НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Московской области от 03.04.2012 № А41-46960/11

Арбитражный суд Московской области

107996, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

«26» июля 2012г. Дело № А41-46960/11

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2012г.

Решение изготовлено полностью 26 июля 2012г.

 Арбитражный суд Московской области в составе судьи Гапеевой Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.Б.Абреговым,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного учреждения «Мособллес»

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу

о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

от ФГУ «Мособллес» - Елисеев А.В. по доверенности от 14.07. 2011г. № 87;

от административного органа – не явился, извещен

У С Т А Н О В И Л :

Федеральное государственное учреждение «Мособллес» (далее - ФГУ «Мособллес») обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 13-35/2249 о назначении административного наказания, вынесенного 30.11.2011г.

Представитель ФГУ «Мособллес» настаивает на своих требованиях по мотивам, изложенным в заявлении от 06.12.2011г. В обоснование своего требования заявитель указывает на то, что отсутствует состав административного правонарушения, вина общества в уничтожении плодородного слоя почвы не доказана, общество привлечено к ответственности ненадлежащим лицом.

Представитель административного органа, надлежащим образом извещенный о начавшемся судебном процессе, в судебное заседание не явился. Дело рассматривается в отсутствие представителя административного органа, в соответствии со ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела арбитражный суд установил следующее.

19.09.11. в 9-40 час. в ходе проведения рейда по проверке соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования с целью выявления и пресечения организации несанкционированных свалок, выработанных карьеров, которые проходят рекультивацию с использованием отходов на территории г.о. Дубна, Дмитровского, Талдомского районов Московской области, в соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 14.09.11. № 2483-пр, на земельном участке (лесной массив) общей площадью 50 м2, расположенном вблизи д. Дубки Талдомского района Московской области, съезд с автомобильной дороги Дмитров-Талдом ориентировочно в 550 м до д. Дубки, установлен факт складирования отходов производства и потребления (мусор строительный, код по ФККК 912 006 00 01 00 0; мусор строительный от разборки зданий, код по ФККО- 912 006 00 01 00 4; отходы упаковочной бумаги незагрязненные, код по ФККО 187 102 01 01 00 5, отходы упаковочного картона незагрязненные, код по ФККО 187 102 02 01 00 5; отходы полиэтилена в виде пленки, код по ФККО 571 029 02 01 99 5, полиэтиленовая тара, поврежденная, код по ФККО 571 029 03 13 99 5; отходы от жилищ несортированные, исключая крупногабаритные, код по ФККО 911001 00 01 00 4) на открытом грунте (почвенный покров) вне специально оборудованных мест.

По данному факту определением от 23.09.2011г. № 13-34/658 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По факту уничтожения плодородного слоя почвы государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ЦФО в отношении ФГУ «Мособллес» составлен протокол от 23.11.2011г. № 13-33/1966 об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.

На основании указанного протокола государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ЦФО рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление от 30.11.2011г. N 13-35/2249 о привлечении ФГУ "Мособллес» к административной ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, ФГУ «Мособллес» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и об отмене.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона представляет собой действия по внесению в почву не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. Разновидностью порчи земель является захламление их отходами. В ч. 2 данной статьи указаны способы порчи земель в результате нарушения правил обращения с: а) пестицидами и агрохимикатами; б) иными опасными веществами; в) отходами производства и потребления.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ)

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

ФГУ «Мособллес» находится в ведении Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз).

Основной целью деятельности ФГУ «Мособллес» является обеспечение исполнения возложенных на Рослесхоз функций в области лесных отношений.

В границах земель лесного фонда, расположенного на территории Московской области ФГУ «Мособллес» осуществляет следующие виды деятельности:

осуществляет государственный пожарный надзор в лесах и государственный лесной контроль и надзор;

организует мониторинг и координирует работы по осуществлению воспроизводства лесов и лесоразведения, согласно лесохозяйственным регламентам лесничеств;

организует проверку соблюдения условий государственных контрактов лицами, выполняющими работы по охране, защите воспроизводству лесов и др.

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из материалов проверки следует, что в результате своих действий (бездействия) ФГУ « Мособллес» на земельном участке (лесной массив) общей площадью 50 м2, расположенном вблизи д. Дубки Талдомского района Московской области, съезд с автомобильной дороги Дмитров-Талдом ориентировочно в 550 м до д. Дубки, установлен факт складирования отходов производства и потребления.

По мнению Департамента Росприроднадзора по ЦФО, ФГУ «Мособллес» должно нести административную ответственность за нарушение плодородного слоя почвы на данном земельном участке, поскольку на земельном участке складирован отходов производства и потребления (мусор строительный, код по ФККК 912 006 00 01 00 0; мусор строительный от разборки зданий, код по ФККО- 912 006 00 01 00 4; отходы упаковочной бумаги незагрязненные, код по ФККО 187 102 01 01 00 5, отходы упаковочного картона незагрязненные, код по ФККО 187 102 02 01 00 5; отходы полиэтилена в виде пленки, код по ФККО 571 029 02 01 99 5, полиэтиленовая тара, поврежденная, код по ФККО 571 029 03 13 99 5; отходы от жилищ несортированные, исключая крупногабаритные, код по ФККО 911001 00 01 00 4) на открытом грунте (почвенный покров) вне специально оборудованных мест. При этом Департамент Росприроднадзора по ЦФО ссылается на нарушение ФГУ «Мособллес» ст. 51 Федерального закона от 10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.01. № 136-ФЗ.

Суд полагает, что в данном случае Департамента Росприроднадзора по ЦФО необоснованно ссылается на вышеназванные нормы права, поскольку материалами проверки подтверждается, что плодородный слой почвы с земельного участка не снят, Департаментом Росприроднадзора по ЦФО не представлены доказательства о том, что складированные строительные материалы на плодородный слой почвы представляют для него какую-либо опасность.

При проведении проверки административным органом отбор проб не проводился, о том, что произошло уничтожение грунта, никаких документов административным органом также не представлено.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ФГУ «Мособллес» события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Арбитражным судом установлено, что законный представитель общества надлежащим образом извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.

Однако, суд считает, что государственный инспектор по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО не имела полномочий на вынесение оспариваемого постановления.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.05.2011г. №177, утвержден перечень должностных лиц ФГУ «Мособллес», имеющих право осуществлять государственный лесной контроль и надзор.

Порядок осуществления лесного контроля и надзора установлен Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утв. Постановлением Правительства от 22.06.2007 № 394.

В соответствии с п. 3. Положения, государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный лесной контроль и надзор могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, определенных в соответствии с частью 2 ста¬тьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Как следует из ч. 2 ст.83 Лесного кодекса РФ, осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, может не передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2007 №520-р, органам государственной власти Московской области не передаются все лесничества и лесопарки Московской области.

Согласно п. 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный лесной контроль и надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В соответствии с п.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №400, служба осуществляет надзор и контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно п.4. Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13.01.2009 №, департамент осуществляет контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

При указанных обстоятельствах, государственный инспектор по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО не имела полномочий на вынесение постановления о назначении наказания за правонарушение совершенное на землях лесного фонда в границах Московской области и выдачу предписания об устранении нарушения законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Федерального государственного учреждения «Мособллес» удовлетворить.

Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 30.11.2011г. № 13-35/2249, которым ФГУ «Мособллес» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 30.11.2011г. №13-36/1588 признать незаконными и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Десятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.

Судья Р.А. Гапеева