Арбитражный суд Липецкой области
398019, г.Липецк, ул.Скороходова, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Липецк Дело №А36-1529/2008
«17» июня 2008 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Наземниковой Н.П.,
при ведении протокола помощником судьи Корольковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Елецкий торговый дом «Финист»
к ИФНС России по г.Ельцу Липецкой области
об отмене административного постановления от 20.05.08 г.
при участии в заседании:
от ЗАО: ФИО1 – директор (протокол №1/2007 от 29.06.07 г.), ФИО2 – бухгалтер (доверенность от 11.06.08 г.),
от ИФНС: ФИО3 – главный госналогинспектор отдела выездных проверок (доверенность от 26.05.08 г.), ФИО4 – специалист 1 разряда юридического отдела (доверенность от 17.07.07 г.),
У С Т А Н О В И Л:
ЗАО «Елецкий торговый дом «Финист» (далее – ЗАО «ЕТД «Финист») обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением об отмене постановления ИФНС России по г.Ельцу Липецкой области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенного 20.05.08 г. по ст.15.1 КоАП РФ, выразившемуся в неполном оприходовании в кассу денежной наличности в сумме 30 403,68 руб. за период с 31.01.2008 г. по 31.03.2008 г., и прекращении производства по делу.
Настаивая на удовлетворении требования, заявитель полагает, что привлечен к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ незаконно: вся выручка полностью оприходована и отражена в журнале-ордере счета 50, соответствует данным Z-отчетов ККМ и журналу кассира-операциониста.
ИФНС настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления. Несмотря на то, что данные о выручке в журнале-ордере счета 50 соответствуют данным Z-отчетов ККМ и журналу кассира-операциониста, в кассовой книге предприятия отсутствуют записи о поступлении выручки в день ее фактического получения, что свидетельствует о неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности (п.п.13,22,24 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утв. решением совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 г. №40).
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд установил следующее.
ЗАО «ЕТД «Финист» является действующим юридическим лицом, что подтверждается свидетельством серии 48 №000777741 от 27.12.2002 г. о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 г. (см.л.д.91 т.1).
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании поручения заместителя руководителя ИФНС России по г.Ельцу Липецкой области от 31 марта 2008 г. №129 главным государственным налоговым инспектором ФИО3 и специалистом 1 разряда ФИО5 была произведена проверка ЗАО «ЕТД «Финист» по вопросам полноты оприходования денежной выручки, полученной с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов за период с 31.01.2008 г. по 31.03.2008 г.(см.л.д.3 т.2).
07 апреля 2008 г. в отношении ЗАО «ЕТД «Финист» был составлен акт №117, которым установлено, что, согласно фискального отчета (Z) ККТ общая сумма выручки в кассе за проверяемый период составила 2 550 445,4 руб., согласно записям в книге кассира-операциониста общая сумма выручки за проверяемый период также составила 2 550 445,4 руб., превышения выручки по фискальному отчету (Z) по сравнению с выручкой по записям книги кассира-операциониста (наличными денежными средствами) не установлено. Однако, на оборотной стороне акта проверяющими указано, что по данным Дт 50 счета «Касса» выручка составила 2 520 041,72 руб., тем самым установлено расхождение данных бухгалтерского учета (данных Дт 50 счета) по сравнению с выручкой фискального отчета в сумме 30 403,68 руб. (см.л.д.11-12 т.1). ИФНС составлен Расчет выявленных расхождений данных бухгалтерского учета выручки по сравнению с выручкой фискального отчета за период с 31.01.2008 г. по 31.03.2008 г. на 3-х листах (см.л.д.115-117 т.2). В ходе проверки выявлены также нарушения правил ведения бухгалтерского учета, выразившиеся в незаполнении граф 11, 14, 16 в книге кассира-операциониста. По результатам проверки налоговый орган установил наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1. КоАП РФ, выразившегося в неполном оприходовании в кассу денежной наличности в сумме 30 403,68 руб. (см.л.д.12 т.1).
10 апреля 2008 г. должностными лицами административного органа составлен протокол о выявленном административном правонарушении, который был вручен директору ЗАО «ЕТД «Финист» под расписку (см.л.д.9-10 т.1). Рассмотрение результатов проведенной проверки было назначено на 07 мая 2008 г. Определением от 07.05.2008 г. срок рассмотрения дела об административном правонарушении по ходатайству ЗАО «ЕТД «Финист» был продлен до 20.05.2008 г. (см.л.д.12 т.2).
По результатам рассмотрения материалов проверки и.о.начальника ИФНС России по г.Ельцу Липецкой области 20.05.2008 г. было принято постановление №000024 о назначении ЗАО «ЕТД «Финист» административного наказания по делу об административном правонарушении в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок) тысяч руб. за нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности.
Полагая названное постановление незаконным, ЗАО «ЕТД «Финист» оспорило его в арбитражный суд.
В силу положений ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, не истекли ли сроки привлечения к административной ответственности.
За правонарушения в области предпринимательской деятельности ст.4.5 КоАП РФ установлен двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, все записи о поступлении и выдачи наличных денег предприятия учитывают ежедневно, что регламентировано Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. №40 (п.п. 22, 24, 28).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в п.14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», невыполнение предусмотренной нормативным актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.
Согласно п.24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 г. №40, записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе.
Неоприходование денежной наличности в день ее поступления в кассу считается оконченным в день, следующий за днем поступления наличности, является разовым правонарушением и, следовательно, не относится к категории длящихся.
С учетом изложенного, административное правонарушение, за которое ЗАО «ЕТД «Финист» привлечено к административной ответственности, не является длящимся и двухмесячный срок давности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, должен исчисляться со дня его совершения.
Таким образом, поскольку оспариваемое постановление было вынесено лишь 20 мая 2008 г., суд полагает, что налоговым органом пропущен срок давности привлечения ЗАО «ЕТД «Финист» к административной ответственности за период с 31.01.2008 г. по 20.03.2008 г.
Учитывая, что проверяемый период административным органом установлен с 31.01.2008 г. по 31.03.2008 г., суд оценивает результаты проверки с 20.03.2008 г. по 31.03.2008 г.
В соответствии с «Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 г. №14-П, утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997 г., протокол №47, контроль за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью осуществляют должностные лица банка. Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026, а при необходимости копии справок направляются в соответствующие органы налоговой службы РФ для принятия к предприятиям соответствующих мер финансовой и административной ответственности (п.2.14). Аналогичные разъяснения изложены также в письме ФНС России от 26.01.2005 г. №22-3-11/073@ «О применении ККТ».
Также согласно п.41 Порядка ведения кассовых операций, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ №40 от 22.09.1993 г., систематические проверки соблюдения предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций осуществляются банками. При осуществлении этих проверок банки используют бухгалтерские документы, служащие основой для совершения кассовых операций (см. также п.17 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утв. Госналогслужбой РФ №ВЗ-6-13/272, ЦБ РФ №51 от 18.08.1993 г.).
Согласно статьи 7 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», налоговые органы осуществляют контроль за применением контрольно-кассовой техники, а именно: осуществляют контроль за соблюдением организациями и предпринимателями требований настоящего Федерального закона; осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводит проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
Аналогичные полномочия налоговых органов изложены в Методических рекомендациях по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утв. Госналогслужбой РФ №ВЗ-6-13/272, ЦБ РФ №51 от 18.08.1993 г. (п.13, 14, 15).
Из анализа вышеизложенного следует, что налоговые органы вправе осуществлять контроль лишь за соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки денежных средств, между тем, функции по проверке соблюдения предприятиями порядка ведения кассовых операций законодателем на налоговые органы не возложены.
Из акта проверки №117 от 07.04.2008 г. усматривается, что проверяющие руководствовались ст.7 Закона РФ от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» исключительно по вопросу проверки полноты учета выручки, полученной с применением ККМ (см.л.д.11-12 т.1).
На основании ст.34 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются функции определения порядка ведения кассовых операций.
Пунктом 3 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 г. установлено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассовую книгу по установленной форме. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, и обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выражающееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с п.11 Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 г. №745, на всех зарегистрированных в установленном порядке контрольно-кассовых машинах применяется контрольная лента, и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных Центральным банком Российской Федерации 18.08.1993 г. №51 и Государственной налоговой службой Российской Федерации 18.08.1993 г. №В3-6-13/272 (письмо ЦБ РФ от 18.08.1993 г. №51), предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием контрольно-кассовых машин, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста.
Контрольные ленты, книга кассира-операциониста, приходные ордера и другие документы являются документами строгой отчетности и подтверждают факт учета выручки наличных денежных средств.
В соответствии со ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Приходно-кассовые ордера относятся к категории первичных учетных документов. На основании ст.10 указанного выше закона все первичные учетные документы подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), где подлежат отражению все хозяйственные операции в хронологическом порядке и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. На основании данных регистров составляется бухгалтерская отчетность, в том числе, формируется главная книга, где отражаются все хозяйственные операции. Журнал-ордер счета 50 «Касса» формируется на основании приходно-кассовых ордеров и по данным журнала кассира-операциониста, а также данных кассовой книги. В конце месяца данные этих двух журналов сверяются, и результат записывается в главную книгу, откуда контрольные цифры используют для формирования отчетов.
Как следует из Расчета выявленных расхождений данных бухгалтерского учета выручки по сравнению с выручкой фискального отчета, составленного административным органом за период с 20.03.2008 г. по 31.03.2008 г., 20.03.2008 г. сумма выручки по кассе №1 составила 32 529 руб., по кассе №2 – 587 руб., общая сумма выручки по фискальному отчету составила 33 116,5 руб., сумма оприходованной выручки по кассовой книге – 33 000 руб. По мнению административного органа, предприятием не оприходована сумма 116,5 руб. (33 116,5 (32529+587) – 33 000). За 21.03.2008 г. административным органом аналогичным способом зафиксированы излишки в сумме 7 516,7 руб., за 22.03.2008 г. – излишки 373,5 руб., за 23.03.2008 г. не оприходовано -146,6 руб., за 24.03.2008 г. не оприходовано – 3 135,3 руб., за 25.03.2008 г. не оприходовано – 3 169,1 руб., за 26.03.2008 г. не оприходовано – 2 779,8 руб., за 27.03.2008 г. излишки составили 4 101,7 руб., за 28.03.2008 г. излишки составила 10 028,4 руб., за 29.03.2008 г. не оприходовано – 2 008,9 руб., за 30.03.2008 г. излишки составили 1 974,1 руб., за 31.03.2008 г. излишки составили 2 642 руб. Общая не оприходованная сумма (не полностью оприходованная) за указанный период составила 11 356,2 руб., которая нашла отражение в протоколе и акте в сумме 30 403,68 руб. (см. л.д.9, 12 т.1).
В акте проверки налоговый орган зафиксировал, что общая сумма выручки в кассе за период с 31.01.2008 г. по 31.03.2008 г. согласно фискального отчета составила 2 550 445,4 руб., что соответствует записям в книге кассира-операциониста на ту же сумму, а по данным Дт 50 счета выручка составила 2 520 041,72 руб., тем самым проверкой установлены расхождения данных бухгалтерского учета по сравнению с выручкой фискального отчета: превышение выручки фискального отчета по сравнению с данными Дт 50 счета в сумме 30 403,68 руб.
Суд полагает, что этот вывод административного органа является ошибочным, поскольку первичным учетным документом является приходный кассовый ордер, на основании которого приходуется выручка и отражение его в бухгалтерском учете на соответствующих счетах организации, а не кассовая книга, которая не является первичным учетным документом.
Судом установлено следующее. За период с 20.03.2008 г. по 31.03.2008 г. по кассе №1 пробито 387 792,6 руб., что подтверждается фискальным отчетом (см.л.д.6-7 т.2), журналом кассира-операциониста (см.л.д.133-140 т.2), приходными кассовыми ордерами (см.л.д.141-153 т.2), ведомостью №1 – по дебету счета 50 «Касса» с кредита счета 90/1 (см.л.д.1 т.3); по кассе №2 – 31 310 руб., что подтверждается фискальным отчетом (см.л.д.6-7 т.2), журналом кассира-операциониста (см.л.д.17 т.3), приходными ордерами (см.л.д.18-29 т.3), ведомостью №1 – по дебету счета 50 «Касса» с кредита счета 90/1 (см.л.д.30 т.3). Вся выручка общества за март месяц по кассе №1 составила 1 119852,3 руб. (см.л.д.149 т.2), по кассе №2 – 228 623,5 руб. (см.л.д.31 т.3), которая в полном объеме отражена в главной книге счета 50 «Касса» (см.л.д.35 т.3).
Суд, исследовав представленные документы, расхождений между данными фискальных отчетов (Z), журналами кассира-операциониста, приходными ордерами и главной книгой по счету 50 «Касса» не установил. ЗАО «ЕТД «Финист» всю поступившую выручку за март месяц отразило в бухгалтерском учете, т.е. вся выручка предприятием была оприходована. Аналогичным образом сумма выручки 2 550 445,4 руб., сложившаяся за период с 31.03.2008 г. по 31.03.2008 г., полностью отражена заявителем по Дт 50 счета в указанной сумме.
Таким образом, фактические обстоятельства дела не соответствуют выводу налогового органа в акте №117 от 07.04.2008 г. о том, что за период с 31.01.2008 г. по 31.03.2008 г. по данным Дт 50 счета выручка составила 2 520 041,72 руб., и имеется неоприходованная сумма выручки 30 403,68 руб.
Судебно-арбитражная практика показывает, что основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу предприятия является превышение фискальных данных отчетов контрольно-кассовых аппаратов над данными бухгалтерского учета (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2008 г. №А56-22181/2007).
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что ЗАО «ЕТД «Финист» допущено данное нарушение, из материалов дела не усматривается.
Действительно, статьей 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, а не за несвоевременное или неполное осуществление одного из этапов такого оприходования.
Инспекция вменяет в вину ЗАО «ЕТД «Финист» не внесение записей о полученной выручке в кассовую книгу, которое в силу пункта 24 Порядка ведения кассовых операций следует производить ежедневно, в то время как такие действия не образуют объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вся выручка общества отражалась в журнале-ордере по счету 50 «Касса» в полном объеме. В кассовой книге общество фиксировало сумму сдачи наличных денежных средств в Сбербанк РФ, разница оставалось у заявителя в качестве разменной монеты, однако, нарушение порядка ведения кассовой операции, в данном случае, не привело к неоприходованию в кассу денежной наличности. Неоформление этих операций расходными кассовыми ордерами свидетельствует о нарушении требований, предъявляемых пунктами 22,28 указанного Порядка. В то же время, поскольку факт неоприходования денежных средств не установлен, правовых оснований для привлечения к ответственности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ не имеется в связи с отсутствием события административного правонарушения (ст.24.5 КоАП РФ).
Порядок ведения кассовых операций напрямую не относится ни к бухгалтерскому, ни к налоговому, ни к гражданскому законодательству. Организация наличного денежного обращения – это самостоятельная отрасль права, подведомственная Банку России (ст.34 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Из материалов дела следует, что фискальные продажи за период с 20.03.2008 г. по 31.03.2008 г. на общую сумму 419 102,6 руб. по двум ККМ вошли в общую сумму выручки за март 2008 г., о чем свидетельствует фискальный отчет (Z) и контрольные ленты контрольно-кассовых машин, журналы кассиров-операционистов и журнал-ордер счета 50 «Касса», которые проверены налоговым органом и не опровергнуты им. Вышеуказанная выручка оприходована обществом в полном объеме.
Иных доказательств нарушения заявителем правил работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, ответственность за которые предусмотрена ст.15.1 КоАП РФ, налоговым органом не представлено.
Более того, обществом в арбитражный суд представлена справка контролирующего Сбербанка Елецкого ОСБ №927 от 29.05.2008 г. о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью за февраль, март и апрель месяцы 2008 г., из которой усматривается, что за указанные периоды неоприходованной наличности банком не установлено, кассовая книга и кассовые документы оформлены согласно действующего порядка кассовой дисциплины №40 от 22.09.1993 г. (см.л.д.131-132 т.2).
При таких обстоятельствах, на основе объективной оценки доказательств по делу, суд полагает, что оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить полностью постановление и.о.начальника Инспекции ФНС России по г. Ельцу от 20.05.2008 г. по делу об административном правонарушении о привлечении Закрытого акционерного общества «Елецкий торговый дом «Финист» (ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ст.15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 (сорока) тысяч рублей.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г.Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья Н.П.Наземникова