НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 27.12.2012 № А37-3768/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

  РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело №А37- 3768/2012

27 декабря 2012

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Комаровой Л.П.,

рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощённого производства в помещении Арбитражного суда Магаданской области по адресу: <...>

дело по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магадане Магаданской области

к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области»

о взыскании 970 рублей 36 копеек,

без вызова сторон

Содержание спора:

Заявитель, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 685902, г. Магадан, <...>) о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов:

- на страховую часть трудовой пенсии в ПФ РФ за период с 16.08.2011 по 16.09.2011 в размере 697,64 руб.,

- на накопительную часть трудовой пенсии за период с 16.08.2011 по 16.09.2011г в сумме 255,76 рублей,

- в Федеральный ФОМС за период с 16.08.2011г по 18.08.2011 г в сумме 8,84 рублей,

- в Территориальный ФОМС за период с 16.08.2011 по 18.08.2011 в сумме 5,72 рублей, а также штраф за неуплату доначисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за 9 месяцев 2011 в сумме 2,40 рублей, а всего 970,36 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на статьи 3,4,5,10,15,18,25,28, 47,48 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», решения о привлечении к ответственности № 059 001 12 РК 0000600 от 05.04.2012, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 0590014008800 от 10.05.2012 г.

Информация о принятии заявления в порядке упрощённого производства по делу размещена в соответствии с положениями главы 29 АПК РФ, постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012г № 8 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощённого производства» 14.11.2012 на сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.

Ответчик о возбуждении дела в порядке упрощённого производства уведомлен надлежащим образом, что подтверждено уведомлением о вручении №56 21253 1, с датой получения 15 ноября 2012 года.

Спор подлежит рассмотрению в порядке ст.ст.9,11,41,64-68,70,75,81,137,156, 212-216, 226-229 АПК РФ, по представленным в деле письменным доказательствам.

Установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в части взыскания пени.

Ответчик – Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области» зарегистрирован в ЕГРЮЛ за № <***>, с местонахождением 685902, г. Магадан, <...> в Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Магаданской области, где и состоит на налоговом учете (л.д.42). Является плательщиком страховых взносов, имеет регистрационный номер 59-001-005881 (л.д.37).

С 1 января 2010 года вступил в действие Федеральный закон от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту «ФЗ № 212-ФЗ»). Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии со статьёй 3 ФЗ № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

То есть право заявителя на обращение с настоящим заявлением, обусловлено статьей 3 ФЗ № 212-ФЗ.

Согласно подпункту 1 п.1 ст.5 ФЗ № 212-ФЗ Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Статьёй 15 ФЗ № 212-ФЗ установлен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым относится ответчик. Страховые взносы исчисляются по тарифам, что обусловлено положениями статьи 12 ФЗ № 212-ФЗ.

Расчетным периодом признается календарный год, состоящий из нескольких отчетных периодов- 1 квартал, полугодие, 9 месяцев (ст.10 ФЗ).

В соответствии с п.3-5 статьи 15 ФЗ плательщики страховых взносов в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

При этом уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (п.8 статьи 15 ФЗ № 212-ФЗ).

В соответствии с положениями п.1 ст.18 ФЗ № 212-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФ РФ и вести соответствующий учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, что закреплено статьей 18 ФЗ.

При не внесении в срок, обусловленный статьей 15 ФЗ соответствующих сумм страховых взносов по результатам расчетных и отчетного периодов, они являются суммой недоимки, их взыскание производится в судебном порядке, с начислением пени.

По общим правилам статьи 25 ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Порядок и основания исчисления пени, её взыскания закреплены положениями пунктов 2-9 статьи 25 ФЗ.

Как следует из представленного уточненного (корректирующего) расчета страховых взносов за 9 месяцев 2011г., ответчиком исчислены к уплате страховые взносы, относящиеся к текущим платежам должника (л.д.28). Однако по сроку уплаты за 1 квартал 2011г – 15 ноября 2011г., страховые взносы, в том числе и в виде ежемесячных обязательных платежей вносились с нарушением установленных сроков (15.08.2011, 15.09.2011) и не в полном объеме, что следует из таблицы расчёта платежей по соответствующим фондам реестра поступления платежей (л.д.10-13), реестра поступления платежей в период с 01.01.2012 по 22.08.2012г (л.д.34). Страховые взносы в соответствующие фонды (ПФ РФ, ФФОМС, ТФОМС) ответчиком оплачены в более поздние сроки, что следует из расчёта (л.д.10-13).

Фактическая уплата страховых взносов позднее установленных статьей 15 ФЗ сроков, явилась основанием для начисления пени. По истечении указанного срока, неуплаченная сумма является недоимкой и подлежит взысканию в судебном порядке, с начислением пени и применением положений ст.22 ФЗ № 212-ФЗ.

Судом установлено и материалами дела подтверждено оформленное заявителем в порядке статьи 22 ФЗ № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 05900140008800 от 10.05.2012 за 9 месяцев 2011г. в срок, установленный заявителем для оплаты до 05.06.2012 ответчиком оплачено не было, что и явилось основанием для обращения заявителя с заявлением в суд в порядке статьи 213 АПК РФ (л.д.9).

Из данных выписки по лицевому счету страхователя следует нарушение срока уплаты страховых взносов по предъявленному расчетному периоду- 9 месяцев 2011г. в исчисленном размере по страховой и накопительной части трудовой пенсии, и в соответствующие фонды (ФФОМС и ТФОМС) в объеме, исчисленном в расчете. Уплата страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки подтверждается данными реестра поступления платежей.

Из доказательств по делу следует, что уплата страховых взносов за 9 месяцев 2011 года, в том числе и по срокам внесения текущих платежей, вносилась ответчиком в более поздние сроки.

Следовательно, требования заявителя о взыскании с ответчика пени за просрочку уплаты страховых взносов соответствуют положениям статьи 25 ФЗ № 212-ФЗ, в соответствии с которой обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов.

Расчет исчисленной и предъявленной к взысканию пени соответствует методике, обусловленной положениями п.2-4 ст.25 № 212-ФЗ, содержит сведения о сумме просрочки, начальной дате начисления пени, календарному периоду просрочки, размеру пени, т.е. основан на фактических обстоятельствах дела и рассчитан исходя из сумм и дат фактического внесения страховых взносов.

Пени начислены согласно таблице на просрочку за 9 месяцев 2011 исходя из сумм несвоевременно уплаченных страховых взносов (л.д.10-13). Пени, начисленные за 9 месяцев 2011г составили:

- на страховую часть трудовой пенсии в ПФ РФ за период с 16.08.2011 по 16.09.2011 в размере 697,64 руб.,

- на накопительную часть трудовой пенсии за период с 16.08.2011 по 16.09.2011г в сумме 255,76 рублей,

- в Федеральный ФОМС за период с 16.08.2011г по 18.08.2011 г в сумме 8,84 рублей,

- в Территориальный ФОМС за период с 16.08.2011 по 18.08.2011 в сумме 5,72 рублей. Всего сумма пени составила 967,96 рублей.

Ответчик факт уплаты страховых взносов в более поздние сроки, а также уплаты пени в исчисленном размере не оспорил, поскольку возражений не представил.

Следовательно, подлежит взысканию в пользу заявителя пени в сумме 967,96 рублей.

Далее. Проверка заявителем представленных первоначального и уточненного расчётов начисленных страховых взносов и данных лицевого счёта явилась основанием для проведения проверки согласно положениям статьи 33 ФЗ № 212-ФЗ. По результатам камеральной проверки, проведенной в порядке статьи 34 ФЗ № 212-ФЗ, заявителем оформлен акт камеральной проверки от 05.03.2012 № 059 00130000331 за неполную уплату страховых взносов в ПФ РФ за 9 месяцев 2011 года согласно уточненному расчёту страховых взносов по признакам состава нарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 47 ФЗ № 212-ФЗ (л.д. 20).

Акт проверки получен ответчиком – 05.03.2012. По результатам рассмотрения материалов проверки заявителем принято решение о привлечении к ответственности 05.04.2012 № 059 001 12 РК 0000600 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 47 ФЗ № 212-ФЗ с наложением штрафа 2,40 рублей, исчисленного от суммы недоимки 12 рублей в ПФ РФ, направленное ответчику посредством органа почтовой связи 12.04.2012 (л.д.33).

Не подлежат удовлетворению требование заявителя о взыскании штрафа в сумме 2,40 рублей за неуплату страховых взносов за 9 месяцев 2011 года, основанное на решении 05.04.2012 № 059 001 12 РК 0000600 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 47 ФЗ № 212-ФЗ в силу следующего (л.д.18).

В соответствии с частью 1 статьи 47 ФЗ № 212-ФЗ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, что влечёт наложение штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов

Применительно к рассматриваемой ситуации, связанной с неполной уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 9 месяцев 2011 года, судом установлено следующее.

15.11.2011 года ответчиком представлен расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года (л.д.15). Согласно расчёту страховые взносы на пенсионное страхование (на страховую часть и накопительную) в ПФ РФ по строкам 110,114 значится: на страховую часть 1 338 896 рублей, на накопительную 207 405 рублей.

Согласно таблице расчёта пени по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии ответчиком уплачено на 14 октября 2011 года – 1 338 908 рублей (л.д.10). То есть, при сравнении явно следует, что сумма страховых взносов оплачена в большем размере.

14.12.2011г ответчик направил заявителю уточненный расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года (л.д.17), согласно которому страховые взносы на пенсионное страхование (на страховую часть) в ПФ РФ по строке 110,114 значится: на страховую часть 1 338 908 рублей (л.д.18). То есть отражённая в расчёте сумма соответствует фактически произведенным платежам на 14.10.2011г и уплачена до подачи уточненного расчёта.

Таким образом, из имеющихся в материалах дела доказательств следует отсутствие утверждений заявителя о неполной уплате страховых взносов за 9 месяцев 2011 года на дату подачи уточненного расчёта (14.12.2011).

При этом следует отметить, что ни в акте проверки, ни в решение, положенных в основание заявления о взыскании штрафа в сумме 2 рубля 40 копеек, исчисленных от суммы предполагаемой недоимки 12 рублей, не содержится фактических обстоятельств, связанных с фактически имевшими место платежами страховых взносов, произведенных ответчиком в спорном периоде- 3 квартал 2011 года, в том числе и в разрезе первоначально поданного расчёта. Правовая оценка им не дана.

Применительно к спорной ситуации, заявителем не принято во внимание Распоряжение от 5 мая 2010 г. № 120 р «Об организации работы территориальных органов ПФ РФ по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых носах», в соответствии с которым Правлением Пенсионного фонда РФ утверждены Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФ РФ по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых вносах (далее по тексту методические указания).

Согласно п.2.2 Методических указаний плательщик страховых взносов не может быть привлечен к ответственности на основании статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов. Неуплата (неполная уплата) правильно исчисленных страховых взносов не образует состава правонарушения, установленного нормами Закона № 212-ФЗ. Обязанность плательщиков страховых взносов правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов установлены частью 1 статьи 18, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов статьей 47 Закона № 212-ФЗ влечет ответственность плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей - работодателей.

Нарушение обязанностей, установленных частью 1 статьи 18, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ, образуют состав правонарушений, которые влекут за собой взыскание с плательщиков страховых взносов территориальными органами ПФР штрафов.

В случае, если в предыдущем периоде у плательщика имелась переплата страховых взносов по определенному виду страхования, которая равна или превышает сумму страховых взносов этого вида страхования, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же государственный внебюджетный фонд, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному виду страхования, состав правонарушения, предусмотренный статьей 47 Закона № 212-ФЗ, отсутствует, поскольку занижение суммы страховых взносов не привело к возникновению задолженности по страховым взносам перед конкретным внебюджетным фондом.

Следовательно, изложенные в решении обстоятельства не только не соответствуют представленным в деле и исследованным судом доказательствам, но и опровергаются ими.

Не содержит решение о привлечении к ответственности и сведений относительно наличия переплаты по соответствующим фондам на начало расчётного периода, то есть по состоянию на 01.07.2011 года.

Вместе с тем из решения ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г.Магадане, положенного в основание данного заявления какие-либо ссылки на установленные пенсионным фондом обстоятельств, касающихся совершения вменяемого ответчику правонарушения, противоправности его действий, которые должны подтверждаться соответствующими документами, установления вины не содержатся.

Указанные обстоятельства нельзя отнести к формальным нарушениям порядка привлечения ответчика к ответственности, поскольку нормами действующего законодательства закреплены основополагающие принципы установления противоправного деяния и виновности лица в его совершении, презумпции невиновности.

С учётом изложенного, суд пришёл к выводу, что нарушение порядка привлечения ответчика к ответственности, закрепленного нормами действующего законодательства, которые содержат основополагающие принципы установления противоправного деяния и виновности лица в его совершении, презумпции невиновности, а также отсутствие полноты установления фактических обстоятельств при проверке, в том числе и обстоятельств, связанных с переплатой, исключает признание решения, положенного в основание данного заявления, легитимным.

Таким образом, оснований для приведения в исполнение решения заявителя о привлечении ответчика к ответственности, у суда не имеется.

Расходы по госпошлине, исчисленные в порядке и размере, установленном ст.333.21 НК РФ -2000 рублей подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии с ст.110 АПК РФ. С ответчика подлежит взысканию 1995 рублей. Расходы по госпошлине в сумме 5 рублей с заявителя взысканию не подлежат.

При рассмотрении дел в порядке упрощённого производства согласно положениям статьи 229 АПК РФ исполнительный лист подлежит выдаче судом по заявлению заявителя

Руководствуясь ст.9-11,64-68,70,75,81,110,167-170,176, 212-216, 226-229 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

1.Взыскать с ответчика - Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области» зарегистрирован в ЕГРЮЛ за № <***>, с местонахождением 685902, г. Магадан, <...> пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2011 года на страховую часть трудовой пенсии в ПФ РФ за период с 16.08.2011 по 16.09.2011 в размере 697,64 руб., на накопительную часть трудовой пенсии за период с 16.08.2011 по 16.09.2011г в сумме 255,76 рублей, в Федеральный ФОМС за период с 16.08.2011г по 18.08.2011 г в сумме 8,84 рублей, в Территориальный ФОМС за период с 16.08.2011 по 18.08.2011 в сумме 5,72 рублей, а всего 967,96 рублей.

2.Во взыскании остальной части отказать.

3.Взыскать с ответчика - Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области» зарегистрирован в ЕГРЮЛ за № <***>, с местонахождением 685902, г. Магадан, <...> в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1995 рублей. Выдать исполнительный лист по истечении 10 дней по вступлению решения в законную силу.

4. Решение подлежит немедленному исполнению, но вступает в законную силу по истечении 10 дней, если не будет подана апелляционная жалоба в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск). Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья Комарова Л.П.