НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Магаданской области от 01.04.2009 № А37-1904/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. МагаданДело № А37-1904/2008-14

08.04.2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 01.04.2009г.

  Решение в полном объёме изготовлено 08.04.2009г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Степановой Е.С.,

  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гитченко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Магадан, ул. К.Маркса, д. 62,

заявление прокурора Магаданской области

о признании незаконными действий Территориального управления Росимущества по Магаданской области по передаче из федеральной собственности в собственность Магаданской области в составе ФГУ «Тауйский лесхоз» объекта «незавершенное строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100 руб. 14 коп.», оформленной актом приема-передачи от 10.01.2007г. № 6

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,: Администрация Магаданской области; Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области, Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, Областное государственное учреждение «Северо – Восточная база авиационной охраны лесов»

при участии представителей:

от заявителя – прокурор отдела Цыганкова А.Э. (удостоверение № 134466);

от ответчика – начальник отдела государственной собственности, реестра и приватизации Тигунова Г.В. (доверенность от 04.02.2009 г. № ЕА-1/598); главный специалист – эксперт группы управления Толстова Л.И. (доверенность от 11.01.2009г. № ЕА - 1/1);

от третьих лиц:

Администрация Магаданской области – заместитель начальника управления – начальник отдела договорной, претензионно-исковой работы правового управления Татаренкова Е.В. (доверенность от 22.12.2008г. № 6107);

Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области - начальник правового отдела Гуменник Н.А. (доверенность № В3-4/410 от 03.03.2009г.);

Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области – начальник отдела экономики, финансов, бухгалтерского учета, отчетности и контроля – главный бухгалтер Баронова Л.Ю. (доверенность № АП-05/202 от 01.02.2009г.); начальник отдела административного, кадрового и правового обеспечения Яковлева Ж.В. (доверенность от 11.01.2009г. № АП-05/14);

Областное государственное учреждение «Северо – Восточная база авиационной охраны лесов» – Фролова Н.В. (доверенность от 22.01.2009г. № 13/Д).

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 час. 00 мин. 25.03.2009г. до 16 час. 00 мин. 01.04.2009г.

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, прокурор Магаданской области, обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Росимущества по Магаданской области по передаче из федеральной собственности в собственность Магаданской области в составе ФГУ «Тауйский лесхоз» объекта «незавершенное строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100, 14 руб.». оформленной актом приема-передачи от 10.01.2007 г. № 6.

В обоснование требований заявитель сослался на ст. 198 АПК РФ, ст. 209 ГК РФ, ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», п. 5.10 постановления Правительства РФ от 27.11.2004 № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», и указал, что передача из федеральной собственности в областную в составе ФГУ «Тауский лесхоз» объекта «Незавершенное строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100, 14 руб.» не соответствует нормам ГК РФ, незаконно возлагает на Магаданскую область как на субъект, приобретший право собственности на указанный объект, обязанности, связанные с осуществлением полномочий собственника имущества по проведению инвентаризации, оценки, принятию мер по содержанию и распоряжению имуществом.

Из заявления прокурора Магаданской области следует, что Территориальным управлением Росимущества по Магаданской области 29.12.2006г. на основании распоряжения № 572 «О безвозмездной передаче государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, в государственную собственность Магаданской области» в собственность Магаданской области передано ФГУ «Тауйский лесхоз».

В соответствии с Актом приема-передачи № 6 от 10.01.2007г. ТУ Росимущества по Магаданской области передало, а Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области принял в областную собственность ФГУ «Тауйский лесхоз» как имущественный комплекс. В качестве неотъемлемой части Акта оформлен «Перечень имущества, передаваемого из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области, имеющегося на балансе ФГУ «Тауйский лесхоз», по состоянию на 01.01.2006г.»

В составе указанного имущества, согласно п. 33 Перечня, передано незавершенное строительство семи коттеджей, расположенных в Алтайском крае, Бийского района, с. Малоенисейское, ул. Лесная. При этом, в примечании к Перечню указано, что незавершенное строительство, учитываемое на балансе ФГУ, отсутствует в реестре федерального  имущества в связи с непредоставлением ФГУ «Тауйский лесхоз» пакета документов в ТУ Росимущества по Магаданской области для включения в реестр.

Между тем, согласно информации Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области в 1995 году недостроенные дома в 1995 году распределены работникам лесного хозяйства, а по сведениям Бийского районного отдела филиала по Алтайскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» разрешения на строительство домов, акты консервации жилых домов оформлялись на лиц, которым дома распределены, а не на ФГУ «Тауйский лесхоз».

Кроме того, в соответствии с Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества Бийского отдела Управления Росрегистрации по  Алтайскому краю право собственности на указанные жилые дома и земельные участки перешло от первоначальных приобретателей - физических лиц по договорам купли-продажи к третьим лицам.

Таким образом, на момент передачи незавершенного строительства семи коттеджей в государственную собственность Магаданской области данное имущество не являлось федеральной собственностью.

Заявитель считает, что поскольку в соответствии со ст. 209 ГК РФ в собственность от одного субъекта права собственности другому может быть передано только имущество, находящееся в собственности, следовательно, ТУ Росимущества по Магаданской области не вправе передавать из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области имущество, фактически принадлежащее физическим лицам.

Кроме того, по мнению заявителя, при передаче ФГУ «Тауйский лесхоз» в государственную собственность Магаданской области ТУ Росимущества по Магаданской области не были приняты меры по установлению фактических обстоятельств, подтверждающих возможность передачи незавершенного строительства в составе федерального имущественного комплекса, т.к. решение о передаче объектов незавершенного строительства семи коттеджей было принято ТУ Росимущества по Магаданской области без истребования необходимых документов.

При указанных обстоятельствах заявитель считает, что несоблюдение ТУ Росимущества по Магаданской области установленного порядка привело к незаконным действиям по передаче в собственность субъекта РФ имущества, не являющегося федеральным.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении от 18.11.2008 г. № 7-22/08, письменных возражениях от 11.01.2009 г. № 7-22/08, письменных пояснениях от 13.01.2009 г. № 7-22/08, письменных пояснениях от 02.03.2009г. № 7-22/08, дополнительно пояснили доводы, обосновывающие позицию Прокуратуры Магаданской области, и представил в материалы дела дополнительные документы, затребованные определением суда и подтверждающие обоснованность заявленных требований.

Ответчик, Территориальное управление Росимущества по Магаданской области, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 16.12.2008г. № ЕА-1/4880, дополнении к отзыву № ЕА-1/23 от 13.01.23009г., письменном мнении от 02.03.2009г. № ЕА-1/1073, из которых следует, что ФГУ «Тауйский лесхоз» передано из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области как имущественный комплекс в соответствии с поручением Росимущества от 12.12.2006г. № СС-07/28954 и распоряжением Территориального управления Росимущества по Магаданской области от 29.12.2006г. № 572. При этом, Акт приема-передачи № 6 от 10.01.2007г. утвержден ТУ Росимущества по Магаданской области и надлежащим образом подписан передающей и принимающей сторонами.

Кроме того, ответчик указал, что федеральное имущество ФГУ «Тауйский лесхоз», указанное в «Перечне имущества, передаваемого из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области, ФГУ «Тауйский лесхоз», имеющегося на балансе по состоянию на 01.01.2006г.» внесено в Реестр федерального имущества на основании распоряжения от 28.04.1999г. № 58 КУГИ Магаданской области, ранее наделенного полномочиями территориального органа Мингосимущества, в соответствии с Заключением по экспертизе документов, представленных ФГУ «Тауйский лесхоз».

Федеральное имущество ФГУ «Тауйский лесхоз» учитывалось в Реестре федерального имущества в соответствии с «Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998г. № 696. При этом, с момента внесения федерального имущества ФГУ «Тауйский лесхоз» в Реестр федерального имущества и до момента его передачи в государственную собственность Магаданской области, ФГУ «Тауйский лесхоз» не были предоставлены в соответствии с указанным «Положением» документы для включения в Реестр федерального имущества объекта «незавершенное строительство семи коттеджей, расположенных по адресу: Алтайский край, Бийский район, с.Малоенисейское, ул.Лесная, балансовой стоимостью 710 100,14 руб.».

Кроме того, ответчик пояснил, что ФГУ «Тауйский лесхоз» передан в государственную собственность Магаданской области как имущественный комплекс, в составе которого, в соответствии с бухгалтерским балансом по состоянию на 01.01.2006г., по субсчету 010601000 «капитальные вложения в основные средства» счета «Вложения в нефинансовые активы» учитывались денежные средства в размере 710 100, 14 руб.

При этом, ответчик считает, что поскольку согласно Федеральному Закону № 122-ФЗ от 12.08.2004г. при передаче имущественного комплекса ликвидация учреждений, как юридических лиц, не осуществляется и переход права собственности к новому публичному собственнику не является реорганизацией, поэтому вносятся соответствующие изменения в учредительные документы юридического лица и в Единый государственный реестр юридических лиц, следовательно, передача юридического лица как имущественного комплекса - это передача имущества в полном составе.

Дополнительно в обоснование действий по передаче имущества ответчик указал, что осуществление ТУ Росимущества мероприятий по внесению в установленном порядке в Реестр федерального имущества объекта незавершенного строительства балансовой стоимостью 710 100, 14 руб., в целях его дальнейшей передачи из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области не представлялось возможным в связи с коротким сроком, установленном для оформления данной передачи (по состоянию на 01.01.2007г.), поскольку пакет документов, подготовленный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.06.2006г. № 374, Агентством лесного хозяйства по Магаданской области как уполномоченным лицом администрации Магаданской области поступил в Территориальное управление 26.12.2006г. (вх.№ 5637 от 26.12.2006г.).

В судебном заседании представители ответчика заявленные требования не призналив полном объеме и дополнительно пояснили доводы, обосновывающие позицию ТУ Росимущества по Магаданской области по существу заявленных требований, а также представили в материалы дела затребованные определением суда дополнительные документы, подтверждающие обоснованность возражений на заявление.

Администрация Магаданской области заявленные прокуратурой Магаданской области требования признала обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве от 04.12.2008г. № 5785 и письменных пояснениях от 02.03.2009г. № 938, сославшись дополнительно на ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, предусматривающую случаи безвозмездной передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

По мнению Администрации Магаданской области, из анализа положений ч. 11 ст. 154 Федерального Закона № 122-ФЗ следует, что незавершенное строительство семи коттеджей, являющихся на момент передачи собственностью физических лиц, не отвечает признакам имущества, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, при этом, указанное имущество на момент приема-передачи не было включено в реестр федерального имущества, полномочия по ведению которого осуществляет ТУ Росимущества по Магаданской области.

Администрация Магаданской области также указала, что ТУ Росимущества по Магаданской области, уполномоченное распоряжаться федеральным имуществом, в период оформления передачи незавершенного строительства в областную собственность не осуществило правомочия собственника в отношении указанного объекта, т.к. он не был учтен в качестве объекта федерального имущества и не включен в соответствующий реестр.

Таким образом, сделка по приему-передаче от одного публичного образования другому имущества, право на которое не было в установленном законом порядке оформлено и зарегистрировано, противоречит не только требованиям Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ, но и требованиям гражданского законодательства РФ, поскольку данные объекты недвижимости используются на протяжении долгого периода времени (с 1995 года) физическими лицами.

При указанных обстоятельствах Администрация Магаданской области полагает, что действия ТУ Росимущества по Магаданской области по передаче из федеральной собственности в собственность субъекта РФ - Магаданской области в составе имущественного комплекса ФГУ «Тауйский лесхоз» объекта «незавершенное строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100,14 руб.», нарушает право субъекта РФ на самостоятельное управление и распоряжение собственностью субъекта РФ, а также права граждан на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, предусмотренные Конституцией РФ и гражданским законодательством.

В судебном заседании представитель Администрации Магаданской области заявленные требования признал обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме и дополнительно пояснил доводы, обосновывающие позицию Администрации Магаданской области.

Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве № АП-05/176 от 29.01.2009г., из которого следует, что на балансе ФГУ «Тауйский лесхоз» по состоянию на 01.01.2006г. находились объекты незавершенного строительства в количестве семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100,14 руб., которые строились строительным участком ФГУ «Тауйский лесхоз» за счет государственных капитальных вложений Рослесхоза, собственных средств Тауйского лесхоза и кредитов Россельхозбанка. В связи с недостаточностью этих средств было принято решение распределить недостроенные коттеджи очередникам в целях привлечения личных средств на строительство. Согласно протокола совместного заседания администрации и профкома Магаданского управления лесами № 2 от 14.07.1995г. коттеджи были распределены работникам.

При этом, основания для снятия незавершенного строительства с баланса в соответствии с требованиями п.п. 70, 75 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006г. № 25н. отсутствовали, поскольку свидетельства о праве собственности на землю, акты консервации строительства, технические паспорта на строения и другие документы оформлялись на собственников – физических лиц, а не на ФГУ «Тауйский лесхоз».

В связи с указанными обстоятельствами Магаданское управление лесами обращалось в Рослесхоз о списании объектов незавершенного строительства, но ответа в письменном виде не было дано в связи с упразднением Рослесхоза в 2000 году, в устной форме было отказано в связи с отсутствием оснований для списания.

При этом, Департамент лесного хозяйства не имеет документов о стоимости строительства, поскольку при реорганизации Магаданского управления лесами в 2000 году они были переданы в бухгалтерию Комитета природных ресурсов по Магаданской области для принятия мер по списанию с баланса, а в настоящее время Управление Росприроднадзора по Магаданской области - правопреемник Комитета природных ресурсов - данными документами не располагает.

Кроме того, Департамент лесного хозяйства указал, что передаточным актом от 29.12.2007г. ОГУ «Тауйский лесхоз» передало на баланс ОГУ «Авиалесоохрана» капитальные вложения в основные средства по бюджетной деятельности в сумме 526 343 руб. 56 коп., а по внебюджетной деятельности в сумме 183 756 руб. 58 коп. по незавершенному строительству в с. Малоенисейское Бийского района Алтайского края.

В Реестре федерального имущества данные суммы незавершенного строительства были учтены ФГУ «Тауйский лесхоз» и при передаче лесхозов как имущественных комплексов из федеральной собственности в собственность Магаданской области, указанные суммы незавершенного строительства перешли в Реестр государственногоимущества Магаданской области.

В судебном заседании представитель Департамента лесного хозяйства заявленные требования не признал в полном объеме и дополнительно пояснил доводы, обосновывающие позицию Департамента, представил в материалы дела затребованные определением суда дополнительные документы, подтверждающие обоснованность возражений на заявление, а также документы, свидетельствующие о принятии Департаментом мер по розыску документов бухгалтерского учета и имущества строительного участка ФГУ «Тауйский лесхоз».

Областное государственное учреждение «Северо – Восточная база авиационной охраны лесов» заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 02.03.2009г., из которого следует, что на основании Постановления Администрации Магаданской области от 01.11.2007г. № 366-па «О реорганизации областных государственных учреждений» по акту приема-передачи от 29.12.2007г. ОГУ «Авиалесоохрана» приняло на баланс от ОГУ «Тауйский лесхоз» имущество, среди которого имелись и капитальные вложения в сумме 710 100, 14 руб. в незавершенное строительство в с.Малоенисейское Бийского района Алтайского края. ОГУ «Авиалесоохрана» полагает, что при передаче незавершенного строительства нарушений действующего законодательства не допущено.

В судебном заседании представитель ОГУ «Северо – Восточная база авиационной охраны лесов» заявленные требования не признал в полном объеме и дополнительно устно пояснил доводы, подтверждающие обоснованность возражений на заявление.

Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области заявленные прокуратурой Магаданской области требования признал частично обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве № 133-4/621 от 25.03.2009г., из которого следует, что решение о безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, в государственную собственность Магаданской области по распоряжению от 29.12.2006г. № 572 было принято ТУ Росимущества по Магаданской области в рамках перераспределения полномочий в соответствии с нормами действующего законодательства.

По мнению КУГИ Магаданской области, на основании распоряжения от 29.12.2006г. № 572 Территориальным управлением Росимущества по Магаданской области были совершены десять односторонних сделок по передаче в государственную собственность Магаданской области десяти лесхозов - федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства.

Односторонняя сделка по передаче в собственность Магаданской области ФГУ «Тауйский лесхоз» была оформлена Актом № 6 от 10.01.2007г. приема-передачи ФГУ «Тауйский лесхоз» и «Перечнем имущества, передаваемого из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области, ФГУ «Тауйский лесхоз», имеющегося на балансе по состоянию на 01.01.2006г.», из содержания п. 33 которого следует, что в числе прочего имущества, в собственность Магаданской области передано незавершенное строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100,14 руб., расположенное по ул.Лесной с.Малоенисейское Бийского района Алтайского края.

В результате документальной проверки, проведенной органами государственной власти Магаданской области в 2007 году, выявлено, что указанный объект - незавершенное строительство семи коттеджей - на момент оформления акта приема-передачи в течении нескольких лет фактически не принадлежал ФГУ «Тауйский лесхоз», т.к. в 1994 - 1995 годах незавершенные строительством жилые дома были переданы в собственность физических лиц, о чем имеются соответствующие отметки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая обстоятельства, выявленные в результате проведенной проверки, КУГИ Магаданской области считает, что незавершенное строительство семи коттеджей не передавалось и не могло передаваться из федеральной собственности в собственность Магаданской области, в связи с чем требование прокуратуры Магаданской области о признании незаконными действий ТУ Росимущества по Магаданской области по передаче объекта - незавершенное строительство семи коттеджей является, по мнению КУГИ Магаданской области, не совсем обоснованным, поскольку невозможно признать незаконными действий, которые фактически не были и не могли быть совершены.

На основании изложенного, требования прокуратуры Магаданской области в заявленной редакции не могут быть поддержаны КУГИ Магаданской области.

Кроме того, КУГИ Магаданской области указало, что согласно п. 13 «Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества», утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 № 696, действовавшим на момент утверждения Акта № 6 от 10.01.2007г. приема - передачи ФГУ «Тауйский лесхоз», - федеральное имущество, не внесенное в реестр, не могло быть отчуждено или обременено.

Таким образом, при оформлении и утверждении Акта № 6 приема - передачи ФГУ «Тауйский лесхоз» указанное требование Правительства РФ было нарушено, поскольку в число объектов, подлежащих передаче в собственность Магаданской области, было включено имущество, не внесенное в реестр федерального имущества.

Исходя из содержания ст. 168 ГК РФ, предусматривающей, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов является ничтожной, по мнению КУГИ Магаданской области, Акт № 6 от 10.01.2007г. приема - передачи ФГУ «Тауйский лесхоз», является ничтожным в части п. № 33 приложенного к Акту Перечня имущества.

В судебном заседании представитель КУГИ Магаданской области заявленные требования признал обоснованными частично и устно пояснил доводы, обосновывающие позицию КУГИ Магаданской области.

Установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Заключением по экспертизе документов, представленных ФГЙ «Тауйский лесхоз» для получения Свидетельства о внесении в Реестр федерального имущества, приведенные данные в карте учета федерального имущества и перечень объектов недвижимости содержат сведения о том, что за ФГУ «Тауйский лесхоз» по состоянию на 01.01.1999г. на праве оперативного управления закреплены 18 объектов недвижимости балансовой стоимостью 5 247 тыс.руб., находящиеся в с.Балаганное. В результате проведенной экспертизы перечисленных документов, установлено, что имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ФГУ «Тауйский лесхоз», действительно является федеральным, подлежит внесению в Реестр федерального имущества и на данное имущество должно быть выдано свидетельство о внесении в Реестр федерального имущества.

Распоряжением КУГИ Магаданской области, ранее наделенного полномочиями территориального органа Мингосимущества, от 28.04.1999г. № 58 «О внесении в Реестр федерального имущества федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Тауйским лесхозом», на основании заключения по экспертизе документов, представленных ФГУ «Тауйский лесхоз» отделу госсобственности поручено внести в Реестр федерального имущества федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за Тауйским лесхозом. В результате федеральное имущество ФГУ «Тауйский лесхоз» внесено в_реестр федерального имущества, что подтверждается представленным в материалы дела Свидетельством № 035472 от 28.04.1999г.

В связи с принятием Федерального Закона № 154-ФЗ от 27.07.2006г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда» Росимуществом совместно с Рослесхозом осуществлялась безвозмездная передача в государственную собственность субъектов РФ государственных учреждений (лесхозов), находящихся в ведении Рослесхоза.

Безвозмездная передача федерального имущества в государственную собственность субъектов РФ осуществлялась в рамках перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В рамках осуществления указанной передачи, Росимуществом издан приказ от 29.11.2006 г. № 241 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи имущества».

Письмом № 4671 от 28.11.2006г. Губернатор Магаданской области Н.Дудов в соответствии с порядком передачи, регламентированным ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 13.06.2006г. № 374, направил руководителю Федерального Агентства лесного хозяйства на согласование предложения о безвозмездной передаче в собственность Магаданской области имущества, находящегося на балансе Агентства лесного хозяйства по Магаданской области и находящихся в его ведении учреждений – десяти лесхозов.

Письмом № МГ-03-44/10895 от 15.12.2006г. Федеральное Агентство лесного хозяйства в соответствии с пп. «М» п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006г. № 374, согласовало безвозмездную передачу расположенных в Магаданской области десяти федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность субъекта РФ - Магаданской области, с предложением принять соответствующее решение и оформить его в установленном порядке.

В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, п. 5.10 постановления Правительства РФ от 27.11.2004г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», а также во исполнение приказа Росимущества от 29.11.2006г. № 241 и поручения Росимущества от 12.12.2006г. № СС-07/28954 с учетом согласия Федерального агентства лесного хозяйства № МГ-03-44/10895 от 15.12.2006г., ТУ Росимущества по Магаданской области распоряжением № 572 от 29.12.2006г. «О безвозмездной передаче государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, в государственную собственность Магаданской области» в государственную собственность Магаданской области переданы Федеральные государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, в т.ч. ФГУ «Тауйский лесхоз».

Согласно утвержденному 10.01.2007г. руководителем ТУ Росимущества по Магаданской области Акту № 6 приема-передачи ФГУ «Тауйский лесхоз», подписанному начальником Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, руководителем ТУ Росимущества по Магаданской области и руководителем ФГУ «Тауйский лесхоз», ТУ Росимущества по Магаданской области передало из федеральной собственности, а Департамент лесного хозяйства принял в государственную собственность Магаданской области ФГУ «Тауйский лесхоз» как имущественный комплекс.

В качестве приложения к Акту № 6 от 10.01.2007г. оформлен «Перечень имущества, передаваемого из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области, Федерального государственного учреждения «Тауйский лесхоз», имеющегося на балансе по состоянию на 01.01.2006г.». В составе указанного имущества, согласно п. 33 Перечня, передано незавершенное строительство семи коттеджей, расположенных в Алтайском крае, Бийского района, с. Малоенисейское, ул. Лесная.

При этом, в примечании к Перечню указано, что незавершенное строительство семи коттеджей, учитываемых на балансе учреждения, отсутствует в реестре федерального  имущества в связи с непредоставлением ФГУ «Тауйский лесхоз» пакета документов в ТУ Росимущества по Магаданской области для включения указанных объектов в реестр федерального имущества.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что с 1992 года строительным хозрасчетным участком Тауйского лесхоза за счет государственных капитальных вложений Рослесхоза и собственных средств, полученных ФГУ «Тауйский лесхоз» от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществлялось строительство семи жилых домов для работников лесного хозяйства, стоящих на учете в списке профкома Магаданского управления лесами на улучшение жилищных условий.

В связи с недостаточностью средств было принято решение распределить недостроенные коттеджи очередникам в целях привлечения личных средств на строительство. В соответствии с протоколом № 2 совместного заседания администрации и профкома Магаданского управления лесами от 14.07.1995г. недостроенные жилые дома были распределены между работниками согласно очередности с учетом необходимости внесения ими денежных средств для завершения строительства. Завершить строительство не удалось, поскольку ни один из очередников не внес денежные средства.

При этом, согласно сведениям Бийского районного отдела филиала по Алтайскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» разрешения на строительство домов, свидетельства о праве собственности на землю, технические паспорта, акты консервации строительства оформлялись не на ФГУ «Тауйский лесхоз», а на собственников - физических лиц, которым были распределены указанные дома, поэтому основания для исключения незавершенного строительства из баланса ФГУ «Тауйский лесхоз» отсутствовали.

Кроме того, в соответствии с Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества Бийского отдела Управления Росрегистрации по   Алтайскому краю права собственности на указанные жилые дома, в т.ч. незавершенные строительством, и, соответственно, правообладание на земельные участки перешло от первоначальных приобретателей - физических лиц по договорам купли-продажи к третьим лицам.

В ходе проведенной в 2007 году Администрацией Магаданской области проверки по вопросам использования и сохранности государственного имущества Магаданской области установлено, что у ФГУ «Тауйский лесхоз» отсутствовали правоустанавливающие документы на земельные участки под строительство, проектно-сметная документация, сведения о владельцах коттеджей и степени их готовности.

Согласно представленных выписок из ЕГРПНИ о зарегистрированных правах на земельные участки и жилые дома получателями разрешений на строительство и владельцами домов являются физические лица, ФГУ «Тауйский лесхоз», являясь с 1992 года балансодержателем финансовых вложений в строительство, среди правообладателей на указанные объекты недвижимости не значится.

В связи с указанными обстоятельствами Губернатором Магаданской области направлено письмо № 3324 от 21.07.2008г. в Прокуратуру Магаданской области для разбирательства по данному вопросу и принятию мер прокурорского реагирования.

По результатам проведенной Прокуратурой Магаданской области проверки в связи с обращением Губернатора Магаданской области по вопросу законности передачи в государственную собственность Магаданской области в составе ФГУ «Тауйский лесхоз» объектов незавершенного строительства, нахождение которых в федеральной собственности не подтверждено, первым заместителем прокурора области внесено Представление об устранении нарушений гражданского законодательства № 7-2/08 от 22.08.2008г. с требованием об исключении из «Перечня имущества» пункта 33, предусматривающего передачу из федеральной собственности в областную незавершенного строительства семи коттеджей.

В удовлетворении Представления об устранении нарушений гражданского законодательства № 7-2/08 от 22.08.2008г. ТУ Росимущества по Магаданской области письмом № МН-3/3513 от 26.09.2008г. отказано, в связи с чем прокурор Магаданской области обратился в Арбитражный суд Магаданской области.

Установив фактические обстоятельства спора, исследовав и оценив материалы дела и совокупность дополнительно представленных письменных доказательств, выслушав доводы представителей сторон, с учетом норм материального и процессуального права суд находит требования заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ № 691 от 27.11.2004г. «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом РФ.

В соответствии с Положением «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», утвержденным постановлением Правительства РФ № 691 от 27.11.2004г., Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно ст. 5 Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;

- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ Правительства РФ, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

- осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;

- проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества;

- приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность.

В соответствии с «Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998г. № 696, учет федеральных природных объектов (ресурсов), находящихся на территории РФ, организуется и осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ.

Объектами учета реестра, расположенными как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, являются:

а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в федеральной собственности;

в) федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием или государственным учреждением, либо находящееся в федеральной собственности предприятие в целом как имущественный комплекс;

г) находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них федеральное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

д) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.

Данными об объектах учета являются сведения, характеризующие эти объекты (место нахождения, стоимость, обременение и т.п.) (п.4). Учет федерального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов (п. 5).

Согласно п. 7 Положения, для учета федерального имущества, имеющегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, юридическое лицо (заявитель) представляет в соответствующий территориальный орган Министерства государственного имущества РФ в орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ, наделенный правами территориального органа Министерства государственного имущества РФ: заявление за подписью руководителя юридического лица на получение свидетельства о внесении в реестр федерального имущества объекта учета; карту учета федерального имущества, имеющегося у юридического лица, с перечнем объектов недвижимости; копии документов, подтверждающих приведенные в карте учета данные об объекте учета.

Территориальный орган регистрирует заявление в день его представления и в месячный срок проводит экспертизу представленных данных и занесение их в государственную базу данных (п. 8). В случае возникновения у территориального органа сомнений в достоверности представленных данных он обязан приостановить проведение учета и немедленно известить об этом заявителя, который вправе в течение месяца представить дополнительные сведения, при этом срок проведения учета продлевается, но не более чем на месяц со дня представления дополнительных сведений (п. 9).

В соответствии с п. 13 Положения федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.

Ведение реестра осуществляется на магнитных носителях и включает в себя ведение государственных баз данных федерального имущества, формируемых по территориальному признаку, и автоматизированное объединение их в единый банк данных.

Ведение государственной базы данных федерального имущества означает занесение в нее объектов учета и данных о них, обновление данных об объектах учета и их исключение из указанной базы данных при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета (п. 14).

В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О  внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 50 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ № 374 от 13.06.2006г. «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ» для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ необходимо представить следующие документы:

а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;

б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество, выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит ФГУ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

г) документы, подтверждающие право собственности РФ на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты

д) согласие (письмо) ФГУП, ФГУ на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);

м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено ФГУП, ФГУ, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества;

и другие установленные перечнем документы.

Кроме того, п. 3 постановления Правительства РФ № 374 от 13.06.2006г. установлено, что при передаче ФГУП, ФГУ, государственных предприятий (учреждений), предлагаемых передаче из федеральной собственности в собственность субъекта РФ как имущественных комплексов, предлагаемых к передаче из федеральной собственности в собственность субъекта РФ наряду с документами, предусмотренными п.п. 1 и 2 Постановления, представляется перечень указанных предприятий и учреждений согласно приложению № 1, а также перечень недвижимого имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.

К предложению о передаче имущества наряду с документами, предусмотренными п.п. 1 и 2 Постановления, прилагается перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность субъекта РФ согласно приложению № 2.

В рамках осуществления указанной передачи, Росимуществом издан Приказ от 29.11.2006г. № 241 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи имущества», согласно которому Территориальному управлению Росимущества при поступлении в адрес ТУ Росимущества пакета документов по вопросу безвозмездной передачи в государственную собственность субъекта РФ федеральных государственных учреждений (лесхозов), находящихся в ведении Рослесхоза, поручается в течение двух дней с даты поступления указанных пакетов документов в ТУ Росимущества провести анализ данных материалов на предмет соответствия пакетов документов требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 13.06.2006г. № 374, издать соответствующее распоряжение ТУ Росимущества и направить акты приема-передачи в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 указанного Приказа в случае, если представленный пакет документов не удовлетворяет требованиям, установленным указанным постановлением Правительства РФ в течение 10 дней с даты его поступления в ТУ Росимущества, совместно с территориальным органом Рослесхоза доработать данный пакет документов, издать соответствующее распоряжение ТУ Росимущества и направить акты приема-передачи в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ.

Из содержания приведенных норм следует, что перечисленные положения регламентируют порядок передачи из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность фактически существующего движимого и недвижимого имущества, надлежащим образом оформленного документально и в установленном порядке зарегистрированного.

Между тем, в данном случае на момент передачи имущественного комплекса ФГУ «Тауйский лесхоз» из федеральной собственности в собственность Магаданской области надлежащее документальное оформление и регистрация в установленном порядке «объекта незавершенного строительства семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100, 14 руб.» как объекта недвижимости отсутствовало, также как отсутствовали и сведения о существовании завершенного строительством объекта недвижимости и степени завершенности его строительства.

По материалам дела установлено, что федеральное имущество ФГУ «Тауйский лесхоз» внесено в Реестр федерального имущества в соответствии с распоряжением КУГИ Магаданской области, ранее наделенного полномочиями территориального органа Мингосимущества, от 28.04.1999г. № 58 «О внесении в Реестр федерального имущества федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Тауйским лесхозом», на основании заключения по экспертизе документов, представленных ФГУ «Тауйский лесхоз».

Имущество ФГУ «Тауйский лесхоз» учитывалось в Реестре федерального имущества в соответствии с «Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998г. № 696, в соответствии с п. 5 которого учет федерального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуализирующих особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов. Однако, в данном случае отсутствие документов, свидетельствующих о завершении строительства объектов недвижимости, учтенных на балансе как объект незаверешенного строительства, не позволяло указанное имущество идентифицировать как объект учета федерального имущества.

Кроме того, в соответствии с п. 14 указанного Положения ведение государственной базы данных федерального имущества означает занесение в нее объектов учета и данных о них, обновление данных об объекте учета и их исключении из указанной базы данных при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета. Однако, в данном случае отсутствие документов, свидетельствующих об изменении формы собственности на объекты недвижимости, учтенные на балансе как объект незавершенного строительства, не позволяло внести указанное незавершенное строительство в соответствующую базу данных федерального имущества.

Поскольку передача имущества осуществлялась на основании представленного ФГУ «Тауйский лесхоз» пакета документов, в котором отсутствовали документы и сведения, относящиеся к объекту незавершенного строительства, следовательно, предусмотренные «Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества» основания для включения указанного объекта недвижимости в Реестр федерального имущества на момент передачи отсутствовали.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается представленными доказательствами, что в связи с отсутствием необходимых документов, сведений о регистрации и степени завершенности строительства, «незавершенное строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100, 14 руб.» не было включено в Реестр федерального имущества как объект недвижимости.

По материалам дела установлено, что на момент передачи имущества ФГУ «Тауйский лесхоз» имелись только сведения и документы, подтверждающие денежное выражение затрат на указанный объект незавершенного строительства – в виде учитываемых на балансе капитальных вложений в основные средства в размере 710 100, 14 руб., что подтверждается бухгалтерским балансом.

При этом, ФГУ «Тауйский лесхоз» передан из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области как имущественный комплекс, в составе которого, в соответствии с бухгалтерским балансом по состоянию на 01.01.2006г., по субсчету 010601000 «капитальные вложения в основные средства» счета «Вложения в нефинансовые активы» учтены денежные средства в размере 710 100, 14 руб. – расходы на незавершенное строительство.

Поскольку учитываемые на балансе капитальные вложения в основные средства в размере 710 100, 14 руб. включены в Реестр федеральной собственности в составе имущественного комплекса ФГУ «Тауйский лесхоз», следовательно, «незавершенное строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100, 14 руб.», не оформленное документально и незарегистрированное в установленном порядке в качестве объекта недвижимости, также подлежало включено в Реестр федеральной собственности в виде учитываемых на балансе капитальных вложений в основные средства, а не в виде объекта недвижимого имущества.

Кроме того, поскольку включенные в Реестр федерального имущества в составе имущественного комплекса ФГУ «Тауйский лесхоз» капитальные вложения в основные средства в размере 710 100, 14 руб. переданы из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области, следовательно, «незавершенное строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 1000, 14 руб.», включенное в Реестр федеральной собственности в виде учитываемых на балансе капитальных вложений в основные средства, также подлежало передаче из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области в составе имущественного комплекса ФГУ «Тауйский лесхоз».

Указанные обстоятельства подтверждаются актом приема-передачи имущества от 29.12.2007г., в соответствии с которым ОГУ «Тауйский лесхоз» передало на баланс ОГУ «Авиалесоохрана», являющегося его полным правопреемником, капитальные вложения в незавершенное строительство в сумме 710 100, 14 руб., в т.ч. капитальные вложения в основные средства по бюджетной деятельности в сумме 526 343 руб. 56 коп. и по внебюджетной деятельности в сумме 183 756 руб. 58 коп. по незавершенному строительству в с. Малоенисейское Бийского района Алтайского края.

Таким образом, не включенное в Реестр федерального имущества незавершенное строительство в качестве объекта недвижимого имущества из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области не передавлось, поскольку в составе имущественного комплекса ФГУ «Тауйский лесхоз» из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области переданы учитываемые на балансе ФГУ «Тауйский лесхоз» капитальные вложения в указанное незавершенное строительство.

При этом, отсутствовала незаконная передача из федеральной собственности в собственность Магаданской области имущества, не включенного в Реестр федерального имущества, поскольку в соответствии с п. 13 «Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998г. № 696, федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.

Указанные обстоятельства свидетельствует об отсутствии незаконных действий ТУ Росимущества по Магаданской области по передаче из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области имущества, не включенного в Реестр федерального имущества.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что поскольку включение в Реестр федерального имущества носит заявительный характер, а ФГУ «Тауйский лесхоз» на момент передачи имущества в государственную собственность Магаданской области не предоставило документы для включения в Реестр федерального имущества объекта «незавершённое строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100, 14 руб.», соответственно, у ТУ Росимущество по Магаданской области отсутствовали основания для принятия мер по установлению фактических обстоятельств, подтверждающих возможность передачи незавершенного строительства в составе имущественного комплекса.

Учитывая, что на момент передачи имущества ФГУ «Тауйский лесхоз» имелись только сведения и документы, подтверждающие капитальные вложения в основные средства в размере 710 100, 14 руб., соответственно, у ТУ Росимущество по Магаданской области отсутствовала возможность установить фактическое состояние объекта незавершенного строительства в связи с отсутствием необходимых документов и сведений и ограниченным сроком передачи имущества.

Фактическая принадлежность имущества физическим лицам также не могла быть установлена в связи с отсутствием на момент передачи каких-либо сведений о существовании завершенных строительством объектов недвижимости, и о зарегистрированных правах третьих лиц, поскольку свидетельства о праве собственности на землю, акты консервации строительства, технические паспорта на строения и другие документы оформлялись на собственников – физических лиц, что было установлено после передачи имущественного комплекса ФГУ «Тауйский лесхоз».

Поскольку п. 1 приказа Росимущества от 29.11.2006г. № 241, устанавливающий обязанность ТУ Росимущества провести_анализ представленных документов на предмет соответствия требованиям постановления Правительства РФ от 13.06.2006г. № 374, предусматривает возможность доработки документов и издания соответствующего распоряжения только в случае, если представленный пакет документов не удовлетворяет требованиям указанного постановления Правительства РФ, следовательно, у ТУ Росимущества по Магаданской области на момент передачи отсутствовали основания для установления несоответствия представленных документов требованиям указанного постановления Правительства РФ в связи с непредставлением ФГУ «Тауйский лесхоз» документов на объект незавершенного строительства.

Таким образом, на момент передачи имущества у ТУ Росимущество по Магаданской области отсутствовали основания для проведения проверки использования имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке п. 5.6 Положения «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», утвержденного постановлением Правительства РФ № 691 от 27.11.2004г.

Кроме того, регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества предусмотрена ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в редакции Федерального Закона от 29.12.2004г. № 196-ФЗ.

Предыдущая редакция ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривала, что право на объект незавершенного строительства как объект недвижимого имущества регистрируется в случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, в установленных случаях на основании проектно - сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

В соответствии с представленными в материалы дела документами незавершенные строительством дома были распределены работникам ФГУ «Тауйский лесхоз» в 1995 году. Согласно данным Бийского районного отдела филиала по Алтайскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» разрешения на строительство домов оформлены на указанные физические лица в 1994, 1995 годах.

Таким образом, на дату оформления указанных документов незавершенное строительство не подлежало государственной регистрации, что подтверждает правомерность довода ответчика об отсутствии государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства и отсутствии у ТУ Росимущество по Магаданской области сведений о праве собственности на указанные объекты незавершенного строительства физических лиц, и подтверждает отсутствие правовых оснований для отказа в передаче объекта незавершенного строительства, включенного в имущественный комплекс ФГУ «Тауйский лесхоз».

Кроме того, следует признать обоснованным указание ответчика о том, что федеральное имущество ФГУ «Тауйский лесхоз» внесено в_Реестр федерального имущества в соответствии с распоряжением от 28.04.1999г. № 58 КУГИ Магаданской области, ранее наделенного полномочиями территориального органа Мингосимущества, на основании заключения по экспертизе документов, представленных ФГУ «Тауйский лесхоз», что по мнению ТУ Росимущество по Магаданской области, при передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области подтверждало соответствие представленных ФГУ «Тауйский лесхоз» документов требованиям постановления Правительства РФ от 13.06.2006г. № 374.

При этом, согласно данным Бийского районного отдела филиала по Алтайскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» в 1999г. уже произошел переход права собственности, были оформлены разрешения на строительство, акты консервации жилых домов, договоры купли-продажи, однако, при проведении экспертизы в 1999 году это не было установлено, что подтверждает правомерность доводов ответчика об отсутствии указанных сведений на момент передачи имущества.

Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на некорректную формулировку в п. 33 Перечня, согласно которому незавершенное строительство семи коттеджей указано в графе «Наименование имущества», передаваемого из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области, при том, что в примечании к Перечню указано, что незавершенное строительство семи коттеджей, учитываемых на балансе учреждения, отсутствует в реестре федерального  имущества.

Содержание п. 33 Перечня противоречит содержанию примечания к указанному Перечню, поскольку в силу п. 13 «Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества», имущество, не включенное в реестр, не может быть передано.

Таким образом, содержание п. 33 Перечня не соответствует действительности и противоречит фактическим обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства, поскольку «незавершенное строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 1000, 14 руб.», неоформленное документально и незарегистрированное в установленном порядке в качестве объекта недвижимости, включено в Реестр федеральной собственности в виде учитываемых на балансе ФГУ «Тауйский лесхоз» капитальных вложений в основные средства, а не как объект недвижимого имущества, следовательно, указание незавершенного строительства в качестве передаваемого имущества, неправомерно.

При указанных обстоятельствах обоснованным является довод КУГИ Магаданской области, указавшего на наличие оснований для признания недействительным в п. 33 Перечня, поскольку указанным пунктом в число объектов имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность Магаданской области, включено имущество, не внесенное в Реестр федерального имущества.

Однако, учитывая, что заявитель не воспользовался предоставленным ему ст. 49 АПК РФ правом на уточнение и дополнение заявленных требований, суд рассмотрел настоящее дело в пределах заявленного материально-правового требования о признании незаконными действий ТУ Росимущества по Магаданской области по передаче имущества.

При этом, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и - нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания указанной нормы следует, что признание недействительным ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

Однако, давая оценку оспариваемым действиям ТУ Росимущества по Магаданской области, суд пришел к выводу, что указанные действия не содержит признаков, позволяющих признать их незаконными, - несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления этой деятельности.

В обоснование заявленных требований о признании незаконными действий ТУ Рос-имущества по Магаданской области по передаче имущества указано на незаконное возложение на Магаданскую область как на субъект, приобретший право собственности на указанный объект, обязанностей, связанных с осуществлением полномочий собственника имущества по проведению инвентаризации, оценки, принятию мер по содержанию и распоряжению имуществом.

Однако, принимая во внимание установленное в ходе судебного разбирательства отсутствие фактической передачи незавершенного строительства как объекта недвижимости из федеральной собственности в собственность Магаданской области и подтвержденное представленными в материалы дела доказательствами право собственности физических лиц на указанные жилые дома, следует признать, что довод заявителя об обязанностях, связанных с осуществлением полномочий собственника указанного имущества по проведению инвентаризации, оценки, принятию мер по содержанию и распоряжению имуществом – не соответствует действительности.

Несоответствие оспариваемых действий ТУ Росимущества по Магаданской области закону или иному нормативному правовому акту в ходе судебного разбирательства также не установлено.

П. 5 ст. 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решений, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.

Однако, указанное положение не освобождает заявителя от обязанностей, возложенных на него ч. 1 ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательства, представленные заявителем, ответчиком и третьими лицами, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ.

Арбитражный суд в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и их влияния на законность и обоснованность оспариваемых действий.

В данном случае ТУ Росимущества по Магаданской области представлены необходимые и достаточные доказательства правомерности оспариваемых действий. В то же время заявителем не представлены достаточные доказательства, подтверждающие несоответствие оспариваемых действий закону или иным правовым актам и нарушение прав и охраняемых законом интересов Администрации Магаданской области.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено наличие необходимых критериев, позволяющих признать решения налоговых органов в оспариваемой части одновременно не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы заявителя.

Иные доводы, представленные сторонами в обоснование своих правовых позиций, уточняют основные доводы сторон и признаются судом не имеющими существенного правового значения при рассмотрении данного дела.

Кроме того, суд принимает во внимание положения ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ если при рассмотрении заявления об оспаривании ненормативного акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, иных органов или должностных лиц, суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании п. 2 ст. 176 АПК РФ датой принятия настоящего решения является дата его изготовления в полном объеме – 08.04.2009г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 198 - 201 АПК РФ арбитражный суд,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований заявителя, прокурора Магаданской области

о признании незаконными действий Территориального управления Росимущества по Магаданской области по передаче из федеральной собственности в собственность Магаданской области в составе ФГУ «Тауйский лесхоз» объекта «незавершенное строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100 руб. 14 коп.», оформленной актом приема-передачи от 10.01.2007г. № 6, отказать.

2. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано через Арбитражный суд Магаданской области в Шестой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, либо в кассационную инстанцию ФАС ДВО в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу, в порядке, установленном АПК РФ.

Судья Е.С.Степанова