НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Липецкой области от 18.07.2022 № А36-1542/2022

Арбитражный суд Липецкой области

пл. Петра Великого, 7, г. Липецк, 398019

http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 18.07.2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 25.07.2022 года

г. Липецк                                                                             Дело № А36-1542/2022

«25» июля 2022 года

Судья Арбитражного суда Липецкой области Дружинин А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Баевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Управления экономического развития Липецкой области, г. Липецк

о взыскании в доход областного бюджета субсидии в размере 1 377 474 руб. 06 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.05.2021 по 21.01.2022 в размере 61 816.51 руб., с последующим начислением процентов по день фактической уплаты суммы основного долга

ответчик: Общество с ограниченной ответственностью «Новые Биотехнологии» г. Липецк

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Липецкой области ФИО1

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2 (доверенность от 17.02.2022, ФИО3 (доверенность №И38/06-2023 от 14.07.2022);

от ответчика: ИП ФИО4 (договор о передаче полномочий от 14.05.2021 г., выписка из ЕГРЮЛ, паспорт), учредитель ФИО5 (доверенность от 15.07.2022 года);

от 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО6 (доверенность от 13.07.2022 года);

УСТАНОВИЛ:

Управление экономического развития Липецкой области (далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Новые Биотехнологии» (далее – ответчик, ООО «Новые Биотехнологии») в доход областного бюджета субсидии в размере 1 377 474 руб. 06 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.05.2021 по 21.01.2022 в размере 61 816 руб. 51 коп., с последующим начислением процентов по день фактической уплаты суммы основного долга.

В судебном заседании 18.07.2022 представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме с учетом доводов, изложенных в исковом заявлении от 28.02.2022 года.

Представитель ответчика в судебном заседании возразил против удовлетворения исковых требований истца, по основаниям, изложенным в отзыве от 06.04.2022 года и дополнении к отзыву от 05.07.2022 года.

Представитель  3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора также возразил против удовлетворения исковых требований истца по основаниям, изложенным в отзыве от 12.07.2022 года.

       С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд пришел к следующему выводу:

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг носят компенсационный характер и предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п/п.2 п. 2 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п/п. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении

В рамках мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2014 - 2024 годы» государственной программы  «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области» (далее - Подпрограмма), утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 07 ноября 2013 года № 500 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области», в соответствии с Законом Липецкой области от 24 декабря 2018 года № 224-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Закон об областном бюджете) было предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров(далее - Субсидия), с объемом финансирования 42 232,7 тыс. руб. (пункт 67 приложения 26 к Закону Липецкой области от 24 декабря 2018 года № 224-03).

Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров утвержден постановлением администрации Липецкой области от 31.07.2019 № 347 «Об утверждении Порядков предоставления субсидий на 2019 год в соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2014-2024 годы» государственной программы «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области» (далее - Порядок).

Пунктом 67 приложения 26 Закона об областном бюджете установлены условия предоставления субсидии:

1)инвестиционная деятельность осуществляется субъектом малого и среднего предпринимательства в форме капитальных вложений в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

2)получатель субсидии на цели, установленные настоящим пунктом, берет обязательство осуществлять деятельность по направлению, на реализацию которого получена субсидия, в течение текущего и очередного финансового года;

3)     наличие у субъекта малого и среднего предпринимательства
инвестиционного проекта;

4)срок реализации проекта должен составлять не более пяти лет;

5)продавцом (поставщиком) оборудования должно быть юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), которое является производителем оборудования или официальным дистрибьютором, дилером или официальным партнером (представителем) производителя оборудования, реализующим продукцию данного производителя;

5) договор на приобретение в собственность оборудования должен быть заключен не ранее 1 января 2018 года;

6)срок, с даты производства (выпуска) оборудования, до даты его приобретения заявителем составляет не более 2 лет (включая транспортировку, установку и введение в эксплуатацию);

7)наличие у получателя субсидии технико-экономического обоснования приобретения оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров;

8)     наличие у получателя субсидии бухгалтерских документов,
подтверждающих постановку на баланс приобретенного оборудования;

9) наличие у субъекта малого и среднего предпринимательства не менее двух рабочих мест (не включая индивидуального предпринимателя) на дату подачи заявки;

10)  среднемесячная заработная плата за квартал, предшествующий дате
подачи заявки составляет:

-для работников субъекта малого и среднего предпринимательства, зарегистрированного и осуществляющего деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 400 тыс. человек, - не менее 100% от среднемесячной заработной платы работников за отчетный финансовый год по малым и средним предприятиям, за предшествующий отчетному финансовому году - по микропредприятиям, по соответствующей отрасли в Липецкой области, и превышает размер минимальной заработной платы, установленный на текущий финансовый год в Липецкой области;

-для работников субъекта малого и среднего предпринимательства, зарегистрированного и осуществляющего деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 400 тыс. человек, - не менее 80% от среднемесячной заработной платы работников за отчётный финансовый год по малым и средним предприятиям, за предшествующий отчетному финансовому году - по микропредприятиям, по соответствующей отрасли в Липецкой области, и превышает размер минимальной заработной платы, установленный на текущий финансовый год в Липецкой области.

Субсидии предоставляются в размере 50 процентов фактических затрат, произведенных в году, предшествующем текущему финансовому году, и текущем финансовом году, но не более 3 000 000,00 руб. на одного получателя субсидии.

К возмещению принимаются затраты по приобретению оборудования, относящегося ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», произведенные по безналичному расчёту и подтвержденные соответствующими платежными документами.

Постановлением главы администрации Липецкой области от 17.12.2019 № 523 «О преобразовании исполнительного органа государственной власти Липецкой области и внесении изменений в постановление главы администрации Липецкой области от 28 июня 2010 года N 198 «О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области» Управление по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области преобразовано в Управление экономического развития.

В соответствии с вышеуказанными Законом об областном бюджете, Подпрограммой и Порядком Управлением по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области (главным распорядителем бюджетных средств) (далее - управление,   истец)   субъект   малого   предпринимательства   ООО   «Новые Биотехнологии» (далее - общество, ответчик) в лице директора ФИО5 был признан получателем данной субсидии, отвечающим условиям, приведенным в Законе об областном бюджете, и прошедшим отбор на основании заявки на оказание поддержки от 16.08.2019 г., №23 и приложенных к ней документов.

Согласно представленному ООО «Новые Биотехнологии» бизнес-плану, инвестиционный проект предполагал приобретение технологического оборудования, позволяющего обеспечить промышленное производство кормов для животных и биологических удобрений путем переработки органических отходов с использованием синантропных мух. Стоимость инвестиционного проекта составила 27 900 тыс. руб.,в том числе собственные средства - 27 900 тыс. руб.

Для целей субсидирования ООО «Новые Биотехнологии» были предъявлены затраты на приобретение автоматизированной компакт-линии сушки-измельчения биоматериалов «МИКРОКСИЛЕМА-ДМ ТЕРМО» стоимостью 3 800 тыс. руб.

В соответствии с Законом об областном бюджете, Порядком предоставления субсидий и Соглашением о предоставлении из областного бюджета субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров, от 13.09.2019 г., № 22 (далее - Соглашение) государственная поддержка из областного бюджета в виде возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования, была представлена 17.09.2019 г., в сумме 1 377 474 (один миллион триста семьдесят семь тысяч четыреста семьдесят четыре) рубля 06 копеек, что подтверждается платежным поручением от 17.09.2019 г.№ 507 на сумму 1 377 474,06 руб.

Согласно условиям, Порядку предоставления субсидий, приложению 1 к Соглашению, а также п/п. 3.2.2 Соглашения получатель субсидии обязан обеспечить достижение значения показателя результативности субсидии по созданию дополнительных рабочих мест и деятельность по направлению, на реализацию которого получена субсидия, в течение двух лет (2019-2020 г.г.).

30 апреля 2021 года получатель (ответчик) представил в Управление экономического развития Липецкой области (далее - Управление) отчёт о достижении значений показателей результативности субсидии по форме, согласно приложению 2 к Соглашению. Из отчёта о достижении значений показателей результативности по состоянию на 1 января 2021 года следует, что значение показателя по среднесписочной численности работников общества составляет 2 человека, в то время как приложением 1 к Соглашению установлено плановое значение этого показателя, равное 4 чел. (имеющиеся на момент обращения за субсидией 2 чел.+ дополнительно созданные рабочие места - 2 чел).

Таким образом, ответчиком не достигнуты значения показателей результативности.

Кроме того, учитывая, что субсидия была представлена ответчику на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров, ответчиком не была достигнута цель предоставления субсидии - развития производства не произошло.

В соответствии с бизнес-планом ответчика:

численность общества на конец 2019 года должна была составить 7 человек, согласно отчёту за 2019 год она составила 7 человек; в 2020 году численность Общества должна была составить 8 человек, согласно отчёту за 2020 год она составила 2 человека;

прибыль (убыток) общества за 2019 год должна была составить -1620 тыс. руб. (стр.36); согласно отчёту за 2019 год она составила - 3639 руб. (стр.33); прибыль общества за 2020 год должна была составить 25770 тыс. руб., ( стр. 37), согласно отчету за 2020 год убыток составил 51 тыс. руб., (стр.31).

Согласно п/п. 4.1 - 4.4 Соглашения общество обязано возвратить в областной бюджет полученные денежные средства в сумме и в порядке, установленном ст. 12 Закона об областном бюджете - в полной сумме в 10-дневный срок со дня получения требования Управления (истца) о возврате.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, истцом было направлено уведомление ответчику о необходимости возврата полученных денежных средств государственной поддержки в доход областного бюджета (исх. № ИЗ 8/09/-1276 от 24.05.2021 г.,).

В ответ на данное уведомление ответчик направил в адрес истца письмо (вх. № 38-460 от 03.06.2021г.) о сложном финансовом положении компании с просьбой предоставить возможность неисполнения требований по соглашению.

На момент рассмотрения настоящего спора полученные в виде субсидии денежные средства истцу не возвращены.

Статьей 401 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (ч. 3).

В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Закона об областном бюджете в случае недостижения показателей результативности, предусмотренных в соглашении о предоставлении субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в объёме, определяемом соглашением. При отказе от добровольного возврата указанных средств главный распорядитель средств областного бюджета обеспечивает их принудительное взыскание и перечисление в доход областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).

Таким образом, при неисполнении (несвоевременное исполнение) обязательства, возникшего у получателя субсидии на основании заключенного с органом государственной власти соглашения, недостижении показателей результативности, порядок возврата субсидии определен нормами гражданского законодательства Российской Федерации, с учётом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, что влечет за собой начисление процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ.

На основании пункта 1  статьи 395 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.03.2015г. № 42-ФЗ, действовавшей с 01.06.2015 г. по 01.08.2016г.) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

При этом, как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).

При таких обстоятельствах истец вправе требовать от ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в связи с нарушением условий соглашения.

Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 г. № 42-ФЗ, действовавшей с 01.06.2015 г. по 01.08.2016 г.).

В соответствии с редакцией пункта 3 статьи 395 ГК РФ, действующей с 01.08.2016 г., размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Проверив представленный истцом расчёт процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 61816.51 руб., за период с 24.05.2021 г., по 21.01.2022 г., суд признает его обоснованным, соответствующим статье 395 ГК РФ и арифметически верным.

По смыслу пункта 2 статьи 395 ГК РФ начисление процентов выступает мерой имущественной (правовосстановительной, компенсационной) ответственности, призванной устранить полностью или в части потери (убытки) кредитора, вызванные просрочкой в исполнении денежного обязательства.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд отклоняет доводы ответчика и 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, изложенные в отзывах от 06.04.2022 года, от 12.07.2022 года за №РУП-177, дополнении к отзыву от 05.07.2022 года.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.

Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судом решения, которое не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.

Исходя из представленных истцом доказательств,  суд удовлетворяет требования истца в полном объёме.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

При обращении в суд истец в соответствии с п/п 1.1 части 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, был освобождён от уплаты государственной пошлины, поэтому суд, исходя из предмета спора, взыскивает с ответчика в доход Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 27393 руб.

        Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 112, 167-171, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

      Удовлетворить исковое заявление Управления экономического развития Липецкой области, г. Липецк – взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Новые Биотехнологии» г. Липецк (ОГРН  <***>,  ИНН <***>) в доход бюджета Липецкой области задолженность в сумме 1377474.06 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.05.2021 года по 21.01.2022 года в размере 61816.51 руб., с последующим начислением процентов до момента исполнения денежного обязательства.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Новые Биотехнологии» г. Липецк (ОГРН  <***>,  ИНН <***>) в доход Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 27393 руб.

Исполнительные листы выдать после вступления настоящего решения в законную силу.

   Решение суда может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд  (г. Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья                                                                                  А.В. Дружинин