НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 18.12.2008 № А37-1620/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-1620/2008-3

18 декабря 2008 года

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Комаровой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Ю.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Колымская угольная компания»

к Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области

о признании не действительным решения № 1062 от 18 июля 2008г. о привлечении к налоговой ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя   – Сидорова Ю.Н. (по доверенности от 15.10.2008г)

от ответчика   – Кудинов С.В.(специалист 1 разряда юридического отдела, по дов.№10-13 от 30.09.2008г.

(резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2008г.

(мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2008г)

Содержание спора:

Заявитель, Закрытое акционерное общество «Колымская угольная компания» обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области о признании недействительным решения № 1062 от 18 июля 2008г. о привлечение к налоговой ответственности по ч.1 ст.119 НК РФ и наложение штрафа в сумме 40 709,70 руб.

Оспаривая решение налогового органа, заявитель указал, что налоговый орган неправомерно привлек к налоговой ответственности по ч.1 ст.119 НК РФ. Налоговая декларация по ЕСН за 2007г представлена филиалом 29 марта 2008г, то есть в установленный срок. Довод ответчика о том, что налогоплательщиком представлена декларация не по установленной форме, не соответствует фактическим обстоятельствам.

Налоговый орган, в отзыве на заявление № 10-15/487 от 1.11.2008г. в обоснование законности и обоснованности оспариваемого решения указал, что налоговым органом в соответствии с событием зафиксированным актом камеральной проверки установлен и доказан состав налогового правонарушения, определенный частью 1 ст.119 НК РФ. Заявитель изначально представил декларацию по ЕСН за 2007г. по форме КНД 1151046, утвержденной Приказом Минфина РФ 31.01.2006г. № 19н 29 марта 2008г. Декларация зарегистрирована за № 1032609. Письмом 286 от 8.04.2008г. заявитель был уведомлен о том, что на дату представления изменена форма декларации Приказом Минфина РФ от 29.12.2007г № 163н «Об утверждении формы налоговой декларации по ЕСН и порядка ее заполнения». Одновременно заявителю было предложено представить декларацию по ЕСН по новой утвержденной форме. 15 мая 2008г. заявителем представлена декларация по форме КНД1151046, зарегистрированная за № 1064984. Действия налогоплательщика в части представления налоговой декларации подтверждают состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.119 НК РФ. Налоговый орган полагает, что представление налоговой декларации не по установленной форме тождественно непредставлению налоговой декларации в срок, что образует состав налогового правонарушения (л.д.74).

Спор подлежит рассмотрению в порядке ст.9,11,64-68,70,75 АПК РФ по представленным в деле письменным доказательствам.

Установив фактические обстоятельства спора, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 137 НК РФ предусмотрено, что каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ, организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспариваемый акт может быть признан недействительным в случае, когда он одновременно не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, и нарушает права и охраняемые законом интересы лица, обратившегося за защитой.

Арбитражный суд с учетом ст.71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Ответчик имеет статус юридического лица, приобретенный в порядке государственной регистрации Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области в ЕГРЮЛ № 10254900958829, поставлен на налоговый учет, в том числе и по месту нахождения обособленного подразделения, и является налогоплательщиком единого социального налога (ЕСН).

Обязанности налогоплательщика установлены ст. 23,80 НК РФ.

В соответствии с ст.23 НК РФ на заявителе лежит обязанность по представлению в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Согласно ст.80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах в установленные сроки (п.2,4). Поскольку ответчик согласно ст.235 НК РФ отнесен к налогоплательщикам единого социального налога (ЕСН), то данное обстоятельство является основанием для представления налоговой декларации по данному виду налога по истечении налогового периода.

По правилам, установленным пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.

Статьей 240 НК РФ установлен налоговый и отчетный периоды. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Пунктом 7 статьи 243 НК РФ установлено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

То есть срок представления налоговой декларации по единому социальному налогу за 2007г – 30 марта 2008 г., но учитывая, что 30 марта 2008г. выходной день, срок представления 31 марта 2008г.

Из материалов дела следует.

По истечении налогового периода-2007г., заявитель (обособленное подразделение) 29 марта 2008г. представил в налоговый орган(ответчику) налоговую декларацию формы по КНД 1151046, утвержденной Приказом Минфина РФ № 19н от 31.01.2006г., где зарегистрирован за № 1032609 (л.д.93). Факт представления в указанный срок налоговой декларации подтвержден материалами дела и не оспаривается ни одной из сторон. В рамках камеральной проверки налоговый орган уведомил заявителя об изменении формы на дату представления налоговой декларации.

В связи с чем, 15 мая 2008г. заявитель направил налоговому органу налоговую декларацию формы по КНД 151046, утвержденной Приказом Минфина РФ от 29.12.2007г № 163н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу..».

Налоговый орган, ссылаясь на ПРИКАЗ ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ, ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ (в ред. Приказов ФНС РФ от 31.07.2006 N САЭ-3-25/487@, от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@)), признал нарушением срока представления налоговой декларации по причине несоблюдения формы, что и явилось основанием для принятия оспариваемого решения о привлечении к налоговой ответственности по части 1 ст.119 НК РФ.

Давая оценку доказательствам по делу, суд пришел к выводу, что заявителем не был нарушен срок предоставления налоговой декларации за 2007г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что предусмотренная в ней налоговая ответственность распространяется на те виновные противоправные деяния налогоплательщика, которые выражены в непредставлении им налоговой декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Данная норма не подлежит расширительному истолкованию и не связана с формой налоговой декларации.

Судом установлено, что налогоплательщиком налоговые декларации как 29 марта 2008г., так и 15 мая 2008г. представлены формы по КНД 1151046. Содержание деклараций отражает основные элементы налогообложения, установленные ст.17 НК РФ и отвечает признакам ст.80 НК РФ, и не изменилось.

Таким образом, судом установлено отсутствие события налогового правонарушения. В пункте 1 статьи 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Отсутствие события налогового правонарушения является в силу статьи 109 НК РФ обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Оценив данные обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Согласно п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший данное решение- налоговый орган.

Поскольку налоговым органом не было доказано налоговое правонарушение, по результатам которого заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ, то оспариваемое решение подлежит признанию недействительным, а требования заявителя- удовлетворению.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, суд признав решение недействительным обязан указать ответчику на необходимость устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, ЗАО «Колымская угольная компания».

Аналогичные выводы содержаться и в судебно-арбитражной практике, о чем свидетельствует постановление Федерального Арбитражного Суда Дальневосточного округа от 26 июня 2008 г. № Ф03-А24/08-2/2289, от 27 марта 2008 г. №Ф03-А59/08-2/788, от 30 января 2008 г. № Ф03-А24/07-2/6310.

Расходы по госпошлине, исчисленные в порядке и размере, установленном ст. 333.21 НК РФ в сумме 3000 руб. в соответствии с ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст.9,11,64-68,70,71,110,167-170,176,180,181,212-216 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявление удовлетворить. Признать недействительным и не подлежащим применению решение Межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской № 1062 от 18 июля 2008г. о привлечении к налоговой ответственности

2. В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обязать Межрайонную ИФНС России № 2 по Магаданской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, ЗАО «Колымская угольная компания».

3. Обеспечительные меры о приостановлении действия оспариваемого решения ответчика, наложенные определением суда от 24.10.2008 г. сохранить до вступления решения в законную силу.

4. Взыскать с ответчика, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Магаданской области, в пользу Закрытого акционерного общества «Колымская угольная компания», возмещение расходов по государственной пошлине в размере 3 000 руб.

5. Решение подлежит немедленному исполнению, но вступает в законную силу по истечении 1 месяца- срока на обжалование. Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, либо в 2-месячный срок в кассационную инстанцию ФАС Дальневосточного округа г.Хабаровска со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья Комарова Л.П.