Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-363/2019
31.12.2019
Резолютивная часть решения объявлена 24.12.2019
Решение в полном объёме изготовлено 31.12.2019
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Чепко Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 62, зал 310 дело по заявлению Муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа (1164910050073, ИНН 4903003151) к Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа Магаданской области (ОГРН 1174910001420, ИНН 4903003218) о признании незаконным и отмене представления № 10 от 14.02.2019
при участии в заседании:
от лиц, участвующих в деле – не явились,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Муниципальное бюджетное учреждение «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением без номера от 18.02.2019 к Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа Магаданской области о признании незаконным и отмене представления № 10 от 14.02.2019.
В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на ст.ст. 1, 2, 3, 6, 69.1, 78.1, 265, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.ст. 197-199 АПК РФ и указал, что оспариваемое Представление КСП является незаконным, поскольку вынесено в отсутствие предусмотренных БК РФ оснований, при отсутствии зафиксированных в установленном порядке бюджетных нарушений и отражает нарушения, не относящиеся к бюджетным, применение мер по которым не входит в компетенцию КСП, а также в силу несоответствия указанного предписания критериям обоснованности и исполнимости.
По мнению заявителя, Представление № 10 от 14.02.2019 не соответствует требованиям БК РФ, а именно - не содержит законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр», поэтому указанное Представление является неисполнимым.
При этом, Представление КСП № 10 от 14.02.2019 не подлежит исполнению, поскольку в силу прямого указания закона такое представление основано на ненадлежащих доказательствах.
Заявитель считает, что указанные в оспариваемом Представлении выявленные нарушения не являются нарушениями бюджетного законодательства, в связи с чем не могут быть включены в обязательное для исполнения представление и влечь за собой применение мер принуждения.
В силу положений ст.ст. 1, 2, 3, 265 БК РФ Контрольно-счетная палата, осуществляющая муниципальный финансовый контроль уполномочена на выдачу по итогам проверки обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
По мнению заявителя, выдача представления по устранению иных выявленных нарушений - бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, законодательства о контрактной системе, поставках товаров, защиты населения от чрезвычайных ситуаций - не относится к полномочиям КСП.
Представление № 10 от 14.02.2019 не содержит указания на конкретные нарушения, выявленные в ходе проверки, которые должен устранить МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр», не содержит ссылок на конкретные меры, необходимые для устранения нарушений, т.е. оспариваемое Представление носит общий характер, повторяющий формулировки нормативных актов, что свидетельствует об отсутствии определенности в предписанных требованиях.
Заявитель считает, что перечисленные в оспариваемом Представлении действия, которые, по мнению КСП должен совершить МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр», не являются конкретными действиями, направленными на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проведения проверки.
Соответственно, формулировка Представления № 10 от 14.02.2019 об устранении нарушений не соответствует принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа, в связи с чем данный ненормативный акт не соответствует критериям законности.
По мнению заявителя, содержание оспариваемого Представления № 10 от 14.02.2019 по существу повторяет нормы соответствующих статей перечисленных в Представлении нормативных актов.
При этом, оспариваемое Представление возлагает на МБУ «Северо-Эвенский
обслуживающий центр» обязанность соблюдать требования законодательства, установленные перечисленными нормативными актами.
Между тем, обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации предполагается в силу закона и является конституционной обязанностью любого лица в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, и исполнение данной обязанности не требует дополнительного указания административного органа.
Заявитель считает, что приведенные в заключительной части Представления № 10 от 14.02.2019 формулировки пунктов 2.1., 2.2., 2.4., 2.6., 2.7., 2.8., 2.9. по существу направлены не на устранение конкретного нарушения к определенному сроку, а на недопущение в будущем (в любое время) любых нарушений требований перечисленных норм при осуществлении деятельности МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр».
Между тем, бюджетное законодательство не предусматривает право КСП выдавать представления о совершении действий, направленных на предотвращение возможных нарушений в будущем.
В частности, заявитель указал, что пункт 2.3. Представления предписывает создать резервы материального запаса. Между тем, Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» содержит исчерпывающий перечень полномочий КСП, проверка в сфере законодательства по гражданской обороне не входит в перечень полномочий Контрольно-счетной палаты.
По мнению заявителя, требования пункта 2.5. Представления также безосновательны, приказы учреждения соответствуют Распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Заявитель считает, что требования абзаца 3 пункта 2.7, абзаца 3 пункта 2.8., пункта 2.12. заключительной части Представления не подтверждены соответствующими расчетами.
При этом, заявитель указал, что Представление должно соответствовать требованиям законности, конкретности и исполнимости, содержать четкие и законные указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Содержание Представления № 10 от 14.02.2019 не соответствует приведенным требованиям к содержанию ненормативного правового акта.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
Ответчик, Контрольно-счетная палата Северо-Эвенского городского округа Магаданской области, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях, из которых следует, что ответчик считает неправомерным довод заявителя о нарушении Представлением № 10 от 14.02.2019 требований Бюджетного кодекса РФ.
При этом, ответчик считает, что заявителем не учтены положения части 1 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», согласно которой контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Таким образом, право контрольно-счетных органов по внесению представлений не ограничивается лишь выявленными нарушениями в сфере бюджетного законодательства исходя из полномочий, установленных ст. 9 Закона № 6-ФЗ, Положением о контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа.
Представление может быть внесено в случае выявления и иных нарушений закона, которые в той или степени связаны с законностью и эффективностью расходования средств местного бюджета, использованием муниципального имущества и т.д.
Поэтому является ошибочным довод заявителя о том, что контрольно-счетная палата Северо-Эвенского городского округа не уполномочена вносить представления по нарушениям закона, не связанные с нарушениями бюджетного законодательства.
Таким образом, ответчик считает, что вопреки доводам заявителя, оспариваемое представление не должно содержать только требования, направленные на устранение выявленных нарушений закона. В силу ч. 1 ст. 16 Закона № 6-ФЗ представление также может содержать требования, направленные на пресечение и предупреждение нарушений, и такие требования оспариваемое Представление содержит.
Также ответчик представил соответствующие возражения относительно доводов заявителя о незаконности пунктов 2.3, 2.5, 2.7, 2.8 и 2.12 оспариваемого Представления Контрольно-счетной палаты.
В частности, ответчик считает неправомерным довод заявителя об отсутствии у КСП полномочий по проверке соблюдения законодательства в сфере гражданской обороны, в силу указания в федеральном законе № 6-ФЗ исчерпывающего перечня полномочий КСП (п. 2.3 Представления).
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 16 Закона № 6-ФЗ полномочия КСП не ограничиваются федеральным законом, т.е. перечень полномочий, указанный в федеральном законе, не является исчерпывающим.
П. 2.3 Представления предусматривает, в числе прочего, принятие мер по предотвращению нанесения ущерба муниципальному образованию путем формирования надлежащим образом резерва материального запаса.
Также ответчик считает, что позиция заявителя по п. 2.5 Представления является его мнением относительно соответствия издаваемых приказов федеральным нормативным правовым актам и не может быть основанием для признания данного пункта Представления незаконным. Более того, истец не доказал, что издаваемые им приказы соответствуют законодательству, т.к. не представил их для обозрения суду.
По пунктам 2.7, 2.8 и 2.12 Представления ответчик указал, что необходимые обоснования и соответствующие расчеты, указаны в Акте проверки.
Также ответчик считает, что невозможность исполнения каких-либо пунктов оспариваемого Представления должна быть реальной, а не предполагаемой. Однако, заявитель не обращался в КСП за разъяснениями об исполнении каких-либо пунктов Представления.
При этом, КСП не вправе указывать заявителю способы и методы устранения выявленных нарушений, т.к. организация внутренней деятельности учреждения является прерогативой его руководителя.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах спор подлежит рассмотрению по существу в соответствии с требованиями ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и ответчика на основании представленных в материалах дела доказательств.
Выяснив фактические обстоятельства спора, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что Муниципальное бюджетное учреждение «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа образовано на основании постановления администрации Северо-Эвенского городского округа от 21.12.2015 № 281-па, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области 13.01.2016, ОГРН 1164910050073, ИНН 4903003151.
Учредителем и собственником имущества учреждения является Муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ». Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ». Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденным учредителем планом финансово-хозяйственной деятельности.
Основными целями создания Учреждения являются - создание условий для предоставления транспортных услуг населению, учреждениям бюджетной сферы и органам местного самоуправления в границах муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ»; организация транспортного обслуживания населения, учреждений бюджетной сферы; оказание хозяйственно-эксплуатационных услуг органам местного самоуправления и т.д.
Функции и полномочия учредителя осуществляет Комитет жилищно - коммунального хозяйства Северо-Эвенского городского округа. Полномочия собственника имущества осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Северо-Эвенского городского округа.
По материалам дела установлено, что Распоряжением Контрольно-счетной палаты от 28.12.2017 № 25 утвержден План мероприятий Контрольно-счетной платы на 2018 год. В соответствии с пунктом 3.7. Плана в октябре - ноябре 2018 года запланирована проверка финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» за 2017 год.
Кроме того, Врио главы муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» обратился в Контрольно-счетную палату Северо-Эвенского городского округа с письмом от 03.09.2018 № 2171 «О проведении внеплановой проверки МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» за 9 месяцев 2018 года».
Распоряжением от 05.09.2018 № 12 установлен срок проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа с 12.09.2018 по 23.11.2018.
Распоряжением № 13 от 15.11.2018 срок проверки продлен до 24.12.2018.
Таким образом, в соответствии с Планом работы на 2018 год Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа и обращением Врио главы муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» на основании Распоряжения от 05.09.2018 № 12 в период с 12.09.2018 по 24.12.2018 проведена проверка «Финансово-хозяйственная деятельность муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» за 2017 год и 8 месяцев 2018 года».
Цель проверки - обоснованность, законность, правомерность, целевое или не целевое расходование бюджетных средств на финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, нормативно - правовыми актами, действующими па территории Северо-Эвенского городского округа.
Предмет проверки - нормативное правовое обеспечение деятельности учреждения, бюджетные средства, направленные на обеспечение деятельности в 2017 году и 8 месяцев 2018 года и выполнение муниципального задания за 2017 год и 8 месяцев 2018 года, муниципальное имущество.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 14.01.2019, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
В результате контрольного мероприятия установлены нарушения действующего бюджетного законодательства, нецелевое, неправомерное и неэффективное использование средств, нарушения трудового законодательства, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Акт проверки подписан 14.01.2019 директором МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Волковым А.А., что подтверждается соответствующей отметкой.
В целях устранения выявленных нарушений требований федерального законодательства, зафиксированных в Акте проверки от 14.01.2019, Контрольно-счетной палатой Северо-Эвенского городского округа выдано Представление № 10 от 14.02.2019 об устранении нарушений требований законодательства, в котором указаны мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.
Не согласившись с проведением проверки, Муниципальное бюджетное учреждение «Северо-Эвенский обслуживающий центр» обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа о признании незаконным действий по проведению проверки и отмене Распоряжения № 12 от 05.09.2018 «О проведении проверки».
Не согласившись с Представлением Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа № 10 от 14.02.2019 об устранении нарушений требований законодательства, Муниципальное бюджетное учреждение «Северо-Эвенский обслуживающий центр» обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным Представления № 10 от 14.02.2019.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 26.06.2019 по делу № А37-3256/2018 в удовлетворении требований заявителя, Муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа, о признании незаконными действий Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа Магаданской области по проведению проверки и отмене Распоряжения № 12 от 05.09.2018 «О проведении проверки» - отказано.
В апелляционном и кассационном порядке в установленные сроки решение Арбитражного суда Магаданской области от 26.06.2019 по делу № А37-3256/2018 не обжаловалось.
Определением Арбитражного суда Магаданской области от 21.06.2019 производство по настоящему делу было приостановлено до вынесения окончательного судебного акта по делу Арбитражного суда Магаданской области № А37-3256/2018 по заявлению Муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа к Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа Магаданской области о признании незаконными действий по проведению проверки и отмене Распоряжения № 12 от 05.09.2018 «О проведении проверки».
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства, определением Арбитражного суда Магаданской области от 12.11.2019 производство по настоящему делу возобновлено.
Установив фактические обстоятельства дела, оценив совокупность представленных в материалы дела письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется наряду с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ также Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Закона № 131-ФЗ).
Законом № 6-ФЗ установлены общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 38 Закона № 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования создается представительным органом муниципального образования в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно статьи 3 Закона № 6-ФЗ наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования утверждаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Частью 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе, следующие основные полномочия:
- контроль за исполнением местного бюджета;
- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;
- иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В силу положений пункта 1 части 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Бюджетным кодексом Российской Федерации определены бюджетные полномочия органов муниципального финансового контроля, в том числе, контрольно-счетных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 5 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляются с соблюдением Закона № 6-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля предоставлены следующие полномочия по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля :
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
- контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
- контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Кроме того, статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль как за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, так и за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с Уставом муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Контрольно-счетная палата Северо-Эвенского городского округа является постоянно действующим органом внешнего муниципального контроля, входит в структуру органов местного самоуправления Северо-Эвенского городского округа и формируется Собранием представителей Северо-Эвенского городского округа.
Статус, состав, полномочия и порядок осуществления деятельности Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского округа определены Решениями Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 22.03.2017 № 170 «Об утверждении положения «О Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа», 25.02.2016 № 63 «О структуре и штатной численности Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа».
В соответствии со ст. 1 Положения о Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа, утвержденного решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 22.03.2017 № 170, Контрольно-счетная палата Северо-Эвенского городского округа Магаданской области является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области, образуется Собранием представителей Северо-Эвенского городского округа и ему подотчетна.
Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной
независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.
Контрольно-счетная палата является органом местного самоуправления
муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области,
обладает правами юридического лица, действует в организационно-правовой форме
муниципального казенного учреждения, имеет гербовую печать и бланки со своим
наименованием.
Задачами Контрольно-счетной палаты являются выявление нарушений законности и обеспечение их устранения :
- при использовании средств бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ»;
- в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по расходованию средств местного бюджета, использованию и распоряжению муниципальной собственностью;
- в деятельности органов и должностных лиц органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений по исполнению действующего законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, посредством осуществления финансового контроля.
В соответствии со ст. 8 Положения Контрольно-счетная палата осуществляет в числе прочих следующие полномочия :
- контроль за исполнением бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области;
- экспертиза проектов местного бюджета и представление экспертного заключения на проект местного бюджета; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области;
- подготовка информации о ходе исполнения бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Собрание представителей и главе муниципального образования.
Внешний финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой - в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» Магаданской области; в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета.
В соответствии со ст. 10 Положения внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии со ст. 11 Положения при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетная палата руководствуется стандартами внешнего муниципального финансового контроля.
В соответствии со ст. 13 Положения Содержание направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и иные вопросы внутренней деятельности Контрольно-счетной палаты определяются Регламентом и Стандартами внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты.
Регламент Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа разработан в соответствии с Положением «О Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа», утвержденным решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 22.03.2017 № 170.
Деятельность Контрольно-счетной палаты осуществляется на основе разрабатываемых стандартов внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палаты Российской Федерации и (или) Контрольно-счетной палаты Магаданской области и установленных федеральным законодательством, а также при учете международных стандартов в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности (п. 1.7 Регламента).
Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий осуществляются в соответствии со стандартом финансового контроля, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты (п. 4.2.13 Регламента).
Стандарт финансового контроля контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа «Общие правила проведения контрольного мероприятия» разработан на основе стандарта финансового контроля СФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» Счетной палаты РФ, стандарта финансового контроля СФК 130 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» Ассоциации контрольно-счетных органов РФ и в соответствии с Р.11 Положения «О Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа», утвержденного Решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 22.03.2017 № 170 (п. 1.1 Стандарта).
Контрольное мероприятие является организационной формой внешнего муниципального финансового контроля, осуществляемого КСП (п. 2.1 Стандарта).
Предметом контрольного мероприятия являются :
- формирование и использование средств бюджета;
- формирование и использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе интеллектуальной собственности;
- использование средств бюджетов иных уровней, поступивших в бюджеты муниципальных образований (п. 2.2 Стандарта).
Объектами контрольного мероприятия являются органы местного самоуправления; муниципальные учреждения и унитарные предприятия; организации различных организационно-правовых форм, на которые в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования распространяются контрольные полномочия КСП (п. 2.3. Стандарта).
По материалам дела установлено, что учредителем (собственником) имущества МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» выступает муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ», а источником формирования его финансовых ресурсов являются субсидии из бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ», учреждение является объектом внешнего муниципального контроля, т.е. Контрольно-счетная палата в рамках реализации предоставленных ей законом бюджетных полномочий вправе проводить проверочные мероприятия по законности и результативности (эффективности и экономности) использования учреждением бюджетных средств.
Проверка проведена соответствии с требованиями статьи 12 Положения о Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа на основании пункта 3.7. Плана мероприятий Контрольно-счетной платы на 2018 год, утвержденного Распоряжением Контрольно-счетной палаты от 28.12.2017 № 25 – за период 2017 год, и на основании обращения Врио главы муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» в Контрольно-счетную палату Северо-Эвенского городского округа с письмом от 03.09.2018 № 2171 «О проведении внеплановой проверки МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» - за период 9 месяцев 2018 года.
В результате контрольного мероприятия установлены нарушения действующего бюджетного законодательства, нецелевое, неправомерное и неэффективное использование средств, нарушения трудового законодательства, Федерального закона ОО бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
В целях устранения выявленных нарушений требований федерального законодательства, зафиксированных в Акте проверки от 14.01.2019, Контрольно-счетной палатой Северо-Эвенского городского округа выдано Представление № 10 от 14.02.2019 об устранении нарушений требований законодательства, в котором указаны мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.
В частности в Представлении по итогам проверки предлагается :
Доначислить сотрудникам Волникову А.А. и Степанову А.А заработную плату. Излишне выплаченные денежные средства в размере 27, 7 тыс. рублей восстановить в бюджет. Срок исполнения - до 15.03.2019.
Восстановить в бюджет округа не правомерные выплаты по оплате труда в размере 499, 8 тыс. руб. Срок исполнения - до 15.03.2019.
Частью 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счётные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счётный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (часть 3 статьи 16 Закона № 6-ФЗ).
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счётных органов контрольных мероприятий контрольно-счётные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание (часть 4 статьи 16 Закона № 6-ФЗ).
Предписание контрольно-счётного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания (часть 5 статьи 16 Закона № 6-ФЗ).
В силу части 2 статьи 270.2 БК РФ, под представлением в целях указанного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Под предписанием в целях указанного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (часть 3 статьи 270.2 БК РФ).
По результатам рассмотрения дела с учетом положений нормативных актов, регулирующих соответствующую сферу отношений и регламентирующих деятельность Контрольно-счетной палаты, судом установлено наличие у Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа достаточных полномочий и правовых оснований для вынесения оспариваемого Представления № 10 от 14.02.2019.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона № 6-ФЗ оспариваемое Представление правомерно содержит не только требования, направленные на устранение выявленных нарушений закона, но и требования, направленные на пресечение и предупреждение нарушений.
При этом, исходя из полномочий, установленных ст. 9 Закона № 6-ФЗ и Положением о Контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа, право контрольно-счетных органов по внесению представлений не ограничивается лишь выявленными нарушениями в сфере бюджетного законодательства.
Представление может быть внесено в случае выявлений и иных нарушений закона, которые в той или степени связаны с законностью и эффективностью расходования средств местного бюджета, использованием муниципального имущества и т.д.
Исполнимость оспариваемого Представления оценивается с точки зрения определенности предписываемых действий и возможности их исполнения в установленные сроки.
Содержание оспариваемого Представления свидетельствует о наличии реальной возможности у лица, которому оно адресовано, устранить в указанный срок выявленные нарушения.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, признание незаконными ненормативных актов и действий возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
По результатам исследования оспариваемого Представления Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа № 10 от 14.02.2019 не установлено наличие указанных признаков.
Содержание оспариваемого ненормативного акта Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа соответствует нормам федерального законодательства.
Нарушение прав и законных интересов МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр», незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления экономической деятельности по результатам судебного разбирательства не установлено.
При этом, проверка законности и эффективности расходования средств местного бюджета не может создавать препятствия для осуществления деятельности заявителя, поскольку такая проверка предусмотрена действующим федеральными законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами.
При указанных обстоятельствах признается соответствующим фактическим обстоятельствам дела и подтвержденным с достаточной степенью достоверности довод Контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа о правомерности вынесения Представления № 10 от 14.02.2019. Достаточные достоверные доказательства обратного заявителем не представлены.
С учетом представленных по делу доказательств суд признает документально подтвержденными обстоятельства, на которые ответчик ссылается как на основание своих возражений. Указанные доказательства признаются достаточными для отказа в удовлетворении заявленных МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» требований.
Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса об оспаривании Представления № 10 от 14.02.2019, т.к. судом установлена его законность.
При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, суд установит, что оспариваемое решение (действие, акт) является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме.
Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 159, 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Судья Е.С. Степанова