АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан Дело № А37-704/2018
24.10.2018
Резолютивная часть решения объявлена 17.10.2018.
Решение в полном объёме изготовлено 24.10.2018.
Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Гиндуллиной Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: город Магадан, проспект Карла Маркса, дом 62, каб. 310, дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области (ОГРН 1044900023277, ИНН 4909912058)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания» (ОГРН 1177746947850, ИНН 7702423095) о взыскании 17 521 741 рубля,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области,
при участии в заседании:
от истца – Е.А. Разборщикова, заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения, доверенность от 12.01.2018 № 07-02-32/54, паспорт;
от ответчика – О.А. Созкесен, представитель, доверенность от 19.06.2018 № 18, паспорт;
от третьего лица – не явился.
В соответствии со статьёй 163 АПК РФ в судебном заседании 11.10.2018 объявлялся перерыв до 17.10.2018 в 10 час. 30 мин.
УСТАНОВИЛ:
Истец, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением № 07-02-20/1006 от 20.03.2018 к ответчику, Обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-6», о возмещении вреда, причинённого почвам как объекту охраны окружающей среды в размере 17 521 741 рубля.
Определением от 23.04.2018 в порядке процессуального правопреемства ответчик, Общество с ограниченной ответственностью «СМУ-6» заменено судом на правопреемника - Общество с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания», поскольку согласно сведениям ЕГРЮЛ 30.03.2018 ООО «СМУ-6» прекратило деятельность в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения, правопреемником является ООО «Мостостроительная компания».
В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 11, 12, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5, 75, 77, 78 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», а также на представленные в обоснование иска доказательства и указал, что ООО «СМУ-6» было произведено самовольное снятие плодородного слоя почвы на землях лесного фонда на площади 12 532 кв.м и на землях населённых пунктов на площади 6 860 кв.м. Средняя мощность снятого плодородного слоя составила 12 сантиметров.
Своими действиями ООО «СМУ-6» нарушило обязательные требования законодательства Российской Федерации по недопущению деградации, порчи и уничтожению земель и почв.
Управлением Росприроднадзора по Магаданской области произведён расчет размера вреда, причинённого почвам как объекту окружающей среды, на земельном участке лесного фонда в квартале № 16 Палаткинского участкового лесничества ТО «Палаткинское лесничество» Департамента лесного хозяйства Магаданской области площадью 12 532 кв.м, расположенном в Тенькинском городском округе Магаданской области на основании Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности», Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 № 1350 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности».
Ущерб (вред), причинённый окружающей природной среде в результате самовольного снятия плодородного слоя почвы, составил 17 521 741 руб.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 17.08.2016 № 472 указанный расчёт размера вреда согласован с Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.
При этом, заявитель указал, что возможность восстановления нарушенного состояния окружающей среды в натуре может быть предоставлена ответчику при соблюдении соответствующих положений законодательства РФ.
В силу пункта 2 статьи 78 Закона № 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Также заявитель указал, что в рамках производства по настоящему делу ООО «Мостостроительная компания» представлен Проект рекультивации нарушенных земель, на который Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области выдано положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, а также копии Акта о завершении работ по рекультивации нарушенных земель и Акта приёма - передачи неиспользованного лесного участка.
Из указанных документов следует, что ответчиком проведены работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с Проектом восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства.
Пригодность участка для ведения лесного хозяйства после завершения работ по рекультивации подтверждена Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной собственности лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда на территории Магаданской области.
В связи с указанными обстоятельствами в соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ Управление Росприроднадзора по Магаданской области заявило ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому заявлены требования о возмещении ООО «Мостостроительная компания» вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, посредством взыскания денежных средств в размере 17 521 741 руб. или путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с Проектом рекультивационных работ.
Против удовлетворения заявленного истцом ходатайства ответчик не возражал.
Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
По результатам рассмотрения заявленного ходатайства суд находит его подлежащим удовлетворению. В соответствии с часть 1 статьи 49 АПК РФ заявленное уточнение требований подлежит принятию судом.
В судебном заседании представитель заявителя уточненные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, устно пояснил их обоснованность, и представил в материалы дела дополнительные документы, затребованные определением суда и подтверждающие обоснованность заявленных требований.
Ответчик, Общество с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания» исковые требования признал обоснованными по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что между ООО «СМУ-6» (правопреемник ООО «Мостостроительная компания») и Магаданским областным государственным казенным учреждением «Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса» заключен государственный контракт №. 08472000004170000001 от 05.06.2017 года на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги «Палатка-Кулу-Нексикан» км 70+000 - км 74+595 в Магаданской области.
В соответствии с условиями государственного контракта п. 7.1.9. Подрядчик обязан оформить в установленном порядке права на земельные участки, необходимые для размещения временных зданий и сооружений, временных объездных и подъездных дорог, карьеров и ПГСМ на основании проекта производства работ, разработанного Подрядчиком и согласованного Заказчиком в соответствии с разделом 6 Контракта.
После заключения Контракта 15.06.2017 Подрядчиком была направлена в Департамент природных ресурсов Администрации Магаданской области предварительная заявка для формирования программы лицензирования участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые по участкам № 1 (км 70, от оси а/д «Палатка-Кулу-Нексикан» справа 40м), № 2 (км 72, от оси а/д «Палатка-Кулу-Нексикан» справа 40м) с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси. Однако, в связи с длительной процедурой согласования и оформления лицензии в Министерстве обороны г. Москвы (10 месяцев) не зависящей от воли Подрядчика, лицензия Серии МАГ № 80159 ТР на заявленный участок получена только 03.05.2018.
Кроме того, в соответствии с Главой 1 Раздела 1.2 Календарного графика производства работ (Приложение к Дополнительному соглашению № 1 к Государственному Контракту) «Рекультивация полосы отвода» (является завершающим этапом по строительству) определена Сторонами на август 2018 год.
Вместе с тем, согласно проекта рекультивации полосы отвода Подрядчик в соответствии с условиями государственного контракта и приложений к нему выполнит весь комплекс работ, предусмотренный Контрактом и в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (Постановление Правительства РФ № 140 от 23.02.1994).
На основании изложенного, ответчик обратился с ходатайством о предоставлении возможности восстановления нарушенного состояния окружающей среды в натуре - в соответствии с п. 15, 17, 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 49 от 30.11.2017 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»
Против удовлетворения заявленного ответчиком ходатайства истец не возражал.
В судебном заседании представитель ООО «Мостостроительная компания» подтвердил признание исковых требований в части наличия у ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, поддержал ходатайство о предоставлении права на восстановление нарушенного состояния окружающей среды в натуре, указал на представленный ранее в материалы дела согласованный Проект рекультивации в составе Проекта освоения лесов по договору № 305/18 от 25.07.20918 с копией Заключения от 24.08.2018, и представил в материалы дела копии Акта о завершении работ по рекультивации нарушенных земель от 25.09.2018 и Акта приёма - передачи неиспользованного лесного участка № 4 от 25.09.2018.
Привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, заявленные Управлением Росприроднадзора по Магаданской области требования признал обоснованными по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что расчет ущерба за самовольное снятие, уничтожение или порчу почв произведен на основании таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, утвержденной пунктом 5 Приложения № 4 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства РФ № 273 от 08.05.2007 (в ред. Постановления Правительства РФ № 806 от 26.11.2007), на основании ставок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» с учетом коэффициента индексации, на основании Постановления Правительства РФ от 14.12.2016 № 1350 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Кроме того, при соблюдении положений пунктов 15, 17, 18 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» Департамент полагает возможным предоставить ответчику возможность восстановления нарушенного состояния окружающей среды в натуре.
В судебном заседании представитель третьего лица, Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, участия не принимал, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
При наличии вышеизложенных обстоятельств, спор подлежит рассмотрению по существу в соответствии с требованиями статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, на основании представленных в материалах дела доказательств.
Выяснив фактические обстоятельства спора, выслушав пояснения представителей истца и ответчика, суд установил следующее.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 12.07.2017 в Управление Росприроднадзора по Магаданской области из Отделения МВД РФ по Тенькинскому району Магаданской области поступила информация о пользовании недрами ООО «СМУ-6» без лицензии на право пользования недрами в районе пос. Мадаун, для выполнения работ по реконструкции автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан».
Согласно информации ОМВД России по Тенькинскому району в ходе проведения проверки по заявлению гр. Коломаренко Д.В. сотрудниками полиции установлено, что ООО «СМУ-6» ведётся добыча грунта напротив пос. Мадаун, на участке 70 - 74 км автодороги «Палатка-Кулу-Нексикан», для выполнения работ по реконструкции автодороги. Разрешительная документация на добычу грунта отсутствует.
С целью проверки указанной информации, в соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Магаданской области об утверждении рейдового задания от 18.07.2017 № 241, комиссией Управления Росприроднадзора по Магаданской области было проведено обследование земельного участка севернее п. Мадаун Тенькинского городского округа, в 110 метрах северо-западнее здания кафе «Регион 49», расположенного в посёлке, на предмет соблюдения природоохранных требований и составлен акт обследования территории от 21.07.2017 № 11з-2017.
В ходе обследования установлено, что севернее п. Мадаун Тенькинского городского округа, в 110 метрах северо-западнее здания кафе «Регион 49», расположенного в посёлке, находится земельный участок со снятым плодородным слоем почвы, а также древесно-кустарниковой растительности, которая росла на данном участке.
Плодородный слой почвы перемешан с древесно-кустарниковой растительностью и перемещён по периметру участка с образованием отвалов высотой 1, 0 - 1, 5 м. Площадь земельного участка, с которого снят плодородный слой почвы, составляет 19 392 кв.м. Глубина снятия плодородного слоя составляет в среднем 12 см.
Нарушенный земельный участок расположен частично на землях населённых пунктов и частично на землях лесного фонда в квартале № 16 Палаткинского участкового лесничества ТО «Палаткинское лесничество» Департамента лесного хозяйства Магаданской области.
Площадь земельного участка со снятым плодородным слоем почвы на землях лесного фонда составляет 12 532 кв.м, площадь земельного участка со снятым плодородным слоем почвы на землях населённых пунктов составляет 6 860 кв.м.
В ходе обследования территории информация, полученная из Отделения МВД России по Тенькинскому району о незаконной добыче песчано-гравийной смеси Обществом с ограниченной ответственностью «СМУ-6» подтвердилась.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области от 11.07.2017 № 2439 лицензии на пользование недрами (общераспространёнными полезными ископаемыми) на территории Тенькинского городского округа ООО «СМУ-6» не выдавались.
Согласно письму Территориального отдела «Тенькинское лесничество» от 03.07.2017 № 12/170 ООО «СМУ-6» земельные участки в 2016-2017 г.г. на территории Тенькинского лесничества не предоставлялись.
Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществлённое без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространённых) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения строительных площадок от плодородного слоя почвы.
В целях привлечения к административной ответственности и выявления в действиях виновного лица признаков объективной стороны правонарушения необходимо установить факт перемещения земли и отсутствие разрешения на него.
Таким образом, по результатам проверки установлено, что ООО «СМУ-6» произведено самовольное снятие плодородного слоя почвы на землях лесного фонда на площади 12 532 кв.м и на землях населённых пунктов на площади 6 860 кв.м. Средняя мощность снятого плодородного слоя составила 12 сантиметров.
По факту самовольного снятия плодородного слоя почвы в отношении ООО «СМУ-6» возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ. По результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 24.08.2017 о назначении административного наказания ООО «СМУ-6» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6. КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
ООО «СМУ-6» выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Административный штраф оплачен ООО «СМУ-6» в добровольном порядке 02.10.2017. ООО «СМУ-6» представлена в Управление Росприроднадзора по Магаданской области информация об исполнении представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Факт причинения вреда почвам самовольным снятием плодородного слоя почв на земельном участке лесного фонда в квартале № 16 Палаткинского участкового лесничества ТО «Палаткинское лесничество» Департамента лесного хозяйства Магаданской области площадью 12 532 кв.м, расположенном в Тенькинском городском округе Магаданской области, подтверждается следующими документами: протоколом осмотра места происшествия от 29.06.2017; объяснением мастера участка «Мадаун» ООО «СМУ-6» Манько Д.А. от 29.06.2017; актом обследования территории от 20.07.2017 № 11з-2017; протоколом об административном правонарушении от 16.08.2017 № 314/ом/з-17/пр1; постановлением о назначении административного наказания от 24.08.2017 № 314/ом-17/пс1.
В ходе рассмотрения дела установлена причинно-следственная связь между деянием, совершенным ООО «СМУ-6», и наступившими последствиями правонарушения, т.к. в результате самовольного снятия плодородного слоя почв на земельном участке лесного фонда площадью 12 532 кв.м., расположенном в Тенькинском городском округе Магаданской области, ООО «СМУ-6» причинён вред почвам.
Управлением Росприроднадзора по Магаданской области произведён расчет размера вреда, причинённого почвам как объекту окружающей среды, в соответствии с методикой и таксами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
Ущерб (вред), причинённый окружающей природной среде в результате самовольного снятия плодородного слоя почвы, составил 17 521 741 руб.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 17.08.2016 № 472 указанный расчёт размера вреда согласован с Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.
Претензионным письмом Управления Росприроднадзора по Магаданской области от 06.10.2017 № 03-02-27/3715 ООО «СМУ-6» предъявлен для добровольного возмещения вред в размере 17 521 741 руб. Претензионное письмо с расчётом размера вреда получено 19.10.2017, о чём свидетельствует отметка на почтовом уведомлении. Срок для добровольной оплаты вреда установлен в течение 30 дней с момента получения претензии, т.е. до 19.11.2017.
В установленный для добровольной оплаты срок и по настоящее время вред не оплачен, возражения ООО «СМУ-6» в связи с предъявленной суммой вреда в адрес Управления Росприроднадзора по Магаданской области не поступали.
В связи с указанными обстоятельствами истец, Управление Росприроднадзора по Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к ответчику, Обществу с ограниченной ответственностью «СМУ-6», о взыскании суммы ущерба, причинённого окружающей природной среде в результате самовольного снятия плодородного слоя почвы, в размере 17 521 741 руб.
В ходе судебного разбирательства ответчик, ООО «Мостостроительная компания», обратился с ходатайством о предоставлении возможности восстановления нарушенного состояния окружающей среды в натуре - в соответствии с пунктами 15, 17, 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 49 от 30.11.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».
При этом, ООО «Мостостроительная компания» представлен Проект рекультивации в составе Проекта освоения лесов по договору № 305/18 от 25.07.20918 с положительным Заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов от 24.08.2018, выданным Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, а также ООО «Мостостроительная компания» представлены копии Акта о завершении работ по рекультивации нарушенных земель от 25.09.2018 и Акта приёма - передачи неиспользованного лесного участка № 4 от 25.09.2018.
В связи с указанными обстоятельствами в соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ Управление Росприроднадзора по Магаданской области заявило ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому заявлено требование о возмещении ООО «Мостостроительная компания» вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, посредством взыскания денежных средств в размере 17 521 741 руб. или путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с Проектом рекультивационных работ.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителя истца, исследовав и оценив материалы дела и совокупность дополнительно представленных письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит уточненные требования истца, Управления Росприроднадзора по Магаданской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, являются, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 55 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона № 7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Согласно статьи 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. В соответствии со статьей 1 Закона № 7-ФЗ к компонентам природной среды отнесены, в том числе, почва.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Согласно статье 14 Закона № 7-ФЗ возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде является методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
Согласно п.п. г) п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы. При этом указано, что полномочия, перечисленные в пункте 5, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу ст. 5 Закона № 7-ФЗ предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства, уполномочены органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400. Пункт 4 Положения о Росприроднадзоре предусматривает, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 № 546 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, которое осуществляет отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Магаданской области (пункт 1 Положения об Управлении).
Согласно п. 4.56 Положения об Управлении Управление предъявляет в установленном порядке иски о возмещении вреда окружающей среде, причинённого в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона № 7-ФЗ).
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в статье 78 Закона № 7-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Закона № 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»).
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. В соответствии с п. 3 указанной методики исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273.
Согласно п. 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.
В случае с расчётом размера вреда, причинённого самовольным снятием, уничтожением или порчей почв, применяются таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (Приложение № 4 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 № 273). В соответствии с п. 5 указанного приложения размер вреда определяется как 4-кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы).
Согласно п. 5 Методики в случае, если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности.
В соответствии со ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310, для Магаданского лесотаксового района наибольшая ставка платы за 1 м3 деловой древесины, для 1 разряда такс (расстояние вывозки до 10 км) лиственницы составляет 115 руб. 74 коп.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 № 1350 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности» указанная ставка платы в 2017 году применяется с коэффициентом 1, 51.
В соответствии с п. 9 Методики размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках эксплуатационных лесов.
Согласно материалам лесоустройства (таксационное описание Палаткинского лесничества книга № 1 стр. 113) лесной участок, находящийся в квартале № 16 выделе № 49, относится к защитным лесам (защитные полосы вдоль автомобильных дорог).
Таким образом, ущерб (вред), причинённый окружающей природной среде в результате самовольного снятия плодородного слоя почвы, составил 17 521 741 рубль.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 17.08.2016 № 472 указанный расчёт размера вреда согласован с Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.
Расчет размера вреда, причинённого почвам как объекту окружающей среды, на земельном участке лесного фонда в квартале № 16 Палаткинского участкового лесничества ТО «Палаткинское лесничество» Департамента лесного хозяйства Магаданской области площадью 12 532 кв.м, расположенном в Тенькинском городском округе Магаданской области произведён Управлением Росприроднадзора по Магаданской области на основании документов :
- Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера
вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», в т.ч. Методики исчисления размера вреда, причинённого лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (Приложение № 3 к Постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 № 273) и Такс для исчисления размера ущерба, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причинённого лесным насаждениям или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (Приложение № 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273).
- Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности».
- Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 № 1350 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности».
Представленный расчет ущерба признается достоверным доказательством, обосновывающим количественную сторону обязанности ответчика по возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде в результате самовольного снятия плодородного слоя почвы.
По результатам судебного разбирательства установлена правомерность определения размера причиненного окружающей природной среде ущерба.
Судом установлено, что основанием для предъявления к ООО «Мостостроительная компания» иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, послужили выявленные в результате проверки нарушения природоохранного законодательства.
Фактические обстоятельства, установленные судом по результатам судебного разбирательства на основе оценки имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, свидетельствуют о доказанности причинения ответчиком вреда объекту охраны окружающей среды и виновности его действий, а также о наличии причинно-следственной связи между данными действиями и возникшим вредом. Достаточные доказательства обратного ответчиком не представлены.
С учетом представленных по делу доказательств, суд признает документально подтвержденными обстоятельства, на которые истец ссылается как на основание своих требований. Указанные доказательства признаются достаточными для удовлетворения заявленных Управлением Росприроднадзора по Магаданской области требований.
В то же время, в ходе судебного разбирательства ответчик, ООО «Мостостроительная компания», заявил ходатайство о предоставлении возможности восстановления нарушенного состояния окружающей среды в натуре - в соответствии с пунктами 15, 17, 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 49 от 30.11.2017 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».
При этом, ООО «Мостостроительная компания» представлен Проект рекультивации в составе Проекта освоения лесов по договору № 305/18 от 25.07.20918 с положительным Заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов от 24.08.2018, выданным Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, а также ООО «Мостостроительная компания» представлены копии Акта о завершении работ по рекультивации нарушенных земель от 25.09.2018 и Акта приёма - передачи неиспользованного лесного участка № 4 от 25.09.2018.
Из указанных документов следует, что ответчиком проведены работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с Проектом восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства.
Пригодность участка для ведения лесного хозяйства после завершения работ по рекультивации подтверждена Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной собственности лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда на территории Магаданской области.
По результатам рассмотрения ходатайства ООО «Мостостроительная компания» о предоставлении возможности восстановления нарушенного состояния окружающей среды в натуре суд, с учетом мнения Управления Росприроднадзора по Магаданской области и Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, признает указанное ходатайство подлежащим удовлетворению в силу правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, сформулированной в постановлении от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».
Согласно пункта 2 статьи 78 Закона № 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» при решении вопроса об удовлетворении требования о возмещении вреда в натуре в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды суд определяет, является ли принятие мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможным.
Применительно к пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ суду следует исходить из того, осуществимо ли устранение наступивших негативных изменений окружающей среды в результате проведения ответчиком восстановительных работ как его собственными силами (при наличии технической и иной возможности), так и путем привлечения третьих лиц.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства.
Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 ГПК РФ, часть 5 статьи 170 АПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.
Согласно п. 6 положения условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии со статьёй 82 Лесного Кодекса Российской Федерации владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений. В Магаданской области таким органом является Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области.
По результатам судебного разбирательства установлено, что представленные ООО «Мостостроительная компания» документы - Проект рекультивации в составе Проекта освоения лесов по договору № 305/18 от 25.07.20918 с положительным Заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов от 24.08.2018, выданным Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, Акт о завершении работ по рекультивации нарушенных земель от 25.09.2018 и Акт приёма - передачи неиспользованного лесного участка № 4 от 25.09.2018 – свидетельствуют об объективной возможности принятия мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, и о реальной возможности устранения наступивших негативных изменений окружающей среды в результате проведения ответчиком восстановительных работ, т.к. из указанных документов следует, что ответчиком проведены работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с Проектом восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства.
Кроме того, пригодность участка для ведения лесного хозяйства после завершения работ по рекультивации подтверждена Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной собственности лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда на территории Магаданской области.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства, постольку наличие Проекта рекультивации в составе Проекта освоения лесов по договору № 305/18 от 25.07.20918 с положительным Заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов от 24.08.2018, свидетельствует о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Управлением Росприроднадзора по Магаданской области требований о возмещении ООО «Мостостроительная компания» вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с Проектом рекультивационных работ.
Таким образом, учитывая отсутствие у ответчика надлежащих правовых оснований для неисполнения обязанности по возмещению вреда, причиненного объекту охраны окружающей среды, суд находит исковые требования Управления Росприроднадзора по Магаданской области подлежащими удовлетворению с учетом удовлетворения ходатайства ООО «Мостостроительная компания» о предоставлении возможности восстановления нарушенного состояния окружающей среды в натуре.
Иные доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон, и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса о возмещении вреда, причиненного объекту охраны окружающей среды, т.к. судом установлено наличие достаточных оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Участвующие в деле лица в силу статей 8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
В соответствии со статьёй 112 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение по существу.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно ст. 333.21 НК РФ при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре подлежит уплате госпошлина в размере 6 000 руб.
Истец при подаче иска госпошлину не оплачивал, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.
В связи с удовлетворением исковых требований госпошлина в размере 6 000 рублей подлежит взысканию в федеральный бюджет с ответчика.
На основании статьи 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объёме.
Руководствуясь статьями 41, 49, 70, 106, 110, 112, 167 - 170, 176, 180 - 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Ходатайство ответчика № 321 от 20.07.2018 удовлетворить.
2. Ходатайство истца № 07-02-20/3580 от 12.10.2018 об уточнении исковых требований удовлетворить. Принять уточнение исковых требований.
3. Требования истца, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области, удовлетворить.
4. Обязать ответчика, Общество с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания» (ОГРН 1177746947850, ИНН 7702423095), возместить в натуре вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, - восстановить нарушенное состояние окружающей среды в соответствии с проектом рекультивационных работ.
5. Взыскать с ответчика, Общества с ограниченной ответственностью «Мостостроительная компания» (ОГРН 1177746947850, ИНН 7702423095), в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей. Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
6. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) в месячный срок со дня его изготовления в полном объёме через Арбитражный суд Магаданской области в порядке, установленном АПК РФ.
Судья Степанова Е.С.