Арбитражный суд Липецкой области
398019, г.Липецк, ул.Скороходова, 2
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Липецк Дело №А36-1424/2007
«06» августа 2007 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Наземниковой Н.П.,
при ведении протокола судьей Наземниковой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Территориальная генерирующая компания №4» в лице филиала ОАО «ТГК-4» - «Липецкая региональная генерация»
заинтересованное лицо: Межрайонная Инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области
о признании незаконным решения налогового органа от 26.04.07 г. №32/8081 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность от 23.01.2007 г.),
от налогового органа: ФИО2 – главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок (доверенность от 20.02.2007 г. №023-23), ФИО3 – специалист 1 разряда юридического отдела (доверенность от 10.01.2007 г. №02-23),
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Территориальная генерирующая компания №4» в лице филиала ОАО «ТГК-4» - «Липецкая региональная генерация» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением от 04.06.2007 г. №П708-2893/719 о признании незаконным решения ИФНС России по Центральному району г.Липецка от 26.04.07 г. №32/8081 полностью и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Налоговый орган в письменном отзыве от 26.06.2007 г. №02-23/10551 считает, что вынесенное решение от 26.04.2007 г. №32 «Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения» законно и обоснованно, а предъявленные требования заявителя - незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 24.07.2007 г. в порядке ст.48 АПК РФ произведена замена заинтересованного лица – Инспекции ФНС России по Центральному району г.Липецка его правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области (<...>), в связи с реорганизацией в форме преобразования.
Межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области (ОГРН <***>) создана путем реорганизации в форме преобразования юридического лица - Инспекции ФНС России по Центральному району г. Липецка, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ от 05.07.07 г. №12547-м (см.л.д. 97-108 т.1).
02.08.2007 г. в судебном заседании был объявлен перерыв, 06.08.2007 г. судебное заседание продолжено.
Рассмотрев указанное заявление и изучив представленные материалы, суд установил следующее.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации ОАО «Территориальная генерирующая компания №4» в лице филиала ОАО «ТГК-4» - «Липецкая региональная генерация» по единому социальному налогу за 9 месяцев 2006 года, о чем составлен акт камеральной налоговой проверки от 03.04.2007 г. №6 (см.л.д.49-51 т.1).
По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 26.04.2007 г. №32 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения из-за отсутствия события налогового правонарушения, а также заявителю доначислен единый социальный налог по сроку уплаты 16.10.2006 г. 2905 руб., но перечисление налога решено не производить в связи с наличием переплаты на лицевом счете налогоплательщика (см.л.д.52-55 т.1).
Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы налоговой инспекции о занижении единого социального налога в результате неправильного формирования филиалом общества налоговой базы в связи с тем, что предприятие-правопреемник при формировании налоговой базы не учел суммы выплат и иных вознаграждений работников-инвалидов присоединенного общества и превысил в отчетном периоде установленную п.п.1 п.1 ст.239 НК РФ, не подлежащую налогообложению сумму в 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом 1, II, III группы (ФИО8, ФИО4, ФИО7, ФИО5 и др.), что привело к занижению налоговой базы на сумму 24208 руб., а, следовательно, и неуплате суммы налога на 2905 руб. (24208 руб. *12%), в том числе ЕСН ФБ – 1452 руб., ЕСН ФСС – 702 руб., ЕСН ФФОМС – 267 руб., ТФОМС – 484 руб.
За несвоевременную уплату единого социального налога в соответствии ст. 75 НК РФ налоговой инспекцией начислены пени: ЕСН ФБ – 45,93 руб., ЕСН ФФОМС – 6,43 руб., ЕСН ТФОМС – 15,31 руб.
Считая решение налогового органа нарушающим права и законные интересы, общество в лице филиала обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд полагает, что требование заявителя о признании решения налогового органа от 26.04.2007 г. №32/8081 недействительным не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Внеочередным собранием акционеров ОАО «Липецкая генерирующая компания», состоявшимся 08.04.2006 г. (Протокол №5) было принято решение о реорганизации ОАО «Липецкая генерирующая компания» в форме присоединения к ОАО «Территориальная генерирующая компания №4» (сокращенное наименование ОАО «ТГК-4»).
ОАО «Липецкая генерирующая компания» прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ОАО «ТГК-4» 15 сентября 2006 г., о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (см.л.д.149-150 т.1).
Работники ОАО «Липецкая генерирующая компания» с 15.09.2006 г. в соответствии с приказом №2к продолжили трудовые отношения в ОАО «ТГК-4» по месту нахождения филиала - «Липецкая региональная генерация».
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников).
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо, которое должно исполнять эту обязанность в установленные для присоединенного лица сроки.
Следовательно, по смыслу закона такая реорганизация юридических лиц не влечет изменения размеров налоговых поступлений в бюджет и порядка их уплаты.
Согласно статьям 57 и 58 Гражданского кодекса Российской Федерации одной из форм реорганизации юридического лица является присоединение, при котором к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно передаточному акту, от присоединенного филиала общества к уже существующему юридическому лицу перешли все гражданские и налоговые права и обязательства в соответствии с данными бухгалтерского и налогового учета, что не оспаривается самим заявителем.
Пунктом 2 статьи 50 НК РФ предусмотрено, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков.
Таким образом, из смысла приведенных норм следует, что поскольку реорганизуемое юридическое лицо обладало правом применения регрессивной шкалы ставок единого социального налога до завершения реорганизации, то преобразованное юридическое лицо в порядке правопреемства вправе продолжать им пользоваться.
Довод заявителя в части того, что для присоединяемой организации – ОАО «ТГК-4» в лице филиала «Территориальная региональная генерация» сумма единого социального налога подлежит исчислению с начала года до дня завершения реорганизации, поскольку в силу пункта 3 статьи 55 НК РФ для филиала ОАО «ТГК-4» «Территориальная региональная генерация» последним налоговым периодом является период времени от начала года до дня завершения реорганизации в форме присоединения (с 01.01.2006 г. по 15.09.2006 г.), судом не может быть принят во внимание. Норма пункта 3 статьи 55 НК РФ не подлежит применению к данным правоотношениям в силу абзаца 4 пункта 3 статьи 55 НК РФ, предусматривающего, что правила, установленные пунктом 3 статьи 55 НК РФ, не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. В данном случае произошла реорганизация ОАО «Липецкая генерирующая компания» путем присоединения к ОАО «Территориальная генерирующая компания №4», которая впоследствии открыла филиал ОАО «ТГК-4» - «Липецкая региональная генерация» в г. Липецке (см.л.<...> т.1, 1-3 т.2).
Не принимается судом ссылка заявителя на письма Минфина от 18.05.2005 №03-03-01-04/1/268, от 06.05.2005 г. №03-05-02-04/94, от 19.01.2005 г. №03-05-02-04/4, от 13.03.2002 г. №04-04-4/31, поскольку в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Согласно статье 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок ведения бухгалтерской отчетности в ходе реорганизации юридического лица определен "Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций", утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.2003 N 44н.
Пункт 20 вышеупомянутых Методических указаний устанавливает, что при реорганизации в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяющейся организацией на день, предшествующий внесению в Реестр записи о прекращении ее деятельности. При этом производится закрытие счета учета прибылей и убытков и распределение (направление на определенные цели) на основании договора о присоединении учредителей суммы чистой прибыли присоединяющейся организации.
Согласно пункту 21 Методических указаний, организация, у которой в процессе присоединения к ней другой (других) организации (организаций) на основании решения учредителей изменяется только объем имущества и обязательств и текущий отчетный год не прерывается, закрытие счета учета прибылей и убытков в бухгалтерской отчетности не производит и заключительную бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемой организации применительно к положениям пункта 9 настоящих Методических указаний не формирует.
В соответствии с пунктом 23 "Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" бухгалтерская отчетность правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации с учетом отраженных ею в бухгалтерском учете операций, перечисленных в пункте 22 настоящих Методических указаний, и числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации.
Таким образом, бухгалтерская отчетность правопреемника (ОАО «Территориальная генерирующая компания №4»), составляемая с начала календарного года, не прерывается, а изменяется с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ОАО «Липецкая генерирующая компания») на величину показателей заключительной бухгалтерской отчетности этого присоединенного юридического лица.
В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по единому социальному налогу являются выплаты и иные вознаграждения, исчисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц (в том числе по трудовым договорам).
В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом для исчисления единого социального налога признается календарный год.
Порядок и условия применения предприятием регрессивной шкалы при расчете налоговой базы по налогу установлены пунктом 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом указанного, расчетный период для предприятия в течение 2006 года является непрерывным, в связи с чем исчисление налоговой базы нарастающим итогом с учетом выплат, произведенных присоединившимся к нему предприятием, является правильным.
Более того, как следует из материалов дела, действие трудовых договоров с работниками присоединенного юридического лица не прекращались, трудовые отношения были продолжены на прежних условиях, с учетом требований статьи 75 Трудового кодекса РФ. Указанное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах дела приказом от 15.09.2006 г. №2к «Об утверждении списка работников, продолжающих трудовые отношения», в котором ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 продолжили трудовые отношения в филиале ОАО «ТГК-4» - «Липецкая региональная генерация» с 15.09.2006 г.
Во исполнение пункта 4 статьи 243 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога и налогового вычета по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты по трудовому, гражданско-правовому и (или) авторскому договорам за выполнение работ, оказание услуг.
Учитывая содержание статей 58, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 236, 240, 241 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О бухгалтерском учете", суд считает выводы заявителя о формировании налоговой базы по единому социальному налогу по организации, образовавшейся с момента его государственной регистрации без учета выплат, начисленных в пользу физических лиц неправомерными, так как правопреемство предполагает перенос на присоединяющее лицо не только обязанностей присоединенной организации, но и имевшихся у нее прав (право на применение регрессивной шкалы ставок).
При таких обстоятельствах, суд считает решение налогового органа законным и обоснованным, а требование заявителя не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 102, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования ОАО «Территориальная генерирующая компания №4» в лице филиала ОАО «ТГК-4» - «Липецкая региональная генерация» о признании незаконным решения налогового органа от 26.04.07 г. №32/8081 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже через Арбитражный суд Липецкой области. По истечении этого срока решение может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья Н.П.Наземникова