НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 21.04.2021 № А37-382/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. МагаданДело № А37-382/2021

28 апреля 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2021 г.

Решение в полном объёме изготовлено 28 апреля 2021 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Скороходовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чепурной К.П. рассмотрев в судебном заседании заявление комитета образования администрации Ягоднинского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) к управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 06.11.2020 № 79А,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – руководитель;

от ответчика: ФИО2 – главный специалист-эксперт правового отдела, доверенность от 28.12.2020 № 26-1778/2020

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, комитет образования администрации Ягоднинского городского округа, обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 06.11.2020 № 79А.

В соответствии с оспариваемым решением заявителю отказано в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о ФИО1 как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени комитета образования администрации Ягоднинского городского округа.

Также заявитель просит обязать ответчика зарегистрировать изменения сведений о юридическом лице.

Ответчик с требованиями заявителя не согласен по основаниям, изложенным в отзыве от 09.03.2021.

В частности, обращает внимание, что у регистрирующего органа имелись предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» основания для отказа в государственной регистрации, а именно – в момент исключения из ЕГРЮЛ МОУ «СОШ п.Спорное» как недействующего юридического лица, лицом, имеющим права без доверенности действовать от названного лица являлась ФИО1

В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования в полном объёме. Также представила дополнительные письменные пояснения.

Представитель ответчика в судебном заседании настаивала на возражениях, изложенных в отзыве.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установив фактические обстоятельства дела, исследовав представленные в материалы дела доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Ягоднинского городского округа от 26.10.2020 № 659-к на должность руководителя комитета образования администрации Ягоднинского городского округа назначена ФИО1.

29.10.2020 заявитель представил в Межрайонную ИФНС России № 1 по Магаданской области заявление по форме № Р14001 для государственной регистрации сведений о лице (ФИО1), имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Оспариваемым решением заявителю отказано в государственной регистрации сведений на основании подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с тем, что ФИО1, представленная в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Комитета образования администрации Ягоднинского городского округа, ранее как председатель ликвидационной комиссии муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа посёлка Спорное», исключённого из ЕГРЮЛ и имевшего на момент его исключения задолженность перед бюджетом, имела право без доверенности действовать от его имени.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации), для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Согласно статье 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления; лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам; юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включённые в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нём, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путём помимо воли юридического лица (пункт 2). Указанное правовое регулирование направлено на обеспечение доверия к сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, защиту прав третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены при использовании недостоверных сведений.

В соответствии с положениями статьи 21.1 Закона о государственной регистрации налоговый орган наделён полномочием по исключению недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. Подобного рода действие является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учётом прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Кроме того, одним из механизмов обеспечения достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, выступает законодательно установленный временный запрет на создание новых юридических лиц и на участие в управлении существующими юридическими лицами для тех граждан, которые ранее проявили недобросовестность, уклонившись от совершения необходимых действий по прекращению юридического лица в предусмотренных законом процедурах ликвидации или банкротства, что может также означать уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами юридического лица.

В силу подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении лиц, имевших на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадёжной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ.

Введённые данной нормой ограничения направлены на стабилизацию и защиту публичных интересов со стороны государства, обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в том числе, предотвращение создания и деятельности юридических лиц, созданных для недобросовестной деятельности, путем использования подставных физических лиц и представления иной недостоверной информации в регистрирующий орган.

11.04.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении МОУ «СОШ п.Спорное» как недействующего юридического лица.

При этом, согласно решению Межрайонной ИФНС России № 3 по Магаданской области от 22.08.2019 № 43 за МОУ «СОШ п.Спорное» числилась задолженность по штрафу в сумме 50 руб.

На момент исключения МОУ «СОШ п.Спорное» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица ФИО1, согласно отражённым в ЕГРЮЛ сведениям, являлась лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени МОУ «СОШ п.Спорное».

Указанные сведения внесены в связи с тем, что ФИО1, являясь руководителем Управления образования (учредитель МОУ «СОШ п.Спорное»), была назначена председателем ликвидационной комиссии МОУ «СОШ п.Спорное».

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Положениями статьи 62 ГК РФ определено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Аналогичные нормы установлены в пункте 4 статьи18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях.

Пунктом 4 статьи 34 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», действующего в период спорных правоотношений, определено, что ликвидация образовательного учреждения может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления - для муниципальных образовательных учреждений.

Как следует из материалов дела, МОУ «СОШ п.Спорное» являлось муниципальным образовательным учреждением, учредителем которого выступало муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования «Ягоднинский район Магаданской области».

Решением Ягоднинского районного Собрания представителей второго созыва от 25.12.2004 № 146 утверждено Положение о порядке ликвидации и реорганизации муниципальных образовательных учреждений в Ягоднинском районе, пунктами 3.2, 3.3 которого установлено, что ликвидация муниципального образовательного учреждения может осуществляться по решению учредителя, либо органа местного самоуправления. Решение о ликвидации муниципального образовательного учреждения оформляется приказом учредителя либо постановлением главы района. Ликвидация осуществляется в соответствии с ГК РФ и иным действующим законодательством РФ.

Приказом муниципального учреждения «Управление образованием МУ «администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» от 28.05.2007 № 145 в целях подготовки и проведения ликвидационных мероприятий по ликвидации МОУ «СОШ п.Спорное» утверждены состав и распределение обязанностей членов ликвидационной комиссии (приложение № 1). Названным приказом также установлен срок действия ликвидационной комиссии – с 01.06.2007 по 31.01.2018. Как следует из Приложения № 1 к Приказу, состав комиссии сформирован из работников учредителя - Управления образования, председателем ликвидационной комиссии утверждена руководитель управления образования ФИО1 с обязанностями – общее руководство работой ликвидационной комиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Пунктом 1.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (подпункт а); руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица (подпункт в); конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (подпункт г); иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (подпункт д).

Как следует из приказа от 28.05.2007 № 145 ликвидационная комиссия сформирована в целях подготовки и проведения ликвидационных мероприятий по ликвидации МОУ «СОШ п.Спорное», т.е. указанная комиссия осуществляет права и обязанности коллегиального исполнительного органа МОУ «СОШ п.Спорное».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.01.2000 № 50, руководитель ликвидационной комиссии вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах её компетенции.

Круг полномочий ликвидационной комиссии определён статьёй 63 ГК РФ. Исходя из содержания указанных норм руководитель (председатель) ликвидационной комиссии уполномочен совершать юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

Таким образом, действующее законодательство ограничивает правовой статус председателя ликвидационной комиссии в части возможности реализации его прав и обязанностей как руководителя ликвидируемого юридического лица, установленных ГК РФ исключительно на основании решений ликвидационной комиссии.

В связи с чем, статус руководителя ликвидационной комиссии не свидетельствует о наличии у него статуса, аналогичного статусу руководителя единоличного исполнительного органа юридического лица, а соответственно и правовых последствий, установленных подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Кроме того, закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий руководителя (председателя) ликвидационной комиссии с фактом внесения таких сведений в ЕГРЮЛ.

Из материалов дела следует, что ликвидационная комиссия муниципального образовательного учреждения формируется его учредителем и из работников учредителя (в данном случае – из работников Управления образования).

Согласно записи в трудовой книжке (№ 33 от 20.08.2011) ФИО1 уволена с должности руководителя управления образования по собственному желанию, соответственно с указанного времени не могла осуществлять полномочия председателя ликвидационной комиссии.

Также в материалы дела представлена копия приказа муниципального учреждения «Управление образованием МУ «администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» от 15.12.2011 № 302 «О внесении изменений в приказ от 28.05.2007 № 145, согласно которому из состава ликвидационной комиссии МОУ «СОШ п.Спорное» исключена ФИО1 в связи с увольнением, в качестве председателя введён ФИО3 – руководитель МУ «Управление образованием».

При таких обстоятельствах, поскольку на момент исключения МОУ «СОШ п.Спорное» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица (11.04.2019) ФИО1 фактически не являлась председателем ликвидационной комиссии, соответственно ФИО1 не может быть лишена права занимать руководящие должности по основанию, указанному в подпункте «ф» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Невыполнение обязанностей по внесению в ЕГРЮЛ необходимых сведений о новом председателе ликвидационной комиссии не означает, что ФИО1 после её увольнения продолжала осуществлять соответствующие полномочия.

Сама ФИО1, с которой фактически прекращены трудовые отношения, не имела возможности обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении своих полномочий как председателя ликвидационной комиссии, поскольку внесение таких сведений должен был обеспечить новый руководитель ликвидационной комиссии либо учредитель находящегося в процессе ликвидации юридического лица.

При этом, суд также учитывает, что пункт 5 статьи 11, предусматривающий возможность внесения записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нём в едином государственном реестре юридических лиц, а также подпункт «ф» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, были введены в действие после прекращения ФИО1 трудовых отношений с муниципальным учреждением «Управление образованием МУ «администрация муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» и полномочий председателя ликвидационной комиссии МОУ «СОШ п.Спорное».

Прекращая трудовые отношения с юридическим лицом и предполагая его добросовестное поведение в части подачи соответствующего заявления в регистрирующий орган, ФИО1 не могла предвидеть наступления в будущем неблагоприятных последствий, в том числе принятие регистрирующим органом оспариваемого решения.

В отношении недоимки, числящейся на момент исключения МОУ «СОШ п.Спорное» из ЕГРЮЛ, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно письму Межрайонной ИФНС России № 3 по Магаданской области от 26.11.2020 № 06-43/04709, по состоянию на 11.04.2019, задолженность МОУ «СОШ п.Спорное» составила 50 руб. Данная задолженность образовалась по итогам камеральной налоговой проверки № 681 от 15.09.2008 в связи с несвоевременным предоставлением налогового расчёта по единому социальному налогу за отчётный период 3 квартал 2008 года.

Какие-либо первичные документы, подтверждающие основания возникновения указанной задолженности, в том числе, расчёт, материалы проверки, решение, требование об уплате, в материалах дела отсутствуют.

При этом, исходя из положений статьи 240 НК РФ, в совокупности с пунктом 3 статьи 243 НК РФ, расчёт по единому социальному налогу за отчётный период 3 квартал 2008 подлежал представлению не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом, т.е. – не позднее 20.10.2008, что исключает возможность привлечения к ответственности по итогам камеральной налоговой проверки № 681 от 15.09.2008, поскольку на 15.09.2008 срок не был нарушен.

Кроме того, согласно справке Межрайонной ИФНС России № 3 по Магаданской области № 47 от 22.08.2019, по состоянию на 22.08.2019 за МОУ «СОШ п.Спорное» числится задолженность по штрафу в сумме 50 руб. с датой образования 01.01.2012 с наименованием «денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьёй 129.2 НК РФ.

Статьёй 129.2 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов.

Сведения о том, что муниципальное образовательное учреждение «СОШ п.Спорное» может являться субъектом ответственность по указанной статье НК РФ в материалах дела отсутствуют.

Также в материалы дела ответчиком была представлена копия решения Арбитражного суда Магаданской области от 18.05.2017 по делу № А37-729/2017.

Судом было истребовано из архива указанное дело, материалы которого исследованы в судебном заседании.

В рамках дела № А37-729/2017 заявитель, Межрайонная ИФНС России № 3 по Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением от 20.03.2017 № 03-12/01499 о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа посёлка Спорное» в лице ликвидатора комитета образования администрации Ягоднинского городского округа задолженности по пеням и штрафам в сумме 20 894 руб. 87 коп. Одновременно было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления.

Решением Арбитражного суда Магаданской области от 18.05.2017 по делу № А37-729/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. В указанном решении судом отражено, что поскольку налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих существование каких-либо уважительных причин, препятствующих обращению в суд с соответствующим заявлением в установленный срок, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока удовлетворению не подлежит, истечение срока давности взыскания недоимки, пеней, штрафов является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании задолженности по пеням и штрафам в сумме 20 894 руб. 87 коп.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадёжными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно положениям подпункта 2 пункта 2 статьи 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадёжными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учёта налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадёжными к взысканию, утверждённого Приказом ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ (далее - Порядок), названный Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В пункте 4 приложения № 2 Приказа от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ установлен перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадёжными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, необходимых в случае наличия основания, предусмотренного пунктом 2.4 Порядка:

- копия судебного акта, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда;

- справка налогового органа по месту учёта организации (месту жительства физического лица) о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В мотивировочной части решения Арбитражного суда Магаданской области от 18.05.2017 по делу № А37-729/2017 содержится соответствующий вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности по пеням и штрафам в сумме 20 894 руб. 87 коп. в связи с истечением установленного срока их взыскания.

К заявлению от 20.03.2017 № 03-12/01499 о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа посёлка Спорное» задолженности по пеням и штрафам в сумме 20 894 руб. 87 коп. налоговым органом приложены сведения (подписанные начальником Межрайонной ИФНС России № 3 по Магаданской области) о задолженности, согласно которым МОУ «СОШ п.Спорное» имеет задолженность по пеням (по единому социальному налогу, по земельному налогу, налогу на имущество) в сумме 20844,87 руб., а также по денежным взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьёй 129.2 НК РФ в сумме 50 руб.

Сопоставляя сведения в названной справке со сведениями, отражёнными в справке № 47 от 22.08.2019, суд приходит к выводу, что налоговый орган в рамках дела № А37-729/2017 обращался в суд с заявлением о взыскании МОУ «СОШ п.Спорное» штрафа в сумме 50 руб. и решением по указанному делу во взыскании было отказано с выводом суда об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности по пеням и штрафам в сумме 20 894 руб. 87 коп. (в том числе и штрафа в сумме 50 руб.) в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Таким образом, налоговый орган после принятия решения суда по делу № А37-729/2017 располагал информацией о наличии оснований для принятия решения о признании безнадёжными к взысканию задолженности по пеням (по единому социальному налогу, по земельному налогу, налогу на имущество) в сумме 20844,87 руб., а также по денежным взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьёй 129.2 НК РФ в сумме 50 руб. и её списании.

В соответствии с пунктом 3 Порядка решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и её списании при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка принимается руководителем налогового органа по месту учёта налогоплательщика.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что налоговый орган оформляет, в частности справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В соответствии с пунктом 5 Порядка решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадёжной к взысканию и её списании принимается в течение 1 рабочего дня с момента оформления документов, указанных в пункте 4 Порядка.

Таким образом, решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадёжными к взысканию и их списании, принимается налоговым органом без обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением, а исключительно на основании документов, подтверждающих утрату им возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, в данном случае судебного акта.

Решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Магаданской области от 20.06.2017 № 122 на основании решения суда по делу № А37-729/2017 признаны безнадёжными ко взысканию и списаны только пени (по единому социальному налогу, по земельному налогу, налогу на имущество) в сумме 20844,87 руб.

Сведений о совершении соответствующих действий налоговым органом в части штрафа в сумме 50 руб. в материалах дела не имеется. При этом, согласно справке № 122 по состоянию на 20.06.2017 иная задолженность, кроме указанных сумм пени, у МОУ «СОШ п.Спорное» отсутствовала.

При таких обстоятельствах суд не может признать установленным наличие у МОУ «СОШ п.Спорное» на момент его исключения из ЕГРЮЛ задолженности по штрафу в сумме 50 руб.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, на основании подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы комитета образования администрации Ягоднинского городского округа, поскольку препятствует надлежащему осуществлению им финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, оспариваемое решение не позволяет привести в соответствие сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ о надлежащем руководителе комитета образования администрации Ягоднинского городского округа, которым согласно распоряжению администрации Ягоднинского городского округа от 26.10.2020 № 659-к, является ФИО1

При этом в силу пункта 3 части 4, пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признание оспоренного ненормативного правового акта недействительным возлагает на государственные органы обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.

Учитывая, что единственным основанием для отказа ответчиком указан подпункт «ф» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, суд признаёт обоснованным требование заявителя в порядке устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов возложить на регистрирующий орган обязанность зарегистрировать изменения сведений о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени комитета образования администрации Ягоднинского городского округа, согласно документам, направленным в Межрайонную ИФНС России № 1 по Магаданской области 29.10.2020 вх.№ 79А.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

1. Признать недействительным решение от 06.11.2020 № 79А об отказе в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о ФИО1 как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени комитета образования администрации Ягоднинского городского округа.

2. Обязать управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области зарегистрировать изменения сведений о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени комитета образования администрации Ягоднинского городского округа, согласно документам, направленным в Межрайонную ИФНС России № 1 по Магаданской области 29.10.2020 вх.№ 79А.

3. Решение подлежит исполнению после его вступления в законную силу.

4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья В.В. Скороходова