НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 14.02.2008 № А37-1974/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан № А37-1974/2007-14

от 20.02.2008г.

Резолютивная часть решения объявлена 14.02.2008г.

Полный текст решения изготовлен 20.02.2008г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе: судья Е.С.Степанова,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Абрис»

к Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области

о признании незаконным и отмене отказа Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области № 07-14/27166 от 16.07.2007г. и повторного отказа № 07-14/5344 от 26.07.2007г. в применении упрощенной системы налогообложения

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Захаров И.А. (доверенность № 10 от 20.11.2007г.)

от ответчика – гл.специалист-эксперт юридического отдела Антонова К.И. (доверенность № 01349 от 23.01.2008г.).

В соответствии со ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 час. 30 мин. 07.02.2008г. до 15 час. 00 мин. 14.02.2008г.

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «Абрис», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене отказа Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области № 07-14/27166 от 16.07.2007г. и повторного отказа № 07-14/5344 от 26.07.2007г. в применении упрощенной системы налогообложения.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на ст.ст. 51, 58 ГК РФ, ст. 346.13 НК РФ, ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 02.07.2005 г. № 129-ФЗ, ст.ст. 29, 197 - 200 АПК РФ и указал, что Общество с ограниченной ответственностью «Абрис» возникло в августе 2004 году в результате реорганизации путем преобразования из Закрытого акционерного общества «Абрис», применявшего упрощенную систему налогообложения. Однако, в применении упрощенной системы налогообложения налоговым органом ООО «Абрис» было отказанов связи с присвоением ООО «Абрис» нового ИНН, отличного от ИНН ЗАО «Абрис», и заявителю необходимо вновь пройти процедуру уведомления налогового органа о переходе на упрощенную систему налогообложения.

По мнению заявителя, налоговым органом при отказе в применении упрощенной системы налогообложения неправильно истолкована норма п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и п. 5 ст. 58 ГК РФ, поскольку к реорганизованному обществу переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица, в том числе и по уплате налогов за период, предшествующий реорганизации, а также и после проведения реорганизационной процедуры.

Кроме того, заявитель считает, что определения «вновь созданное» и «вновь возникшее» юридическое лицо не являются тождественными, поскольку в соответствии с п.1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения записи в ЕГРЮЛ, при этом «вновь созданное» юридическое лицо не является чьим-либо правопреемником, а при преобразовании появляется «вновь возникшее» юридическое лицо, которое является полным правопреемником предыдущего юридического лица.

Таким образом, заявитель считает, что действие п. 2 ст. 346.13 НК РФ распространяется только на «вновь созданные» юридические лица, а не на «вновь возникшие», к которым относятся все реорганизованные юридические лица.

1

В связи с указанными обстоятельствами заявитель считает, что на ООО «Абрис» распространяет свое действие установленный специальный налоговый режим в связи с применением упрощенной системы налогообложения, действовавший ранее до реорганизации у ЗАО «Абрис», в связи с тем, что реорганизованное ООО «Абрис» является полным правопреемником всех прав и обязанностей ранее существовавшего ЗАО «Абрис».

Кроме того, в качестве пояснения № 22 от 15.11.2007г. заявленных требований ООО «Абрис» указал, что отказ налогового органа в применении упрощенной системы налогообложения, которой пользовался заявитель до проведения реорганизации, нарушает права ООО «Абрис», поскольку при применении общей системы налогообложения заявителю необходимо уплачивать дополнительные виды налогов – НДС, налог на прибыль, налог на имущество, а также в связи со сложностью заполнения бухгалтерской отчетности при применении общей системы налогообложения необходимо содержать в штате бухгалтера, что в связи с небольшими оборотами предприятия экономически не выгодно.

В судебном заседании представитель ООО «Абрис» заявленные требования поддержал в полном объеме и представил в материалы дела дополнительные документы, затребованные определением суда и подтверждающие обоснованность заявленных требований, в т.ч. баланс расчетов на 29.10.2005г. (№ 22020 от 02.11.2005г.) и баланс расчетов на 28.04.2006г. (№ 26369 от 03.05.2006г.), свидетельствующие о внесении сумм уплаченного налога в лицевой счет заявителя, что по мнению заявителя, свидетельствует о применении спорный период налоговым органом в отношении ООО «Абрис» упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, представитель ООО «Абрис» указал, что представленные балансы расчетов свидетельствуют о наличии переплаты по налогу, однако, в нарушение требований ст.78 НК РФ, устанавливающей обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, налоговый орган не сообщил ООО «Абрис» о наличии переплаты, в связи с чем заявитель не был своевременно извещен о неправомерности применения им упрощенной системы налогообложения. По мнению заявителя, принятие налоговым органом от ООО «Абрис» направляемых по почте налоговых деклараций по УСН, также свидетельствует о применении спорный период в отношении ООО «Абрис» упрощенной системы налогообложения и подтверждает правомерность ее применения ООО «Абрис».

Ответчик, Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве б/н от 07.12.2007г. и дополнительных пояснениях от 07.02.2008г. и 14.02.2008г., из которых следует, что поскольку при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы), возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, предусмотренный п. 2 ст. 346.13 НК РФ, то есть тот же порядок, что и на вновь созданные организации, т.е. вновь возникшее юридическое лицо при соблюдении положений п. 3 ст. 346.12 НК РФ может в установленный срок подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, указав в нем выбранный объект налогообложения.

Таким образом, по мнению налогового органа, организация, реорганизованная путем преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, до указанной реорганизации применявшая упрощенную систему налогообложения, переход на данный специальный налоговый режим должна была осуществить в порядке, установленном п. 2 ст. 346.13 НК РФ, в соответствии с которой вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации. Однако, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения ООО «Абрис» не было представлено ни одновременно с заявлением о регистрации, ни после получения свидетельства о постановке на учет, и до настоящего времени заявление не представлено.

Кроме того, Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области указала, что ООО «Абрис» представляло в налоговый орган декларации по УСН с указанием в некоторых декларациях организационно-правовой формы ООО «Абрис» и ИНН ЗАО «Абрис» (декларации за 2006 год), либо с указанием организационно-правовой формы ЗАО «Абрис» и ИНН ЗАО «Абрис» (декларация за первый квартал 2005г.).

2

В связи с этим Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области в адрес заявителя неоднократно направлялись письма о явке представителя налогоплательщика для дачи пояснений и уведомления о внесении изменений в отчетность (№ НК-08-10/23525 от 19.09.2005г., № НТ-08-10/30108 от 10.11.2005г., № НТ-13.1-13/39999 от 15.11.2006г., № ВН-07-10-5627/2626 от 27.04.2007г., № 07-10-693/7496 от 06.11.2007г.)

Однако, представители ООО «Абрис» в налоговый орган для дачи пояснений по представляемой отчетности не являлись, за разъяснением порядка перехода на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик не обращался.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительных письменных пояснениях, представил в материалы дела дополнительные документы, затребованные определением суда, и подтверждающие обоснованность возражений на заявление, и дополнительно пояснил, что декларации за 6 и 9 месяцев 2005 года были внесены в карточку расчетов с бюджетом, при этом лицевой счет налогоплательщика является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов, в частности, Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 05.08.2002г. № БГ-3-10/411. Таким образом, налоговый орган считает, что ведение карточек лицевого счета законодательством о налогах и сборах не предусмотрено и само по себе не является доказательством признания налоговым органом правомерности применения УСН. Налоговые декларации за иные периоды в лицевой счет не вносились в связи с внесением изменений в программный комплекс, согласно которым декларация по УСН вводится только при наличии уведомления о применении налогоплательщиком УСН.

Кроме того, представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области дополнительно пояснил, что декларации ООО «Абрис» направлялись по почте, в связи с чем налоговый орган не мог отказать в принятии указанных деклараций при их поступлении.

В подтверждение неправомерности заявленных ООО «Абрис» требований Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области указала на позицию Минфина России по данному вопросу, изложенную в письме № 03-11-04/2/183 от 04.09.2006г., из которого следует, что организация, реорганизованная путем преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, до указанной реорганизации применявшая упрощенную систему налогообложения, переход на данный специальный налоговый режим должна осуществить в порядке, установленном п. 2 ст. 346.13 НК РФ

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, суд пришел к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что заявитель,Закрытое акционерное общество «Абрис» зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области 04.03.2003г., ОГРН 1034900005788, ИНН 4909906230, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 49 № 000072487 от 04.03.2003г. прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования 11.08.2004г.

Общество с ограниченной ответственностью «Абрис», зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области 11.08.2004г., ОГРН 1044900021550, ИНН 4909911544, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 49 № 000080939 от 11.08.2004г., - образовано 11.08.2004г. путем реорганизации в форме преобразования, с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр регистрации юридических лиц - о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования.

Как следует из материалов дела, до реорганизации ЗAO «Абрис» применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» (уведомление Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области № 9 от 24.12.2003г.).

04.07.2007г. ООО «Абрис» обратилось в Межрайонную ИФНС России № 1 по Магаданской области с заявлением № 12 о даче разъяснения, является ли заявитель плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывая то обстоятельство, что в соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ к преобразованному юридическому лицу переходят все права и обязанности, в том числе и по уплате налогов и сборов.

3

Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области письмом № 07-14/27166 от 16.07.2007г. разъяснила, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, т.е. при изменении организационно-правовой формы, возникает новое юридическое лицо, на которое распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, предусмотренный п. 2 ст. 346.12 НК РФ, т.е. порядок, предусмотренный для вновь созданных организаций.

В частности, вновь возникшее юридическое лицо при соблюдении положений п. 3 ст. 346.12 НК РФ может в установленный срок подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, указав в нем выбранный объект налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

Таким образом, организация, реорганизованная путем преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, и до указанной реорганизации применявшая упрощенную систему налогообложения, переход на данный специальный налоговый режим должна осуществить в порядке, установленном п. 2 ст. 346.13 НК РФ.

18.07.2007г. ООО «Абрис» повторно обратилось в Межрайонную ИФНС России № 1 по Магаданской области с заявлением № 14 с просьбой распространить действие специального налогового режима УСНО с объектом налогообложения «доходы» с момента государственной регистрации вновь возникшего ООО «Абрис».

Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области письмом № 07-14/5344 от 26.07.2007г. сослалась на ответ № 07-14/27166 от 16.07.2007г.

08.10.2007г. ООО «Абрис» обратилось в Управление ФНС России по Магаданской области с жалобой на действия Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области, выразившиеся в отказе в применении упрощенной системы налогообложения. Решением № 18-14.3б-6855 от 12.11.2007г. Управление ФНС России по Магаданской области жалобу ООО «Абрис» оставило без удовлетворения.

Не согласившись с результатами рассмотрения указанных заявлений, ООО «Абрис», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области № 07-14/27166 от 16.07.2007г. и № 07-14/5344 от 26.07.2007г. об отказе в применении упрощенной системы налогообложения.

Установив фактические обстоятельства спора, выслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав представленные в деле письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права суд находит заявленные требования ООО «Абрис» о признании незаконным отказа Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области в применении упрощенной системы налогообложения с момента с момента государственной регистрации ООО «Абрис» неправомерными и неподлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Налоговым кодексом РФ и другими Федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Налоговые органы, а также их должностные лица обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции.

Кроме того, налоговые органы несут определенные обязанности при осуществлении своих полномочий. В частности, в соответствии с положениями ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и т.д.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектов налогообложения.

4

В силу п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. П. 1 ст. 45 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно требованиям ст. 52 НК РФ исчисление налога производится налогоплательщиком самостоятельно.

Порядок и условия применения упрощенной системы налогообложения установлены главой 26.2 НК РФ.

В соответствии со ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент создания ООО «Абрис») вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2005г. № 101-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2006г., вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (ч.1). Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ч.2).

В силу п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

П. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также предусматривает, что реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Согласно п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации, обязан выдать ей свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

В соответствии с Приказом МНС РФ от 03.03.2004г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом по месту нахождения при постановке на учет организации при ее создании, в том числе путем реорганизации (п.2.1.1).

5

Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП), внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица (п.2.1.2).

Датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации при создании юридического лица (о государственной регистрации при создании юридического лица путем реорганизации).

В соответствии с указанными нормами, обоснованным является довод Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области о том, что присвоение нового ИНН является основанием для отказа в применении специального режима налогообложения, применявшегося юридическим лицом до изменения организационно-правовой формы и соответственно, до изменения ИНН, т.к. применение определенной системы налогообложения непосредственно связано с конкретным ИНН юридического лица.

В данном случае, из материалов дела следует, что заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, было представлено в налоговый орган 09.08.2004г., ООО «Абрис» было поставлено на учет в Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области 11.08.2004г., о чём выдано свидетельство о постановке на учет № 000080939 от 11.08.2004г. и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования. Также в единый государственный реестр юридических лиц 11.08.2004г. внесена запись о прекращении деятельности ЗАО «Абрис» при реорганизации в форме преобразования.

Таким образом, 11.08.2004г. образовано (зарегистрировано) ООО «Абрис» путем реорганизации в форме преобразования ЗАО «Абрис». Закрытое акционерное общество «Абрис» (ИНН 4909906230) зарегистрировало 11.08.2004г. прекращение деятельности путем реорганизации в форме преобразования. Общество с ограниченной ответственностью «Абрис» (ИНН 4909911544) зарегистрировало создание 11.08.2004 г. Вновь созданной организации - ООО «Абрис» присвоен новый ИНН, а ИНН ЗАО «Абрис» признан недействительным.

При указанных обстоятельствах, поскольку у ООО «Абрис» изменился ИНН, налоговый орган правомерно указал заявителю на необходимость вновь пройти предусмотренную п. 2 ст. 346.12 НК РФ процедуру уведомления налогового органа о применении упрощенной системы налогообложения. Однако, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения ООО «Абрис» не было представлено ни одновременно с заявлением о регистрации, ни после получения свидетельства о постановке на учет.

Из пояснений представителя налогового органа следует, что указанное заявление не представлено ООО «Абрис» до настоящего времени. Однако, из представленных в материалах дела доказательств следует, что в повторном заявлении ООО «Абрис» в Межрайонную ИФНС России № 1 по Магаданской области № 14 от 18.07.2007г. содержится просьба распространить действие специального налогового режима упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы» с момента государственной регистрации вновь возникшего ООО «Абрис», что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 346.13 НКРФ в части момента подачи указанного заявления.

Таким образом, представленными в материалах доказательствами подтверждается правомерность утверждения налогового органа о несоблюдении заявителем предусмотренного ч. 2 ст. 346.13 НК РФ порядка перехода на упрощенную систему налогообложения, повлекшего, как следствие, отказ налогового органа в применении ООО «Абрис» указанного специального режима налогообложения .

При этом, следует признать несостоятельным довод заявителя о том, что все направляемые ООО «Абрис» налоговые декларации были приняты налоговым органом и указанные в декларациях суммы внесены в лицевой счет налогоплательщика, что, по мнению заявителя свидетельствует о правомерности применения ООО «Абрис» упрощенной системы налогообложения. Из материалов дела и пояснений представителя налогового органа следует, что указанные декларации направлялись по почте и не могли не быть приняты налоговым органом, а декларации за 6 и 9 месяцев 2005 года, как следует из пояснений представителя налогового органа, были ошибочно внесены в карточку расчетов с бюджетом.

6

При указанных обстоятельствах правомерным является указание налогового органа о том, что лицевой счет налогоплательщика является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных актов, ведение карточек лицевого счета законодательством о налогах и сборах не предусмотрено и, соответственно, внесение налоговых деклараций в лицевой счет не является доказательством признания налоговым органом правомерности применения упрощенной системы налогообложения.

Крометого, представленнымивматериалахделадоказательствамиподтверждается, что налоговыйорганнеоднократноуведомлялзаявителяонеправомерностипримененияупрощеннойсистемыналогообложенияинеобходимостиявкипредставителядлядачипояснений.

В частности, декларация по УСН за первый квартал 2005 года была представлена от имени ЗАО «Абрис», в связи с чем в адрес заявителя направлено уведомление № ИС-13-13/3291 от 30.05.2005г., о том, что направленная по почте отчетность по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за первый квартал 2005 года не принята налоговым органом, т.к. как организация снята с учета и обязанности представлять отчетность по ООО «Абрис» нет. Письмо получено ООО «Абрис» 06.06.2005г., что подтверждается представленной в материалах дела копией уведомления № 10540 от 01.06.2005г. о вручении почтового отправления, однако, представитель ООО «Абрис» в Межрайонную ИФНС России № 1 по Магаданской области не явился, никаких документов и пояснений не представил.

При получении налоговым органом деклараций по УСН за 6, 9 месяцев 2005 года, за 2005 год, 3, 6, 9 месяцев 2006 года, 2006 год в адрес ООО «Абрис» направлены письма № НК-08-10/23525 от 15.09.2005г., № НТ-08-10/30108 от 10.11.2005г., № НТ-13.1-13/39999 от 15.11.2006г. о явке для дачи пояснений за 6 и 9 месяцев 2005 года и 3, 6, 9 месяцев 2006 года.

При получении налоговым органом деклараций по УСН за 12 месяцев 2006 года, за 6 и 9 месяцев 2007 года в адрес ООО «Абрис» были направлены уведомления о внесении изменений в отчетность № ВН-07-10-5627/2626 от 27.04.2007г., № 07-10-693/7496 от 06.11.2007г. в которых заявителю сообщалось, что декларации по УСН не могут быть приняты, т.к. налогоплательщик ЗАО «Абрис» снят с учета в Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области 11.08.2004г.

Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными нормами, изменение организационно-правовой формы юридического о лица, произошедшее в результате преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, привело к возникновению нового юридического лица, на которое распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, предусмотренный п. 2 ст. 346.12 НК РФ, т.е. порядок, предусмотренный для вновь созданных организаций, согласно вновь возникшее юридическое лицо может в установленный срок подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, указав в нем выбранный объект налогообложения. Таким образом, правомерным является утверждение налогового органа об обязанности организации, реорганизованной путем преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, и до указанной реорганизации применявшей упрощенную систему налогообложения, переход на данный специальный налоговый режим осуществить в порядке, установленном п. 2 ст. 346.13 НК РФ.

Указанный вывод подтверждается правовой позицией, сформулированной ВАС РФ в определении № 15066/07 от 16.01.2008г. об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ по аналогичному делу.

Как следует из содержания ст. 346.13 НК РФ, переход налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке. При этом, в силу п. 2 ст. 346.13 НК РФ заявительный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения действует и в отношении вновь созданных организаций.

Таким образом, из смысла указанной нормы следует, что заявительный характер перехода на упрощенную систему налогообложения предполагает наличие у налогоплательщика права выбора между общей и упрощенной системами налогообложения и соответствующую этому праву обязанность налогоплательщика уведомить налоговый орган о выборе специального налогового режима.

Доводы ООО «Абрис» о необходимости разграничения понятий «вновь созданного» и «вновь возникшего» юридического лица нельзя признать обоснованными, поскольку разграничение указанных понятий не имеет принципиального значения при определении правового статуса нового юридического лица – вновь созданного или вновь возникшего.

7

Решающее значение в этом случае играет государственная регистрация, так как и ч. 2 ст. 51 ГК РФ, предусматривающая, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, и ч. 4 ст. 57 ГК РФ, предусматривающая, чтоюридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц – предусматривают одно общее условие для определения правового статуса нового юридического лица – его государственную регистрацию, независимо от того, является указанное новое юридическое лицо вновь созданным или вновь возникшим.

Таким образом, нельзя признать обоснованным довод ООО «Абрис» о том, что действие п. 2 ст. 346.13 НК РФ распространяется только на «вновь созданные» юридические лица, а не на «вновь возникшие», к которым относятся все реорганизованные юридические лица. Заявитель считает, что понятия «вновь созданное» и «вновь возникшее» не являются тождественными, поскольку «вновь созданное» юридическое лицо не является чьим-либо правопреемником, а «вновь возникшее» юридическое лицо является полным правопреемником предыдущего юридического лица или юридических лиц, однако, при этом заявитель не учитывает, что правопреемственность в отношении специального налогового режима налоговым законодательством не предусмотрена.

Также несостоятельным является довод ООО «Абрис» о переходе права на применение упрощенной системы налогообложения в связи с переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы).

Ст. 50 НК РФ, предусматривающая исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица, устанавливает, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Однако, из содержания указанной нормы следует, что в данном случае имеется в виду исполнение обязанностей именно по уплате налогов, а не по применению какого-либо определенного режима налогообложения, тем более специального режима, применение которого предусматривает соблюдение заявительного порядка.

Кроме того, правомерным является довод налогового органа о нецелесообразности применения при рассмотрении данного вопроса норм Гражданского кодекса РФ о правопреемстве при реорганизации юридических лиц и переходе прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу, поскольку в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

При этом, п. 5 ст. 58 ГК РФ, на который ссылается заявитель в обоснование своих доводов, регулирует вопросы перехода прав и обязанностей по гражданским правоотношениям, а не налоговым режимам. Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 НК РФ регулирует законодательство о налогах и сборах.

Таким образом, по материалам дела установлено, что Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области, отказывая ООО «Абрис» в применении упрощенной системы налогообложения, действовала в пределах своей компетенции, руководствовалась при осуществлении своих полномочий Налоговым кодексом РФ, выполняла предусмотренные ст. 32 НК РФ обязанности налогового органа соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Что свидетельствует о правомерности указания Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области на обязанность ООО «Абрис», как юридического лица, образованного при реорганизации путем преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, и до указанной реорганизации применявшего упрощенную систему налогообложения, - переход на данный специальный налоговый режим осуществить в порядке, установленном п. 2 ст. 346.13 НК РФ.

8

По материалам дела также установлено, что ООО «Абрис» не исполнил предусмотренные ст. 23 и п. 1 ст. 45, 52 НК РФ обязанности налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектов налогообложения, самостоятельно исполнять обязанность по исчислению и уплате налога, что выразилось в неисполнении заявителем положения ст. 346.13 НК РФ, предусматривающей право вновь созданных организаций и индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах, и право в этом случае применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В то же время, следует признать обоснованным довод ООО «Абрис» о неисполнении Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области обязанности, установленной ст. 78 НК РФ РФ и подтвержденной Определением Конституционного Суда РФ от 21.06.01 № 173-О, - предусматривающей обязанность налогового орган сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (в редакции, действовавшей на момент образования переплаты).

Представленными в материалах дела доказательствами подтверждается и представителем налогового органа не опровергнут факт несообщения ООО «Абрис» о наличии переплаты в карточке лицевого счета. Наличие указанной переплаты по состоянию на 29.10.2005г. и 28.04.2006г. подтверждается представленными заявителем в материалы дела балансами расчетов на указанные даты и представителем налогового органа не опровергнуто. При этом, ошибочное внесение деклараций в карточку расчетов с бюджетом ООО «Абрис» не может служить основанием для неисполнения налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 78 НК РФ.

В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ в п.п. 29, 30 постановления от 28.02.2001г. № 5 и в соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Кроме того, п. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решений, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.

В данном случае, Межрайонная ИФНС России № 1 по Магаданской области представила необходимые и достаточные доказательства, свидетельствующие о несовершении заявителем, ООО «Абрис», предусмотренных налоговым законодательством правомерных действий, направленных на переход на упрощенную систему налогообложения. В то же время, заявителем не представлены соответствующие доказательства добросовестности ООО «Абрис» как налогоплательщика в части соблюдения требований налогового законодательства по применению специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения.

Ст. 198 АПК РФ предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ст. 137 НК РФ также предусмотрено, что каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

9

Арбитражный суд в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, суд установит, что оспариваемое решение (действие, акт) является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ, пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.

На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 20.02.2008г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 , 197 - 201 АПК РФ арбитражный суд,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований заявителя, Общества с ограниченной ответственностью «Абрис», о признании незаконным признании незаконным и отмене отказа Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области № 07-14/27166 от 16.07.2007г. и повторного отказа № 07-14/5344 от 26.07.2007г. в применении упрощенной системы налогообложения, - отказать.

2. Взыскать с заявителя, Общества с ограниченной ответственностью «Абрис», расположенного по адресу : г.Магадан, ул.К.Маркса, д.54, зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области 11.08.2004г., ОГРН 1044900021550, ИНН 4909911544, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 49 № 000080939 от 11.08.2004г. в доход федерального бюджета РФ расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб. Выдать исполнительный лист налоговому органу после вступления решения в законную силу.

3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано через Арбитражный суд Магаданской области в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, либо в кассационную инстанцию ФАС ДВО в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу, в порядке, установленном АПК РФ.

Судья Е.С.Степанова

10