НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 20.12.2010 № А37-1861/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. МагаданДело № А37-1861/2010

27 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2010 года Решение в полном объеме изготовлено 27 декабря 2010 года

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Минеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Магадан, пр. К.Маркса, д.62, 6-й этаж, каб. 606, при ведении протокола заседания секретарем судебного заседания Джибиловой А.А., дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области

к комитету финансов администрации Хасынского района

о взыскании недоимки по единому социальному налогу и пени за несвоевременную его уплату в общей сумме 01 рубль 43 копейки,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – не явился;

от ответчика – Козюра О.В., начальник отдела, доверенность от 17 декабря 2010 № 345; Рыбалова Л.Л., заместитель руководителя, доверенность от 17 декабря 2010 года № 345

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области (далее – налоговый орган), обратился в Арбитражный суд Магаданской области (далее – суд) с заявлением от 18 октября 2010 года № 07.1-12/117-11301 к комитету финансов администрации Хасынского района (далее – комитет финансов, ответчик), о взыскании недоимки по единому социальному налогу за 2009 год, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 00 рублей 28 копеек, пени за несвоевременную его уплату в размере 00 рублей 16 копеек, недоимки по единому социальному налогу за 2009 год, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 00 рублей 85 копеек, пени за несвоевременную его уплату в размере 00 рублей 14 копеек, а всего в общей сумме 01 рубль 43 копейки.

В обоснование своих требований заявитель сослался на статьи 19, 23, 38, 44, 45, 58, 235, 241, 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), статьи 239, 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Заявитель не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, о времени и месте его проведения извещен в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) надлежащим образом. В материалы дела представил заявление от 17 декабря 2010 года № 07.1-15/911 о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

При данных обстоятельствах дело подлежит рассмотрению в соответствии с частями 1, 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, на основании доказательств, имеющихся в материалах дела.

Согласно отзыву комитета финансов от 17 ноября 2010 года № 303, сумма недоимки, заявленная налоговым органом ко взысканию образовалась вследствие округления налоговой базы. При этом ответчик, указывая на причину возникновения данной недоимки, ссылается на письмо Федеральной налоговой службы России от 23 апреля 2010 года № 04-10/04608, согласно которому причины расхождения за счет округления не признаются основанием для требования о доначислении ЕСН. С данными разъяснениями, по мнению заявителя, согласен и налоговый орган – заявитель по настоящему делу, однако требует уплатить сумму, образовавшуюся в результате округления. В связи с этим просит суд в удовлетворении требования налогового органа отказать.

В заявлении от 17 декабря 2010 года № 07.1-15/911 налоговый орган сослался на Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 163н, в котором указано, что при заполнении декларации учитываются все значения стоимостных показателей декларации и указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля. В декларации, представленной комитетом финансов, по единому социальному налогу за 2009 год отраженны суммы без копеек, с округленными показателями до полного рубля. Как следует из лицевого счета налогоплательщика, начисления отраженны согласно представленной декларации по ЕСН за 2009 год, уплата налога должна проводится согласно сумм, указанных в данной декларации. Таким образом, при уплате в меньшем размере, чем указанно в декларации, налоговый орган не обязан брать на себя обязанность налогоплательщика, закрепленную в статье 45 НК РФ, по уплате налога, сбора, пени и штрафа и округлять уплаченные в меньших размерах платежи до полного рубля.

Установив фактические обстоятельства по настоящему делу, исследовав и оценив доказательства, представленные в материалы дела, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что комитет финансов администрации Хасынского района, основной государственный регистрационный номер 1084911000030, зарегистрирован в качестве юридического лица 22 января 2008 года, с местом нахождения по адресу: Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка, ул. Ленина, д. 76.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 01 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до дня вступления в силу пункта 2 статьи 24 настоящего Федерального закона.

В связи с этим, при рассмотрении настоящего дела суд руководствуется главой 24 НК РФ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений.

Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

В статье 235 НК РФ законодатель установил перечень лиц, которые признаются плательщиками налога, которыми в том числе являются организации.

Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год, отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков – физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 243 НК РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следовательно, срок уплаты налога за 2009 год установлен не позднее 14 апреля 2010 года.

Ответчик 26 марта 2010 года представил в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСН за 2009 год.

В нарушение статей 23, 45, пункта 3 статьи 243 НК РФ в установленный срок ответчик не уплатил в полном объеме спорный налог.

Так, ответчик, округляя сумму налога, недоимка по которому заявлена ко взысканию, в нарушение Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 163н, согласно которому значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля, уплатил сумму единого социального налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 5 102 рубля 72 копейки, а сумму единого социального налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в размере 6 165 рублей 14 копеек, в то время, как необходимо было исчислить сумму данного налога и уплатить его в размере 5 103 рублей и 6 166 рублей соответственно.

В связи с чем, ответчик считается не исполнившим в полном объеме обязанности по уплате единого социального налога.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 11 октября 2006 года № 8540/06 «О признании частично недействующим абзаца 32 Приложения к письму ФНС РФ от 30 января 2006 года № ГВ-6-05/91@» указано, что, поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогопла­тельщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.

При этом, как отмечено в пунктах 1, 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 года № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование», порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты – до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

В связи с неуплатой в полном объеме ЕСН в установленный законом срок ответчику налоговым органом в порядке, определенном статьями 69, 70 НК РФ, было направлено требование от 05 апреля 2010 года № 1759 об уплате ЕСН в сумме 01 рубль 13 копеек и пени в сумме 00 рублей 30 копеек с установленным сроком исполнения до 23 апреля 2010 года.

Требование ответчиком исполнено не было.

Учитывая статус ответчика, в соответствии с которым он является бюджетным учреждением, меры принудительного взыскания недоимки и пени, установленные статьями 46, 47 НК РФ, налоговым органом не применялись. В силу статьи 289 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы производится только на основании судебных актов согласно положениям главы 24.1 БК РФ.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45, абзацем 3 пункта 6 статьи 75 НК РФ взыскание налога и пени с организаций, которым открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

В связи с этим, заявитель обратился в арбитражный суд.

Заявление о взыскании налога и пеней подано налоговым органом в суд в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, требования статей 69, 70 НК РФ не нарушены.

В связи с этим, требования налогового органа о взыскании с ответчика недоимки по ЕСН в сумме 01 рубля 13 копеек и пени в сумме 00 рублей 30 копеек подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина согласно статье 102, части 3 статьи ПО АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21, подпункту 4 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ относится на ответчика в сумме 2 000 рублей 00 копеек и должна быть уплачена им в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17, подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Вместе с тем, суд, учитывая положения статьи 102 АПК РФ, пункта 2 статьи 333.22 НК РФ и статус ответчика, в соответствии с которым он является бюджетным учреждением, считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика по данному делу до 500 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ дата изготовления настоящего решения в полном объеме считается датой его принятия.

Руководствуясь частью 3 статьи 110, статья­ми 167-170, частью 1 статьи 171, статьей 176, частью 1 статьи 180, статьями 181,212, 213, 215, 216 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать с ответчика, комитета финансов администрации Хасынского района, основной государственный регистрационный номер 1084911000030, зарегистрированного в качестве юридического лица 22 января 2008 года, с местом нахождения по адресу: Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка, ул. Ленина, д. 76, недоимку по единому социальному налогу за 2009 год, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 00 рублей 28 копеек, пени за несвоевременную его уплату в размере 00 рублей 16 копеек, недоимки по единому социальному налогу за 2009 год, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 00 рублей 85 копеек, пени за несвоевременную его уплату в размере 00 рублей 14 копеек, а всего в общей сумме 01 рубль 43 копейки.

2. Исполнительный лист на взыскание суммы, указанной в пункте первом резолютивной части решения, выдать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области после вступления решения в законную силу.

3. Взыскать с ответчика, комитета финансов администрации Хасынского района, основной государственный регистрационный номер 1084911000030, зарегистрированного в качестве юридического лица 22 января 2008 года, с местом нахождения по адресу: Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка, ул. Ленина, д. 76, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей.

4. Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области по истечении десяти дней после вступления решения в законную силу.

5. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд г. Хабаровска в месячный срок со дня его принятия, после обжалования в апелляционном порядке может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья А.А. Минеева