме того, суд принимает внимание, что 16.02.2016г. ИП Степочкина О.С. (собственник объекта недвижимого имущества, арендуемого ООО «Барс-Н») обратилась в Администрацию городского округа Кашира Московской области с заявлением о присвоении спорному объекту недвижимости нового почтового адреса в связи с изменением административно-территориального устройства Каширского района. Однако из письма Администрации городского округа Кашира Московской области от 25.02.2016г. № 616/20 следует, что новый адрес: Московская область, городской округ Кашира, поселок Новоселки, улица Лесная, дом №2. спорный объект будет иметь только после утверждения Устава муниципального образования «Городской округ Кашира».
24.03.2016г. Общество также обратилось в Администрацию городского округа Кашира Московской области с заявлением об уточнении статуса п. Новоселки и его административно-территориальных границ.
31.03.2016г. Администрация городского округа Кашира Московской области письмом № 1782/17 разъяснила, что поселок Новоселки является сельским населенным пунктом, административно подчиненным городу Кашира и включенным в состав городского округа Кашира на основании постановления Губернатора Московской области от 16.11.2015г. №491-ПГ «Об упразднении сельских поселений и включении сельских населенных пунктов сельского поселения Базаровское, сельского поселения Домнинское, сельского поселения Знаменское, сельского поселения Колтовское, сельского поселения Топкановское Каширского района Московской области в состав сельских населенных пунктов, административно подчиненных городу Кашира Каширского района Московской области. Границы населенных пунктов, входящих в городской округ Кашира, будут утверждены только после утверждения генерального плана городского округа Кашира, который в настоящее время находится в стадии разработки.
Таким образом, применение в данном случае к спорному объекту требований, установленных п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, необоснованно.
Также суд обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации.
При этом оспариваемым решением Обществу было отказано в выдаче лицензии на основании пункта 1 части 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.
Таким образом, в решении указана лишь формулировка, содержащаяся в пункте 1 части 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ. В нарушение требований части 17 статьи 19 указанного Закона, в решении ничего не говорится о причинах отказа, что не соответствует закону и существенно нарушает права общества в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что 18.12.2015г. Обществом в административный орган сопроводительным письмом представлена копия дополнительного соглашения № 1 об уступке права требования по договору аренды нежилых помещений от 01.10.2015г. № 1/10. Данное сопроводительное письмо по сути не является заявлением о выдаче лицензии, не отвечает предъявляемым к такому заявлению требованиям и не может являться основанием для отказа в выдаче лицензии.
Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
В данном случае заинтересованным лицом не доказана законность и обоснованность вынесения рассматриваемого решения, и оно подлежит признанию недействительным.
Вместе с тем, решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны быть законными и обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В настоящем же случае, учитывая незаконность и необоснованность оспоренного решения ответчика, права и охраняемые законом интересы заявителя признаются нарушенными.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом требований, в данном случае установлена.
Учитывая положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд на основании считает оспариваемое решение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области незаконным.
При этом, рассматривая вопрос о способе восстановления нарушенных прав Общества, в порядке ст. 201 АПК РФ, суд не может применить способ им предложенный, поскольку при рассмотрении настоящего спора судом исследовались основания (общая формулировка, содержащаяся в пункте 1 части 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ), указанные в оспоренном решении заинтересованного лица. Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать Министерство потребительского рынка и услуг Московской области рассмотреть заявление Общества от 22.10.2015г. с учетом выводов суда и принять соответствующее решение.
Заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
Соответствующая правовая позиция содержится в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2010 г. № 139).
Таким образом, с Министерства потребительского рынка и услуг Московской области в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 167-170, 176, 200, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным и отменить решение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 21.12.2015г. об отказе ООО «Барс-Н» в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области.
2. Обязать Министерство потребительского рынка и услуг Московской области рассмотреть вопрос о выдаче ООО «Барс-Н» лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Московской области.
3. Взыскать с Министерства потребительского рынка и услуг Московской области в пользу ООО «Барс-Н» государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
4. Выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 АПК РФ.
5. В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья И.В.Гейц