Арбитражный суд Липецкой области
ул. Скороходова, 2, г. Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: arbsud@lipetsk.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Липецк Дело №А36-3376/2009
«31» августа 2009 г.
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 31.08.2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31.08.2009 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Бессоновой Е. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пустохиной Е.Ф.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области
к закрытому акционерному обществу «Группа Компаний «Регион»
о взыскании штрафа в сумме 10 000 руб.,
при участии:
от заявителя: Мелякова В.С., по доверенности от 14.05.2009 года (до перерыва)
от заинтересованного лица: Горнякова Т.П., по доверенности от 03.08.2009 года
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о взыскании с ЗАО «Группа «Компаний «Регион» 10 000 руб. – штраф за несвоевременную регистрацию в Пенсионном фонде РФ. Требование заявлено на основании решения начальника УПФР в Липецкой районе № 18 от 12.03.2009г.
В судебном заседании 24.08.2009г. представитель УПФР в Липецком районе поддержал заявленное требование в полном объеме и настаивал на его удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении от 09.07.2009г. № 2029 (л.д. 3-4).
Представитель ЗАО «Группа Компаний «Регион» в предварительном судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве.
С целью уточнения позиции заявителя в судебном заседании 24.08.2009г. объявлен перерыв, слушание дела продолжено 31.08.2009г. После объявленного представитель заявителя, извещенный под роспись в протоколе заседания, в заседание не явился, что в силу положений ч.3 ст. 156 АПК РФ ен препятствует рассмотрению спора в его отсутствие.
Изучив представленные доказательства, суд установил следующее.
Закрытое акционерное общество «Группа Компаний «Регион» зарегистрировано в качестве действующего юридического лица с ОГРН 1064823057298 (см. свидетельство на л.д.26).
Как следует из новой редакции устава общества, ЗАО «Группа Компаний «Регион» имеет Липецкий филиал с местом нахождения: Липецкая область, Липецкий район, с. Подгорное, ул. Железнодорожная, 1 «А» (см. устав на л.д. 33-48). В соответствии с приказом от 01.11.2008г. «О правовом статусе филиала» филиал самостоятельно перечисляет страховые взносы (см. л.д.31).
«12» марта 2009 года ЗАО «Группа Компаний «Регион» обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о регистрации обособленного подразделения – филиала общества.
Поскольку ЗАО «Группа Компаний «Регион» было поставлено на учет в налоговом органе 09.01.2008г., а с вышеуказанным заявлением о постановке на учет обособленного подразделения обратилось в Фонд лишь 12.03.2009г., был составлен акт камеральной проверки №18 от 12.03.2009г. и вынесено соответствующее решение №18 от 12.03.2009г.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Регистрация страхователей в органах ПФР является обязательной (п. 1 ст. 11 Закона № 167-ФЗ).
За нарушение страхователями установленного срока регистрации в ПФР предусмотрена ответственность в виде штрафа (п. 1 ст. 27 Закона № 167-ФЗ).
Ранее регистрация страхователей, в том числе и по месту нахождения обособленных подразделений, в органах ПФР осуществлялась на основании заявления о регистрации и прилагаемых к нему документов, представляемых в территориальный орган ПФР, самим страхователем в тридцатидневный срок с момента постановки организации на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. п. 1, 2, 4 разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утв. Постановлением Правления ПФР от 19.03.2003г. № 33п, утратил силу).
В настоящее время в связи с внесением изменений в ст. 11 Закона № 167-ФЗ, согласно которым регистрация страхователей в органах ПФР осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в органы ПФР налоговыми органами (ст. 7 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ), утвержден новый Порядок регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (Постановление Правления ПФР от 19.07.2004г. № 97п).
Согласно указанному Порядку регистрация страхователей по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется при обращении организаций в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения на основании сведений, содержащихся в ЕГРН и представляемых налоговыми органами в соответствии с п. 12 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110). Указанные сведения представляются налоговыми органами по месту нахождения обособленного подразделения по запросу территориального органа ПФР в срок не позднее 5 дней со дня получения указанных сведений (абз. 3 п. 6 разд. II Порядка).
Таким образом, согласно действующему законодательству регистрация страхователей производится на основании сведений, представляемых в территориальный орган ПФР налоговыми органами.
Вместе с тем, в Закон № 167-ФЗ соответствующие изменения внесены не были. То есть не был установлен срок, в который страхователь должен обратиться в орган ПФР для регистрации по месту нахождения обособленного подразделения.
Поэтому ответственность, предусмотренная ст. 27 Закона № 167-ФЗ за нарушение страхователем срока регистрации в ПФР, к страхователям-организациям применена быть не может.
Данный вывод в полном объеме согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 05.04.2006г. №14348/05 и исключает возможность удовлетворения заявленного требования.
Кроме того, самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленного требования являются следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.3 ст.2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе на осуществление контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст. 2 данного закона Федеральный закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Поскольку Федеральными законами № 27-ФЗ и № 167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности следует руководствоваться положениями статей 101, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со ст. 100.1 Налогового кодекса РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.
Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности в рассматриваемом случае подлежат применению положения ст. 101.4 Налогового кодекса РФ.
Согласно п.1 ст.101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение
Исходя из требований к содержанию акта, в нем указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 10 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п.5 ст. 101.4 НК РФ).
Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 5 статьи 101.4 НК РФ.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.8 ст. 101.4 НК РФ).
В соответствии с п.9 ст. 101.4 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В силу положений ст. 106 НК РФ основанием для применения налоговой ответственности является совершение налогоплательщиком налогового правонарушения, под которым понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика (действие или бездействие), за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.
Статья 108 Кодекса устанавливает принцип презумпции невиновности налогоплательщика, согласно которому никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения или отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Как следует из материалов дела, вопрос о вине ЗАО «Группа Компаний «Регион» применительно к положениям п. 4 ст. 110 НК РФ при производстве по делу о вмененном правонарушении Фондом не исследовался, поскольку субъектом ответственности в нарушение положений ст. 6 Федерального закона №167-ФЗ определен филиал общества.
В соответствии с п.12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Как указывалось судом ранее, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Таким образом, законодательно гарантированная возможность налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и представлять объяснения обеспечивается как надлежащим его уведомлением о месте и времени рассмотрения материалов проверки, так и надлежащим и полным отражением в акте проверки выявленных налоговым органом обстоятельств допущенных нарушений законодательства о налогах и сборах, дающим, с учетом законодательно установленной обязанности налогового органа вручить акт проверки налогоплательщику, возможность последнему представить свои возражения и полноценно участвовать в рассмотрении материалов проверки.
Как следует из материалов дела акт, решение и требование вынесены Пенсионным фондом в один и тот же день, что лишило страхователя возможности представления обоснованных возражений, что указывает на нарушение положений п.14 ст. 101 НК РФ.
Кроме того, суд считает существенно нарушающим права страхователя и процедуру рассмотрения материалов проверки неисполнение Фондом обязанности по надлежащему документальному фиксированию обстоятельств правонарушения, за которые применена ответственность – исследование вины ЗАО «Группа компаний «Регион» в совершенном правонарушении. Указанное обстоятельство также доказано материалами дела.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (иному акту), наличия надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт (ч.5 ст. 200 АПК РФ).
В нарушение указанных норм, Фондом не были представлены доказательства законности и обоснованности принятого решения №18 от 12.03.2009г. о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Поскольку заявленные требования основаны на решении №18, которое вынесено с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, основания для удовлетворения заявленного требования также отсутствуют.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. Поскольку налогоплательщик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ, госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит
Руководствуясь статьями 100-110, 167-170, 171, 221-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Липецком районе Липецкой области о взыскании с липецкого филиала ЗАО «Группа Компаний «Регион» 10 000 руб. штрафа – отказать.
Данное решение в месячный срок может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, по истечении данного срока - в суд кассационной инстанции.
Судья Е.В. Бессонова