НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 29.01.2018 № А37-2509/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан                                                                                          Дело  № А37-2509/2017

05 февраля 2018 г.                                                 

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2018 г.

Решение в полном объёме изготовлено 05 февраля 2018 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи А.В. Кушниренко

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ж.Л. Спириной,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: город Магадан, проспект Карла Маркса, дом 62 дело по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области (ОГРН 1044900037291, ИНН 4909007152)

к государственному учреждению – Управлению  Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане  Магаданской области (межрайонное) (ОГРН 1024900962272, ИНН 4900008419)

о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования             № 059S19170002222 от 09.11.2017,

при участии:

от заявителя – Е.В. Забелина, главный специалист-эксперт правового отдела, доверенность № 04/2017-11 от 08.12.2017, удостоверение;

от  ответчика –   Е.В. Белякова, специалист-эксперт (юрисконсульт) юридического отдела, доверенность № 02-0901/Д-6 от 09.01.2018, удостоверение,

при участии:

от заявителя – Е.В. Забелина, главный специалист-эксперт правового отдела, доверенность № 04/2017-11 от 08.12.2017, удостоверение,

от ответчика – Е.В. Белякова (без доверенности);

УСТАНОВИЛ:

Заявителем, Управлением Федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее также – налоговый орган), в Арбитражный суд Магаданской области подано заявление от 23.11.2017 о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования № 059S19170002222 от 09.11.2017, вынесенного государственным учреждением – Управлением  Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане  Магаданской области (межрайонное) (далее также – ответчик, пенсионный орган).

В обоснование заявленного требования налоговый орган, в частности, указал следующее. Оспариваемым решением пенсионный орган привлёк заявителя к ответственности в виде штрафа в сумме 53 000 рублей, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном персонифицированном учёте в системе обязательного страхования» (далее также - Закон № 27-ФЗ), за непредставление страхователем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года.

Сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 года должны быть представлены 17.07.2017 с учётом того, что последний день срока представления - 15.07.2017 выпадал на выходной день.

Налоговым органом 17.07.2017 были направлены в электронном виде в пенсионный орган сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года с ошибкой в части указания отчётного периода, а именно неверно был указан номер месяца, вместо «06» указано «07».

В связи с самостоятельным обнаружением указанной ошибки заявитель 19.07.2017 направил в пенсионный орган уточнённые сведения и сообщил письмом № 02.1-33/7015 от 19.07.2017 о направлении уточнённых сведений, объяснив причины направления уточнённых сведений.

По факту несвоевременного представления заявителем в отношении 106 застрахованных лиц сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года пенсионный орган 26.09.2017 составил акт № 059S18170001945 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

Письмом № 02.1-33/10765 от 09.11.2017 налоговый орган просил при вынесении решения по материалам проверки учесть факт самостоятельного обнаружения ошибки, отсутствие умысла и снизить размер штрафных санкций. Однако несмотря на вышеприведённые доводы решением № 059S19170002222 от 09.11.2017 пенсионный орган привлёк заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Налоговый орган полагает, что правовые основания для привлечения его к ответственности отсутствовали в связи с отсутствием вины и соответственно состава вменяемого правонарушения.

Так, согласно пункту 39 Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах», утверждённой в соответствии со статьёй 19 Закона № 27-ФЗ приказом Минтруда России № 766н от 21.12.2016 (далее также – Инструкция № 766н), в случае представления страхователем уточнённых (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

На основании изложенного, приведённых нормативных и судебных актов заявитель полагает, что у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения № 059S19170002222 от 09.11.2017 в связи с отсутствием вины налогового органа, так как оно самостоятельно выявило ошибку, оперативно в течении 2-х дней направило уточнённые сведения и сообщило об этом в пенсионный орган.

Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе постановлениями Арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017  и Арбитражного суда Центрального округа № Ф10-3336/2017 от 31.08.2017.

На основании изложенного, налоговый орган просил отменить оспариваемое решение.

В судебном заседании представитель заявителя изложенную правовую позицию поддержала в полном объёме. Просила суд удовлетворить заявленное требование.

Ответчик, государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане  Магаданской области (межрайонное), с заявленными требованиями не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве. В частности, указало следующее.

УФНС России по Магаданской области является страхователем и в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ обязано представлять сведения о застрахованных лицах.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) соответствующие сведения.

Пенсионным органом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений персонифицированного учёта в отношении УФНС России по Магаданской области.

В ходе проведения проверки было установлено, что страхователем форма СЗВ-М (исходная) за июнь 2017 в отношении 106 застрахованных лиц представлена по телекоммуникационным каналам связи 19.07.2017, что подтверждается извещением о доставке. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ форма СЗВ-М за июнь 2017 года должна была быть представлена не позднее 17.07.2017 (в связи с тем, что 15.07.2017 - выходной день, крайний срок сдвинулся на ближайший рабочий день).

Страхователю направлено по почте письмо № 02-1005/13408 от 07.09.2017, которым страхователь приглашался для подписания акта. Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования № 059S18170001945 от 26.09.2017 и извещение об участии страхователя в рассмотрении материалов проверки № 1945 от 26.09.2017 получены представителем страхователя по доверенности. Указанным актом предлагалось в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющего в пятнадцатидневный срок представить в орган контроля возражения по указанному акту целиком или по его отдельным положениям.

Рассмотрение материалов проверки состоялось 09.11.2017 без участия лица, в отношении которого проводилась проверка, извещённого надлежащим образом. От страхователя в установленный срок поступили письменные возражения.

Решение № 059S19170002222 от 09.11.2017 получено представителем страхователя по доверенности 15.11.2017.

Доказательств того, что должностное лицо УФНС России по Магаданской области не должно и не могло осознавать вредного характера последствий, возникших вследствие непредставления в установленный срок сведений по форме СЗВ-М, не установлено. В связи с этим нарушение признано совершенным по неосторожности.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный законом срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Порядок взыскания финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте предусмотрен частью 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

По результатам изучения материалов проверки вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 53 000 рублей (106*500 рублей).

Требование об уплате финансовых санкций № 059SO1170257046 от 11.12.2017 будет направлено страхователю по почте в порядке, установленном Законом № 27-ФЗ.

Не согласившись с решением № 059S19170002222 от 09.11.2017, УФНС России по Магаданской области обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения.

По существу доводов заявителя, изложенных в заявлении, пенсионный орган пояснил следующее.

Заявитель указывает, что отчёт по форме СЗВ-М за июнь 2017 представлен им в электронном виде 17.07.2017, то есть в пределах установленного Законом № 27-ФЗ срока. Однако, в графе формы СЗВ-М «отчётный период» страхователем ошибочно проставлен номер месяца «07» (июль) вместо «06» (июнь).

19.07.2017 страхователь самостоятельно обнаружил ошибку в указании отчётного периода и направил уточнённые сведения с верным указанием отчётного периода.

На основании этого УФНС России по Магаданской области считает, что правовые основания для привлечения его к ответственности отсутствуют в связи с отсутствием вины и состава вменяемого правонарушения.

В части 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ закреплено, что сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учёта, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сведения, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016. Указанным постановлением установлен порядок для обязательного заполнения граф и расшифровка значений для их заполнения, в том числе для графы «отчётный период».

Законодательством не запрещено представление формы СЗВ-М до истечения отчётного месяца. Кроме того, постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016 не предусмотрена возможность исправления номера отчётного периода.

Таким образом, при сдаче страхователем в период отчётной кампании сведений по форме СЗВ-М с указанием в графе «отчётный период» значения текущего месяца следует рассматривать как сдачу отчётности за указанный отчётный период. В данном случае страхователь 17.07.2017 представил отчёт с указанием в графе «отчётный период» - «07», управлением данный отчёт принят как сданный за июль 2017. Протоколом приёма отчётности ошибка не выявлена, так как в форме СЗВ-М указан следующий отчётный период, что не запрещено законодательством. При этом фактически отчёт по форме СЗВ-М за отчётный период - июнь 2017 страхователем не сдан.

Сведения по форме СЗВ-М представляются по трём типам форм (кодам):

-           исходная форма - это та форма, которую страхователь представляет за отчётный период впервые.

-           дополняющая форма предусмотрена для заполнения в том случае, если страхователь решил дополнить сведения, которые ранее были приняты органом ПФР.

-           отменяющая форма - предусмотрена с целью отмены ранее представленных сведений.

Таким образом, уточнение в представленных формах только графы «отчётный период» не предусмотрено.

При обнаружении собственной ошибки в указании отчётного периода, страхователь 19.07.2017 представил по электронным каналам связи отчёт по форме СЗВ-М с указанием отчётного периода - «06» и типом формы «исходная». Таким образом, сведения за июнь 2017 года страхователем представлены впервые с нарушением установленного законом срока, что образует состав правонарушения, установленный частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, а именно непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

На основании изложенного, по мнению пенсионного органа, нет оснований для применения пункта 39 Инструкции № 766н, так как в данном случае страхователь не представлял уточнённые (исправленные) индивидуальные сведения за отчётный период - июнь 2017, а фактически указанные сведения им впервые представлены за пределами установленного законом срока, а именно - 19.07.2017.

Заявитель в письменных возражениях на акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте № 059S18170001945 от 26.09.2017, не отрицал факт нарушения сроков представления сведений, также указывал на причину нарушения сроков - описка в периоде, просил снизить размер штрафа до минимально возможного.

Управление обращает внимание суда на то, что порядок привлечения страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования установлен Законом № 27-ФЗ (статья 17), которым территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, по уменьшению или увеличению размера финансовых санкций в зависимости от наличия у страхователя обстоятельств, смягчающих или отягчающих его вину. Полномочиями по снижению сумм финансовых санкций обладает только суд.

На основании изложенного, пенсионный орган просил суд отказать налоговому органу в удовлетворении заявленного требования.

В судебном заседании представитель ответчика изложенную правовую позицию поддержала в полном объёме. Просила суд отказать в удовлетворении заявленного требования.

Заслушав представителей сторон, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив предоставленные в дело доказательства, с учётом норм материального и процессуального права суд пришёл к следующему.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что первоначально отчёт по форме СЗВ-М за июнь 2017 года был представлен им в электронном виде 17.07.2017, то есть в пределах установленного Законом № 27-ФЗ срока. Однако, в графе формы СЗВ-М «отчётный период» страхователем ошибочно проставлен номер месяца «07» (июль) вместо «06» (июнь).

19.07.2017 страхователь самостоятельно обнаружил ошибку в указании отчётного периода и направил в пенсионный орган в электронном виде уточнённые сведения с верным указанием отчётного периода – июнь 2017 года.

При этом письмом № 02.1-33/7015 от 19.07.2017 «Об ошибке в форме СЗВ_М за июнь 2017» налоговый орган уведомил пенсионный орган о том, что он самостоятельно обнаружил ошибку в Сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года, отправленных 17.07.2017. в пункте 2 отчётный период неверно указан месяц – вместо 06 было указано – 07. На основании изложенного налоговый орган просил принять уточнённые сведения, отправленные им 19.07.2017 (л.д. 19).

Данный факт также нашёл отражение в оспариваемом решении пенсионного органа от 09.11.2017 (л.д. 22), однако фактически не был принят во внимание пенсионным органом.

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом № 766н от 21.12.2016 (зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2017 № 45549) утвердило  Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах.

Согласно пункту 1 данной Инструкции она разработана в соответствии с Законом № 27-ФЗ и определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе:

- порядок представления и сроки приёма и учёта территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта (подпункт «б»);

- порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (подпункт «в»).

При этом согласно пункту 39 Инструкции № 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несёт ответственность в соответствии со статьёй 17 Закона № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточнённых (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточнённые (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчётный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Материалами дела подтверждается, что налоговый орган самостоятельно выявил ошибку, устранил её и сообщил в тот же день об этом в пенсионный орган.

Следовательно, в данном случае заявитель освобождается от наложения на него финансовых санкций, что однозначно следует из пункта 39 Инструкции № 766н..

Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017.

 Иные доводы, приведённые лицами, участвующими в деле, судом рассмотрены и оценены, однако признаны не имеющими существенного правового значения при рассмотрении настоящего дела.

На основании изложенного, заявленное налоговым органом требование подлежит удовлетворению.

На основании пункта 2 статьи 176 АПК РФ датой принятия  настоящего решения является дата его изготовления  в полном объёме. 

Руководствуясь статьями 167-170; 176; 180-182; 200; 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд   

РЕШИЛ:

1. Удовлетворить требование Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области.

2. Признать недействительным и не подлежащим применению решениегосударственного учреждения – Управления  Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане  Магаданской области (межрайонное) № 059S19170002222 от 09.11.2017.

3. В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации обязать государственное учреждение – Управление  Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане  Магаданской области (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области, с учётом пункта 2 резолютивной части судебного решения по настоящему делу.

4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его изготовления в полном объёме. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба может быть подана в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья                                                                                    А.В. Кушниренко