НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Липецкой области от 21.06.2022 № А36-8003/2021

Арбитражный суд Липецкой области

пл.Петра Великого, д.7, г.Липецк, 398066

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Липецк                                                                      Дело №А36-8003/2021

30 июня 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 30.06.2022.  

Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титовой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Суффле Агро Рус», Липецкая область, г.Грязи

к заинтересованному лицу – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Липецкой области, Липецкая область, г.Грязи

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области, г.Липецк

- Федеральной налоговой службы, г.Москва  

о признании незаконным в части (недействительным, не соответствующим НК РФ) решения №1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.05.2021 заместителя руководителя МИФНС России №1 по Липецкой области Н.Г. Мишариной и обязании МИФНС России №1 по Липецкой области устранить допущенные нарушения законных прав и свобод ООО «Суффле Агро Рус»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Прокофьева А.И. – представитель (доверенность от 08.09.2021, диплом о высшем юридическом образовании);

от МИФНС №1: Литвинова С.С. – представитель (доверенность от 12.10.2021 года, диплом о высшем юридическом образовании);

от УФНС: Литвинова С.С. – представитель (доверенность от 13.10.2021, диплом о высшем юридическом образовании);

от ФНС: не явился,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Суффле Агро Рус» (далее – ООО «СУФФЛЕ», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Липецкой области (далее – МИФНС №1, Инспекция) о признании незаконным в части решения №1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.05.2021 заместителя руководителя МИФНС России №1 по Липецкой области Н.Г. Мишариной, а именно:

1) пункта 3.1. резолютивной части решения №564 от 21.05.2021 в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения,                  а также начисления налогов и пени по состоянию на 21.05.2021, а именно:

а) налог на прибыль в федеральный бюджет:

-за 2017 год в размере 87 096 руб., а также штрафные санкции по нему по п.1 ст.122 НК РФ в размере 4 135,42 руб., а также пени в размере 41 064,05 руб.;

-за 2019 год в размере 62 314,15 руб., а также штрафные санкции по нему по п.1 ст.122 НК РФ в размере 6 172,89 руб., а также пени в размере 1 246,28 руб.;

- пени по налогу на прибыль, начисленные на сумму 193 509 руб., не фигурирующую в расчетах в размере 1 483,57 руб.

б) налог на прибыль в территориальный бюджет:

-за 2017 год в размере 493 544,26 руб., а также штрафные санкции по нему по п.1 ст.122 НК РФ в размере 23 434 руб., а также пени в размере 231 385,93 руб.;

-за 2019 год в размере 353 113,86 руб., а также штрафные санкции по нему по п.1 ст.122 НК РФ в размере 7 062,27 руб., а также пени в размере 34 979,78 руб.;

- пени на сумму 1 096 560 руб., не фигурирующую в расчетах, в размере              8 406,96 руб.

в) налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями (исчисляемый налоговым агентом):

-на 31.03.2017 в сумме 131 374,26 руб., а также пени в размере 44 568,55 руб.;

-на 02.10.2017 в сумме 200 394 руб., а также пени в размере 111 685,19 руб.;

-на 09.01.2018 в сумме 71 661,85 руб.. а также пени в размере 36 111,42 руб.;

-на 09.01.2019 в сумме 580 054 руб., штрафные санкции по нему по п.1 ст.123 НК РФ в размере 11 601,80 руб., а также пени в размере 187 579,80 руб.;

-на 01.04.2019 в сумме 385 863,25 руб., штрафные санкции по нему по п.1 ст.123 НК РФ в размере 5 640,13 руб., а также пени в размере 107 778 руб.;

- пени на сумму 137 744 руб., не фигурирующую в расчетах, в размере                10 560,40 руб.;

г) штраф за представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения по п.1 ст.126 НК РФ в размере 350 руб.,

2) пункта 3.2 резолютивной части решения №564 от 21.05.2021 в части предложения уплатить налоги, пени и штрафы, начисленные в п.3.1 резолютивной части решения, за вычетом сумм, добровольно перечисленных ООО «СУФФЛЕ» по Акту №3 налоговой проверки от 14.04.2021, а именно:

а) налог на прибыль в федеральный бюджет:

-за 2017 год налог в размере 87 096 руб., а также штрафные санкции по нему по п.1 ст.122 НК РФ в размере 4 135,42 руб., а также пени в размере                   41 064,05 руб.;

-за 2019 год налог в размере 62 314,15 руб., а также штрафные санкции по нему по п.1 ст.122 НК РФ в размере 1 246,28 руб.;

-пени по налогу на прибыль, начисленные на сумму 193 509 руб., не фигурирующую в расчетах в размере 1 483,57 руб.,

б) налог на прибыль в территориальный бюджет:

-за 2017 год налог в размере 493 543,95 руб., а также штрафные санкции по нему по п.1 ст.122 НК РФ в размере 23 434,10 руб., а также пени в размере 231 385,93 руб.;

-за 2019 год налог в размере 353 113,86 руб., а также штрафные санкции по нему по п.1 ст.122 НК РФ в размере 19 176,46 руб.;

-пени на сумму 1 096 560 руб., не фигурирующую в расчетах, в размере                 10 560,40 руб.,

в) налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями (исчисляемый налоговым агентом):

-на 31.03.2017 в сумме 131 374.26 руб., а также пени в размере 25 209,87 руб.;

-на 02.10.2017 в сумме 200 394 руб.. а также пени в размере 111 685,19 руб.;

-на 09.01.2018 в сумме 71 661 руб., а также пени в размере 36 111,42 руб.;

-на 09.01.2019 в сумме 580 054 руб., штрафные санкции по нему по п.1 ст.123 НК РФ в размере 11 601,80 руб., а также пени в размере 173 159,59 руб.;

-на 01.04.2019 в сумме 385 863,25 руб., штрафные санкции по нему по п.1 ст.123 НК РФ в размере 5 640,13 руб., а также пени в размере 83 610,17 руб.;

г) штраф за представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, по п.1 ст.126 НК РФ в сумме 350 руб.

3) обязании МИФНС России №1 по Липецкой области устранить допущенные нарушения законных прав и свобод ООО «СУФФЛЕ» (т.1, л.д.37).

Определением от 13.09.2021 арбитражный суд принял заявление, возбудил производство по делу №А36-8003/2021, а также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее – УФНС).

Определением от 13.10.2021 арбитражный суд удовлетворил ходатайство общества и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральную налоговую службу (далее – ФНС; т.4, л.д.1-3, 47-48).

Определением от 15.11.2021 арбитражный суд отказал заявителю в удовлетворении ходатайства об отводе судьи Хорошилова А.А. по данному делу (т.4, л.д.56-58, 70-71).

Определением от 14.04.2022 арбитражный суд отказал обществу в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительной меры (т.11, л.д.1-2, 3-14).

В судебном заседании 21.06.2022 представитель ООО «СУФФЛЕ» поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении от 09.09.2021 и дополнениях к нему от 22.03.2022, от 18.04.2022 (т.1, л.д.2-37; т.10, л.д.105-112; т.11, л.д.41-46).

Представитель МИФНС №1 и УФНС в судебном заседании 21.06.2022 возразил против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве от 01.10.2021, от 20.12.202, от 28.12.2021, в пояснениях от 01.03.2022, от 24.05.2022 (т.4, л.д.59-65; т.10, л.д.6-12, 17-25; т.10. л.д.67-72; т.11, л.д.62-64).

Арбитражный суд, выслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, установил следующее.

На основании решения №2 от 30.12.2020 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 (т.2, л.д.89).

По результатам проведенной выездной налоговой проверки составлен Акт налоговой проверки №3 от 14.04.2021 (т.2. л.д.90-123).

При проведении выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что ООО «СУФФЛЕ: 1) неправомерно включены в состав внереализационных расходов в 2017-2019 годах суммы процентов по займам, превышающие предельную величину процентов, признаваемых расходом по контролируемой задолженности; 2) неправомерно не удержан и не перечислен налог на прибыль с дивидендов, уплаченных взаимозависимому лицу, с сумм процентов по займам, превышающим предельную величину процентов, признаваемых расходом по контролируемой задолженности; 3) неправомерно включены в состав внереализационных расходов в 2017 году суммы комиссий по кредитному договору;              4) представило недостоверные сведения в налоговых расчетах (информациях) о суммах, выплаченных иностранным организациям, доходов и удержанных налогов; 5) неправомерно включены в косвенные расходы в налоговых декларациях по налогу на прибыль за 2017-2019 г.г. услуги в отношении Шарль Андри. Также МИФНС №1 установлено грубое нарушение обществом правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и непредставление документов в налоговые органы.

По результатам проведенной выездной налоговой проверки и рассмотрения материалов налоговой проверки в отношении ООО «СУФФЛЕ» Инспекцией принято решение №564 от 21.05.2021 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в общей сумме 6 721 978 руб., а также соответствующие сумме пени в размере 2 107 818 руб. 99 коп. Кроме того, общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере                   124 457 руб. (с учетом установленных смягчающих обстоятельств), в том числе: по п.1 ст.122 НК РФ в размере 89 625 руб.; по п.1 ст.123 НК РФ в размере               34 482 руб.; по п.1 ст.126.1 НК РФ в размере 350 руб.

ООО «СУФФЛЕ» обжаловало решение №564 от 21.05.2021 в апелляционном порядке (т.1, л.д.96-126).

Решением УФНС по Липецкой области №316 от 23.12.2021 апелляционная жалоба общества отставлена без удовлетворения (т.10, л.д.26-32).

ООО «СУФФЛЕ», считая решение №564 от 21.05.2021 незаконным в оспариваемой части, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В силу ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Полномочия заместителя руководителя МИФНС №1 на принятие оспариваемого решения №564 от 21.05.2021 судом установлены и заявителем не оспариваются.

Нарушений процедуры проведения выездной налоговой проверки, рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия оспариваемого решения №564 от 21.05.2021, влекущих безусловную его отмены, судом не установлено.

При этом из материалов дела следует, что свидетели допрошены налоговым органом в порядке, предусмотренном ст.90 НК РФ

Из текста оспариваемого решения №564 от 21.05.2021 также следует, что доводы налогоплательщика, заявленные в возражениях на акт налоговой проверки, были рассмотрены Инспекцией, в оспариваемом решении указаны обстоятельства, по которым доводы налогоплательщика были приняты или отклонены налоговым органом.

Таким образом, в ходе проведения выездной налоговой проверки и рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, документы, представленные обществом, рассматривались налоговым органом и им была дана соответствующая оценка.

Оценив доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, применительно к редакции, действовавшей в спорный период) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях настоящей главы признается для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса (п.3 ст.247 НК РФ).

Согласно п.1 ст.309 НК РФ следующие виды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом:

1) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций;

2) доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений абзаца второго пункта 1 части второй статьи 250 настоящего Кодекса);

3) процентный доход от следующих долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации:

государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;

иные долговые обязательства российских организаций, не указанные в абзаце втором настоящего подпункта;

4) доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;

5) доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с пунктом 9 статьи 280 настоящего Кодекса;

6) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

7) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;

8) доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках). В целях настоящей статьи термин "демередж" употребляется в значении, установленном Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации;

9) штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;

9.1) доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости;

10) иные аналогичные доходы.

В соответствии с п.4 ст.286 НК РФ если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

Абзацем вторым п.2 ст.287 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

В силу п.1 ст.310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего Кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в валюте выплаты дохода.

Согласно п.4 ст.310 НК РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 настоящего Кодекса, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 1 ст.312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Как установлено налоговым органом и следует из представленных доказательств, ООО «СУФФЛЕ» выплачивало в 2017-2019 годах взаимозависимой компании SOUFFLETFINANCESпо кредитному договору б/н от 25.07.2011               (с учетом дополнительных соглашений №9 от 24.05.2017, №11 от 15.12.2017, №14 от 05.04.2019) проценты, начисленные на основании фактических дней пользования кредитом и комиссию за оказанные услуги.

В ответ требование Инспекции №2741 (1) от 30.12.2020 ООО «СУФФЛЕ» предоставило апостили (сертификаты о резидентстве) в отношении компании SOUFFLETFINANCES, подтверждающие постоянное местонахождение компании во Франции: №5479 от 24.01.2017, №1018 от 15.01.2018, №1686-3 от 28.01.2019.

В представленном налоговом расчете о суммах, выплаченных иностранным организациям, доходов и удержанных налогов за 2017 год отражена сумма процентов, выплаченных иностранной компании SOUFFLETFINANCES по кредитному договору б/н от 25.07.2011 в сумме 61 279 136,13 руб.

В 2017 году ООО «СУФФЛЕ» перечислило компании SOUFFLETFINANCESпо кредитному договору б/н от 25.07.2011 –  62 730 136 руб.,                     из них: 61 279 136 руб. – оплата процентов, и 1 451 000 руб. – оплата комиссии 15.06.2017.

В представленном налоговом расчете о суммах, выплаченных иностранным организациям, доходов и удержанных налогов за 2018 год отражена сумма процентов, выплаченных иностранной компании SOUFFLETFINANCES по кредитному договору б/н от 25.07.2011 в сумме 55 457 758,35 руб.

В 2018 году ООО «СУФФЛЕ» перечислило компании SOUFFLETFINANCESпо кредитному договору б/н от 25.07.2011 – 57 184 758 руб.,                        из них: 55 457 758 руб. – оплата процентов, и 1 727 000 руб. – оплата комиссии 30.01.2018.

В представленном 30.07.2020 уточненном налоговом расчете о суммах, выплаченных иностранным организациям, доходов и удержанных налогов за 2019 год отражена сумма процентов, выплаченных иностранной компании SOUFFLETFINANCES по кредитному договору б/н от 25.07.2011 – 66 982 328 руб., а также сумма выплаченной комиссии –  2 393 000 руб.

По данным расчетного счета, в 2019 году ООО «СУФФЛЕ» перечислило иностранной компании SOUFFLETFINANCESпо кредитному договору б/н от 25.07.2011 – 69 375 328 руб., из них: 66 982 328 руб. с указанием в назначении платежа «оплата %», и 2 393 000 руб. 17.05.2019 с указанием в назначении платежа «оплата комиссии по дог. б/н от 25.07.11 в пользу SOUFFLETFINANCESSNCIBAN ВЕЗЗ 3630 7251 7846 SWIFTBBRUBEBB Без НДС».

Приказом ФНС России от 02.03.2016 №ММВ-7-3/115@ утверждены: форма налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - налоговый расчет), Порядок ее заполнения (далее – Порядок), а также формат представления налогового расчета в электронной форме.

Согласно п.1.1 Порядка налоговый расчет составляется и представляется налоговыми агентами по налогу на прибыль, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в Российской Федерации, нарастающим итогом.

Из материалов дела следует, что ООО «СУФФЛЕ» представило в Инспекцию налоговые расчеты за отчетные периоды: 3 месяца 2017 года,                         6 месяцев 2017 года, 9 месяцев 2017 года, 12 месяцев 2017 года; 3 месяца 2018 года, 6 месяцев 2018 года, 9 месяцев 2018 года, 12 месяцев 2018 года; 3 месяца 2019 года, 6 месяцев 2019 года, 9 месяцев 2019 года, 12 месяцев 2019 года.

В ответ на требование №2741 от 31.12.2020 о предоставлении документов (информации) обществом представлены документы, свидетельствующие о заключении 25.07.2011 между ООО «СУФФЛЕ» и взаимозависимой компанией SOUFFLETFINANCES кредитного договора (т.7, л.д.122-123; т.8, л.д.1-23; т.9, л.д.1-7).

В 2017 - 2019гг. к указанному кредитному договору были заключены дополнительные соглашения, согласно которым ООО «СУФФЛЕ» выплачивало в компании SOUFFLETFINANCES проценты, начисленные на основании фактических дней пользования кредитом, и комиссию за оказанные услуги.

Так, дополнительным соглашением №9К от 24.05.2017 (т.7, л.д.143) предусмотрена оплата комиссии в размере 1 451 000 руб. не позднее 23.06.2017, которая фактически оплачена обществом 15.06.2017, что подтверждается              INVOICE №16001430 (т.7, л.д.141), регистром по учету процентов и комиссии (т.7, л.д.132), а также выпиской по расчетному счету заявителя

При этом в оборотно-сальдовой ведомости по счету 76 общество отразило только суммы процентов, начисленных на основании фактических дней пользования кредитом (т.7, л.д.88-90). Однако в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности налоговые расчеты за 2017 год не учитывались Инспекцией при привлечении к ответственности по ст.126.1 НК РФ.

Дополнительным соглашением №11К от 15.12.2017 (т.7, л.д.139) предусмотрена оплата комиссии в размере 1 727 000 руб. не позднее 22.06.2018, которая фактически оплачена обществом 30.01.2018, что подтверждается               INVOICE №17000594 (т.7, л.д.137), регистром по учету процентов и комиссии (т.7, л.д.132), а также выпиской по расчетному счету заявителя.

При этом в оборотно-сальдовой ведомости по счету 76 общество отразило только суммы процентов, начисленных на основании фактических дней пользования кредитом.

Дополнительным соглашением №14К от 05.04.2019 (т.7, л.д.135) предусмотрена оплата комиссии в размере 2 393 000 руб. не позднее 25.09.2019, которая фактически оплачена обществом 17.05.2019, что подтверждается               INVOICE№1800099 (т.7, л.д.133), регистром по учета процентов и комиссии (т.7, л.д.132), а также выпиской по расчетному счету заявителя.

Налогоплательщиком 30.07.2020 в Инспекцию представлен налоговый расчет (корректировка №1) (т.5, л.д.110-137), в котором сумма оплаченной комиссии отражена в полном объеме (раздел 3.2).

Таким образом, ООО «Суффле Агро Рус» в представленных расчетах (информации) за 6 месяцев 2018 года, 9 месяцев 2018 года и 12 месяцев 2018 года о суммах, выплаченных иностранным организациям, доходов и удержанных налогов не отражены суммы выплаченных комиссий в адрес SOUFFLETFINANCES в размере 1 727 000 руб.

Также, в представленных расчетах (информации) за 6 месяцев 2018 года,               9 месяцев 2018 года и 12 месяцев 2018 года о суммах, выплаченных иностранным организациям, доходов и удержанных налогов не отражены суммы дивидендов в размере 1 160 108 руб. руб., уплаченных 09.01.2018.

Кроме того, в представленных расчетах (информации) за 3 месяца 2019 года, 6 месяцев 2019 года, 9 месяцев 2019 года и 12 месяцев 2019 года о суммах, выплаченных иностранным организациям, доходов и удержанных налогов не отражены суммы дивидендов в размере 564 013 руб.

В нарушение п.4 ст.310 НК РФ ООО «СУФФЛЕ» как налоговый агент представило недостоверные сведения в налоговых расчетах (информациях) о суммах, выплаченных иностранным организациям, доходов и удержанных налогов за 2017 год, 2018 год и 2019 год.

В силу п.1 ст.126.1 НК РФ представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных настоящим Кодексом, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

Таким образом, привлечение общества к налоговой ответственности на основании п.1 ст.126.1 НК РФ, в связи с представлением недостоверных сведений в налоговых расчетах (информациях) за 6 месяцев 2018 года, 9 месяцев 2018 года, 12 месяцев 2018, 3 месяца 2019 года, 6 месяцев 2019 года, 9 месяцев 2019 года и 12 месяцев 2019 года о суммах, выплаченных иностранным организациям, доходов и удержанных налогов, является правомерным.

Доводы общества относительно неправомерного применения Инспекцией ставки в размере 10% по налогу на прибыль по выплаченным дивидендам (процентам), вместо подлежащей применению, по мнению налогоплательщика, ставки в размере 5%, обоснованно отклонены налоговым органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики от 26.11.1996 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество» (далее – Конвенция) дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося государства, резиденту другого Договаривающегося государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.

Пунктом 2 ст.10 Конвенции предусмотрено, что такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если их фактический получатель является резидентом другого Договаривающегося государства, то взимаемый налог не может превышать:

a) 5 процентов валовой суммы дивидендов:

(i) если этим фактическим получателем является компания, которая вложила инвестиции в компанию, выплачивающую дивиденды, независимо от формы или вида этих инвестиций, общей стоимостью не менее 500 000 французских франков или эквивалентную сумму в другой валюте, при том, что стоимость каждой инвестиции оценивается на дату ее осуществления; и

(ii) если этим фактическим получателем является компания, которая подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с режимом общего права, предусмотренным налоговым законодательством Договаривающегося государства, чьим резидентом она является, и которая освобождается от уплаты этого налога из расчета этих дивидендов;

b) 10 процентов валовой суммы дивидендов, если выполняются только условия (i) подпункта a) или только условия (ii) подпункта a);

c) 15 процентов валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Положения этот пункта не затрагивают налогообложение компании в отношении прибыли, из которой выплачиваются дивиденды.

В силу п.3 ст.10 Конвенции термин «дивиденды» при использовании в настоящей статье означает доход от акций или других паев, за исключением долговых требований, а также доходы, на которые распространяется режим налогообложения любых доходов от участий в соответствии с налоговым законодательством того Государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды. Этот термин не включает доходы, указанные в статье 16.

Как следует из материалов налоговой проверки, между ООО «СУФФЛЕ» (заемщик) и иностранной компанией SOUFFLETFINANCES (заимодавец), действующей в соответствии с законами Франции, заключен 25.07.2011 кредитный договор и дополнения к нему.

На основании сведений, содержащихся в ресурсе «BUREAUVANDIJK», установлено, что SOUFFLETFINANCES и ООО «СУФФЛЕ» являются дочерними организациями по отношению к OA УТ «Суффле Агрикультура» (Франция). Доля участия OA УТ «Суффле Агрикультура» в уставном капитале ООО «СУФФЛЕ» составляет 100 %, доля участия в уставном капитале SOUFFLETFINANCES– 10 %;

OA УТ «Суффле Агрикультура» и SOUFFLETFINANCES являются дочерними по отношению к ETABLISSEMENTSJ. SOUFFLET (Франция). Доля участия ETABLISSEMENTSJ. SOUFFLET в уставном капитале OA УТ «Суффле Агрикультура» составляет 100 %, доля участия в уставном капитале SOUFFLETFINANCES – 53%.

Таким образом, Инспекцией установлено, что в проверяемом периоде доля косвенного участия ETABLISSEMENTSJ. SOUFFLET в уставном капитале ООО «СУФФЛЕ» составила более чем 20 процентов, доля прямого участия в SOUFFLETFINANCES– 53%.

При рассмотрении материалов налоговой проверки МИФНС №1 пришла к выводу о том, что задолженность ООО «СУФФЛЕ», образовавшаяся перед SOUFFLETFINANCES по кредитному договору от 25.07.2011, соответствует критериям контролируемой задолженности, установленным п.2 ст.269 НК РФ, а также о необходимости приравнивания положительной разницы между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с п.4 ст.269 НК РФ, в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранному лицу.

Инспекция доначислила налог по ставке 10 % на основании подпункта b) п.2 ст.10 Конвенции, поскольку соблюдено только условие подпункта (ii)  пункта а) данной статьи.

Как видно из оспариваемого решения №564 от 21.05.2021, из анализируемых сделок Инспекцией не было установлено вложений инвестиций компанией SOUFFLETFINANCES в компанию ООО «СУФФЛЕ», независимо от формы или вида этих инвестиций, общей стоимостью не менее 500 000 французских франков. В этой связи Инспекция рассчитала инвестиции в компанию следующим образом: уставный капитал составляет 4 000 000 рублей с момента учреждения Общества 06.05.2011. С 28.12.2001 вместо французского франка стал использоваться Евро. На 06.05.2011 курс Евро составил 89,7742 рублей. Соответственно, 4 000 000/ 89,7742 = 44 556 Евро.

Вместе с тем, в отношении выполнения в рассматриваемом случае требований, установленных подп.«а» п.2 ст.10 Конвенции, предусматривающим ставку налога в размере 5 процентов, УФНС при вынесении решения №316 от 23.12.2021 по результатм рассмотрении апелляционной жалобы общества было установлено следующее.

Французский франк прекратил свое существование в связи с введением Евро, в связи с чем необходима конвертация 500 000 французских франков в Евро.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 16.07.2003 №РД-6-23/664@, для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения с государствами - членами ЕС суммы, указанные в национальных валютах стран - участниц ЕС, должны переводиться в Евро по курсу, предусмотренному Информационным сообщением Банка России №15/01 «Описание и технические характеристики банкнот и монет Евро» (доведено Письмом Банка России от 15.11.2001 №29-5-18/3801).

Письмом Банка России № 15/01 «Описание и технические характеристики банкнот и монет Евро» установлен следующие курс обмена: 1 Евро = 6,55957 французского франка.

Таким образом, объем инвестиций для целей соблюдения условия подпункта «а» (i) пункта 2 статьи 10 Конвенции должен составлять не менее                      76 224,51 Евро (500 000/6,55957).

При этом, учитывая, что курс Евро на 06.05.2011 составил 40,5421 руб.,                 а не 89,7742 руб., как ошибочно указано на странице 32 оспариваемого решения Инспекции, то 4 000 000 рублей (размер уставного капитала) составил 98 662,87 Евро, то есть превысил 76 224,51 Евро.

Соответственно, довод Инспекции о том, что OA УТ «Суффле Агрикультура» (Франция), единственный участник Общества, не осуществил вложение более 500 000 франков, УФНС правомерно признала необоснованным.

Кроме того, УФНС установлено, что размер заемных средств перед SOUFFLETFINANCES составлял (за отчетные периоды, по результатам которых доначислен налог) от 510 млн. рублей (на 30.09.2017) до 1 350 млн. рублей (на 31.12.2018), то есть превышал 76 224,51 Евро.

Исходя из правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Кодекса» (утв. 16.02.2017), сумма предоставленного обществу займа может быть учтена в качестве вклада в капитал налогоплательщика в целях применения положений подпункта b) пункта 2 статьи 10 Конвенции.

Согласно подпункта «i» пункта 1 статьи 3 Типового соглашения, учрежденного  Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 №84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» к компетентному органу Российской Федерации, осуществляющему переговоры с уполномоченными органами иностранных государств о заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество относится Министерство финансов Российской Федерации или уполномоченный им представитель.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.11.2020 №03-08-05/101296 по результатам консультаций между компетентными органами Российской Федерации и Французской Республики с целью устранения проблем, возникающих при применении Конвенции, были достигнуты следующие договоренности касательно применения пониженной ставки налога к доходам в виде дивидендов.

Для применения лицом, имеющим фактическое право на доход, пониженной ставки в размере 5 процентов необходимо выполнение обоих критериев, установленных подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 Конвенции:

1)вложение фактическим получателем дохода инвестиций в компанию, выплачивающую дивиденды, независимо от формы или вида этих инвестиций, в размере, установленном подпунктом «а» (i) пункта 2 статьи 10 Конвенции;

2)фактическим получателем дохода является компания, которая подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с режимом общего права, предусмотренным налоговым законодательством Договаривающегося государства, чьим резидентом она является, и которая освобождается от уплаты этого налога из расчета этих дивидендов.

В отношении Франции второе условие считается соблюденным, если на такой доход распространяется режим налогообложения материнской и дочерней компаний, что было согласовано посредством состоявшихся консультаций между компетентными органами Российской Федерации и Французской Республики, результаты которых закреплены в Меморандуме о взаимопонимании.

Вместе с тем компетентный орган Французской Республики сообщил следующие условия применения режима налогообложения материнской и дочерней компаний, предусмотренного статьями 145 и 216 Налогового кодекса Франции:

- акции, прямо принадлежащие материнской компании, управление которыми она осуществляет самостоятельно или через доверительного управляющего, должны быть зарегистрированы или размещены в учреждении, установленном властями;

- материнской компании должно принадлежать не меньше 5 процентов капитала компании-эмитента для целей применения режима налогообложения материнской и дочерней компаний. Соблюдение данного критерия минимального владения оценивается на дату выплаты дохода, полученного в результате такого владения;

- ценные бумаги (акции) должны находиться во владении в течение двух лет, и данное условие применяется к акциям, представляющим не менее 5 процентов капитала компании-эмитента, включая акции, размещенные по подписке и иным образом в зависимости от ситуации;

- весь доход от ценных бумаг (акций) может быть освобожден от налогообложения с первого года владения указанными ценными бумагами, но данное освобождение перестает применяться в случае невыполнения минимального двухлетнего периода владения.

Таким образом, учитывая условия, указанные французским компетентным органом, режим налогообложения материнской и дочерней компаний, предусмотренный статьями 145 и 216 Налогового кодекса Франции, не применяется к случаям косвенного участия материнской компании в дочерней компании.

При этом согласно договоренностям, достигнутым между компетентными органами, французские предприятия - получатели дивидендов, рассчитывающие на применение пониженной ставки налога на доход в виде дивидендов, могут представить любые подтверждения выполнения требований статей 145 и 216 Налогового кодекса Франции. При этом российская сторона может проверить соответствие данным критериям в рамках обмена информацией, предусмотренного статьей 26 Конвенции.

Кроме того, Минфин РФ в ответе от 02.06.2022 №03-08-13/47125 на письмо ФНС России от 24.03.2020 №ШЮ-4-13/5046@ касательно применения положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.1996 сообщил следующее.

Относительно применения положений статьи 10 Конвенции в отношении процентов, которые не учитываются в качестве расходов компании - заемщика в соответствии с правилами «недостаточной капитализации», в случае косвенного участия материнской компании - заимодавца в дочерней компании -заемщике и которые переквалифицированы в дивиденды на основании норм российского законодательства о налогах и сборах (статья 269 Налогового кодекса Российской Федерации), компетентный орган Французской Республики подтвердил следующее понимание.

Согласно пункту 3 статьи 10 Конвенции термин «дивиденды» означает также доходы, на которые распространяется режим налогообложения любых доходов от участий в соответствии с налоговым законодательством того Государства, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды (theterm "dividends" aswellmeansincometreatedasadistributionunderthetaxlawsoftheStateinwhichthecompanymakingthedistributionisaresident.).

Данное определение соответствует Модельной конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития. Так согласно пункту 25 Комментариев к статье 10 указанной Модельной конвенции проценты, выплачиваемые по займам, в отношении которых применимы правила «недостаточной капитализации» государства резидентства заемщика, могут считаться дивидендами.

При этом компетентный орган Французской Республики сообщил, что в вышеуказанном случае французское законодательство не позволяет применять режим налогообложения материнской и дочерней компаний к доходу, полученному компанией, являющейся фактическим получателем дохода. Кроме того, в данном конкретном случае, имело место только косвенное участие материнской компании - заимодавца в дочерней компании - заемщике.

Таким образом, в виду невыполнения одного из условий, установленных подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 Конвенции, пониженная ставка в размере 5 процентов не применяется. В случае выполнения условия об общей стоимости инвестиций, налог удерживается по ставке в размере 10 процентов. Во всех остальных случаях применятся ставка налога в размере 15 процентов.

С учетом изложенного, в связи с несоблюдением ООО «СУФФЛЕ» условий, установленных подпунктом «а» (ii) пункта 2 статьи 10 Конвенции, доводы общества о необходимости применения в рассматриваемом случае налоговой ставки в размере 5 процентов являются необоснованными. Обществом не исполнена обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль организаций с выплат в адрес иностранной организации.

Доводы общества о неправомерном расчете Инспекцией размера процентов по займам по контролируемой задолженности также подлежат отклонению.

В силу п.3 ст.269 НК РФ в случае, если размер контролируемой задолженности налогоплательщика более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств этого налогоплательщика (далее в настоящей статье - собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов этого налогоплательщика, применяются правила, установленные пунктами 4 - 6 настоящей статьи. При определении размера контролируемой задолженности налогоплательщика в целях настоящей статьи учитываются суммы контролируемой задолженности, возникшей по всем обязательствам этого налогоплательщика, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в совокупности.

Согласно п.4 ст.269 НК РФ предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода путем деления суммы процентов, начисленных этим налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода. При этом в случае изменения коэффициента капитализации в последующем отчетном периоде или по итогам налогового периода по сравнению с предыдущими отчетными периодами предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности за предыдущий отчетный период изменению не подлежит.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Как видно из материалов дела, в связи с непредставлением промежуточной бухгалтерской отчетности и установления при проверке несоответствия данных бухгалтерского учета, расшифровок строки 1370 «Нераспределенная прибыль (убыток)» и представленной обществом бухгалтерской отчетности, собственный капитал общества в ходе выездной налоговой проверки определялся налоговым органом на основе данных регистров бухгалтерского учета организации, а именно оборотно-сальдовых ведомостей за 2017-2019 г.г. поквартально, с учетом представленных расшифровок себестоимости товаров в пути на 31.12.2017, 31.12.2018 и 31.12.2019.

Согласно пункту 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н, в составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

Значение строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на отчетную дату равно сумме значений строки 2400 «Чистая прибыль (убыток)» Отчета о финансовых результатах и строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», графа «На 31 декабря предыдущего года» Баланса, если в течение отчетного периода не распределялись промежуточные дивиденды, не выбывали дооцененные ранее основные средства и т.п. (Инструкция по применению Плана счетов, п.п.79, 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п.п.1, 2 ст.42 Закона №208-ФЗ, п.1 ст.28 Закона №14-ФЗ).

Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (п.79 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н).

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за вычетом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения (п.83 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н).

Согласно Приказу Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» установлено:

«Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.

На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются:

прибыль или убыток от обычных видов деятельности - в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;

сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;

суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках».

Размер собственного капитала в 2017-2019 годах по ст.269 НК РФ определялся Инспекцией в соответствии с пунктами 66, 79, 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» на последнее число каждого отчетного (налогового) периода на основании данных бухгалтерского учета общества: оборотно-сальдовых ведомостей по счетам за период 2017-2019г.г. поквартально, представленных по требованию №2741 от 30.12.2020, а также расшифровок себестоимости товаров в пути на 31.12.2017, 31.12.2018 и 31.12.2019.

В расчетах налогового органа:

-    значение «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» как начало расчета соответствует строке 1370 Бухгалтерского баланса графа «На 31 декабря 2016 г.» - 203 465 000 руб.;

-   значение «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на отчетную дату определялся как сумма значения строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» графа на 31 декабря предыдущего года и значения Чистой прибыли (убытка), рассчитанного на основании регистров бухгалтерского учета Общества (оборотно-сальдовых ведомостей по счетам за период 2017-2019 годов поквартально);

-   уставный капитал в течение периода 2017-2019 годов составлял 4 000 000 руб.

Бухгалтерская прибыль (убыток), финансовый результат отчетного периода Общества определялся налоговым органом на каждую отчетную дату в 2017-2019 годах.

При этом ООО «СУФФЛЕ» при определении размера собственного капитала на отчетные даты не учитывает полученные финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток). Общество не представляло в ходе выездной проверки никаких расчетов относительно расчета собственного капитала.

В Приложении №1 к Решению №564 от 21.05.2021 «Расчет суммы процентов, не принимаемых для налогообложения, и налога, удерживаемого с доходов иностранных организаций ООО «СУФФЛЕ» в графе 7 «Величина контролируемой задолженности» указаны: сумма основного долга по кредитному договору б/н от 25.07.2011 с SOUFFLETFINANCES и задолженность по указанному договору по уплаченным процентам по состоянию на отчетные даты, согласно оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 66, 76 за 2017-2019 г.г. и счетов (инвойсов) SOUFFLETFINANCES, представленных Обществом по требованию №1 (2741) от 30.12.2020.

Инспекцией установлено, что в проверяемом периоде доля косвенного участия ETABLISSEMENTSJ. SOUFFLET в уставном капитале ООО «СУФФЛЕ» составила более чем 20 процентов, доля прямого участия в SOUFFLETFINANCES - 53 %.

В рамках мероприятий налогового контроля, проведен анализ правильности включения для целей налогообложения сумм процентов по долговым обязательствам по контролируемой задолженности в состав внереализационных расходов.

В 2013-2018 гг. иностранная компания SOUFFLETFINANCES («заимодавец») представляло краткосрочные займы ООО «СУФФЛЕ» («заемщик») по договору б/н от 25.07.2011г. (т.9, л.д.1-7). При проведении анализа за проверяемый период налоговым органом установлено как зачисление заемных средств на расчетный счет ООО «СУФФЛЕ», так и погашение займов, процентов, а также выплату заимодавцу комиссии.

Согласно ведомости банковского контроля у общества на последнее число каждого отчетного (налогового) периода имелась непогашенная задолженность по долговому обязательству перед иностранной (сестринской) организацией.

В соответствии с п.4 ст.269 НК РФ предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода путем деления суммы процентов, начисленных этим налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода. При этом в случае изменения коэффициента капитализации в последующем отчетном периоде или по итогам налогового периода по сравнению с предыдущими отчетными периодами предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности за предыдущий отчетный период изменению не подлежит.

Коэффициент капитализации в целях настоящей статьи определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующего доле участия взаимозависимого иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - на 12,5).

При определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

Следовательно, для расчета контролируемой задолженности собственный капитал общества определяется как валюта баланса (сумма по балансу, которая равна по активу и пассиву) минус сумма по долгосрочным обязательствам (IV раздел баланса) минус сумма по краткосрочным обязательствам (V раздел баланса), увеличенная на сумму долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, сумм отсрочек, рассрочек и инвестиционного кредита.

С учетом изложенного задолженность Общества по долговым обязательствам перед иностранной компанией является контролируемой, следовательно, в состав внереализационных расходов подлежали включению проценты, определяемые в соответствии с п.4 ст.269 НК РФ.

Из представленных доказательств следует, что общество в проверяемом периоде не исчисляло предельный размер процентов с учетом порядка установленного пунктами 2, 3 ст.269 НК РФ.

Инспекцией произведен расчет соотношения непогашенного долга и собственного капитала общества по состоянию на конец отчетных периодов (квартал). В рамках мероприятий налогового контроля Инспекцией произведен расчет соотношения непогашенного долга и собственного капитала по отчетным периодам 31.03.2017, 30.06.2017, 30.09.2017, 31.12.2017, 31.03.2018, 30.06.2018, 30.09.2018, 31.12.2018,         31.03.2019, 30.06.2019, 30.09.2019, 31.12.2019.

Пунктом 2 ст.285 НК РФ установлено, что отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В этой связи с довод общества о том, что расчет необходимо производить исходя из отчетного периода – год, поскольку отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. На необходимость составления расчета на последнее число каждого отчетного (налогового) периода непосредственно указано в пунктах 2, 3 ст.269 НК РФ.

Доводы общества о привлечении к налоговой ответственности за пределами срока исковой давности также являются необоснованными

В силу п.1 ст.113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 122 Кодекса, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение.

Соответственно, как правильно определил налоговый орган, применительно к обстоятельствам дела, в отношении налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, срок давности истекает по налогу на прибыль за 2017 год – 31.12.2021, за 2018 год – 31.12.2022, за 2019 год – 31.12.2023.

В отношении налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.123 НК РФ, срок давности по сроку со дня совершения налогового правонарушения: 31.03.2017 истек 01.04.2020, 02.10.2017 истек 03.10.2020, 09.01.2018 истек 10.01.2021, 09.01.2019 истекает 10.01.2022, 01.04.2019 истекает 02.04.2022.

Таким образом, судом установлено, что привлечение общества к налоговой ответственности  осуществлено налоговым органом в пределах срока давности.

Доводы общества о неправомерном начислении сумм пени также опровергаются материалами дела.

Заявитель полагает и указывает, что пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 1 483 руб. 57 коп. начислены на сумму 193 509 руб., которая не фигурирует в расчетах.

Вместе с тем, пени в сумме 1 483 руб. 57 коп. правомерно начислены Инспекцией за период с 29.04.2021 по 21.05.2021 на недоимку по налогу на прибыль в размере 193 509 руб., которая сложилась следующим образом:                           206 771 руб. (недоимка по налогу на прибыль, подлежащая уплате в федеральный бюджет за 2017 год) + 296 222 руб. (недоимка по налогу на прибыль, подлежащая уплате в федеральный бюджет за 2018 год) + 169 204 руб. (недоимка по налогу на прибыль, подлежащая уплате в федеральный бюджет за 2019 год) - 478 688 руб. (недоимка, оплаченная обществом 29.04.2021).

Также, заявитель полагает и указывает, что пени по налогу на прибыль в ТБ в размере 8 406 руб. 96 коп. начислены на сумму 1 096 560 руб., которая не фигурирует в расчетах.

Вместе с тем, пени в сумме 8 406 руб. 96 коп. правомерно начислены Инспекцией а период с 29.04.2021 по 21.05.2021 на недоимку по налогу на прибыль в размере 1 096 560 руб., которая сложилась следующим образом:                         1 171 705 руб. (недоимка по налогу на прибыль, подлежащая уплате в территориальный бюджет за 2017 год) + 1 678 593 руб. (недоимка по налогу на прибыль, подлежащая уплате в территориальный бюджет за 2018 год) + 958 823 руб. (недоимка по налогу на прибыль, подлежащая уплате в территориальный бюджет за 2019 год) - 2 712 561 руб. (недоимка, оплаченная обществом 29.04.2021).

Также, заявитель полагает и указывает, что пени по налогу на прибыль в размере 10 560 руб. 40 коп. начислены на сумму 1 377 444 руб., которая не фигурирует в расчетах.

Вместе с тем, пени в сумме 10 560 руб. 40 коп. правомерно начислены Инспекцией за период с 29.04.2021 по 21.05.2021 на недоимку по налогу на прибыль в размере 1 377 444 руб., которая сложилась следующим образом:                     172 822 руб. (недоимка по налогу на прибыль по сроку уплаты 31.03.2017) + 200 394 руб. (недоимка по налогу на прибыль по сроку уплаты 02.10.2017) + 143 323 руб. (недоимка по налогу на прибыль по сроку уплаты 09.01.2018) +              1 160 108 руб. (недоимка по налогу на прибыль по сроку уплаты 09.01.2019) + 564 013 руб. (недоимка по налогу на прибыль по сроку уплаты 09.04.2019) -  863 216 руб. (недоимка, оплаченная обществом 29.04.2021).

Таким образом, судом установлено, что расчет оспариваемых заявителем сумм пени, произведен налоговым органом правомерно.

В соответствии со ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Представленное обществом заключение специалиста от 18.04.2022 №509 арбитражный суд признает в качестве надлежащего (относимого и допустимого) доказательства для оценки законности оспариваемого решения №564 от 21.05.2021. Ходатайств о проведении по данному делу каких-либо судебных экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли.

Оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение №564 от 21.05.2021 является законным и обоснованным. 

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного заявление ООО «СУФФЛЕ» не подлежит удовлетворению.

В силу ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в арбитражный суд общество оплатило государственную пошлину в сумме 3 000 руб. за рассмотрение заявления о признании недействительным решения №564 от 21.05.2021 и государственную пошлину в сумме 3 000 руб. за рассмотрение ходатайства о принятии обеспечительной меры, размеры которых соответствуют подп.3,9 п.1 ст.333.21 НК РФ (т.1, л.д.38; т.11 л.д.15).

В связи с отказом в удовлетворении заявления судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на общество и не подлежат возмещению за счет налогового органа.  

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Суффле Агро Рус» (ОГРН 1064802008809) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Липецкой области отказать в полном объеме.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области. Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                   А.А. Хорошилов