НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 12.04.2013 № А37-15/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. МагаданДело № А37-15/2013

12 апреля 2013

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Комаровой Л.П.,

рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощённого производства в помещении Арбитражного суда Магаданской области по адресу: <...> дело

по заявлению Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в Ягоднинском районе Магаданской области

к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа пос. Оротукан»

о взыскании 99 085,50 рублей

без вызова сторон

Содержание спора:

Заявитель, ГУ УПФ РФ в Ягоднинском районе в Магаданской области (ОГРН <***>, 686230, пос.Ягодное, Магаданской области, ул. Спортивная,120), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с ответчика, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Оротукан» (ОГРН <***>, 686210, пос.Оротукан, Ягоднинского района, Магаданская область, улица Спортивная, д.10) финансовых санкций за непредставление в установленный срок расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за страховыми взносами за 2011 года в сумме 99 085,50 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» часть 1 статьи 46, а также на решение о привлечении к ответственности от 13.07.2012г № 059 003 12 РК 0001055, неисполнение, в добровольном порядке требования №.059 003 40012951 об уплате финансовых санкций (л.д.21), в связи с чем, заявитель обратился с заявлением в суд.

Информация о принятии заявления в порядке упрощённого производства к размещена 15.02.2013 в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.

Определение суда о принятии заявления в порядке упрощённого производства направлено сторонам в порядке и сроки, установленные ст.121,122,184 АПК РФ по юридическим адресам согласно сведениям ЕГРЮЛ.

Определение о принятии заявления в порядке упрощённого производства получено сторонами: заявителем 18.02.2013 и ответчиком 20.02.2013 (уведомление о вручении 59 21282 8).

К обозначенному определением суда от 14.02.2013 сроку -11.03.2013 и 01.04.2013 от ответчика письменный отзыв и доказательства не поступили в нарушение статьи 131 АПК РФ.

При изложенных обстоятельствах, ответчик считается извещенным надлежащим образом, что соответствует требованиям разъяснений пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011г № 12 «О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции ФЗ от 27.07.2010г № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ».

Спор подлежит рассмотрению в порядке ст.9,11,64-68,75,81,156,212-216,226-229 АПК РФ, по представленным в деле письменным доказательствам.

Установив фактические обстоятельства дела, ознакомившись с письменными пояснениями заявителя, исследовав и оценив совокупность представленных в дело письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришёл к следующему выводу.

Ответчик - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Оротукан» зарегистрирован в ЕГРЮЛ за № <***>, с местонахождением 686210, пос. Оротукан, Ягоднинского района, Магаданская область, улица Спортивная, д.10 (л.д.29). Является страхователем и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд, где зарегистрирован 17.09.1998 и имеет регистрационный номер 059-003-000854.

С 1 января 2010 года вступил в действие Федеральный закон от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту «ФЗ № 212-ФЗ»). Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии со статьёй 3 ФЗ № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

То есть право заявителя на обращение с настоящим заявлением, обусловлено статьей 3 ФЗ № 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Согласно пункту 9 статьи 15 ФЗ № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность, в частности, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

Согласно ст.10 ФЗ от 24.07.2009г № 212-ФЗ отчётными периодами признаются квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год.

Срок представления сведений за 2011 – до 15 февраля 2012. Сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, а также об исчисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц, подлежат отражению по форме РСВ-1 ПФР.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ФЗ № 212-ФЗ не представление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб. (в редакции действующий на дату совершения правонарушения).

Основанием обращения с настоящим заявлением явилось решение № 059 003 12 РК 0001055 от 13.07.2012 о привлечении к ответственности, вынесенное заявителем- Государственным учреждением Управление Пенсионного фонда РФ в Ягоднинском районе Магаданской области (л.д.16), в основу которого положен акт камеральной проверки № 059003300008031 от 08.06.2012 (л.д.11).

Из материалов дела, в частности акта камеральной проверки от 08.06.2012 следует, что в результате проведенной заявителем камеральной проверки установлено, что ответчиком не представлены в срок сведения по форме РСВ-1 за 2011года к 15 февраля 2012 года. Расчёт формы РСВ-1 ПФР представлен 05.05.2012 (л.д.23). То есть срок представления не соблюдён, что явилось основанием для привлечения ответчика к ответственности, установленной частью 1 статьи 46 ФЗ № 212-ФЗ. Факт представления расчёта по истечении установленного срока подтверждён протоколом проверки программно-технического комплекса АСВ №059 003 12 РС 0017075.

Расчёт суммы штрафа соответствует методике, установленной положениями части 1 статьи 46 ФЗ № 212-ФЗ и основан на данных представленного расчёта от 05.05.2012г, периоде просрочки.

Согласно расчёту уплате подлежали страховые взносы в сумме 660 570 рублей (строка 114 расчёта). Просрочка составила более 2-месяцев. Размер штрафа от указанной суммы составил 15 % - 99 085,50 рублей.

Следовательно, привлечение к ответственности по части 1 статьи 46 ФЗ № 212-ФЗ, правомерно.

Понятие нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и порядок привлечения к ответственности за его совершение содержатся в ФЗ № 212-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение). Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (п.2 статьи 40 ФЗ № 212-ФЗ). Ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст.41 ФЗ).

Статьёй 45 ФЗ № 212-ФЗ установлен срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Привлекая к ответственности и налагая штраф, заявитель признал выявленным и установленным как событие правонарушения, так и его состав.

Порядок и сроки привлечения к ответственности, предъявления решения к исполнению, заявителем соблюдены.

Вместе с тем из решения ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Ягоднинском районе Магаданской области, положенного в основание заявления о взыскании не усматривается, что при их вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя за совершение правонарушения. Однако суд полагает, что сумма финансовых санкций подлежит уменьшению, в связи с применением положений статьи 44 ФЗ № 212-ФЗ.

Согласно пункту 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

К обстоятельствам, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, относятся:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Поскольку данный перечень не является исчерпывающим, суд при рассмотрении конкретного дела вправе признать те или иные обстоятельства в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность.

Закрепленное в законе право суда оценивать условия совершения правонарушения, его

характер, степень общественной опасности, последствия, в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, неотвратимости наказания, его справедливости, соразмерности тяжести совершенного нарушения.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости в сфере публично - правовой ответственности, предполагает установление этой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, незначительный период просрочки представления сведений, отсутствие умысла на совершение правонарушений; отсутствие реального ущерба Пенсионному фонду Российской Федерации и недоимки. Ответчик имеет статус образовательного учреждения и создано в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего образования. Учреждение финансируется на основе смет за счет субвенций, выделяемых в соответствии с нормативами, установленными законодательством Магаданской области в расчете на одного обучающегося, и средств местного бюджета. Размер наложенного штрафа для ответчика носит значительный характер, и взыскание его в полном объеме может негативно сказаться на дальнейшем продолжении общеобразовательной деятельности.

Кроме того, суд принимает во внимание действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Конституционный Суд РФ неоднократно разъяснял, что размер санкции должен отвечать принципам справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, субъекта. Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности (Постановление Конституционно Суда РФ 11-П от 15.07.1999).

Таким образом, в совокупности, изложенные выше обстоятельств, суд находит смягчающими. По общим правилам санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению. Следовательно, наличие ряда смягчающих обстоятельств дает суду основания для уменьшения суммы штрафа (99 085,50 рублей), наложенного на ответчика решением № 059 003 12 РК 0001055 от 13.07.2012, до 9 908,55 рублей, которая и подлежит взысканию с ответчика.

Во взыскании остальной части 89 176,95 руб. следует отказать, в связи с применением ст.44 ФЗ № 212-ФЗ.

Поскольку, сумма штрафа, наложенная решением № 059 003 12 РК 0001055 от 13.07.2012 о привлечении к ответственности, ответчиком не оплачена, что следует из выписки реестра учета платежей по состоянию 11.03.2013, то она подлежит взысканию в судебном порядке.

Расходы по госпошлине, исчисленные в порядке и размере, установленном ст.333.21 НК РФ подлежат отнесению на ответчика в соответствии с ст.110 АПК РФ, и взысканию в соответствии с положениями ст.333.17,333.18 НК РФ. Однако с учётом положений части 2 статьи 333.22 «Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды» арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

В связи с чем, суд считает возможным уменьшить госпошлину до 500 рублей.
  При рассмотрении дел в порядке упрощённого производства согласно положениям статьи 229 АПК РФ исполнительный лист подлежит выдаче судом по заявлению заявителя.

Руководствуясь ст.9-11,64-68,70,75,81,110,167-170,176,212-216,226-229 АПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

1. Взыскать с ответчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Оротукан» зарегистрированного в ЕГРЮЛ за № <***>, с местонахождением 686210, пос. Оротукан, Ягоднинского района, Магаданской области, улица Спортивная, д.10 штраф в сумме 9 908,55 рублей. Исполнительный лист выдать по заявлению взыскателя.

2. Во взыскании остальной части- 89 176,95 рублей отказать.

3.Взыскать с ответчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Оротукан» зарегистрированного в ЕГРЮЛ за № <***>, с местонахождением 686210, пос. Оротукан, Ягоднинского района, Магаданской области, улица Спортивная, д.10 в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 500 руб. Выдать исполнительный лист по истечении 10 дней по вступлению решения в законную силу.

4. Решение подлежит немедленному исполнению, но вступает в законную силу по истечение 10 дней, если не будет подана апелляционная жалоба. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Магаданской области

Судья Л.П. Комарова