НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 13.03.2012 № А37-2108/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-2108/2011

14.03.2012

Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2012

Полный текст решения изготовлен 14.03.2012

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Реймер Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, каб. 601, дело по заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Магаданской области по включению в перечни основных средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области, переданных в государственную собственность Магаданской области, 36-ти единиц списанных основных средств на сумму 690 124, 05 руб. (с учётом округления, произведённого ТУ Росимущества в Магаданской области, - 690 130 руб.); о признании недействительным «Перечня основных средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области по состоянию на 01.01.2011», приложенного к распоряжению ТУ Росимущества в Магаданской области от 11.08.2011 № 156, в части строк 4-13, 25-27, 36-39, 76, 78, 100, 117, 124, 138, 145, 148-153, 157, 210-213, 216, а также в части слов «по состоянию на 01.01.2011», содержащихся в названии Перечня; о признании недействительным «Перечня основных средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области по состоянию на 01.01.2011», приложенного к акту приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве оперативного управления за Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Магаданской области, передаваемого в государственную собственность Магаданской области в части строк 4-13, 25-27, 36-39, 76, 78, 100, 117, 124, 138, 145, 148-153, 157, 210-213, 216, а также в части слов «по состоянию на 01.01.2011», содержащихся в названии Перечня; о признании недействительным в полном объёме распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 05.10.2011 № 195

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Магаданской области,

при участии в судебном заседании:

до перерыва:

от заявителя – начальник правового отдела ФИО1 (доверенность № В3-4/35 от 13.01.2012);

от ответчика – начальник отдела государственной собственности, реестра и приватизации ФИО2 (доверенность № ОЯ-1/14 от 10.01.2012); главный специалист-эксперт отдела аренды государственного имущества ФИО3 (доверенность № ОЯ-1/1 от 10.01.2012)

от третьего лица - не явились

после перерыва:

от заявителя – начальник правового отдела ФИО1 (доверенность № В3-4/35 от 13.01.2012);

от ответчика – начальник отдела государственной собственности, реестра и приватизации ФИО2 (доверенность № ОЯ-1/14 от 10.01.2012); главный специалист-эксперт отдела аренды государственного имущества ФИО3 (доверенность № ОЯ-1/1 от 10.01.2012)

от третьего лица - начальник отдела правового и кадрово-организационного обеспечения ФИО4 (доверенность № 1194 от 14.12.2011)

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 05.03.2012 объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 13.03.2012.

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области по включению в перечни основных средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области, переданных в государственную собственность Магаданской области, 36-ти единиц списанных основных средств на сумму 690 124, 05 руб. (с учётом округления, произведённого ТУ Росимущества, - 690 130 руб.); о признании недействительным «Перечня основных средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области по состоянию на 01.01.2011», приложенного к распоряжению ТУ Росимущества в Магаданской области от 11.08.2011 № 156, в части строк 4-13, 25-27, 36-39, 76, 78, 100, 117, 124, 138, 145, 148-153, 157, 210-213, 216, а также в части слов «по состоянию на 01.01.2011», содержащихся в названии Перечня; о признании недействительным «Перечня основных средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области по состоянию на 01.01.2011», приложенного к акту приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве оперативного управления за Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Магаданской области, передаваемого в государственную собственность Магаданской области в части строк 4-13, 25-27, 36-39, 76, 78, 100, 117, 124, 138, 145, 148-153, 157, 210-213, 216, а также в части слов «по состоянию на 01.01.2011», содержащихся в названии Перечня; о признании недействительным распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 05.10.2011 № 195.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на ст. 224 ГК РФ, Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004, Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010, постановление Правительства РФ № 374 от 13.06.2006, постановление Правительства РФ № 834 от 14.10.2010, ст. 198 АПК РФ и указал, что исполняющим обязанности губернатора Магаданской области от имени администрации Магаданской области в адрес ТУ Росимущества в Магаданской области 07.06.2011 было направлено предложение № 3046 о передаче в государственную собственность Магаданской области имущества, закреплённого за ТФОМС Магаданской области на праве оперативного управления.

К обращению был приложен пакет документов, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374, с включением в Перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области, всех имущественных объектов, фактически имевшихся в наличии по состоянию на 31.05.2011.

При этом, в процессе подготовки предложения о передаче в государственную собственность Магаданской области имущества, закреплённого за ТФОМС Магаданской области, при формировании перечня имущества, предлагаемого к передаче, КУГИ Магаданской области проведена работ по выяснению, какие имущественные объекты фактически являются объектами права оперативного управления ТФОМС Магаданской области, и, соответственно, отражены в бухгалтерском учёте.

В рамках проведённой работы КУГИ Магаданской области была получена информация об исключении из бухгалтерского учёта ТФОМС Магаданской области в январе 2011 года 36 объектов основных средств в связи с произведённым списанием.

При указанных обстоятельствах, заявитель считает, что на момент принятия распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 11.08.2011 № 156 и оформления акта приема-передачи Перечни основных средств не были актуальными, поскольку в них были неправомерно включены имущественные объекты, фактически списанные с балансового учёта ТФОМС Магаданской области в январе 2011 года.

Таким образом, заявитель считает, что ТУ Росимущества в Магаданской области предложило КУГИ Магаданской области, подписав акт приема-передачи, подтвердить принятие в государственную собственность Магаданской области в числе иного имущества фактически списанных 36-ти единиц основных средств на сумму 690 124, 05 руб.

В результате одностороннего утверждения акта приема-передачи, по мнению заявителя, с 25.08.2011 неправомерно установлено право государственной собственности Магаданской области на 36 единиц основных средств на сумму 690 124, 05 руб., списанных в январе 2011 года, фактическая передача которых не состоялась.

Также заявитель указал, что при включении в Перечень имущества, передаваемого в государственную собственность Магаданской области, списанных объектов основных средств, а также при одностороннем утверждении акта приема-передачи ТУ Росимущества в Магаданской областинарушена ст. 224 ГК РФ, согласно которой передачей вещи признаётся вручение вещи приобретателю, вещь считается вручённой приобретателю с момента её фактического поступления во владение приобретателя.

Кроме того, заявитель указал, что согласно п.п. 2 и 3 распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 11.08.2011 № 156 имущество ТФОМС Магаданской области перед передачей в собственность Магаданской области было принято в состав государственной казны РФ.

В письме от 25.08.2011 № ВЗ-5/1692 КУГИ Магаданской области указывал на невозможность надлежащего учета имущества в государственной казне РФ при подписании ТУ Росимущества в Магаданской области акта приёма-передачи одновременно в качестве принимающей стороны и передающей стороны.

Также заявитель считает, что с целью устранения нарушений, допущенных при принятии распоряжения от 11.08.2011 № 156, ТУ Росимущества в Магаданской области 05.10.2011 вынесло распоряжение № 195, предприняв попытку изменить содержание перечня основных средств ТФОМС Магаданской области по состоянию на 01.01.2011.

При этом, по мнению заявителя, ТУ Росимущества в Магаданской области не учло, что распоряжение от 11.08.2011 № 156 было окончательно исполнено в момент утверждения акта приема-передачи, т.е. 25.08.2011 и внесение изменений в распоряжение, спустя 40 дней после его окончательного исполнения, было неправомерным.

При указанных обстоятельствах заявитель считает распоряжение ТУ Росимущества в Магаданской области от 05.10.2011 № 195 незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении от 11.11.2011 № В3-4/2304, письменных пояснениях от 13.02.2012 № В3-4/328, от 17.02.2011 № В3-4/372, от 05.03.2012 № В3-4/475, пояснил правовую позицию КУГИ Магаданской области по существу заявленных требований и дополнительно указал, что согласно ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ правомочие инициирования процесса передачи имущества предоставлено принимающей стороне, то есть стороне, которой переданы новые полномочия.

По решению федерального законодателя, именно принимающая сторона обязана подготовить пакет документов, необходимых для оформления передачи имущества, в т.ч. перечень имущества, подлежащего передаче.

Установив такую схему взаимоотношений, федеральный законодатель предоставил возможность стороне, получившей новые полномочия, самостоятельно пообъектно определить имущество, необходимое для реализации полученных полномочий.

Таким образом, по мнению заявителя, принимающей стороне предоставлена возможность инициировать приём-передачу только того имущества, использование которого является экономически эффективным в процессе реализации полученных новых полномочий.

Также заявитель считает, что действующее законодательство не обязывает принимающую сторону принять неисправное (изношенное, ветхое) имущество, использование которого (в силу технических характеристик) будет невозможным либо малоэффективным.

В любом случае, заявитель считает незаконными действия ТУ Росимущества в Магаданской области по волевому, не согласованному с КУГИ Магаданской области включению указанных объектов в состав имущества, передаваемого в собственность Магаданской области, поэтому 36 непригодных к использованию, ветхих и изношенных имущественных объектов подлежат исключению из документов, которыми оформлена передача имущества ТФОМС Магаданской области.

Кроме того, в судебном заседании от заявителя в материалы дела поступило письменное уточнение заявленных требований :

- о признании незаконными действий ТУ Росимущества в Магаданской области по включению в перечни основных средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области, переданных в государственную собственность Магаданской области, 36-ти единиц исключённых из бухгалтерского учета основных средств на сумму 690 124, 05 руб. (с учётом округления, произведённого ТУ Росимущества в Магаданской области, - 690 130 руб.);

- о признании недействительным распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 11.08.2011г. № 156 в части строк 4-13; 25-27, 36-39, 76, 78, 100, 117, 124, 138, 145, 148-153, 157, 210-213, 216, а также в части слов «по состоянию на 01.01.2011», содержащихся в названии приложенного к распоряжению «Перечня основных средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области по состоянию на 01.01.2011»;

- о признании недействительным распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 11.08.2011 № 156 в части строк 4-13, 25-27, 36-39, 76,78, 100, 117, 124, 138, 145, 148-153, 157, 210-213, 216, а также в части слов «по состоянию на 01.01.2011», содержащихся в названии «Перечня основных средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Магаданской области по состоянию на 01.01.2011», приложенного к Акту приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве оперативного управления за Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Магаданской области, передаваемого в государственную собственность Магаданской области, являющемуся неотъемлемой частью распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 11.08.2011 № 156.

- о признании недействительным распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 05.10.2011 № 195. в полном объёме.

Согласно ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ заявленное уточнение требований подлежит принятию судом.

Ответчик, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 13.12.2011 № ОЯ-1/7222, письменных пояснениях от 18.01.2012 № ОЯ-1/158, дополнении к отзыву от 20.02.2012 и письменных пояснениях от 05.03.2012 № ОЯ-1/1141, из которых следует, что распоряжение от 11.08.2011 № 156 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за ТФОМС Магаданской области, в го-сударственную собственность Магаданской области» издано ТУ Росимущества в Магаданской области во исполнение поручения Росимущества от 06.07.2011 № СМ-18/19784, в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, п. 9 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ с учетом обращения и.о. губернатора Магаданской области от 07.06.2011 № 3046, с согласия ТФОМС Магаданской области от 30.05.2011 № 804 и ФФОМС РФ от 17.05.2011 № 2984/80-2.

При этом, по мнению ответчика, в силу положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ одностороннее утверждение акта приема-передачи от 25.08.2011 правомерно и соответствует требованиям указанной нормы Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и, соответственно, ст. 224 ГК РФ не применяется.

Кроме того, ответчик указал, что издание распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 05.10.2011 № 195 является техническим уточнением, т.к. изменение в распоряжение от 11.08.2011 № 156 было внесено в части уточнения балансовой и остаточной стоимости имущества, которые первоначально были округлены до рублей. Таким образом, данные изменения носят технический характер, а не правоустанавливающий, иных изменений в распоряжение не вносилось.

Также ответчик пояснил, что до передачи в государственную собственность Магаданской области, имущество ТФОМС Магаданской области находилось в его оперативном управлении и являлось федеральным.

Порядок списания федерального имущества Территориальным ФОМС отсутствовал, ТФОМС Магаданской области представлял в ТУ Росимущества в Магаданской области документы для согласования списания федерального имущества, находящегося в его оперативном управлении.

Документы по списанию в ТУ Росимущества в Магаданской области последний раз представлялись ТФОМС Магаданской области 31.08.2010. Распоряжением от 08.09.2010 № 292 «О согласовании списания основных средств» согласовано списание 46 единиц основных средств (движимое имущество), закрепленных на праве оперативного управления за ТФОМС Магаданской области. Иных обращений о согласовании списания от ТФОМС Магаданской области в ТУ Росимущества в Магаданской области не поступало.

При этом, ответчик считает, что списание федерального имущества в период с
 01.01.2011 до момента его передачи в государственную собственность Магаданской
 области недопустимо, поэтому в случае обращения ТФОМС Магаданской области в ТУ Росимущества в Магаданской области с просьбой о согласовании списания федерального
 имущества после 01.01.2011, ответчик, соответственно, должен был отказать в согласовании.

В судебном заседании представители ответчика пояснили правовую позицию ТУ Росимущества в Магаданской области по существу заявленных возражений и представили в материалы дела документы, подтверждающие прекращение права собственности РФ на имущество, находившееся в федеральной собственности и закрепленное на праве оперативного управления за ТФОМС Магаданской области.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Магаданской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, возражений по существу заявленных требований не представил по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 06.12.2011 № 1921 и письменном пояснении от 18.01.2012, из которых следует, что в период с 01.01.2011 по 31.07.2011 ТФОМС Магаданской области списано и утилизировано 36 единиц основных средств на сумму 690 124, 05 руб. и приобретено 3 единицы основных средств на сумму 20 148, 50 руб.

При этом, ТФОМС Магаданской области в части порядка списания имущества пояснил, что в соответствии с пп. «а» п. 4 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 года № 834, решение о списании федерального имущества принимается в отношении федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - организацией самостоятельно.

Таким образом, акты о списании от 28.01.2011 ТФОМС Магаданской области в ТУ Росимущества в Магаданской области для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества в порядке п. 13 Положения, не направлялись.

В целях исполнения требований Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, ТФОМС Магаданской области 01.03.2012 на основании Договора на оказание услуг по утилизации оргтехники, электронных и бытовых приборов утилизированы 36 единиц основных средств.

В судебном заседании представитель ТФОМС Магаданской области пояснил, что на момент списания указанные основные средства фактически не были утилизированы, следовательно, исключение их из бухгалтерского учета по состоянию на 01.02.2011 произведено неправомерно, однако, изменения в бухгалтерсукий учет не внесены, выбытие федерального имущества осталось отражено в бухгалтерском учете ТФОМС Магаданской области по состоянию на 01.02.2011 в связи с принятием решения о его списании в январе 2011 года.

Выяснив фактические обстоятельства спора, выслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, суд установил следующее.

По материалам дела установлено, что Распоряжением ТУ Росимущества в Магаданской области от 08.10.2007 № 578 за ТФОМС Магаданской области на праве оперативного управления закреплено имущество, в т.ч. 36 единиц имущественных объектов, перечисленных в Перечне основных средств по состоянию на 01.01.2011 и списанных ТФОМС Магаданской области в январе 2011 года. При этом, право оперативного управления ТФОМС Магаданской области на указанное имущество по состоянию на 01.01.2011 прекращено не было.

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в соответствии с Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, ТФОМС Магаданской области была создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В соответствии с Приказом ТФОМС Магаданской области от 13.11.2010 № 44/1 «О проведении годовой инвентаризации» постоянно действующей инвентаризационной комиссией ТФОМС Магаданской области в период с 01.12.2010 по 15.12.2010 была проведена годовая инвентаризация.

По результатам проведенной инвентаризации на основании Приказа от 27.01.2011 № 03 «О списании основных средств» оформлены акты от 28.01.2011 о списании 36 единиц основных средств на сумму 690 124, 05 руб.

В соответствии с п. 2 Приказа от 27.01.2011 № 03 выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о списании отражено в бухгалтерском учете ТФОМС Магаданской области по состоянию на 01.02.2011.

При этом, акты о списании от 28.01.2011 ТФОМС Магаданской области в ТУ Росимущества в Магаданской области для внесения соответствующих сведений в Реестр федерального имущества в порядке п. 13 Положения, не направлялись.

В целях реализации п. 9 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и во исполнение ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» исполняющим обязанности губернатора Магаданской области от имени Администрации Магаданской области в адрес ТУ Росимущества в Магаданской области было направлено предложение от 07.06.2011 № 3046 о передаче в государственную собственность Магаданской области имущества, закреплённого за ТФОМС Магаданской области на праве оперативного управления с приложением пакета документов, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374.

При этом, в процессе подготовки предложения о передаче в государственную собственность Магаданской области имущества, закреплённого за ТФОМС Магаданской области, при формировании перечня имущества, предлагаемого к передаче, КУГИ Магаданской области проведена работ по выяснению, какие имущественные объекты фактически являются объектами права оперативного управления ТФОМС Магаданской области, и, соответственно, отражены в бухгалтерском учёте фонда.

В рамках проведённой работы КУГИ Магаданской области была получена информация об исключении из бухгалтерского учёта ТФОМС Магаданской области в январе 2011 года 36 объектов основных средств в связи с произведённым списанием.

Указанная информация была подтверждена представленными ТФОМС Магаданской области в КУГИ Магаданской области документами – копией приказа исполнительной дирекции Магаданского ТФОМС о списании основных средств от 27.01.2011 № 03; копиями 36-ти актов о списании объектов основных средств; копией оборотной ведомости по основным средствам, нематериальным и непроизведённым активам за 01.01.2011 - 31.05.2011; копией ведомости по основным средствам от 01.06.2011; письмом директора ТФОМС Магаданской области от 28.07.2011№ 1144.

В перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области были включены имущественные объекты, фактически имевшиеся в наличии по состоянию на 31.05.2011.

Во исполнение поручения Росимущества от 06.07.2011 № СМ-18/19784, в соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ», п. 9 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», с учетом обращения и.о. губернатора Магаданской области от 07.06.2011 № 3046, согласия ТФОМС Магаданской области от 30.05.2011 № 804, письма Федерального ФОМС от 17.05.2011 № 2984/80-2, ТУ Росимущества в Магаданской области издано распоряжение от 11.08.2011 № 156 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за ТФОМС Магаданской области, в государственную собственность Магаданской области».

12.08.2011 в КУГИ Магаданской области поступило письмо ТУ Росимущества в Магаданской области от 12.08.2011 № ОЯ-3/4883 с приложением :

- копии распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 11.08.2011 № 156 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за ТФОМС Магаданской области, в государственную собственность Магаданской области»;

- проекта акта приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве оперативного управления за ТФОМС Магаданской области, передаваемого в государственную собственность Магаданской области.

В качестве неотъемлемых частей к распоряжению и акту приема-передачи имущества были приложены идентичные по содержанию перечни основных средств ТФОМС Магаданской области по состоянию на 01.01.2011, в которые были включены имущественные объекты, списанные ТФОМС Магаданской области в январе 2011 года.

Письмом от 25.08.2011 № ВЗ-5/1692 КУГИ Магаданской области отказался от подписания акта приема-передачи, направленного с копией распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 11.08.2011 № 156 и указывал на невозможность надлежащего учета имущества в государственной казне РФ при подписании ТУ Росимущества в Магаданской области акта приёма-передачи одновременно в качестве принимающей стороны и передающей стороны.

25.08.2011 ТУ Росимущества в Магаданской области в одностороннем порядке был утверждён Акт приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве оперативного управления за ТФОМС Магаданской области, передаваемого в государственную собственность Магаданской области (п. 7 Распоряжения от 11.08.2011 № 156).

С целью устранения технических нарушений, допущенных при принятии Распоряжения от 11.08.2011 № 156, ТУ Росимущества в Магаданской области 05.10.2011 издано Распоряжение № 195 «О внесении изменений в распоряжение от 11.08.2011 № 156» с техническим уточнением балансовой и остаточной стоимости передаваемого имущества, указанного в Перечне основных средств ТФОМС Магаданской области по состоянию на 01.01.2011, приложенного к распоряжению от 11.08.2011 № 156, - с указанием копеек.

В целях исполнения требований Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, ТФОМС Магаданской области 01.03.2012 заключен договор на оказание услуг по утилизации оргтехники, электронных и бытовых приборов № 02 от 01.03.20112 с ООО «Проминвест-плюс».

В результате 36 единиц основных средств утилизированы 07.03.2012, что подтверждается представленными в материалы дела копиями Акта от 01.03.2012 о приеме-передаче оборудования и Акта выполненных услуг по утилизации оборудования от 07.03.2012.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что основные средства в количестве 36 единиц, списанные ТФОМС Магаданской области в январе 2011 года, на момент передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ в августе 2011 года были исключены из бухгалтерского учета как списанные, однако, не были утилизированы.

Поскольку на момент списания указанные основные средства фактически не были утилизированы, следовательно, исключение их из бухгалтерского учета произведено неправомерно, в нарушение требований п. 51 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Кроме того, на момент рассмотрения спора по существу, выбытие федерального имущества осталось отражено в бухгалтерском учете ТФОМС Магаданской области по состоянию на 01.02.2011, несмотря на то, что 36 единиц основных средств, списанных ТФОМС Магаданской области в январе 2011 года, были утилизирован 07.03.2012.

Считая, что на момент принятия распоряжения ТУ Росимущества в Магаданской области от 11.08.2011 № 156 и оформления акта приема-передачи, Перечни имущества, передаваемого в государственную собственность Магаданской области, не были актуальными, поскольку в них были неправомерно включены имущественные объекты, фактически списанные с балансового учёта ТФОМС Магаданской области в январе 2011 года, заявитель, КУГИ Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя неправомерными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о Территориальном управлении Росимущества в Магаданской области, утвержденным Приказом Росимущества № 278 от 29.09.2009, ТУ Росимущества в Магаданской области осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в т.ч. составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» федеральное имущество, закрепленное за территориальными фондами обязательного медицинского страхования на праве оперативного управления до дня вступления в силу указанного Федерального закона, передается в собственность соответствующих субъектов РФ в срок до 01.07.2011 и используется территориальными фондами на праве оперативного управления.

Ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ дата вступления в силу данного закона определена с 01.01.2011.

Таким образом, законодателем установлено, что передача федерального имущества, закрепленного за ТФОМС Магаданской области, осуществляется по состоянию на 01.01.2011.

Ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ определено, что имущество территориального фонда, приобретенное за счет средств обязательного медицинского страхования, является государственной собственностью соответствующего субъекта РФ и используется территориальным фондом на праве оперативного управления.

Передача имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ осуществляется в порядке, определенном ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ».

Ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность и из собственности субъекта РФ или муниципальной собственности в федеральную собственность.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.

Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ, устанавливается Правительством РФ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой решениями, принимаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.

При этом, к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, нормы ГК РФ и Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в т.ч. определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Кроме того, п. 3.4 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 № 270, предусмотрено, что в случае поручения Росимущества территориальному органу Росимущества принять решение о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность территориальный орган Росимущества в месячный срок со дня поступления документов издает распоряжение, осуществляет подготовку и утверждение акта приема-передачи соответствующего имущества, обеспечивает внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества и представляет копию распоряжения и информацию о внесении изменений в реестр федерального имущества в Росимущество.

Таким образом, системный анализ перечисленных норм подтверждает правомерность действий ТУ Росимущества в Магаданской области по передаче федерального имущества, закрепленного за ТФОМС Магаданской области, осуществленной по состоянию на 01.01.2011, и соответственно, правомерность включения в Перечень основных средств ТФОМС Магаданской области имущества, находящегося в федеральной собственности, закрепленного на праве оперативного управления за ТФОМС Магаданской области, и передаваемого в государственную собственность Магаданской области, по состоянию на 01.01.2011.

Необходимые и достаточные доказательства обратного заявителем не представлены.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

П. 4 ст. 200 АПК РФ также установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания указанных норм следует, что признание незаконными действий возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

По результатам исследования оспариваемых действий ТУ Росимущества в Магаданской области установлено, что указанные действия не обладают признаками, являющимися основанием для признания их незаконными, - одновременное несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Содержание оспариваемых действий и распоряжений соответствует положениям Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Кроме того, заявителем с достаточной степенью достоверности не подтверждено нарушение оспариваемыми действиями и распоряжениями его прав и законных интересов.

Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса об оспаривании ненормативного акта, т.к. судом установлена его законность.

П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Однако, указанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложен-ных на него ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с требованиями ст. 162 АПК РФ представленные заявителем и ответчиком доказательства подлежат исследованию в судебном заседании и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влиянии на законность и обоснованность оспариваемого акта, при этом, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной им в определении № 244-О от 12.05.2005, принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, при котором суд обязан обеспечить справедливое и беспристрастное разрешение спора, и не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено наличие необходимых критериев, позволяющих признать оспариваемые действия и распоряжения одновременно несоответствующими закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, суд установит, что оспариваемое решение (действие, акт) является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 14.03.2012.

Руководствуясь ст.ст. 41, 49, 159, 167 - 170, 176, 180, 181, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Магаданской области,

РЕШИЛ:

1. Принять уточнение заявленных требований Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области № В3-4/475 от 05.03.2012.

2. В удовлетворении требований заявителя, Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области, о признании незаконными действий Территориальноого управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области и признании недействительными распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области № 156 от 11.08.2011 в части и № 195 от 05.10.2011 в полном объеме, - отказать.

3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Магаданской области в установленном АПК РФ порядке.

Судья Степанова Е.С.