НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 11.06.2013 № А37-247/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-247/2013

14 июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 11.06.2013

Полный текст решения изготовлен 14.06.2013

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи В. В. Липина, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т. О. Чепко, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...>, дело по заявлению первого заместителя прокурора Магаданской области

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий по внесению в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей: о ликвидации объекта – Сооружение Карьер № 2; о прекращении права собственности на объект – Сооружение Карьер № 2; об обязании исключить указанные записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; об обязании восстановить в ЕГРП записи: о наличии объекта - Сооружения Карьер № 2, расположенного по адресу: Омсукчанский район, п. Дукат, Рудник «Дукат»; о праве собственности ЗАО «Серебро Магадана» на указанный объект.

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области; закрытое акционерное общество «Серебро Магадана»

при участии:

от заявителя – ФИО1, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, доверенность от 04.06.2013 № 7-2826-2013;

от ответчика – ФИО2, начальник отдела правового обеспечения, контроля и надзора в сфере саморегулируемых организаций, доверенность от 28.12.2012 № 02-50;

от Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области – ФИО3, начальник юридического отдела, доверенность от 26.02.2013 № 05/2365;

от ЗАО «Серебро Магадана» - ФИО4, юрисконсульт доверенность от 07.09.2010 серии 78 ВМ № 0288231;

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением № 7-724-2013 от 11.02.2013 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - ответчик, а также Управление Росреестра по Магаданской области) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) записей: о ликвидации объекта – Сооружение Карьер № 2; о прекращении права собственности на объект – Сооружение Карьер № 2; об обязании исключить указанные записи из ЕГРП.

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной прокурорской проверки установлено, что Управлением Росреестра по Магаданской области 19.09.2008 в ЕГРП внесены оспариваемые записи. Согласно «Особым отметкам регистратора» объект был ликвидирован в связи с консервацией. Вместе с тем, данные действия ответчика являются незаконными в связи со следующим.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 10.11.2006 серии 49 АА № 024603 за закрытым акционерным обществом «Серебро Магадана» (далее - ЗАО «Серебро Магадана», а также Общество) на праве собственности зарегистрирован Карьер № 2, расположенный по адресу: Омсукчанский район, п. Дукат, Рудник «Дукат».

27.03.2008 ЗАО «Серебро Магадана» обратилось в Управление Росреестра по Магаданской области для осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на Карьер № 2.

19.09.2008 на основании кадастрового паспорта на Карьер № 2, справки Омсукчанского представительства ГУ «МОУТИ» № 112 от 17.09.2008, согласно которой Карьер № 2 законсервирован, Управлением Росреестра по Магаданской области проведена регистрация прекращения права собственности ЗАО «Серебро Магадана» на Карьер № 2.

Вместе с тем, документы, предоставленные Обществом, не свидетельствуют о прекращении существования Карьера № 2.

Так, согласно справке Омсукчанского представительства ГУ «МОУТИ» № 112 от 17.09.2008 в реестр регистрации объектов градостроительной деятельности на основании Акта Общества внесена запись о консервации – Карьера № 2. Согласно Акту о консервации указанный объект признан законсервированным.

В соответствии с пунктами 8, 15 Правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, утвержденных приказом Госстроя РФ от 31.05.2001 № 120 (далее – Правила от 31.05.2001 № 120) выписка из Единого реестра является доказательством проведенного государственного технического учета и наличия объекта градостроительной деятельности по определенному адресу, в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и иных характеристик на определенную дату.

После прекращения существования объекта в регистрационной книге делается отметка об исключении его из реестра на основании документов инвентарного дела. Из указанного следует, что доказательством прекращения существования объекта являются данные Единого реестра. Согласно выписке из реестра в отношении Карьера № 2 внесена запись о консервации объекта, других записей по указанному объекту не значится.

Таким образом, Карьер № 2, является законсервированным, а не ликвидированным и основания для прекращения права собственности на него отсутствуют.

Информация о принятии заявления к производству и назначении судебного заседания по данному делу размещена на сайте Арбитражного суда Магаданской области - www.magadan.arbitr.ru.

Ранее заявитель уточнил заявленные требования, посредством дополнения просительной части заявления № 7-724-2013 от 11.02.2013 пунктом 3, просил обязать Управление Росреестра по Магаданской области восстановить в ЕГРП записи: о наличии объекта - Сооружения Карьер № 2, расположенного по адресу: Омсукчанский район, п. Дукат, Рудник «Дукат»; о праве собственности ЗАО «Серебро Магадана» на указанный объект.

Уточнение принято судом.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований, с учетом уточнения настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении № 7-724-2013 от 11.02.2013, письменном пояснении № 7-1408-2013 от 20.03.2013, письменном дополнении № 7-2161-2013 от 06.05.2013, дал пояснения по существу заявленных требований, обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Представитель ответчика в судебном заседании согласился с заявленными требованиями, находит их подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве № 05-000996 от 11.04.2013, пояснил, что в Управление Росреестра по Магаданской области обратилось Управление ФНС России по Магаданской области с просьбой предоставить пояснения об основаниях прекращения права собственности ЗАО «Серебро Магадана» и ликвидации объекта недвижимости – Карьер № 2,с условным номером 49-49-01/112/2006-595, расположенного по адресу: Магаданская область, Омсукчанский район, поселок Дукат, Рудник Дукат. В ходе рассмотрения хранящихся в деле правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости, был установлен факт грубейшего нарушения государственным регистратором действующего федерального законодательства при внесении записи о прекращении права собственности и ликвидации объекта недвижимости - сооружение Карьер № 2, условный номер 49-49-01/112/2006-595, так как справка № 112, явившаяся основанием для внесения сведений о ликвидации объекта недвижимости, содержала лишь сведения о его консервации.

Ввиду того, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, и Управление Росреестра по Магаданской области не наделено правом самостоятельной отмены неправомерных решений государственного регистратора и аннулирования записей в ЕГРП о ликвидации объекта недвижимости, ответчик самостоятельно обратился в прокуратуру Магаданской области с просьбой рассмотреть вопрос об обращении в суд с заявлением об обжаловании принятого государственным регистратором Управления Росреестра по Магаданской области решения и восстановлении права собственности ЗАО «Серебро Магадана» в записях ЕГРП, представил копии материалов регистрационного дела, касающиеся существа заявленных требований и спорного объекта недвижимого имущества. В отношении заявленного ходатайства указал, что процессуальный срок на обращение в суд заявителем не пропущен, поскольку заявление первого заместителя прокурора Магаданской области № 7-724-2013 от 11.02.2013 подано в Арбитражный суд Магаданской области в пределах 3-х месячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области, в судебном заседании, подержал правовые позиции заявителя и ответчика, по основаниям, указанным в письменном пояснении от 10.04.2013, дал пояснения по существу заявленных требований, приобщил копию решения № 12-13/6 от 11.03.2012 по результатам выездной налоговой проверки, с приложением копий документов, представленных Обществом при проведении выездной налоговой проверки, касающиеся существа заявленных требований и спорного объекта недвижимого имущества.

Представитель ЗАО «Серебро Магадана» в судебном заседании, против удовлетворения заявленных требований возражал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве б/д, б/н (т. 1 л.д. 102-105), письменных дополнениях б/д, б/н (т. 2 л.д. 11-13), дал пояснения по существу возражений.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в деле доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьёй 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, совершения оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия), что предписано положениями пунктом 5 статьи 200 АПК РФ.

Однако, вышеуказанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него частью 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Вместе с тем, несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Данное положение соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, согласно которой вопрос о причинах пропуска срока для обжалования в суд решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что заявитель области обратился в суд в интересах государства, полагая, что внесение Управлением Росреестра по Магаданской области недостоверных сведений о ликвидации объекта недвижимости и прекращении права собственности, нарушает права и законные интересы государства на достоверность и актуальность содержащейся в едином государственном реестре прав информации, а также права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации из ЕГРП.

Из материалов дела следует, что об указанном нарушении заявителю стало известно из обращения Управления Росреестра по Магаданской области в Прокуратуру области № 05-003584 от 10.12.2012 (т. 1 л.д. 45, 46).

При таких обстоятельствах, судом установлено, что процессуальный срок на обращение в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

При рассмотрении заявленных требований по существу суд установил, что Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Серебро Магадана» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС, водного налога, земельного налога, транспортного налога, НДПИ, ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, НДФЛ за период с 01.04.2008 по 30.09.2010.

По результатам проведенной налоговой проверки вынесено решение от 21.03.2012 № 12-13/6 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе выездной проверки налоговым органом установлено, что организация неправомерно отнесла на внереализационные расходы в нарушение пункта 1 статьи 252 НК РФ суммы недоначисленной амортизации по объекту основных средств - Карьер № 2 рудной зоны XVI рудника «Дукат», в связи с ликвидацией основного средства.

Вместе с тем, исходя из документов, полученных в ходе выездной налоговой проверки, ЗАО «Серебро Магадана» проводилась не ликвидация, а консервация объекта по проекту на консервацию Карьер № 2.

В связи с чем, Управление ФНС России по Магаданской области обратилось в Управление Росреестра по Магаданской области с письмом № 04-25-6769 от 27.11.2012 о предоставлении пояснений об основаниях прекращения права собственности ЗАО «Серебро Магадана» и ликвидации объекта недвижимости - Карьер № 2, с условным номером 49-49-01/112/2006-595, расположенного по адресу: Магаданская область, Омсукчанский район, поселок Дукат Рудник "Дукат".

В ходе подготовки ответа при рассмотрении, хранящихся в деле правоустанавливающих документов на указанный выше объект недвижимого имущества, Управлением Росреестра по Магаданской области установлен факт грубейшего нарушения государственным регистратором действующего законодательства при внесении записи о прекращении права собственности ЗАО «Серебро Магадана» и ликвидации объекта недвижимости - Карьер № 2, с условным номером 49-49-01/112/2006-595. Основанием к государственной регистрации прекращения права собственности ЗАО «Серебро Магадана» на указанный ранее объект недвижимости явилась справка № 112 от 17.08.2008, выданная ГУ «МОУТИ» Омсукчанское представительство.

Поскольку Управление Росреестра по Магаданской области не имеет права самостоятельно отменить неправомерное решение регистратора и аннулировать запись в ЕГРП о ликвидации объекта недвижимости, оно в целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации, обратилось в Прокуратуру Магаданской области с просьбой рассмотреть вопрос об обращении в суд с иском об обжаловании принятого государственным регистратором Управления решения о ликвидации объекта недвижимости - Карьер № 2, с условным номером 49-49-01/112/2006-595, расположенного по адресу: Магаданская область, Омсукчанский район, поселок Дукат, Рудник "Дукат" и восстановить право собственности ЗАО «Серебро Магадана» в записях ЕГРП.

Прокуратура Магаданской области, проведя соответствующую проверку по данному обращению, установила, что Управлением Росреестра по Магаданской области 19.09.2008 в ЕГРП внесены записи: о ликвидации объекта - Сооружение Карьер № 2, находящегося по адресу: Омсукчанский район, п. Дукат, Рудник «Дукат», (лист 1 подраздела 1-2); о прекращении права собственности на указанный объект (лист 1 подраздела 2-1). В качестве оснований для внесения указанных записей послужила согласно данным ЕГРП справка № 112 от 17.09.2008, выданная ГУ «МОУТИ» Омсукчанское представительство. Согласно «Особым отметкам регистратора» объект ликвидирован в связи с консервацией (лист 1а подраздела 1-2, лист 1а подраздела 2-1).

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 10.11.2006 серии 49АА № 024603 (т. 1 л.д. 24) на основании акта приемки, законченного строительством объекта приемочной комиссией от 23.03.2003 № 5 за ЗАО «Серебро Магадана» на праве собственности зарегистрирован Карьер № 2 инв. № 1499, расположенный по адресу: Омсукчанский район, п. Дукат, Рудник «Дукат».

27.03.2008 ЗАО «Серебро Магадана» обратилось в Управление Росреестра по Магаданской области для осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на Карьер № 2 (т. 1 л.д. 25).

На основании заявления ЗАО «Серебро Магадана» от 22.04.2008 (т. 1 л.д. 26) Управлением Росреестра по Магаданской области 22.04.2008 государственная регистрация прекращения права собственности приостановлена на три месяца с 22.04.2008 до 22.07.2008 (т. 1 л.д. 27).

22.08.2008 ответчик сообщил ЗАО «Серебро Магадана» о приостановлении регистрации на срок до 21.09.2008, в связи с непредоставлением организацией кадастрового паспорта и выписки из реестра объектов недвижимости, свидетельствующих о том, что объект не существует. Срок для предоставления документов установлен до 10.09.2008 (т. 1 л.д. 28, 29).

19.09.2008 ЗАО «Серебро Магадана» предоставило в Управление Росреестра по Магаданской области следующие документы: кадастровый паспорт на Карьер № 2, справку Омсукчанского представительства ГУ «МОУТИ» от 17.09.2008 № 112, согласно которой Карьер № 2 законсервирован (т. 1 л.д. 30-33).

На основании указанных документов Управлением Росреестра по Магаданской области 19.09.2008 проведена государственная регистрация прекращения права собственности ЗАО «Серебро Магадана» на объект Карьер № 2 (т. 1 л.д. 35-40).

Вместе с тем, прокуратурой установлено, что документы, предоставленные ЗАО «Серебро Магадан», не свидетельствуют о прекращении существования Карьера № 2.

Так, согласно справке Омсукчанского представительства ГУ «МОУТИ» от 17.09.2008 № 112 в реестр регистрации объектов градостроительной деятельности на основании Акта ЗАО «Серебро Магадана» внесена запись о консервации объекта - сооружения Карьер № 2.

Согласно Акту о консервации опасного производственного объекта горных разработок, связанных с пользованием недрами в ЗАО «Серебро Магадана» от 03.03.2008 № 6 Карьер № 2 рудника «Дукат» ЗАО «Серебро Магадана» признан законсервированным (т. 1 л.д. 43, 44).

Правилами ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности (далее - Единый реестр), утв. приказом Госстроя РФ от 31.05.2001 № 120 (далее - Правила), определено, что Единый реестр представляет собой упорядоченную систему записей, содержащих в них сведения об объектах недвижимости и являющихся доказательством существования учетного объекта в фиксированном составе, границах, назначении; принадлежности и других технических характеристиках на определенную дату.

В соответствии с пунктами 8 и 15 Правил выписка из Единого реестра является доказательством проведенного государственного технического учета и наличия объекта градостроительной деятельности по определенному адресу, в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и иных характеристик на определенную дату.

После прекращения существования объекта в регистрационной книге делается отметка об исключении его из реестра на основании документов инвентарного дела.

Из указанного следует, что доказательством прекращения существования объекта являются данные Единого реестра.

Согласно Выписке из реестра регистрации объектов градостроительной деятельности, выданной Омсукчанским представительством ГУ «МОУТИ» от 11.10.2011, в отношении объекта - горнотехнического сооружения Карьер № 2, расположенного по адресу: Магаданская область, Омсукчанский район, п. Дукат, рудник «Дукат», 17.09.2008 в книгу по указанному объекту была внесена запись о консервации объекта на основании акта о консервации от 15.09.2008. Других записей по вышеуказанному объекту не значится (т. 1 л.д. 42).

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм Управлением Росреестра по Магаданской области 19.09.2008 в отсутствие документов, свидетельствующих о прекращении существования объекта Карьер № 2, на основании документов, свидетельствующих о его консервации, произведена государственная регистрация прекращения права собственности ЗАО «Серебро Магадана» на указанный объект.

Кроме того, суд признаёт обоснованной позицию заявителя в соответствии с которой спорный объект - Карьер № 2 относится к категории опасных производственных объектов.

В силу пункта 1 статьи 8 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация подлежит экспертизе промышленной безопасности. Не допускается ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

В соответствии с пунктом 24 Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 № 33, проект ликвидации или консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с органами Госгортехнадзора России. Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанные с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта.

Согласно пункту 28 названной Инструкции, для подписания предусмотренного статьей 26 Закона РФ "О недрах" акта о ликвидации или консервации пользователь недр представляет в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы МПР России и Госгортехнадзора России заявление, 4 экземпляра проекта акта о ликвидации или консервации объекта по форме, предусмотренной в приложении 1, и прилагаемых к проекту акта копий заверенных в установленном порядке документов: акты по приемке выполненных работ по ликвидации или консервации объекта; акты по приемке - передаче рекультивированных земель; основная графическая документация (вертикальные проекции, разрезы), топографические планы земной поверхности, погоризонтные планы горных работ, геологические и гидрогеологические карты участка недр, на которых указываются горные выработки различного назначения, фактически выполненные работы, предусмотренные проектом (засыпка и перекрепление горных выработок, установка перемычек, полков, оборудование стволов и устьев скважин и т.п.), и размещение оставшегося оборудования. В указанной документации отражаются состояние запасов и разведанности месторождения полезных ископаемых или изученности участка недр, используемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, состояние горных выработок, рельеф и ситуация земной поверхности; экспертные заключения организаций, имеющих лицензию Госгортехнадзора России (в особых случаях - о достаточности выполненных работ и запланированных мероприятий для обеспечения безопасности населения, зданий, сооружений, горных выработок, природных и иных объектов, а также по сохранности горных выработок на время их консервации; о стабилизации гидродинамического режима; о стабилизации процессов сдвижения горных пород и земной поверхности при ликвидации подземных горных выработок обрушением или о степени опасности процессов сдвижения для зданий, сооружений и окружающей среды; об исключении накопления в зданиях и сооружениях в опасных концентрациях токсичных и взрывоопасных газов из ликвидированных или законсервированных горных выработок); технико-экономический расчет, обосновывающий необходимость ликвидации или консервации объекта (в случае нерентабельности работ по добыче полезных ископаемых).

Акт о ликвидации или консервации подписывается руководителями органа исполнительной власти субъекта РФ, территориального органа МПР России и Госгортехнадзора России.

В судебном заседании установлено, что указанные документы, свидетельствующие о фактической ликвидации опасного производственного объекта Карьера № 2, в материалах регистрационного дела, а также в материалах настоящего дела отсутствуют.

Напротив, из материалов дела следует, что Карьер № 2 является законсервированным, что подтверждается в частности Актом о консервации опасного производственного объекта № 6 от 03.03.2008, выпиской из Книги № 1 «Регистрация права собственности», предоставленной Омсукчанским представительством ГУ «МОУТИ», Актом проверки от 23.05.2013, составленным с участием главного инженера ЗАО «Серебро Магадана», которым установлено фактическое наличие у ЗАО «Серебро Магадана» технического сооружения – Карьер № 2 рудника Дукат, находящегося в законсервированном состоянии.

Вывод о том, что ликвидация Карьера № 2 не произведена и объект является законсервированным, подтвержден также решением Арбитражного суда Магаданской области от 21.01.2013 № A37-25 80/2012 (т. 1 л.д. 49-61).

Таким образом, судом установлено, что Карьер № 2, расположенный по адресу: Магаданская область, Омсукчанский район, п. Дукат, рудник «Дукат», является законсервированным, а не ликвидированным.

Следовательно, у Управления Росреестра по Магаданской области отсутствовали правовые основания для прекращения права собственности на спорный объект - Карьер № 2.

Согласно пункту 4 Правил Единый реестр нацелен на обеспечение функционирования единой государственной системы учета объектов градостроительной деятельности, задачами которой являются: обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности; формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении; обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе; информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сбор и представление сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета.

В соответствии со статьёй 12 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ЕГРП содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях

В силу статьи 2 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.

В силу части 9 статьи 14 ФЗ РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что внесение Управлением Росреестра по Магаданской области в ЕГРП записи о прекращении права собственности ЗАО «Серебро Магадана» на объект - сооружение Карьер № 2, расположенный по адресу: Магаданская область, Омсукчанский район, п. Дукат, рудник «Дукат», противоречит части 9 статьи 14 ФЗ РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в связи с недостоверностью содержащихся в записях сведений о прекращении права собственности в связи с ликвидацией объекта, нарушает права и законные интересы государства на достоверность и актуальность содержащейся в ЕГРП информации, а также права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации из ЕГРП.

Кроме того, суд признаёт обоснованным довод заявителя о том, что ЗАО «Серебро Магадана», прекратив своё право собственности на Карьер № 2, не уплатило налог на прибыль за 2008 год в размере 7 538 380 руб., т.к. неправомерно включило во внереализационные расходы сумму недоначисленной амортизации за 2008 год (на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ) по указанному объекту в размере 31 409 916 руб., тем самым причинив ущерб Российской Федерации и Магаданской области, т.к. 6,5% налога поступают в федеральный бюджет, а 17,5% - в областной бюджет.

Обоснованность доначисления Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области ЗАО «Серебро Магадана» налога на прибыль в размере 7 538 380 руб. по причине того, что Карьер № 2 является существующим объектом, находящимся на консервации, а не ликвидированным, подтверждена решением Арбитражного суда Магаданской области от 21.01.2013 № A37-2580/2012.

Исходя из вышеизложенного, государственная регистрация прекращения права собственности ЗАО «Серебро Магадана» на Карьер № 2 произведена Управлением Росреестра по Магаданской области с нарушением норм действующего законодательства и законных интересов Российской Федерации.

Как установлено статьёй 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влиянии на законность и обоснованность вынесенного решения.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в числе прочего должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Иные доводы, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих правовых позиций, уточняют их основные доводы и признаются судом не имеющими существенного правового значения.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика, который в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от её уплаты освобождён.

В соответствии со статьёй 176 АПК РФ датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме – 14.06.2013.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 201 АПК РФ, Арбитражный суд Магаданской области

РЕШИЛ:

1. Действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о ликвидации объекта – Сооружение Карьер № 2, расположенного по адресу: Омсукчанский район, п. Дукат, Рудник «Дукат», о прекращении права собственности закрытого акционерного общества «Серебро Магадана» на указанный объект – признать незаконными.

2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о ликвидации объекта – Сооружение Карьер № 2, расположенного по адресу: Омсукчанский район, п. Дукат, Рудник «Дукат», и о прекращении права собственности закрытого акционерного общества «Серебро Магадана» на указанный объект.

3. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу восстановить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о наличии объекта - Сооружения Карьер № 2, расположенного по адресу: Омсукчанский район, п. Дукат, Рудник «Дукат», и о праве собственности закрытого акционерного общества «Серебро Магадана» на указанный объект.

4. Решение подлежит немедленному исполнению, и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья В. В. Липин