АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Магадан
15.10.2009г. № А37-1234/2009
Резолютивная часть решения объявлена 15.10.2009 г.
Полный текст решения изготовлен 15.10.2009 г.
Арбитражный суд Магаданской области в составе – судья Головченко В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гитченко Л.В., рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Магаданской области дело по иску Комитета по финансам мэрии города Магадана
к Департаменту финансов администрации Магаданской области
о взыскании 668407 руб. 68 коп.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление культуры мэрии г. Магадана
при участии представителей:
от истца – Атанова Т.Н., руководитель, Цибарт Е.В., доверенность от 12.10.2009г.;
от ответчика – Рожкова О.А., доверенность от 11.01.2009г. №06/56;
от третьего лица – Хорошавина Е.А., доверенность от 12.10.2009г.
УСТАНОВИЛ:
Истец, Комитет по финансам мэрии города Магадана, обратился в суд с иском к ответчику, Департаменту финансов администрации Магаданской области, с учетом приятого определением суда от 15.09.2009г. увеличения суммы иска о взыскании убытков, возникших в результате выплаты в период с 02.07.2008г. по 30.06.2009г. ежемесячной надбавки в размере 20% должностного оклада работникам муниципальных учреждений культуры города Магадана, удостоенных звания «Почетный работник культуры Магаданской области» в размере 719683 руб. 43 коп.
В обоснование своих требований сослался на ст. ст. 15, 1071 ГК РФ, ст. ст. 83, 85 Бюджетного кодекса РФ, закон Магаданской области от 17.02.2001 №165-ОЗ «Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области».
От истца в судебное заседание поступило ходатайство об уменьшении исковых требований до 668407 руб. 68 коп.
Указанное уменьшение суммы иска до 668407 руб. 68 коп., в соответствии ст. ст. 41, 49, 159, ч. 5 ст. 184 и ч.2 ст. 185 АПК РФ принимается арбитражным судом, поскольку не нарушает прав лиц, участвующих в деле и соответствует закону.
Ответчик в ходе судебного разбирательства с требованиями истца не согласился по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Третье лицо, Управление культуры мэрии города Магадана поддержало требования истца.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению в соответствии со ст. ст. 16, 1069 ГК РФ регулирующими вопросы возмещения убытков вследствие неправомерных действий государственных органов.
В соответствии ч.1 ст. 64, ст.ст. 71, 168 АПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, какие законы и нормативные акты следует применить, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Законом Магаданской области от 17.02.2001г. № 165-ОЗ «Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области» установлена ежемесячная надбавка в размере 20 процентов должностного оклада (тарифной ставки) работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и культуры Магаданской области, имеющим указанные почетные звания.
Согласно ст. 2 Закона Магаданской области от 17.02.2001г. № 165-ОЗ «Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области» расходы, связанные с выплатой надбавок, осуществляются за счет средств областного бюджета, выделяемых на здравоохранение и культуру.
Постановлением губернатора Магаданской области от 05.07.2001г. № 137 утверждено Положение о звании «Почетный работник культуры Магаданской области», которым мэру города Магадана рекомендовано предусмотреть в 2002 году средства на выплату надбавки в размере 20% от должностного оклада лицам, получившим такие почетные звания.
На основании вышеназванного Закона Магаданской области в спорный период работникам муниципальных учреждений культуры города Магадана, удостоенных званий «Почетный работник культуры Магаданской области» производились выплаты ежемесячной надбавки в размере 20 процентов должностного оклада за счет средств бюджета муниципального образования «Город Магадан».
По утверждению истца, размер расходов муниципального образования, связанных с выплатой надбавок в период с 02.07.2008г. по 30.06.2009г. с учетом принятого уменьшения суммы иска составил 668407 руб. 68 коп.
Обращение истца к Губернатору Магаданской области письмом от 07.04.2009г. №368 о рассмотрении вопроса возмещения муниципальному бюджету убытков за период с 01.07.2008г. по 31.03.2009г., в связи с выплатой ежемесячных надбавок работникам муниципальных учреждений здравоохранения и культуры Магаданской области, имеющими почетные звания, а также об увеличении субвенций муниципальному бюджету в текущем и очередном финансовых годах, осталось без ответа и ответчик соответствующие платежи не произвел.
В соответствии со ст. 85 БК РФ, расходы по обеспечению социальной защиты населения подлежат совместному финансированию за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Согласно ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 28.08.1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», распространяющегося на спорные правоотношения, увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Таким образом, выплата надбавок лицам, получившим почетные звания «Почетный работник культуры Магаданской области» на основании законодательного акта Магаданской области осуществляется за счет средств бюджета данного субъекта РФ.
Магаданская область не исполнила обязательства по финансированию расходов муниципального образования «Город Магадан» на выплату указанных надбавок, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения иска за счет средств казны Магаданской области.
По правилам статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ лица, понесшие убытки вследствие неправомерных действий государственных органов, вправе требовать возмещения этих убытков в случае, если доказан размер и причинная связь с неправомерными действиями соответствующих государственных, муниципальных органов.
Согласно ст. 1069 ГК РФ требования о возмещении убытков могут быть удовлетворены лишь при наличии предусмотренных данной нормой условий, а именно:
- незаконность решения, действия (или бездействие);
- наличие убытков или вреда;
- причинная связь между неправомерным решением (действием или бездействием) и наступившими убытками (вредом).
При этом бремя доказывания неправомерного действия (бездействия) возлагается на самого потерпевшего.
Суд, при оценке противоправности действий государственных органов или органов местного самоуправления должен установить, действовал ли орган в соответствии с предписаниями закона или иного нормативного акта.
Однако необходимым условием для взыскания убытков является сам факт убытков, их размер.
Статья 15 ГК РФ указывает на два вида убытков: реальный ущерб и упущенную выгоду.
Под реальным ущербом понимаются как расходы, которые лицо фактически понесло, так и расходы, которые лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Размер понесенных истцом убытков подтверждается копиями платежных ведомостей, удостоверений о присвоении званий «Почетный работник культуры Магаданской области», платежных поручений, расчетных листов, постановлениями Губернатора Магаданской области.
Ссылки ответчика на ст. 53 Федерального закона от 16.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 135, 144 Трудового кодекса РФ отклоняются.
Данные нормы права, определяющие порядок формирования заработной платы и в данном случае обязанность органов местного самоуправления самостоятельно определить размер и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, не содержат положений о бюджетном распределении финансового обеспечения дополнительных выплат.
Отклоняются ссылки ответчика на Порядок формирования фонда оплаты труда работникам бюджетных учреждений и муниципальных предприятий муниципального образования «город Магадан», утвержденный решением Магаданской городской Думы от 30.12.2004г. № 77-Д и на Примерное положение о порядке и условиях оплаты труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Магадана, утвержденное постановлением мэра г.Магадана от 17.04.2006 № 600. Норм, устанавливающих финансирование на выплату надбавок за счет местного бюджета, данные правовые акты не содержат. Указание в пункте 2.1.2 названного Примерного положения на то, что в фонд оплаты труда включаются надбавки, установленные постановлением губернатора Магаданской области, не исключает обязанности областного бюджета обеспечить финансирование их выплат.
По обстоятельствам дела усматривается, что убытки возникшие у истца за период с 01.01.2006г. по 01.07.2008г., то есть предыдущий заявленному по настоящему делу, вступившим в законную силу постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009г. по делу №06АП-4613/2008 между теми сторонами, взысканы в пользу истца с ответчика за счет казны Магаданской области.
Доводы ответчика о частичном исключении из расчета суммы убытков начислений, не подтвержденных документально в отношении ряда работников, имеющих звания «Почетный работник культуры Магаданской области» - Черепович С.А., Вохминой Г.М., Стебловской Л.А., подлежат отклонению, поскольку указанные суммы исключены из состава заявленных требований путем заявления истцом об уменьшении суммы иска, корректировки расчетов и представления дополнительных расчетов.
Возражения ответчика в отношении частичного исключения из расчета суммы убытков начислений в отношении ряда работников имеющих звания «Почетный работник культуры Магаданской области» - Герасимчук Л.Е., Гороховой О.И., Кокориной Т.А., Яценко Ю.В., Волковой В.А., опровергаются представленными в материалы дела документами.
Доводы ответчика о том, что из расчета суммы убытков должны быть исключены начисления за период до 01.07.2008г. нельзя признать обоснованными и доказанными, поскольку фактически расходы истца по выплате надбавок были понесены в расчетный период, а в мае, июне 2008г. были составлены расчеты без произведения выплат.
Кроме того, ответчик документально не подтвердил заявление истцом данной суммы в составе убытков по делу №06АП-4613/2008.
По обстоятельствам настоящего дела и дела №06АП-4613/2008 подтверждается, что сумма убытков составляет фактически понесенные расходы в заявленный период, а не расходы которые истец понесет в будущем.
Доводы ответчика об исключении из расчета убытков на основании решения Магаданской городской Думы от 29.02.2008г. №18-Д «О размере денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности МО «Город Магадан» и оплате труда муниципальных служащих» сумм в размере 43696 руб. 23 коп., составивших выплаты Горлачевой Л.А., отклоняются, поскольку действие норм Закона Магаданской области от 17.02.2001г. № 165-ОЗ «Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области» носят императивный характер и не исключают обязанности муниципального образования исполнять требования указанного закона.
Однако, при анализе произведенного истцом расчета суммы убытков установлено, что заявленная сумма по работникам Суховерхий В.Д., Шульга А.А. не соответствует фактически выплаченным.
При таком положении, сумма убытков подлежит уменьшению на 2075 руб. 49 коп. в отношении работника Суховерхий В.Д., и на 2239руб. 50 коп. в отношении работника Шульга А.А.
Таким образом, сумма доказанных истцом убытков составляет 664092 руб. 69 коп. (668407 руб. 68 коп. - 2075 руб. 49 коп. - 2239руб. 50 коп. ).
Истцом в рамках настоящего спора доказан факт причинения убытков, размер расходов - 664092 руб. 69 коп., а также причинно-следственная связь между принятием Закона Магаданской области от 17.02.2001г. № 165-ОЗ «Об учреждении почетных званий в сферах здравоохранения и культуры Магаданской области» и возникшими у истца убытками.
В соответствии с п. 1 ст. 126 ГК РФ субъект РФ отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, закрепленного за созданными им юридическими лицами, а также которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Средства бюджета субъекта и иное государственное имущество составляют его казну (пункт 4 статьи 214 ГК РФ).
При таком положении, требования истца подлежат удовлетворению с ответчика за счет казны Магаданской области в размере 664092 руб. 69 коп., а в остальной части подлежат отклонению, в связи с недоказанностью в полной мере правильности расчета суммы убытков.
В соответствии со ст. 333.21 НК РФ размер госпошлины по настоящему иску составляет 13184 руб. 08 коп.
В силу п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ стороны освобождены от уплаты госпошлины.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме - 15.10.2009г.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ,
РЕШИЛ:
1. Взыскать с Департамента финансов администрации Магаданской области за счет казны Магаданской области в пользу истца, Комитета по финансам мэрии города Магадана убытки в размере 664092 руб. 69 коп., о чем выдать истцу исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
2. В остальной части в удовлетворении иска отказать.
3. Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Магаданской области в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия настоящего решения, либо в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок после вступления настоящего решения в законную силу в порядке, установленном АПК РФ.
Судья Головченко В.В.