НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 05.04.2019 № А37-405/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Магадан Дело № А37-405/2017

12.04.2019

Резолютивная часть решения объявлена 05.04.2019.

Решение в полном объёме изготовлено 12.04.2019.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чепко Т.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Александра» (ОГРН 1094910000900, ИНН 4909102575)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области (ОГРН 1044900038160, ИНН 4900009740)

о признании недействительным требования № 12-13/01/33870 от 23.01.2017,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области,

при участии в судебном заседании :

от заявителя – Р.В. Ионов, представитель, доверенность от 21.09.2015 № 49 АА 00174950, паспорт; Е.А. Тамачинская, главный бухгалтер, доверенность от 25.03.2019, паспорт

от ответчика – П.С. Ерохин, главный специалист – эксперт правового отдела, доверенность от 22.10.2018 № 05/2018, удостоверение;  О.Г. Решетняк, главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок № 1, доверенность от 11.03.2019 № 07/2019, удостоверение; Т.Н. Шеремета, заместитель начальника, доверенность от 11.03.2019 № 11/2019, удостоверение;

от третьего лица – не явился.

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «Александра», обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области № 12-13/01/33870 от 23.01.2017 о представлении документов.

В обоснование предъявленных требований заявитель сослался на статьи 31, 33, 93, 137 - 140 НК РФ, статьи 198-199 АПК РФ и указал, что ООО «Александра» находится на специальном налогом режиме - упрощенная система налогообложения. Для организаций, находящихся на УСН, предусмотрены ряд прав, согласно которым такие организации не ведут часть документации, перечисленной в требовании.

Кроме того, ссылаясь на ст. 93 НК РФ Инспекция должна была учитывать, что ООО «Александра» не ведет часть документов, указанных в требовании,  а также положения пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ о том, что могут быть истребованы только документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в данном случае -  УСН.

По мнению заявителя, истребование документов в Требовании № 12-13/01/33870 ничем не мотивировано, т.к. отсутствуют ссылки на истребование документов в рамках каких-либо проводимых проверок, а ссылка на ст. 93 НК РФ является необоснованной.

При этом, заявитель указал, что Инспекция часть документов истребует повторно, т.к. часть истребуемых документов ранее предоставлялась в налоговый орган и инспектору лично, в то время как в соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее предоставленные в ходе проведения камеральных или выездных проверок данного проверяемого лица.

Заявитель указал также, что ООО «Александра» ведет учет по упрощенной схеме с применением сокращенного плана счетов. В связи с чем представление бухгалтерских регистров, указанных в Требовании, - не представляется возможным в принципе, так как бухгалтерский учет по данным счетам не ведется и запрашиваемые в Требовании документы физически отсутствуют.

В части анализов счетов 20 и 90 ООО «Александра» пояснило, что в 2013 году бухгалтерский учет велся другим главным бухгалтером в полном объеме с применением полного Плана счетов. Бухгалтерские регистры по всем счетам велись также в полном объеме. Поэтому за 2013 год были представлены не только анализы по 10, 20, 43 и 90 счетам, но также карточки и оборотно-сальдовые ведомости по этим счетам.

В 2014 году приступил к своим обязанностям другой главный бухгалтер, который пересмотрел ведение бухгалтерского учета на предприятии, сократил применяемый ранее План счетов в соответствии с законодательством РФ, а также исключил ведение бухгалтерских регистров по исключенным счетам.

Вначале проведения выездной налоговой проверки по устному требованию налогового органа были затребованы анализы и карточки счетов 10, 20, 43, 90 за 2014-2015 гг. для обобщения информации о деятельности ООО «Александра». Так как данные бухгалтерские регистры не велись бухгалтерией ООО «Александра», главный бухгалтер  собрала информацию по счетам 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи» на основе материальных отчетов производственного цеха. Так как бухгалтерский регистр как анализ счета раскрывает информацию только по оборотам требуемого счета, главным бухгалтером ООО «Александра» были сформированы обороты по данным счетам с помощью информации из материальных отчетов. Эта информация была представлена налоговому органу в виде анализов счетов 10, 20, 43 и 90.

Кроме того, заявитель считает, что предмет выездной налоговой проверки предусматривает требование исключительно налоговых регистров, на основе которых исчисляются все налоги и сборы, на их же основе проверяется правомерность применения специальных налоговых режимов.

Однако, в оспариваемом требовании налоговый орган указывает регистры бухгалтерского учета, что противоречит предмету проведения проверки. Требование регистров бухгалтерского учета предусмотрено при проведении проверки с указанием в качестве предмета ведение бухгалтерского учета.

При этом, вопрос о представлении по требованию налоговых органов документов, не относящихся ни к предмету, ни к периоду проверки, налоговым законодательством не урегулирован, равно как и меры ответственности за непредставление таких документов.

В судебном заседании заявитель предъявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении, устно пояснил доводы по существу заявленных требований.

Ответчик, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области, предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве от 31.03.2017, и указал, что правомерность применения упрощенной системы налогообложения проверяется налоговым органом в рамках проведения налоговых проверок в порядке, установленным НК РФ.

Право истребования у проверяемого лица необходимых документов (информации) для реализации мероприятий налогового контроля предусмотрено ст. 93 НК РФ. Помимо этого, документы (информация) о деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) могут быть запрошены у его контрагентов или иных лиц (ст. 93.1 НК РФ).

При этом, налоговый орган указал, что в Письме Минфина России от 10.07.2015                 № 03-02-07/1/39920 отмечено, что при проведении налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, налоговый орган указал, что доводы Общества о том, что применение специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения освобождает налогоплательщика от ведения части запрашиваемых документов, противоречит положениям Федерального Закона от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете», а так же предоставленным самим Обществом документам.

В частности, в соответствии со ст. ст. 6, 8, с учетом п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации, в том числе применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет, в связи с чем, они самостоятельно формируют свою учетную политику на основании законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов.

Организации, согласно перечня, установленного в п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Однако, в соответствии с учетной политикой Общества на 2013 - 2015 годы, утвержденной Приказами ООО «Александра» от 31.12.2012, 01.01.2014, 01.01.2015, определено ведение бухгалтерского учета в полном объеме с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Кроме того, довод ООО «Александра» о том, что организацией ведение учета по запрашиваемым счетам осуществляется без использования регистров бухгалтерского учета по счетам, налоговый орган считает несостоятельным, поскольку в рамках направленного Уведомления «О необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налога» от 31.05.2016, налогоплательщиком (без истребования документов Инспекцией в порядке статьи 93 НК РФ, в электронном виде) представлялись следующие документы - карточки счета 08, анализ счета 50 «Касса», анализ счета 51 «Расчетные счета», анализ счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», анализ счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», анализ счета 69 « Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», анализ и карточки счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», анализ счета 91 «Прочие доходы и расходы», анализ счета 20 «Основное производство», анализ счета 43 «Готовая продукция», оборотно-сальдовые ведомости счета 58 «Финансовые вложения», счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Таким образом, налоговый орган считает, что организацией в полном объеме, в соответствии с положениями Закона № 402-ФЗ, а так же учетной политикой на 2013 - 2015 годы, утвержденной Приказами ООО «Александра» от 31.12.2012, 01.01.2014, 01.01.2015, ведется бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности.

Также налоговый орган указал, что в рамках направленного Уведомления от 31.05.2016 «О необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов», налогоплательщиком были представлены в электронном виде (не сканированные и не заверенные) иные документы, в частности - анализ счетов 62, 60, 69, 91, 67, 20, 43, а не запрашиваемые в оспариваемом требовании карточки вышеперечисленных счетов (90, 62, 60, 20, 43, 66, 67) в разрезе по субсчетам с разбивкой по кварталам 2014 - 2015.

Таким образом, у запрашиваемые оспариваемым требованием документы у налогового органа отсутствовали.

В то время как указанные в требовании от 23.01.2017 № 12-13/01/33870 документы необходимы для проверки достоверности учета показателей налоговых деклараций; информации о затратах производства, о наличии и движении готовой продукции, о расчетах с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, о состоянии краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, полученных организацией, о доходах и расходах, связанных с видами деятельности организации, и для определения финансового результата по ним; правильности формирования налоговых обязательств и правомерности применения организацией специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, требование от 23.01.2017 № 12-13/01/33870 не противоречит положениям НК РФ.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, устно пояснил доводы, изложенные в отзыве.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указало на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных ООО «Александра» требований.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебное заседание проведено в соответствии со статьёй 123 АПК РФ в отсутствие не явившегося представителя третьего лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Определением Арбитражного суда Магаданской области от 08.09.2017 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Магаданской области  от 26.07.2017 по делу № А37-762/2017 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Александра» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области о признании недействительным распоряжения от 06.03.2017 № 2 о проведении инвентаризации.

Определением суда от 11.05.2018 производство по делу возобновлено.

Определением суда от 18.05.2018 по ходатайству заявителя, Общества с ограниченной ответственностью «Александра», производство по настоящему делу приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации жалобы ООО «Александра» на определение Верховного Суда Российской Федерации № 303-КГ18-4789 от 27.04.2018 об отказе в передаче кассационной жалобы ООО «Александра» для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Магаданской области от 13.02.2019 производство по настоящему делу возобновлено.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей сторон,  суд установил следующее.

По материалам дела установлено, что ООО «Александра» согласно заявлению от 30.03.2009 № 4654 и уведомлению от 07.04.2009 № 4227 с 2009 года применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ст.ст. 346.15, 346.16 НК РФ).

За период с 01.01.2013 по 31.12.2015 ООО «Александра» осуществляло следующие виды деятельности: производство мяса и мясопродуктов : производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного и недлительного хранения; производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий; производство прочих пищевых продуктов; оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки.

На основании решения № 12-13/56 от 31.05.2016 в отношении ООО «Александра» Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области проводится выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2013  по 31.12.2015.

В соответствии с пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ Решением Инспекции № 67 от 15.07.2016. налоговая проверка была приостановлена в связи с истребованием документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, возобновлена решением Инспекции № 101 от 07.11.2016.

По основаниям пп. 1 п.9 ст. 89 НК РФ Решением Инспекции № 106 от 17.11.2016 г. налоговая проверка была приостановлена в связи с истребованием документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, возобновлена Решением Инспекции № 12-13/5 от 23.01.2017.

Решением УФНС России по Магаданской области в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка продлена до четырех месяцев.

Решением УФНС России по Магаданской области согласно п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка продлена до пяти месяцев.

В ходе проведения выездной налоговой проверки в отношении ООО «Александра» представителю налогоплательщика вручено Уведомление от 31.05.2016 о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов за проверяемый период.

Согласно данному Уведомлению налогоплательщиком в ходе проверки представлены оригиналы следующих документов, подтверждающих исчисление и уплату налоговых обязательств, в связи с применением УСН (доходы-расходы):

-    Приказы «Об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета» на 2013 - 2015 годы с приложением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации;

- Приказы о назначении должностных лиц за проверяемый период и на текущий момент проверки;

- Положения об оплате труда на 2013-2015 год; регистры по заработной плате за 2013-2015 год, в том числе, анализ сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»; карточки и анализ сч. 68.01 «Налог на доходы физических лиц»; сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; своды и ведомости по начислению, удержанию и выплате заработной платы в разрезе по месяцам;

- Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2013 - 2015 год;

- Карточки сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»; ведомости амортизации ОС за 2013 - 2015 год с разбивкой по кварталам;

- Договорыа поставки, купли - продажи в отношении контрагентов по реализации и приобретению товара (работ и услуг), первичные документов (счета-фактуры, товарные накладные) подтверждающие отгрузку (реализацию) и приобретение товара; путевые листы; авансовые отчеты, банковские и кассовые документы;

-    Договоры займов по предоставленным и полученным займам между
взаимозависимыми лицами и от кредитных организаций;

- Реестры документов реализации и возврата товаров от покупателей, а также поступления товара от поставщика с разбивкой по кварталам за 2014 - 2015год;

ООО «Александра» не были представлены регистры бухгалтерского учета по сч. 10, 20, 90 со ссылкой на то, что ведение учета по данным счетам ведется без использования регистров бухгалтерского учета по счетам.

В связи с необходимостью проверки правомерности применения специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения, в соответствии со ст. 93 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено Требование о предоставлении документов от 23.01.2017 № 12-13/01/33870.

Согласно указанному требованию налогоплательщику необходимо в течение десяти рабочих дней со дня получения требования предоставить документы согласно перечню из 25 наименований, в том числе: карточки счетов бухгалтерского учета 90, 67, 66, 62, 60, 43, 20, оборотно-сальдовую ведомость по счету 62, технические паспорта на торговые павильоны, договоры купли-продажи товара, аренды (помещений и земли), счета-фактуры, акты-сверки взаимных расчетов по отгруженным и приобретенным товарам, по полученным займам, декларации о соответствии требованиям технических регламентов выпускаемой продукции, производственные (материальные) отчеты по выпуску готовой продукции и списанию материала (сырья) в производство.

Письмом от 02.02.2017 ООО «Александра» представлена часть истребуемых документов (по пункту 8 перечня), в том числе: материальные отчеты основного и производственного складов ООО «Александра», содержащие документы, подтверждающие поступление, перемещение, списание и оприходование излишков ТМЦ, реализацию и возврат продукции.

Письмом от 03.02.2017 ООО «Александра» обратилась в Инспекцию с просьбой о продлении сроков исполнения оспариваемого требования в связи с большим объемом запрашиваемых документов, а также со сбоем программного обеспечения, поскольку большая часть требуемой бухгалтерской документации составлялась и хранилась в электронном виде в связи с применяемой в целях налогового учета упрощенной системой налогообложения.

Решением Инспекции от 07.02.2017 № 12-13/488 срок представления документов по требованию от 23.01.2017 № 12-13/01/33870 продлен до 28.02.2017.

Не согласившись с решением УФНС России по Магаданской области, налогоплательщик обратился  в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным требования № 12-13/01/33870 от 23.01.2017 о предоставлении документов.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив совокупность представленных в деле письменных доказательств, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя неправомерными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учёта и отчётности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Пунктом 4 ст. 89 НК РФ определено, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта  1 статьи  31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

По материалам дела установлено, что ООО «Александра» находится на специальном налоговом режиме – упрощённая система налогообложения.

Согласно положениям статьи 346.11 НК РФ применение упрощённой системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи  346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощённую систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подаёт уведомление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьёй 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей.

При этом, если по итогам отчётного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьёй 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчётного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощённой системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Таким образом, правомерность применения упрощенной системы налогообложения, в т.ч. с учетом п. 4 ст. 346.13 НК РФ, проверяется налоговым органом в рамках проведения налоговых проверок в порядке, установленным НК РФ.

Право истребования у проверяемого лица необходимых документов (информации) для реализации мероприятий налогового контроля предусмотрено ст. 93 НК РФ. Помимо этого, документы (информация) о деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) могут быть запрошены у его контрагентов или иных лиц (ст. 93.1 НК РФ.).

В соответствии со ст.ст. 6 и 8, с учетом п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации, в том числе применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет, в связи с чем они самостоятельно формируют свою учетную политику на основании законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов.

В соответствии с учетной политикой Общества на 2013 - 2015 годы, утвержденной приказами ООО «Александра» от 31.12.2012, 01.01.2014, 01.01.2015, определено ведение бухгалтерского учета в полном объеме с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Согласно ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

При этом, оценивая доходы налогоплательщика, учитываемые при упрощённой системе налогообложения, налоговый орган не может ограничиваться фактами зачисления денежных средств, учтёнными налогоплательщиком в книге учёта доходов и расходов, а обязан всесторонне оценивать основания возникновения доходов от реализации, в том числе при оценке договорных отношений и документов, свидетельствующих о фактических выполненных работах (оказанных услуг) и возникновении обязательств сторон.

Таким образом, указанные в требовании от 23.01.2017 № 12-13/01/33870 документы необходимы для проверки достоверности учета показателей налоговых деклараций; информации о затратах производства, о наличии и движении готовой продукции, о расчетах с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, о состоянии краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, полученных организацией, о доходах и расходах, связанных с видами деятельности организации, и для определения финансового результата по ним; правильности формирования налоговых обязательств и правомерности применения организацией специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения.

Как следует из материалов дела в ходе выездной налоговой проверки в адрес ООО «Александра» ранее направлялись следующие требования о представлении документов:

- № 30362 от 23.06.2016, в ответ на которое письмом от 24.06.2016 представлены: журнал кассира-операциониста за 2013 - 2015 годы, акты возврата денежных сумм покупателям за 2013-2015 годы, электронно-кассовая лента защищенная за 2014 год; договоры безвозмездного пользования и акты приема-передачи транспортных средств;

- № 30507 от 07.07.2016, в ответ на которое письмом от 14.07.2016 представлены: кассовая книга за 2013 - 2015 годы, реестр документов на поступление, перемещение и реализацию товара (сырье) со склада, карточки учета ТМЦ, сырья и материалов, количественно-стоимостной учет по отпуску сырья и материалов со склада в производственный цех, по отгрузке и реализации товара со склада готовой продукции покупателям, анализ счетов 60, 91.

Таким образом, документы, указанные в оспариваемом требовании, - карточки счетов 90, 67, 66, 62, 60 , 43, 20, оборотно-сальдовая ведомость по счету 62, технические паспорта на торговые павильоны, договоры купли-продажи товара, аренды (помещений и земли), счета-фактуры, акты-сверки взаимных расчетов, декларации о соответствии требованиям технических регламентов выпускаемой продукции, производственные (материальные) отчеты по выпуску готовой продукции и списанию материала (сырья) в производство, - ранее в налоговый орган не представлялись, что свидетельствует о соблюдении Инспекцией п. 5 ст. 93 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.

При этом,  согласно п. 4 ст. 31 НК РФ формы документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 15), в соответствии с которой в требовании содержатся следующие обязательные сведения: основания для истребования документов (прямо перечислены в форме требования: в том числе ст. 93 НК РФ «Истребование документов при проведении налоговой проверки») и срок представления документов (в форме приведены конкретные сроки, в зависимости от основания истребования, среди которых присутствует десять рабочих дней со дня вручения по основаниям ст. 93 НК РФ);  наименование документов; период, к которому     они относятся (а при наличии индивидуализирующие признаки документов); наименование налогового органа и его место нахождения, приемные дни, часы, кабинет, комната, окно и др.

Таким образом, требование от 23.01.2017 № 12-13/01/33870 соответствует форме, установленной указанным Приказом.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов за период, не превышающий трёх календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, следовательно, в рамках проводимой выездной проверки налоговый орган обязан не только определить правомерность  нахождения налогоплательщика на определённой системе налогообложения, но и в случае установления неправомерности применения, в частности упрощённой системы  налогообложения, определить в каком размере должны были быть исчислены  налогоплательщиком в проверяемом периоде налоги и сборы в соответствии с положениями НК РФ по общей системе налогообложения.

На основании изложенного, истребование налоговым органом информации и документов, подтверждающих правильность исчисления налогов, сборов по общей системе налогообложения признается  правомерным и обоснованным.

Соответственно, признается правомерным направление МРИ ФНС № 1 по Магаданской области ООО «Александра» требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области № 12-13/01/33870 от 23.01.2017 о представлении документов.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ст. 137  НК РФ также предусмотрено, что каждый налогоплательщик или налоговый  агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия  или  бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Из содержания указанных норм следует, что признание недействительным ненормативного акта возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

В данном случае, в ходе судебного разбирательства у оспариваемого требования налогового органа не установлено наличие признаков, являющихся основанием для признания его недействительным, - несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении вопроса об оспаривании требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области № 12-13/01/33870 от 23.01.2017 о представлении документов, т.к. судом установлена его правомерность.

П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.

Однако, указанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В данном случае, налоговый орган представил  необходимое правовое обоснование и документальное подтверждение правомерности направления требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Магаданской области № 12-13/01/33870 от 23.01.2017 о представлении документов, что подтверждается представленными в материалах дела доказательствами и соответствует фактическим обстоятельствам дела. Достаточных доказательств обратного заявитель не представил.

С учетом представленных по делу доказательств суд признает документально подтвержденными обстоятельства, на которые налоговый орган ссылается как на основание своих возражений.

Указанные доказательства признаются достаточными для отказа в удовлетворении заявленных ООО «Александра» требований, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено наличие признаков, позволяющих признать акт налогового органа недействительным.

При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной им в определении № 244-О от 12.05.2005, принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, при котором суд обязан обеспечить справедливое и беспристрастное разрешение спора, и не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, суд установит, что оспариваемое решение (действие, акт) является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия  настоящего решения является дата его изготовления  в полном объеме.

Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

.

          Судья                                                                                                Е.С. Степанова