Арбитражный суд Липецкой области
398019, г. Липецк, ул. Скороходова, 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Липецк Дело № А36-5166/2005
10 января 2005 года
Арбитражный суд Липецкой области
В составе судьи Ларшиной О. Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиняевым К. В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к обществу с ограниченной ответственностью «Экипаж» г. Липецк
опривлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мельник Т. М. (дов. от 16.05.2005), Шишова В. А. (дов. от 10.10.2005)
от лица, привлекаемого к административной ответственности: -
УСТАНОВИЛ :
Управление государственного автодорожного надзора по Липецкой области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении ООО «Экипаж» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении № 000329/239 от 15.12.2005 года.
Основанием заявления является нарушение лицом, привлекаемым к административной ответственности, лицензионных требований и условий.
В судебном заседании представители административного органа заявленное требование поддержали.
Представители лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание не явились, каких-либо пояснений по существу заявленного требования суду не представлено.
Суд считает возможным рассмотреть дело по существу без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, так как в материалах дела имеются сведения об извещении его времени и месте заседания в установленном порядке.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, суд находит заявление Управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Экипаж» зарегистрировано 01.08.2002 Инспекцией МНС РФ по Центральному району г. Липецка в качестве юридического лица за государственным регистрационным № 1024800827260.
ООО «Экипаж» осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом на основании лицензии, выданной Липецким областным отделением Российской транспортной инспекции 11.10.2004 за регистрационным номером ГСС-48-113307.
Приказом руководителя Управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 14.12.2005 года № 1375 государственному транспортному инспектору Шишову В. А. было поручено осуществить проверку ООО «Экипаж» на предмет соответствия лицензиата, осуществляющего пассажирские перевозки автомобильным транспортом по территории Российской Федерации, лицензионным требованиям и условиям, регламентирующим данный вид деятельности.
По результатам проведения проверки уполномоченными лицами составлен протокол № 000329/239 от 15.12.2005 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из протокола, ООО «Экипаж» осуществляло регулярные пассажирские перевозки с нарушением требований законодательства в области лицензируемого вида деятельности. В частности, не соблюдался режим труда и отдыха водителей, отсутствует согласование расписания движения автобусов с Администрацией г. Липецка, не проведено обучение водителей по 20-ти часовой программе повышения профессионального мастерства в 2005 году, не проводится техническое обслуживание автотранспорта.
В объяснении к протоколу руководитель ООО «Экипаж» пояснил, что расписание движения автобусов на маршруте № 346 согласованно 24.09.2004 с Департаментом городского транспорта администрации г. Липецка. Техническое обслуживание автотранспорта проводится своими силами в специально оборудованном боксе, в штате общества имеется главный инженер, главный механик, слесарь. Указанные лица несут ответственность за техническое состояние автотранспорта.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 и от 20.05.2004 № 649, постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 184 и от 30.07.2004 № 398 Липецкое областное отделение Российской транспортной инспекции преобразовано в Управление государственного автодорожного надзора по Липецкой области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц серии 48 № 000309992 от 12.01.2005.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ); на должностных лиц – от тридцати до сорока МРОТ, на юридических лиц – от трехсот до четырехсот МРОТ.
В соответствии с пунктом 11 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации № 15 от 20.08.2004 при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородних автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Согласно пункта 25 «Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации № 15 от 20.08.2004 при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Между тем, как следует из представленных в дело путевых листов междусменный отдых водителей Гуменникова В. В., Воронина А. С. с 02.12.2005 по 03.12.2005, водителя Чугаева С. И. с 09.11.2005 по 10.11.2005, водителя Шишулина С. А. с 07.11.2005 по 08.11.2005, составил менее 12 часов.
Таким образом, лицом, привлекаемым к административной ответственности, нарушены требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995, «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации № 27 от 09.03.1995, «Требова-
ний по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса № 15 от 30.03.1994, «Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации № 16 от 25.06.1999.
Согласно пункта 55 «Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР № 200 от 31.12.1981 расписания движения на маршрутах ежегодно утверждаются по согласованию с местными советами народных депутатов транспортными управлениями.
Согласно статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28.08.1995 к предметам ведения местного самоуправления относится организация транспортного обслуживания населения.
В соответствии со статьей 7 закона Липецкой области «Об организации пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования в Липецкой области» № 149-оз от 22.12.2004 к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе и согласование расписаний движения транспортных средств по регулярным маршрутам.
На момент проведения проверки представителю административного органа доказательств согласования расписания движения автотранспортных средств на маршруте № 346 в 2005 году, представлено не было. Таким образом лицом, привлекаемым к административной ответственности допущены нарушения требований «Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Минтранса РСФСР № 200 от 31.12.1981.
Согласно пункту 3.4.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса № 27 от 09.03.1995 повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
Обучение по 20-часовой программе с водителями ООО «Экипаж» проведены не были. Таким образом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, допустило нарушение требований «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса № 27 от 09.03.1995.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 вышеназванного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 3, 4 статьи 18 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Транспортные средства, прошедшие техобслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
В соответствии с пунктом 4.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса № 27 от 09.03.1995 организации и водители-предприниматели обязаны в том числе обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В соответствии с частью 3, 4 статьи 18 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Транспортные средства, прошедшие техобслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
В соответствии с пунктом 1.8 вышеназванного «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» организации, а также водители-предприниматели, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой обеспечивают выполнение требований и норм, установленных настоящим положением, на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.
ООО «Экипаж» 07.10.2004 выдан сертификат соответствия на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств сроком действия до 07.10.2005 на имеющуюся производственно-техническую базу. Как следует из указанного сертификата лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе оказывать услуги по регламентным работам (по видам технического обслуживания – ежедневное обслуживание, ТО-1). Срок действия указанного сертификата истек. Сертификат на проведение ТО-2, в связи с отсутствием необходимой производственной базы не выдавался. Между тем, как следует из «Журнала проведения технического обслуживания» ТО-1 и ТО-2 до настоящего времени проводится. Кроме того, при проведении проверки установлено, что ТО-2 проводилось в отношении автотранспорта который находился на маршруте. Указанное обстоятельство подтверждается путевыми листами № 62 и № 109.
Таким образом, суд считает, что ООО «Экипаж» допустило нарушение норм действующего законодательства по проведению технического обслуживания автотранспорта и в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о конкретных видах деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении конкретных видов деятельности.
В соответствии с п/п «а» пункта 3 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 402 от 10.06.2002, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является выполнение требований, установленных Федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии статьями 2.1, 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В этой связи суд считает, что изложенные в протоколе об административном правонарушении № 000329/239 от 15.12.2005 факты образуют в действиях юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статей 28.2, а так же частей 2 – 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 2.1, 2.2, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 202-206, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Экипаж» (расположенного по адресу Липецкая область, г. Липецк, пл. Мира, 1 «б», зарегистрировано 01.08.2002 Инспекцией МНС РФ по Центральному району г. Липецка в качестве юридического лица за государственным регистрационным № 1024800827260) к административной ответственности, предусмотренной частью 3, статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 30 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Липецкой области.
Административный штраф должен быть уплачен обществом с ограниченной ответственностью «Экипаж» не позднее тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок выдать исполнительный лист.
СУДЬЯ О. Б. ЛАРШИНА