НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 20.02.2005 № А37-4142/05

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-4142/05-14

20.02.2006 г.

Резолютивная часть решения объявлена 20.02.2005г.

В соответствии с п.2 ст.176 АПК РФ датой принятия решения является дата его

изготовления в полном объеме. Полный текст решения изготовлен 20.02.2006 г.

Арбитражный суд в составе: председательствующий – судья Степанова Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Магаданской области

к Муниципальному унитарному предприятию «Ягоднинское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики»

о взыскании 771 086 руб. 20 коп.

при участии в заседании:

от заявителя – зам.нач.юр.отдлеа Бунтэ А.Н.

(доверенность № ТК-03-22/8734 от 31.12.2005г.)

от ответчика – не явились

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Магаданской области, обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с ответчика, МУП «Ягоднинское МПП ЖКХ и Э», налоговой санкции в виде штрафа в размере 771 086 руб. 20 коп. по ст.123 НК РФ за совершение налогового правонарушения – неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц за 2003 г. и 2004 г.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на ст.ст.31, 101, 123 НК РФ, ст.29, 167, 171 АПК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал и представил в материалы дела письменные пояснения по существу заявленных требований, дополнительные документы, затребованные определением суда и подтверждающие позицию налогового органа, а также документы, подтверждающие отсутствие оплаты ответчиком суммы налоговых санкций.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, требования определения суда не выполнил, заявленные требования не оспорил, письменный отзыв на иск и иные документы по существу заявленных требований, а также заявление об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие не представил. При этом, ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует представленное в материалах дела почтовое уведомление № 2520 от 30.01.2006г.

При указанных обстоятельствах, спор подлежит рассмотрению по существу в соответствии с требованиями ст. 156 АПК РФ и п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 г. № 13 (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 09.07.1997 г. № 12) в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Из материалов дела следует, что на основании решения № 81 от 20.04.2005г. о проведении выездной налоговой проверки в период с 20.04.2005г. по 11.05.2005г. Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Магаданской области была проведена выездная налоговая проверка Муниципального унитарного предприятия «Ягоднинское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах – правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 25.06.2003г. по 04.05.2005г.

В ходе проверки Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Магаданской области полноты и своевременности перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 25.06.2003 по 20.04.2005 на основании данных главной книги, первичных документов, платежных ведомостей установлено несвоевременное перечисление налога на доходы с физических в бюджет - в нарушение п.6 ст.226 Налогового кодекса РФ.

На 20.04.2005г. установлена задолженность бюджету в сумме - 4 191 633 руб., в том числе недобор налога на доходы физических лиц в сумме 868 руб. Заработная плата выплачена в полном объеме за февраль месяц 2005 года.

Всего по результатам выездной налоговой проверки установленонеправомерное не перечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в сумме – 3 855 431 руб., в т.ч. : сумма не удержанного и не перечисленного налога – 868 руб., сумма удержанного, но не перечисленного налога – 3 854 563 руб.

Данное нарушение квалифицируется как налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном не перечислении налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, ответственность за которое предусмотрена ст.123 Налогового кодека РФ.

По результатам проверки составлен Акт № 92 от 12.05.2005г., на основании которого по итогам проверки Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Магаданской области принято решение № 406 от 31.05.2005г о привлечении ответчика, Муниципального унитарного предприятия «Ягоднинское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики», к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст.123 НК РФ, – за неправомерное не перечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде взыскания штрафа в размере 20 % от сумм, подлежащих удержанию и перечислению – 771 086 руб. 20 коп. (задолженность по состоянию на 20.04.2005г. в сумме 3 854 563 руб. х 20 % = 770 912 руб. 60 коп. + недобор в сумме 868 руб. х 20 % = 173 руб. 60 коп.).

П.2.2 решения № 406 от 31.05.2005г. Муниципальному унитарному предприятию «Ягоднинское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства и энергетики» предложено добровольно перечислить в десятидневный срок с момента получения копии решения.

Решение № 406 от 31.05.2005г. о привлечении ответчика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения получено лично директором МУП «Ягоднинское МПП ЖКХ и Э» - С.В. Мазуриным, что подтверждается его подписью.

Разногласий по акту выездной налоговой проверки МУП «Ягоднинское МПП ЖКХ и Э» в Межрайонную ФМНС России № 3 по Магаданской области не представило.

Обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности за совершение налогового фавонарушения, в соответствии со ст.ст. 109, 111 Налогового кодекса РФ при проведении выездной налоговой проверки не установлено.

Поскольку ответчик ни в установленный в решении № 406 от 31.05.2005г. срок, ни на дату предъявления иска налоговые санкции не уплатил, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика штрафа в сумме 771 086 руб. 20 коп.

Ответчик решение № 406 от 31.05.2005г. не обжаловал, заявленные требования не оспорил, доказательств уплаты штрафных санкций на дату рассмотрения спора суду не представил.

Установив фактические обстоятельства спора, заслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд пришел к следующему выводу.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектов налогообложения, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

П.4 ст.23 НК РФ предусматривает, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц взымается на основании ст.ст. 207 – 233 НК РФ.

В нарушение вышеприведенных норм ответчик, МУП «Ягоднинское МПП ЖКХ и Э», неправомерно не перечислил в бюджет налог на доходы физических лиц, подлежащий удержанию и перечислению налоговым агентом, совершив, таким образом, налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.123 Налогового кодека РФ.

Однако, как следует из представленных в материалы дела письменных доказательств, изложенные в исковом заявлении результаты оформления материалов выездной налоговой проверки не позволяют признать обоснованным привлечение ответчика к налоговой ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкций).

Согласно ст.6.1.Налогового кодекса РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

При этом, в случаях, когда последний день срока попадает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В данном случае, факт нарушения налогового законодательства МУП «Ягоднинское МПП ЖКХ и Э», установлен актом от 12.05.2005г. Последний день установленного законодательством срока для обращения в суд с заявлением приходится на 12.11.2005г., который является выходным днем (суббота). Соответственно, последним днем процессуального срока считается 14.11.2005г. Однако, как следует из представленных в материалах дела документов, дата 14.11.2005г. соответствует исходящей дате искового заявления № ТК-03-22-1/7542, в то время как дата отправки указанного искового заявления, согласно почтовому штемпелю на конверте – 15.11.2005г.

Таким образом, налоговым органом пропущен установленный законодательством срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с МУП «Ягоднинское МПП ЖКХ и Э» налоговых санкций по ст.123 НК РФ, что подтверждается представленными в материалах дела письменными доказательствами.

Представитель заявителя в судебном заседании факт пропуска процессуального срока не опроверг, соответствующих пояснений не представил.

Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив материалы дела и представленные дополнительные письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований в связи с наличием обстоятельств, исключающих привлечение ответчика к налоговой ответственности.

Арбитражный суд в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В связи с тем, что налоговым органом пропущен установленный ст.115.НК РФ срок для обращения в суд с заявлением о привлечении к налоговой ответственности по ст.123 НК РФ, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате госпошлины в соответствии со ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя, который в силу ст. 333.37 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Магаданской области,

Р Е Ш И Л:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Магаданской области.

Судья Степанова Е.С.