НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 07.02.2024 № А37-3439/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-3439/2023

29 февраля 2024 г.

Резолютивная часть решения объявлена 07.02.2024.

Решение в полном объёме изготовлено 29.02.2024.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Адаркиной Е.А.

рассмотрев в помещении Арбитражного суда Магаданской области в порядке упрощённого производства дело по заявлению Северо-Восточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1024900964879, ИНН 4909001305, адрес: 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д. 11)

к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (ОГРН 1024900960963, ИНН 4900000434, адрес: 685000, г. Магадан, ул. Якутская, д. 52)

об отмене решения от 12.09.2023 № 059S19230002201, об освобождении от штрафных санкций,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Северо-Восточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, обратился в Арбитражный суд Магаданской области (далее также – Управление) с заявлением об отмене решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (далее - ОСФР по Магаданской области, Отделение) от 12.09.2023 № 059S19230002201.

Кроме того заявитель просит: освободить от штрафных санкций в размере 24 000 рублей, наложенных вышеуказанным решением; в случае принятия судом решения о невозможности полного освобождения от ответственности за спорное правонарушение изменить размер штрафа с учетом смягчающих вину обстоятельств, указанных в данном заявлении.

Указанным решением заявитель привлечён к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, действующей до 01.01.2023) за непредставление страхователем в установленный срок сведений о за страхованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ в виде финансовой санкции в размере 24 000 руб.

Определением от 13.12.2023 заявление принято в порядке упрощенного производства. В соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа, сторонам установлен срок для представления доказательств суду и друг другу.

О возбуждении производства по делу лица, участвующие в деле, извещены в порядке, предусмотренном статьёй 123 АПК РФ.

Ответчик в представленном отзыве от 21.12.2023 № 11/49-17/51756 указал на соответствие решения от 12.09.2023 № 059S19230002201 действующему законодательству, ввиду чего отделение просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Установив фактические обстоятельства и исследовав доказательства по настоящему делу, оценив совокупность представленных в дело доказательств, с учётом норм процессуального и материального права суд пришёл к следующему.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки достоверности. правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее № 27-ФЗ) ОСФР по Магаданской области выявлено нарушение срока подачи Управлением формы СЗВ-СТАЖ (исходная), о чем 02.08.2023 составлен соответствующий акт.

Согласно данного акта, в соответствии с действующим законодательством, сведения о каждом работающем у страхователя застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ, должны быть предоставлены ежемесячно, до 01 марта года, следующего за отчетным. Сведения за 2022 год поданы с нарушением установленного срока, а именно 14.06.2023. За данное нарушение действующего законодательства ОСФР по Магаданской области 12.09.2023 (получено Управлением 21.09.2023) принято решение о наложении на Управление финансовой санкции в размере 24 000 руб. 00 коп.

Заявитель полагает, что данное решение не соответствует обстоятельствам дела и нарушает права и законные интересы заявителя. Незаконность и необоснованность оспариваемого решения выражаются в том, что ОСФР по Магаданской области не рассмотрело и не приняло во внимание наличие следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) определенные этим Законом сведения.

В силу статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

В соответствии с положениями Закона № 27-ФЗ и пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 .№ 211н (далее - Инструкция), действующей на момент подачи сведений (утратила силу с 02.06.2023 на основании приказа Минтруда России от 03.04.2023 № 256н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в ОСФР по Магаданской области сведения в отношении застрахованных лиц. Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированною) учета сведений о зарегистрированных лицах утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.04.2023 № 256н введенная в действие взамен действующей ранее содержит сходные положения.

При этом положения Инструкции не изменяют и не отменяют положений статьи 15 Закона № 27-ФЗ о наличии у страхователя как права на уточнение сведений о застрахованных лицах, так и права на дополнение сведений о застрахованных лицах.

Кроме того, статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные). Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния а также соразмерности наказания и презумпции невиновности.

Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения ОСФР по Магаданской области, Управление реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в ОСФР по Магаданской области дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Также заявитель поясняет, что несвоевременное предоставление отчетности в установленные сроки произошло по причине отсутствия в Управлении сотрудников, на которых можно было возложить данную обязанность. В финансово-кадровом отделе Управления на момент совершения спорного нарушения штатным расписанием было предусмотрено 9 единиц, из которых лишь две ставки отведены под бухгалтерию (начальник отдела - главный бухгалтер и старший специалист 2 разряда - бухгалтер), и всего одна для сотрудника, осуществляющего кадровое сопровождение деятельности (специалист-эксперт). Начиная с 01.11.2022 и до 10.01.2023, все трое государственных служащих, занимающих вышеобозначенные должности, расторгли служебные контракты по собственному желанию. В период подачи отчетности СЗВ-СТАЖ (до 01 марта) ставки все еще пустовали. Только 26.05.2023 в соответствии с приказом № 35-л/с на работу был принят начальник финансово-кадрового отдела, после чего отчетность и была направлена в ОСФР по Магаданской области.

По мнению заявителя, допущенные Управлением нарушения, связанные с несвоевременной подачей сведений о застрахованных не повлекли за собой незаконную индексацию размеров выплат в сфере обязательной) пенсионного и социального страхования.

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 19.01.2016 № 2-П, ответственность за нарушения норм пенсионного законодательства должна применяться дифференцированно с учетом тяжести совершенного нарушения, размера причиненного ущерба, степени вины нарушителя.

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве от 21.12.2023 № 11/49-17/51756. Полагает, что решение от 12.09.2023 № 059S19230002201 соответствует действующему законодательству, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) к страхователям относятся юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Согласно статье 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 237-ФЗ) за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27 (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 237-ФЗ) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представлял о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Указанные сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ вместе с формой ОДВ-1, которые утверждены постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п».

Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2022 года должны быть представлены не позднее 01.03.2023.

Страхователем 14.06.2023 с нарушением установленного законодательством срока по телекоммуникационным каналам связи, что подтверждается информацией о регистрации из ЭДОК, представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «исходная» за период год 2022 в отношении 48 застрахованных лиц. Представленные сведения приняты и учтены на индивидуальных лицевых счетах. До 14.06.2023 сведения по форме СЗВ-СТАЖ за период год 2022 заявителем не представлялись. 14.06.2023 заявителем впервые представлены вышеуказанные сведения, а не осуществлена корректировка сведений, представленных ранее, как указано в рассматриваемом заявлении.

Таким образом, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год в отношении 48 застрахованных лиц представлены с нарушением установленного законодательством срока.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. С учетом количества застрахованных лиц, в отношении которых страхователем необходимые сведения представлены позже установленного законом срока (48 лиц), размер санкции составил 24 000 руб.

В связи с выявлением правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) страхователю заказной корреспонденцией направлено приглашение для подписания и получения акта проверки от 19.07.2023 № 49-17/27422.

02.08.2023 в отношении страхователя составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.08.2023 № 059S18230001712, который направлен страхователю заказной корреспонденцией.

Рассмотрение материалов проверки проводилось без участия представителя страхователя. Письменные возражения страхователем не представлены.

Отделением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования от 12.09.2023 № 059S19230002201.

Отделение полагает, что на основании вышеизложенного решение от 12.09.2023 № 059S19230002201 вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, является законным и обоснованным. Размер штрафа также исчислен в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

В рассматриваемом заявлении заявитель в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, приводит следующие:

- отсутствие сотрудников;

- отсутствие негативных последствий в виде незаконной индексации размера выплат в сфере обязательного пенсионного и социального страхования.

Отделение полагает, что указанные обстоятельства не могут быть признаны смягчающими по следующим основаниям.

В отношении довода заявителя об отсутствии сотрудников Отделение поясняет следующее.

Законом определен только крайний срок сдачи сведений, следовательно, страхователь может сдать соответствующие сведения в любой день до 01 марта года, следующего за отчетным, в том числе в любое число и месяц отчетного года. Таким образом, у страхователя имеется длительный период времени для сдачи отчетности по форме СЗВ-СТАЖ. Следовательно, страхователем сведения могли быть представлены до увольнения сотрудников.

По мнению Отделения, отсутствие негативных последствий не может являться обстоятельством, смягчающим ответственность, так как наличие таких последствий является обстоятельством, отягчающим ответственность.

Кроме того, Отделение считает, что размер штрафа является соразмерным допущенному правонарушению, так как рассчитан в соответствии с нормами действующего законодательства.

Судом установлено, что страхователем представлены по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2022 год в отношении 48 застрахованных лиц с нарушением установленного законодательством срока – 14.06.2023, должны были быть представлены согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ не позднее 01.03.2023.

По результатам проверки был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.08.2023
№ 059S18230001712, которым предложено привлечь ответчика к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Закона, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

По результатам рассмотрения указанного акта Отделением 12.09.2023 было принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 059S19230002201 с применением предусмотренной статьёй 17 Закона № 27-ФЗ финансовой санкции в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо на сумму 24 000 рублей (48х500).

16.10.2023 Отделением выставлено требование № 059S01230002636 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования со сроком исполнения до 17.11.2023.

В ходе рассмотрения дела, суд пришёл к выводу, что материалами дела подтверждён факт совершения страхователем правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, расчёт суммы штрафа проверен судом и установлен как арифметически правильный и соответствовавший законодательству, действовавшему на момент вынесения решения, что также не оспаривается заявителем.

На основании изложенного, указанное решение от 12.09.2023 № 059S19230002201 о привлечении страхователя к ответственности, вынесены в отношении Северо-Восточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору правомерно, следовательно, заявленные требования в части освобождения от штрафных санкций в размере 24 000 рублей, наложенных решением 12.09.2023 № 059S19230002201, не подлежат удовлетворению.

По ходатайству заявителя об уменьшении суммы взыскиваемого штрафа, изложенном в заявлении, суд пришёл к следующему.

Порядок привлечения страхователя к ответственности установлен статьёй 17 Закона № 27-ФЗ. Указанная статья не предусматривает полномочия контролирующего органа по снижению размера начисленного штрафа с учётом смягчающих вину обстоятельств. Таким образом, управление законодательно лишено возможности учесть смягчающие обстоятельства и самостоятельно снизить размер штрафа, такими полномочиями наделён только суд.

Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закреплённым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Принимая во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 19.01.2016 (подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона № 188-ФЗ от 28.06.2014 признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации), принятие решения об учёте смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается в судебном порядке.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 30.07.2001, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного толкования и применения.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации № 14-П от 12.05.1998, № 11-П от 15.07.1999, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, что предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В пункте 2 постановления № 2-П от 19.01.2016 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционные требования справедливости и соразмерности предопределяют, по общему правилу, необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения. Названные принципы привлечения к юридической ответственности в силу статей 8 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в равной мере относятся ко всем физическим и юридическим лицам, которые являются плательщиками страховых взносов.

Суд, принимает во внимание обстоятельства, указанные заявителем, в частности, правонарушение не повлекло за собой причинение ущерба или негативных последствий государству и застрахованным лицам, пришёл к выводу о признании вышеуказанных обстоятельств смягчающими ответственность обстоятельствами, согласно разъяснениям, изложенным в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Таким образом, суд с учётом установленных смягчающих обстоятельств, а также исходя из принципа соразмерности и справедливости, предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, считает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию финансовой санкции до 2 000 рублей.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям.

Государственная пошлина по настоящему делу не подлежит взысканию на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объёме.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 частью 3 статьи 180, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявленные требования удовлетворить частично.

2.Признать недействительным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области от 12.09.2023
№ 059S19230002201 в части назначения размера штрафа, снизив размер штрафа до двух тысяч рублей.

3.Решение подлежит исполнению после вступления в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его изготовления в полном объёме. Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в порядке кассационного производства. Кассационная жалоба может быть подана в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда. Жалобы подаются через Арбитражный суд Магаданской области.

Судья Е.А. Адаркина