Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-2998/2022
08.11.2023
Резолютивная часть решения объявлена 31.10.2023.
В полном объеме решение изготовлено 08.11.2023.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобеляцкой Л.В., рассмотрев в помещении арбитражного суда по адресу: г. Магадан, пр. К. Маркса, 62, зал 310, дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агат» (ОГРН 1024901149580, ИНН 4907005752) к Магаданскому областному государственному казенному учреждению «Лесничества Магаданской области» (ОГРН 1204900002405, ИНН 4900000145)
о признании незаконными действий по проведению инвентаризации; недействительными актов от 27.09.2022 на списание погибших лесных культур
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Колымская лесная компания» и индивидуальный предприниматель Ременный Андрей Анатольевич,
при участии в заседании:
от заявителя – Е.В. Паскова, представитель, доверенность от 01.06.2023, б/н паспорт;
от ответчика и третьих лиц – не явились,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «Агат», 22.12.2022 обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением от 21.12.2022 к Магаданскому областному государственному казенному учреждению «Лесничества Магаданской области о признании незаконными действий по проведению инвентаризации; недействительными актов от 27.09.2022 на списание погибших лесных культур.
В ходе судебного разбирательства от ООО «Агат» поступило ходатайство об уточнении требований от 20.06.2023, согласно которому заявлены требования :
- о признании незаконными действий Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» по проведению 23.09.2022 инвентаризации лесных культур на участке площадью 7, 58 га, расположенном в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выдел 68, предоставленном Обществу с ограниченной ответственностью «Агат» для проведения работ по лесовосстановлению;
- о признании недействительным Акта комиссии Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» от 27.09.2022 на списание погибших лесных культур, утвержденного 28.09.2022, в отношении лесного участка, площадью 7, 58 га, расположенного в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выдел 68, предоставленного Обществу с ограниченной ответственностью «Агат» для проведения работ по лесовосстановлению;
- о признании незаконными действий Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» по проведению 23.09.2022 инвентаризации лесных культур на участке площадью 2, 1138 га, расположенном в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выдел 53, предоставленном Обществу с ограниченной ответственностью «Агат» для проведения работ по лесовосстановлению;
- о признании недействительным Акта комиссии Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» от 27.09. 2022 на списание погибших лесных культур, утвержденного 28.09.2022 в отношении лесного участка, площадью 2, 1138 га, расположенного в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выдел 53, предоставленного Обществу с ограниченной ответственностью «Агат» для проведения работ по лесовосстановлению.
Определением суда от 30.06.2023 уточнение заявленных требований от 20.06.2023 принято судом.
В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на статьи 43-46, 61 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также на представленные доказательства и указал, что о проведении инвентаризации лесных культур общество не было извещено, процедура проведения инвентаризации нарушена, период проведении инвентаризации не соблюден, фактически инвентаризация лесных культур на выделенных обществу участках ответчиком проведена не была, что подтверждается свидетельскими показаниями и пояснениями третьего лица. В связи с чем действия по проведению инвентаризации лесных культур и составленный по результатам инвентаризации акт о списании погибших лесных культур являются незаконными, необоснованными, влекущими за собой обязанность Общества по повторному проведению мероприятий по лесовосстановлению.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал в полном объеме заявленные требования с учетом принятого судом уточнения по основаниям, изложенным в заявлении от 21.12.2022 и дополнениях к заявлению от 22.03.2023 и 01.06.2023.
Ответчик, Магаданское областное государственное казенное учреждение «Лесничества Магаданской области», заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 28.02.2023 и письменных пояснениях № 81 от 26.04.2023 и № 84 от 27.04.2023, из которых следует, что инвентаризация лесных культур проводилась ответчиком на основании распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области от 13.09.2022 № 52-р «О проведении инвентаризации лесных культур, площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса и вводе молодняков в категорию ценных древесных насаждений».
При проведении инвентаризации ответчик, помимо Правил № 1024, руководствовался Техническими указаниями по проведению инвентаризации лесных культур, защитных лесных насаждений, питомников, площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса и вводу молодняков в категорию ценных древесных насаждений, утвержденными утв. Госкомлесом СССР 08.12.1989.
В соответствии с пунктом 1.2 Технических указаний инвентаризация лесных культур, защитных лесонасаждений, посадочного материала в питомниках, площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса и ввод молодняков в категорию ценных древесных насаждений проводится осенью с 1 сентября, причем перевод лесных культур проводится в первую очередь и должен быть закончен до 20 сентября.
Согласно пункту 2.1 Технических указаний все лесные культуры, защитные лесные насаждения первого года выращивания и третьего календарного года закладки, выполненные предприятиями, подлежат инвентаризации.
К лесным культурам и защитным лесонасаждениям, заложенным весной, относятся культуры и защитные насаждения, произведенные посевом и посадкой леса в I полугодии и включенные в статистическую отчетность по лесовосстановлению. Культуры и защитные насаждения, заложенные после этого периода, относятся к осенним посадкам.
Однолетние лесные культуры, заложенные весной текущего года и осенью предыдущего года, инвентаризируются по сезонам (весна и осень). При инвентаризации лесных культур и защитных лесных насаждений на третий календарный год учитываются все посадки, заложенные в данному году (весна и осень данного года).
Исходя из указанных положений Технических указаний, в 2022 году подлежали инвентаризации раздельно по сезонам лесные культуры, заложенные весной 2022 года и осенью 2021 года.
Поскольку проекты искусственного лесовосстановления, разработанные Ременным А.А. на лесные участки площадью 7, 58 га и 2, 1138 га не содержат информации о точном сроке посева семян, а отчеты о воспроизводстве лесов в нарушение пункта 15 Правил №566 ни заявителем, ни Ременным А.А. в течение 10 рабочих дней с момента проведения работ в уполномоченный орган не направлялись, ответчик при определении срока проведения работ по инвентаризации лесных культур руководствовался актами сдачи-приемки работ компенсационного лесовосстановления от 26 и 28 августа 2021 года, оформленными между заявителем и Ременным А.А.
При этом, ответчик указал на исполнение им требования, установленного пунктом 16 Правил № 566, а именно: 10 и 15 августа 2022 составлены акты технической приемки выполненных работ по лесовосстановлению на участки площадью 7, 58 га и 2, 1138 га.
Срок приемки работ ответчиком соблюден. Акты оформлены в срок, установленный пунктом 16 Правил № 566, который отсчитывался от 26 и 28 августа 2021 года из-за нарушения заявителем и Ременным А.А. требования, установленного пунктом 15 Правил № 566. При этом, в силу указанных пунктов Правил № 566 уведомление заявителя о приемке работ, равно как и его присутствие при приемке, не требовалось.
Кроме того, ответчик указал, что Правилами № 1024 не закреплены положения о способе уведомления лиц, в отношении которых проводится инвентаризация. Ввиду ограниченного срока проведения инвентаризации лесных культур и необходимости уведомления большого количества лиц, в отношении которых проводилась инвентаризация, ответчиком было принято решение об уведомлении путем направления на электронные почтовые адреса, указанные в заявлениях о выборе земель, на которых будут осуществляться работы по лесовосстановлению.
Предпринимая меры по уведомлению заявителя, ответчик направил уведомление на адреса электронной почты ООО «Агат», указанный в заявлении о выборе земель, ранее поступившем в Магаданское лесничество. Однако, согласно отчету о доставке, уведомление не было доставлено. Кроме того, только 15.11.2022 в адрес Магаданского лесничества были направлены актуальные адреса электронных почт ООО «Конго», ООО «Артель старателей «Энергия», ООО «Агат» и ООО «Рудник Тэутэджак».
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с огранисченной ответственностью «Колымская лесная компания» и индивидуальный предприниматель Ременный А.А требования заявителя поддержали и признали подлежащими удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в отзывах от 28.02.2023 и 27.04.2023, из которых следует, что между ООО «КЛК» и ООО «Агат» заключен договор № 2 от 13.08.2020 на проведение лесовосстановительных работ на общей площади 7, 58 га, путем посева семян, используя посадочный материал заказчика.
ООО «КЛК» для ООО «Агат», были разработаны Проекты лесовосстановления лесных участков, расположенных в «Тауйском» участковом лесничестве «Магаданского лесничества», в квартале 39, выделе 68, на участке площадью 7, 58, предоставленных ООО «Агат» для проведения работ компенсационного лесовосстановления, который был утвержден заявителем и согласован с территориальным отделом «Магаданское лесничество МОГКУ «Лесничество Магаданской области».
В рамках настоящего Договора на выполнение лесовосстановительных работ ООО «КЛК» и ИП Ременный А.А. приняли на себя обязательства по выполнению компенсационного лесовосстановления, используя посадочный материал ООО «Агат» согласно техническому заданию (п. 1.1 раздел 1 Договора), а также обязательство по выполнению работы на лесных участках в порядке и сроки, предусмотренные Техническим заданием, в соответствии с Приложением № 2 к Договору, а также в соответствии с условиями данного Договора и требованиями лесного законодательства РФ.
26.08.2021 между ООО «Агат», ООО «КЛК» и МОГКУ «Лесничество Магаданской области» был подписан акт сдачи-приемки выполненных работ компенсационного лесовосстановления к Договору на проведение лесовосстановительных работ № 2 от 13.08.2020, согласно которому выполненные работы по компенсационному восстановлению соответствуют Проектам лесовосстановления, в полном объеме удовлетворяют условиям Договора на выполнение лесовосстановительных работ, замечания по качеству и срокам выполненных работ отсутствуют.
Спустя более 1 года после выполнения и принятия работ по лесовосстановлению директору ООО «КЛК» позвонили часть заказчиков, кроме заявителя, и сообщили, что на 23.09.2022 планируется инвентаризация культур и выполненных ООО «КЛК» и ИП Ременный А.А. работ по лесовосстановлению.
23.09.2022 Магаданским лесничеством в составе комиссии из 3 человек из числа сотрудников МОГКУ «Лесничество Магаданской области» был осуществлен выезд на лесной участок Тауйского участкового лесничества в квартал 39 для инвентаризации лесных культур общей площадью более 1000 га, совместно с представителями лесопользователей, где в том числе присутствовал директор ООО «КЛК», ИП Ременный А.А., по приглашению лесопользователей. Была обследована часть участка Золотодобывающая компания «Северо-Восточная» площадью 16, 6805 га, совместно с представителями лесопользователей ООО «Колымская угольная компания», ООО «Монолит», ООО «Анаско», ООО Горнопромышленная компания «Новая», АО «Усть-Среднеканская ГЭС им А.Ф.Дьякова», ООО «Оникс», ООО Золотодобывающая компания «Северо-Восточная», ООО «Днепр-Голд», АО «Колымская россыпь», ООО «Практик и К». Представители ООО «Агат» не присутствовали при проведении инвентаризации.
До места проведения инвентаризации добрались после 12 часов дня. На участке площадью 16, 6805 га Золотодобывающая компания «Северо-Восточная» была заложена одна учетная пробная площадка размером 30x30 метров для подсчета прижившихся всходов, при требовании правил лесовосстановления не менее 2 % от площади (Приказа Минприроды РФ от 29.12.2021 № 1024 «Об утверждении Правил лесовосстановления, п. 55. Густота и размещение растений определяются на пробных площадях или учетных отрезках рядов лесных культур, расположенных через равные расстояния по диагонали лесного участка. В пробную площадь должны входить все варианты смешения пород, представленные на лесном участке. На лесных участках размером до 3 гектаров учитывается не менее 5 % площади или количества посадочных (посевных) мест, от 4 до 5 гектаров - не менее 4 %, от 6 до 10 гектаров - не менее 3 %, от 11 до 50 гектаров - не менее 2 %, от 50 до 100 гектаров - не менее 1, 5 %, 100 гектаров и более - не менее 1 %).
При непосредственном участии представителей лесопользователей, комиссией в плужных бороздах насчитывалось до 100 единиц всходов лесных культур на 30 погонных метрах. Других учетных пробных площадок не закладывалось. Другие лесные участки присутствующих представителей не обследовались, равно как и лесные участки не присутствующих лесопользователей, в том числе и заявителя. Материалы фото-видео фиксации инвентаризации отсутствуют. Инвентаризация выполненных мероприятий по лесовосстановлению должна осуществляться в том числе с использованием результатов обследования, материалов дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видео фиксации, (Абз. 5 п. 9 Приказа Минприроды РФ от 29.12.2021 № 1024 «Об утверждении Правил лесовосстановления).
Лесные культуры на лесном участке площадью более 1 000 га Тауйского участкового лесничества, в квартале 39, заложены для 37 компаний и разграничены 97 участками.
На все участки 37 компаний составлены Акты на списание погибших лесных культур и напоминание землепользователям о проведении повторных лесовосстановительных мероприятий.
В составленном акте на списание погибших культур от 27.09.2022 ООО «Агат» указано, что при инвентаризации лесных культур, заложенных оказалось погибших на площади 194, 8262 га. В качестве причины указывается «нарушение технологии производства работ, предусмотренных проектом лесовосстановления». В полевой карточке, прилагаемой к Акту, в п. 14 «Причины отпада» указано, что нарушен п. 10 проекта лесовосстановления, в части глубины борозд 15-20 см. (фактическая глубина 30-50 см.), что привело к вымоканию всходов с последующей их гибелью в период весеннего затопления». Там же в п. 12 «Результаты натурного обследования» указано, что «подсчет всходов на пробных площадках не проводился в связи с их отсутствием», что не соответствует действительности.
Присутствующие представители лесопользователей в состав комиссии по проведению инвентаризации лесных культур и к подписанию актов инвентаризации не были привлечены. Других подсчетов, в том числе измерения фактической глубины плужных борозд не проводилось. Директор ООО «КЛК» и ИП Ременный А.А., постоянно находился с членами комиссии, неотлучно. В районе 15 часов дня члены комиссии и представители лесопользователей тронулись в обратный путь.
Кроме того, указано, что при очистке и планировке поверхности лесного участка не обеспечивалось максимальное сохранение верхнего плодородного слоя почвы.
ООО «КЛК» и ИП Ременный А.А. утверждают, что члены комиссии на участках ООО «Агат» не были и площадь 7, 58 га не обследовали.
Данный акт является официальным документом, удостоверяющий факт, влекущий юридические последствия для ООО «КЛК» и ИП Ременный А.А.
Между тем, работы проводились в соответствии с проектом лесовосстановления, что отражено в Актах сдачи-приемки выполненных работ. Технология производства лесовосстановительных работ нарушена не была. Использовались орудия и механизмы, предусмотренные проектом. Технические характеристики плугов ПКЛ-70 (плуг комбинированный лесной) не позволяют достичь результатов фактической глубины плужной борозды 30-50 см., как это указано в полевой карточке. Обработка почвы осуществлялась в соответствии с п. 31, п. 33 и п. 35 Приказа Минприроды РФ от 04.12.2020 № 1014 «Об утверждении Правил лесовосстановления» п. 31- При расчистке и планировке поверхности лесных участков должно обеспечиваться максимальное сохранение верхнего плодородного слоя почвы, п. 33- Обработка почвы осуществляется на всем лесном участке (сплошная обработка) или на его части (частичная обработка) механическим, химическим или огневым способами. Основной является механическая обработка почвы с применением техники, п. 35-Частичная механическая обработка почвы осуществляется путем полосной вспашки, минерализации или рыхления почвы на полосах или площадках, нарезки борозд или траншей, образования микроповышений (пластов, гряд, гребней, холмиков), подготовки ямок на всем лесном участке (сплошная обработка) или на его части (частичная обработка).
26.08.2021 выполненные работы компенсационного лесовосстановления были приняты МОГКУ «Лесничества Магаданской области» по актам приема-сдачи, по заявлению от ООО «КЛК» от 16.08.2021 исх. № 17 на имя лесничего территориального отдела «Магаданское лесничество» В.И. Яковлева, с просьбой принять работы по компенсационному лесовостановлению, где отсутствуют замечания к качеству и срокам выполненных работ, в том числе замечания по глубине борозд и отсутствии верхнего плодородного слоя почвы. Согласно акта выполненные работы по компенсационному лесовосстановлению соответствуют Проектам лесовосстановления, в полном объеме удовлетворяют условиям Договора на выполнение лесовосстановительных работ.
В судебном заседании 27.04.2023 по ходатайству заявителя были допрошены свидетели Шлякис Петрас, маркшейдер на участке горных парод ООО «Днепр-Голд» и Шаврова Светлана Геннадьевна, специалист по имущественным и земельным отношениям АО «Колымская россыпь».
Свидетели показали, что на месте инвентаризации 23.09.2022 на площади лесовосстановления, принадлежащей ООО ЗК «Северо-Восточная», была заложена пробная площадка 30х30 метров для подсчета прижившихся всходов. При подсчете на пробной площадке насчитывалось до 100 единиц лесных культур. Представители Лесничества прокомментировали данный факт, как очень хорошую всхожесть. Остальные участки осмотреть не успели в связи с тем, что подсчет был окончен около 15 часов, стало смеркаться.
Также Шаврова С.Г. указала на то, что при проведении инвентаризации самостоятельно проводила фотосъемку посредством своего личного телефона.
В дальнейшем проведение инвентаризации не проводилось, все общества получили акты от 27.09.2022 на списание погибших лесных культур.
Определением Арбитражного суда Магаданской области суда от 30.06.2023 производство по настоящему делу было приостановлено по ходатайству заявителя до вынесения окончательного судебного акта по делу Арбитражного суда Магаданской области № А37-3012/2022 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Конго» к Магаданскому областному государственному казенному учреждению «Лесничества Магаданской области» о признании незаконными действий по проведению инвентаризации, актов на списание погибших лесных культур, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Колымская лесная компания» и индивидуальный предприниматель Ременной Андрей Анатольевич.
23.06.2023 по делу № А37- А37-3012/2022 Арбитражным судом Магаданской области вынесено решение, которым заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Конго» удовлетворены - признаны незаконными действия Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» по проведению 23.09.2022 инвентаризации лесных культур на участках общей площадью 168, 9719 га, расположенных в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выделы 68, 84, предоставленных Обществу с ограниченной ответственностью «Конго» для проведения работ по лесовосстановлению; признан недействительным Акт комиссии Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» от 27.09.2022 на списание погибших лесных культур, утвержденный 28.09.2022, в отношении лесных участков, общей площадью 168, 9719 га, расположенных в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выделы 68, 84, предоставленных Обществу с ограниченной ответственностью «Конго» для проведения работ по лесовосстановлению; признаны незаконными действия Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» по проведению 23.09.2022 инвентаризации лесных культур на участках общей площадью 194, 8262 га, расположенных в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выделы 54, 67, 68, 84, предоставленных Обществу с ограниченной ответственностью «Конго» для проведения работ по лесовосстановлению; признан недействительным Акт комиссии Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» от 27.09.2022 на списание погибших лесных культур, утвержденный 28.09.2022, в отношении лесных участков, общей площадью 194, 8262 га, расположенных в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выделы 54, 67, 68, 84, предоставленных Обществу с ограниченной ответственностью «Конго» для проведения работ по лесовосстановлению.
Решение Арбитражного суда Магаданской области по делу № А37-3012/2022 от 23.06.2023 вступило в законную силу 23.07.2023 и лицами, участвующими в деле, не обжаловалось.
Определением от 16.10.2023 производство по настоящему делу возобновлено.
В судебном заседании представители ответчика и третьих лиц участия не принимали, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, согласно статей 121-123 АПК РФ, о чём в материалах дела имеются соответствующие доказательства.
В соответствии со статьёй 121 АПК РФ информация о времени и месте судебного заседания в установленном порядке размещена на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Выяснив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судом установлено следующее.
В соответствии с представленными в материалы дела доказательствами судом установлено, что ООО «Агат» с Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области заключены два договора аренды лесных участков:
- Договор аренды лесного участка № 1 - лесного участка, площадью 7, 58 га, выдел 32 на основании типового договора аренды лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, заготовки древесины № 249/19 от 26.07.2019;
- Договор аренды лесного участка № 2 - лесного участка, общей площадью 2, 1138 га, (часть 1 - площадью 1, 9050 га, квартал 45, выдел 33; часть 2 - площадью 0, 2088 га, квартал 45, выделы 32,33) на основании типового договора аренды лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, заготовки древесины № 479/19 от 25.12.2019.
В соответствии с подп. «л» п. 3.4. разд. III Договоров аренды лесного участка, ООО «Агат» обязано осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством РФ.
В силу пункта 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ лесовосстановление является одним из этапов воспроизводства лесов.
Согласно п. 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.05.2019 № 566 (действовали до 01.09.2022), лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Таким образом, в силу приведенных норм восстановлению подлежит участок, аналогичный участку, на территории которого производилась рубка, согласованный для подобных работ уполномоченным на то органом.
Согласно положениям статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Естественное лесовосстановление происходит вследствие природных процессов и осуществления мер содействия естественному лесовосстановлению, включающих сохранение жизнеспособного укоренившегося подроста и молодняка основных лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, уход за подростом основных лесных древесных пород, минерализацию поверхности почвы, а также иные мероприятия, предусмотренные правилами лесовосстановления.
Искусственное лесовосстановление представляет собой деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений, в том числе посев, посадку саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, агротехнический уход за лесными насаждениями (рыхление почвы, уничтожение или предупреждение появления нежелательной растительности и другие мероприятия, направленные на повышение приживаемости саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород и улучшение условий их роста), а также иные мероприятия, предусмотренные правилами лесовосстановления, до момента отнесения земель, на которых осуществляется искусственное лесовосстановление, к землям, на которых расположены леса.
Комбинированное лесовосстановление представляет собой сочетание естественного и искусственного лесовосстановления.
Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с указанным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 32 ЛК РФ.
Лица, использующие леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43 ЛК РФ) имеют право на договорной основе передать осуществление лесовосстановления иным лицам, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям, указанным в части 2 статьи 19 ЛК РФ.
Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.05.2019 г. N 566 (действовали до 01.09.2022 г.), лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Таким образом, в силу приведенных выше норм восстановлению подлежали участки, аналогичные участкам, на территории которых производилась рубка лесных насаждений, согласованные для подобных работ уполномоченным на то органом.
В соответствии с пунктами 15 - 19 Правил № 566 после проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней направить в уполномоченный орган, либо в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо в уполномоченный орган местного самоуправления (в зависимости от категории земель, на которых проведены работы по лесовосстановлению или лесоразведению) отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении по форме, утвержденной в соответствии с частью 4 статьи 66 ЛК РФ, для проведения приемки работ по лесовосстановлению или лесоразведению (далее - приемка работ).
Приемка работ проводится в осенний период, но не позднее чем через год после проведения лесовосстановления или лесоразведения уполномоченным органом.
При приемке работ проводится оценка лесовосстановления или лесоразведения, при которой учитывается количество жизнеспособных растений главных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления или проекте лесоразведения.
Работы по лесовосстановлению или лесоразведению считаются выполненными в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения соответственно. По результатам приемки работ уполномоченным органом, либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо уполномоченным органом местного самоуправления (в зависимости от категории земель, на которых проведены работы по лесовосстановлению или лесоразведению) оформляется акт приемки работ.
В случае если при оценке лесовосстановления или лесоразведения выявлено, что проектные показатели в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения не достигнуты, уполномоченным органом, либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо уполномоченным органом местного самоуправления (в зависимости от категории земель, на которых проведены работы по лесовосстановлению или лесоразведению) в акте приемки работ указываются причины, по которым работы по лесовосстановлению или лесоразведению не приняты.
В случае непринятия работ по лесовосстановлению или лесоразведению лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, должны повторно провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, необходимые для достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения.
Повторная приемка работ проводится в порядке, предусмотренном пунктами 16 - 18 Правил, не позднее чем через один год со дня проведения приемки работ.
По материалам дела установлено, что в рамках исполнения своих обязательств по Договору аренды лесного участка № 1 ООО «Агат» заключило с ООО «Колымская лесная компания» Договор на выполнение лесовосстановительных работ от 13.08.2020.
В рамках Договора на выполнение лесовосстановительных работ № 1 ООО «Колымская лесная компания» приняло на себя обязательства по выполнению компенсационного лесовосстановления, используя посадочный материал ООО «Агат» согласно техническому заданию (п.1.1.разд. 1 Договора).
ООО «Колымская лесная компания» также приняло на себя обязательство выполнить работы на лесных участках в порядки и сроки, предусмотренные Техническим заданием, в соответствии с Приложением № 2 к Договору, а также в соответствии с условиями данного Договора и требованиями лесного законодательства РФ.
Порядок сдачи-приемки работ: на месте выполнения работ – на лесном участке
осуществляется осмотр выполненных работ Заказчиком (ООО «Агат»), в присутствии
представителя МОГКУ «Магаданские лесничества». По результатам осмотра оформляется акт приемки-сдачи выполненных работ, который подписывается уполномоченными представителями сторон (п. 4.1. разд. 4 Договора на выполнение лесовосстановительных работ № 1).
Акт сдачи-приемки выполненных работ подтверждает надлежащую приемку ООО «Агат» выполненных работ (п. 4.2. разд. 4 Договора на выполнение лесовосстановительных работ № 1).
Согласно Техническому заданию (приложение № 2 к Договору на выполнение
лесовосстановительных работ № 1) ООО «Колымская лесная компания» разрабатывает проект компенсационного лесовосстановления, утверждает проект компенсационного лесовосстановления в Департаменте лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (п. 1.9, п. 1.10 Технического задания), выполняет работы по компенсационному лесовосстановлению, в числе которых: очистка лесного участка от мусора, подготовка почвы (вспашка, нарезка борозд) под посадку лесных культур (посадка семян) в соответствии с требованиями проекта лесовосстановления, посадка лесных культур семенами в соответствии с требованиями проекта компенсационного лесовосстановления, посадка семян в дно борозд, проведением агротехнических уходов, проведение приемки выполненных работ (п. 2.1., 2.4., 2.7., 2.8., 2.9).
Согласно условий Договора на выполнение лесовосстановительных работ работы по нему надлежало проводить в соответствии с утвержденным проектом лесовосстановления (п. 1 разд. 2 Технического задания).
Письмом № 07/523 от 30.10.2020 Территориальный отдел «Магаданское лесничество» Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области согласовал для лесовосстановления лесной участок, площадью 7, 58 га, расположенный в квартале № 39 Тауйского участкового лесничества.
В рамках исполнения своих обязательств по Договору аренды лесного участка № 2 ООО «Агат» заключило с ИП Ременным А.А. Договор № 4 на выполнение лесовосстановительных работ от 30.03.2021.
В рамках Договора на выполнение лесовосстановительных работ № 2 ИП Ременной А.А. принял на себя обязательства по выполнению компенсационного лесовосстановления, используя посадочный материал ООО «Агат» согласно техническому заданию (п. 1.1.разд. 1 Договора).
ИП Ременной А.А. также принял на себя обязательство выполнить работы на лесных участках в порядки и сроки, предусмотренные Техническим заданием, в соответствии с Приложением № 2 к Договору, а также в соответствии с условиями данного Договора и требованиями лесного законодательства РФ.
Порядок сдачи-приемки работ: на месте выполнения работ – на лесном участке осуществляется осмотр выполненных работ Заказчиком (ООО «Агат»), в присутствии представителя Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области (Магаданского лесничества). По результатам осмотра оформляется акт приемки-сдачи выполненных работ, который подписывается уполномоченными представителями сторон (п. 4.1. разд. 4 Договора на выполнение лесовосстановительных работ № 2).
Акт сдачи-приемки выполненных работ подтверждает надлежащую приемку ООО «Агат» выполненных работ (п. 4.2. разд. 4 Договора на выполнение лесовосстановительных работ № 2).
Согласно Техническому заданию (приложение № 2 к Договору на выполнение
лесовосстановительных работ № 2) ИП Ременной А.А. разрабатывает проект компенсационного лесовосстановления, утверждает проект компенсационного лесовосстановления в Департаменте лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (п. 1.9, п. 1.10 Технического задания), выполняет работы по компенсационному лесовосстановлению, в числе которых: подготовка почвы (вспашка, нарезка борозд) под посадку лесных культур (посадка семян) в соответствии с требованиями проекта лесовосстановления, посадка лесных культур семенами в соответствии с требованиями проекта компенсационного лесовосстановления, посадка семян в дно борозд, проведением агротехнических уходов, проведение приемки выполненных работ (п. 2.3., 2.5., 2.6.).
Согласно условий Договора по компенсационному лесовосстановлению № 2 работы по нему надлежало проводить в соответствии с утвержденным проектом лесовосстановления (п. 1 разд. 2 Технического задания).
Письмом № 267112-152 от 21.01.2021 Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области согласовало для лесовосстановления лесной участок, площадью 2, 1138 га, расположенный в квартале № 39 Тауйского участкового лесничества.
ООО «Колымская лесная компания» и ИП Ременным А.А. в рамках исполнения обязательств по Договорам на компенсационное лесовосстановление были разработаны Проекты лесовосстановления лесных участков площадью 7, 58 га, квартал 39, выдел 68 и площадью 2, 1138 га, квартал 39, выдел 53, предоставленных ООО «Агат» для компенсационного лестовосстановления – Проекты лесовосстановления № 1 и № 2 соответственно.
Проекты лесовосстановления утверждены руководителем ООО «Агат», согласованы в 2020 году с территориальным отделом «Магаданское лесничество» Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, в 2021 году с МОГКУ «Лесничества Магаданской области».
Согласно п. 10 согласованного Проектов лесовосстановления производится полостная (частичная) расчистка почвы весной 2021 года с нарезкой борозд глубиной 15-20 см, с использованием бульдозера ДТ-75+ПКЛ-70.
26.08.2021 между ООО «Агат», ООО «Колымская лесная компания» и МОГКУ «Лесничества» был подписан акт сдачи-приемки выполненных работ компенсационного лесовосстановления к Договору на проведение лесовосстановительных работ № 1, а 28.08.2021 между ООО «Агат», ИП Ременным А.А. и МОГКУ «Лесничесва Магаданской
области» был подписан аналогичный акт сдачи-приемки выполненных работ к
компенсационного лесовосстановления к Договору на проведение лесовостановительных
работ № 2 – Акты выполненных работ по компенсационному лесовосстановлению № 1 и № 2, согласно которым выполненные работы по компенсационному лесовосстановлению
соответствуют Проектам лесовосстановления, в полном объеме удовлетворяют условиям
Договоров на выполнение лесовосстановительных работ, замечания по качеству и срокам
выполненных работ отсутствуют.
При составлении Актов компенсационного лесовосстановления произведена фотосъемка (4 фотографии к Акту № 1 и 1 фотография к Акту № 2), на которых видно сходы высаженных лесных культур.
Таким образом, ООО «Агат» в августе 2021 года произвел лесовосстановительные работы на двух участках, которые были приняты в установленном порядке МОГКУ «Лесничества Магаданский области».
В соответствии с положениями Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 лесовосстановление включает в себя: планирование - определение местоположения и ежегодный учет площадей земель; обследование участков земель; проектирование работ по лесовосстановлению; выполнение работ по лесовосстановлению; приемку выполненных работ по лесовосстановлению; инвентаризацию мероприятий по искусственному и комбинированному лесовосстановлению.
Завершающим этапом лесовосстановления является обследование с целью отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, и подготовка акта об изменении документированной информации государственного лесного реестра.
В соответствии с пунктами 9 - 10 Правил № 1024 с целью оценки состояния лесных участков с проведенными мерами искусственного и комбинированного лесовосстановления и назначения мероприятий по улучшению состояния этих участков проводится инвентаризация лесных культур первого года выращивания, третьего и пятого года закладки.
Инвентаризация выполненных мероприятий по искусственному и комбинированному лесовосстановлению осуществляется ежегодно в III - IV кварталах года проведения работ по лесовосстановлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений.
Инвентаризация выполненных мероприятий по искусственному и комбинированному лесовосстановлению проводится с участием представителей лиц, указанных в пункте 6 Правил.
Инвентаризация выполненных мероприятий по искусственному и комбинированному лесовосстановлению осуществляется в том числе с использованием результатов обследования, материалов дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации.
Лесовосстановительные мероприятия на землях, предназначенных для лесовосстановления, осуществляемые лицами, указанными в подпунктах «в» и «г» Правил, в соответствии с проектом лесовосстановления, считаются выполненными в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления в части достижения количественных показателей жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления.
Оценка приживаемости лесных культур определяется выраженным в процентах отношением числа посадочных (посевных) мест с сохранившимися растениями к общему числу посадочных (посевных) мест, учтенных на пробной площади (пункт 54 Правил № 1024).
Лесные культуры с приживаемостью менее 25% от количества деревьев основных пород, в соответствующих условиях считаются погибшими (пункт 60 Правил № 1024).
На основании изложенного судом признаются обоснованными доводы заявителя о том, что ответчиком нарушена процедура проведения инвентаризации.
В нарушение положений пункта 9 Правил № 1024 инвентаризация проведена с нарушением установленной периодичности – на второй год закладки, представители ООО «Агат» на проведение инвентаризации приглашены не были.
Довод ответчика об участии ИП Ременного А.А. на инвентаризации от ООО «Агат» судом не может быть принят во внимание, поскольку не подтверждается материалами дела и пояснениями ИП Ременного А.А.
При проведении инвентаризации в нарушение пункта 9 Правил № 1024 не проводилась фото- либо видеофиксация, на участке, отведенном ООО «Агат» пробная площадка для оценки приживаемости лесных культур в процентах отношением числа посадочных (посевных) мест с сохранившимися растениями к общему числу посадочных (посевных) мест, учтенных на пробной площади в соответствии с пунктом 60 Правил № 1024 не закладывалась.
Данный факт подтверждается материалами дела, показаниями свидетелей, пояснениями ИП Ременного А.А., представителя ООО «КЛК». Следовательно, результаты проведенной инвентаризации не могут быть признаны законными и обоснованными.
Таким образом, действия Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» по проведению 23.09.2022 инвентаризации лесных культур на участках общей площадью 7, 58 га и 2, 1138 га, расположенных в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выделы 68 и 53, предоставленных ООО «Агат» для проведения работ по лесовосстановлению, являются незаконными.
Как следует из пояснений ответчика и установлено по результатам судебного разбирательства, полевые карточки инвентаризации лесных культур и акт списания погибших лесных культур оформлены в соответствии с Техническими указаниями по проведению инвентаризации лесных культур, защитных насаждений, питомников, площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса и вводу молодняков в категорию ценных древесных насаждений, утвержденных заместителем председателя Госкомлеса СССР от 08.12.1989, которыми установлена форма полевой карточки и акта.
В соответствии с пунктом 2.13 Технических указаний по проведению инвентаризации лесных культур полевые карточки лесных культур и лесных насаждений, подписанные членами комиссии, являются основными первичными документами по инвентаризации лесных культур и хранятся в лесничестве до перевода их в покрытые лесом земли или передачи в эксплуатацию.
Лесные культуры и защитные лесонасаждения с приживаемостью менее 25 % считаются погибшими и подлежат списанию на основании полевых карточек инвентаризации. В акте на списание указываются затраты, пошедшие на выращивание погибших лесных культур.
В соответствии с разъяснениями в пунктах 3, 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Решения могут быть приняты как в письменной, в том числе в электронной форме (в частности, в автоматическом режиме), так и в устной форме.
По правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ могут быть оспорены, в том числе письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам), содержанию.
При рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 04.05.2023 года по аналогичному делу № A37-3004/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рудник Тэутэджак» к Магаданскому областному государственному казенному учреждению «Лесничества Магаданской области» с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Ременного Андрея Анатольевича, о признании незаконными действий по проведению инвентаризации; о признании недействительным акт от 27.09.2022 на списание погибших лесных культур, в котором установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение по настоящему делу, а именно: «…В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что оспариваемый акт о списании погибших лесных культур действительно влечет за собой последствия для заявителя в виде необходимости проведения повторных работ по лесовосстановлению на основании ранее утвержденного проекта лесовосстановления до окончательной фиксации процента приживаемости лесных культур по результатам повторной инвентаризации (не менее 25 %) и последующего перевода лесных культур в покрытые лесом земли…».
Поскольку судом установлено, что оспариваемые акты на списание погибших лесных культур, вынесенные комиссией МОГКУ «Лесничества» территориальный отдел «Магаданское лесничество» 27.09.2022 по результатам проведенной 23.09.2022 инвентаризации влечет за собой необходимость повторного выполнения работ по лесовосстановлению, то соответственно, он может быть оспорен в судебном порядке как ненормативный акт, порождающий для субъекта экономической деятельности ООО «Конго» определенные правовые последствия.
Таким образом, судом установлено нарушение порядка проведения процедуры инвентаризации проведенных обществом работ по лесовосстановлению, результаты инвентаризации, зафиксированные в полевых карточках, также признаны незаконными и необоснованными, соответственно, подлежат признанию недействительными и акты комиссии Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» от 27.09.2022 на списание погибших лесных культур, утвержденный 28.09.2022 на основании результатов проведенной 23.09.2022 инвентаризации в отношении лесных участков, общей площадью 7, 58 га и 2, 1138 га, расположенных в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выделы 68 и 53, предоставленных ООО «Агат» для проведения работ по лесовосстановлению.
Иные доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, судом исследованы и оценены, однако, признаются не имеющими существенного правового значения для рассмотрения настоящего дела, так как в совокупности не влияют на выводы суда по делу.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах, судом установлены достаточные основания для удовлетворения требований заявителя в полном объеме.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям.
По настоящему делу размер государственной пошлины составляет 12 000 рублей.
Заявитель при обращении в суд с заявлением уплатил государственную пошлину в размере 12 000 рублей по платёжному поручению № 1494 от 21.12.2022.
В связи с удовлетворением заявленных требований расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 12 000 рублей 00 копеек относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу заявителя.
В соответствии с положениями части 2 статьи 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовлении в полном объёме.
Руководствуясь статьями 110, 159, 167-171, 176, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Требования заявителя, Общества с ограниченной ответственностью «Агат» удовлетворить.
2.Признать незаконными действия Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» по проведению 23.09.2022 года инвентаризации лесных культур на участке площадью 7, 58 га, расположенном в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выдел 68, предоставленном Обществу с ограниченной ответственностью «Агат» для проведения работ по лесовосстановлению.
3.Признать недействительным Акт комиссии Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» от 27.09.2022 на списание погибших лесных культур, утвержденный 28.09.2022, в отношении лесного участка площадью 7, 58 га, расположенного в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выдел 68, предоставленного Обществу с ограниченной ответственностью «Агат» для проведения работ по лесовосстановлению.
4.Признать незаконными действия Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» по проведению 23.09.2022 инвентаризации лесных культур на участке площадью 2, 1138 га, расположенном в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выдел 53, предоставленном Обществу с ограниченной ответственностью «Агат» для проведения работ по лесовосстановлению.
5.Признать недействительным Акт комиссии Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» от 27.09.2022 на списание погибших лесных культур, утвержденный 28.09.2022, в отношении лесного участка площадью 2, 1138 га, расположенного в Тауйском участковом лесничестве территориального отдела «Магаданское лесничество», квартал 39, выдел 53, предоставленного Обществу с ограниченной ответственностью «Агат» для проведения работ по лесовосстановлению.
6.Взыскать с ответчика, Магаданского областного государственного казенного учреждения «Лесничества Магаданской области» в пользу заявителя, Общества с ограниченной ответственностью «Агат», расходы на уплату государственной пошлины в размере 12 000 руб.
7.Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в г. Хабаровске в месячный срок со дня его принятия. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.
Судья Е.С. Степанова