пл. Петра Великого, д.7, г.Липецк, 398019
http://lipetsk.arbitr.ru, e-mail: info@lipetsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Липецк | Дело № А36-217/2020 |
09 декабря 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Никоновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой И.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (ОГРН <***>, ИНН <***>)
обществу с ограниченной ответственностью «Л-Транс» (394030, <...>; <...>),
обществу с ограниченной ответственностью «Мегатранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании денежных средств в размере 145 937 руб. 02 коп. в счет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза, согласно акту № 11-Р от 19.04.2019 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился,
от ООО «Л-Транс»: ФИО1 по доверенности от 21.08.2020, диплом 107724 0699540 от 16.07.2015,
от иных лиц: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (далее – истец, ГКУ) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Трастагрком» и к обществу с ограниченной ответственностью «Л-Транс-Липецк» (далее – соответчики) о взыскании денежных средств в размере 145 937 руб. 02 коп. в счет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза, согласно акту № 11-Р от 19.04.2019 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Определением от 24.01.2020 суд принял исковое заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства и возбудил производство по делу.
14.02.2020 от соответчиков поступили отзывы на исковое заявление (л.д. 58 - 87 т.1).
27.02.2020 от истца поступили возражения на отзывы ООО «Трастагрком» и ООО «Л-Транс Липецк», ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, истребовании доказательств и привлечении третьих лиц (л.д. 88 - 96 т.1).
Согласно возражениям на отзыв ООО «Трастагрком» истец пояснил, что ответчиком не были представлены платежные документы, подтверждающие арендную плату по договору, кроме того, о существовании заключенных договора аренды и договора лизинга ему известно не было. Одновременно истцом были заявлены ходатайства об истребовании договора финансовой аренды, заключенного между ООО «Трастагрком» и ООО «Альфамобиль»; договора аренды, заключенного между ООО «Трастагрком» и ООО «Мегатранс», а также актов приема-передачи транспортного средства; об истребовании доказательств об арендных платежах, а также сведения у ФНС России об уплате транспортного налога арендатором; привлечении в качестве соответчика ООО «Мегатранс».
Согласно возражениям на отзыв ООО «Л-Транс Липецк» истец пояснил, что в свидетельстве о регистрации транспортного средства четко указан адрес ответчика и данный адрес соответствует адресу в выписке из ЕГРЮЛ, полагает, что соблюдение истцом претензионного порядка досудебного урегулирования спора о возмещении ущерба не обязательно; в материалах дела имеются доказательства направления претензионного письма по адресу, указанному в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Одновременно истцом были заявлены ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, лизингодателя ООО СКАНИЯ; истребовании у ГИБДД сведений о регистрации транспортного средства Когель S24-1, регистрационный знак <***>, для получения сведений о месте нахождения лизингодателя ООО СКАНИЯ и установления факта передачи транспортного средства.
Определением от 20.03.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 01.06.2020 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика общество с ограниченной ответственностью «Мегатранс»; привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Л-Транс» (л.д. 109-112 т.1).
Определением от 28.07.2020 суд истребовал из ГИБДД УМВД России по Липецкой области сведения о регистрации транспортного средства Когель S24-1, регистрационный знак <***> (л.д. 127, 128 т.1).
10.08.2020 ГИБДД УМВД России по Липецкой области представило сведения о владельце транспортного средства Когель S24-1, регистрационный знак <***>, ООО «Л-Транс» (л.д. 135 т.1).
Определением от 25.08.2020 суд отказал в удовлетворении ходатайстваГКУ Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «СКАНИЯ» (л.д. 15 - 18 т. 2).
21.09.2020 от истца поступило ходатайство о замене ненадлежащего ответчика ООО «Л-Транс-Липецк» на надлежащего - ООО «Л-Транс» (л.д. 30,31 т.2).
В судебном заседании 22.09.2020 суд произвел замену ненадлежащего ответчика по делу общества с ограниченной ответственностью «Л-Транс-Липецк» на надлежащего - общество с ограниченной ответственностью «Л-Транс», исключив ООО «Л-Транс» из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (л.д. 33 - 35 т. 2).
28.09.2020 от истца поступили возражения на представленные в суд документы ответчиками, ходатайство об отказе от исковых требований к ООО «Трастагрком» и ходатайство об истребовании арендных платежей и акта приема-передачи транспортного средства у ООО «Л-Транс» и направлении их в адрес истца (л.д. 39, 40 т.2).
Ходатайства истца об истребовании дополнительных доказательств судом не удовлетворялись, определениями суда сторонам и третьим было предложено самостоятельно представить в материалы дела указанные дополнительные доказательства.
Определением 27.10.2020 производство по делу в части требований о взыскании задолженности с ООО «Трастагрком» прекращено (л.д. 58 т. 2).
25.11.2020 истцом представлены возражения на отзыв ООО «Л-Транс», из которых следовало, что ГКУ Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения поддерживает требования к ООО «Л-Транс».
В судебном заседании представитель ООО «Л-Транс» в удовлетворении заявленных исковых требований просил отказать, пояснив, что транспортное средство полуприцеп Когель приобреталось по договору лизинга от 12.10.2018, заключенному с ООО «Альфамобиль», и было передано по договору аренды от 10.02.2019 ООО «Мегатранс», в связи с чем, требования к ООО «Л-Транс» заявлены необоснованно.
В судебное заседание арбитражного суда представители второго ответчика не явились, надлежащим образом извещены (см. уведомления органа почтовой связи).
Выслушав участвующего в судебном заседании представителя ответчика, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Исковые требования основаны на Федеральном законе от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральном законе от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановлении Правительства РФ № 934 от 16.11.2009г. «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», действовавшим в спорный период.
Автомобильная дорога Магнитогорск-Ира включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан, является собственностью Республики Башкортостан и находится на праве оперативного управления у ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан в соответствии с перечнем автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан № 28 от 02.02.2012г. (л.д. 15, 45 т. 1).
Согласно Распоряжению Правительства Республики Башкортостан № 403-р от 23.04.2019г. ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан переименовано в ГКУ Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения, ГКУ внесено в перечень государственных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере транспорта и дорожного хозяйства (л.д. 46 т. 1).
Из пунктов 2.4.9, 2.4.11 Устава ГКУ Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения следует, что казенное учреждение организует автоматические пункты весогабаритного контроля, стационарные, передвижные пункты весового контроля на автомобильных дорогах общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения и обеспечивает их функционирование; принимает меры к взысканию вреда, причиненного тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения (л.д. 39 - 44 т. 1).
Как видно из материалов дела, 19 апреля 2019 года при осуществлении весового контроля на 135 км автодороги Магнитогорск-Ира сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортных средств: грузового седельного тягача марки ДАФ, регистрационный номер <***>, принадлежащего ООО «Трастагрком», и прицепа марки КОГЕЛЬ, регистрационный номер АК9925 48, принадлежащего ответчику ООО «Л-Транс», под управлением водителя ФИО2
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № 11-Р результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства от 19.04.2019 года (л.д. 12 т. 1).
Согласно указанному акту осевые нагрузки превысили допустимые нагрузки. При этом в акте от 19.04.2019г. имеется подпись водителя ФИО2 с отметкой об отсутствии знаков ограничений.
В результате превышения транспортным средством установленных ограничений предельно допустимых осевых нагрузок размер причиненного ущерба составил 145937 рублей 02 копейки.
26.05.2015 г. ГКУ РБ ЦОДД направило претензионное письмо № 6120 от 15.07.2019 года о необходимости уплаты суммы ущерба в адрес ООО «Трастагрком» и ООО «Л-Транс» (л.д. 16, 17 т. 1).
Ссылаясь на причинение транспортными средствами ответчиков, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильной дороге Республики Башкортостан вреда, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что требование истца к ответчикам ООО «Мегатранс» и ООО «Л-Транс», с учетом произведенной замены ответчика и привлечения соответчика, обосновано, подтверждается материалами дела и подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно пункту 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации к Российской Федерации применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно части 8 статьи 31 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 508-ФЗ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 31 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 508-ФЗ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае движения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, по автомобильным дорогам федерального значения размер вреда, причиняемого такими транспортными средствами, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов» (далее - Постановление № 934). (Постановление № 934 подлежит применению к спорным правоотношениям. С 01.02.2020 оно утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 31.01.2020 № 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».)
Согласно пункту 2 Постановлением № 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Из абзаца первого статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В постановлении Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 г. № 22-П указано, что перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (пункт 3 Постановления № 934).
В пункте 5 названных Правил отражены показатели, от которых зависит размер платы в счет возмещения вреда.
В соответствии с часть 3 статьи 31 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 № 508-ФЗ) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2 - 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019г. № 82 на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 30 апреля 2019 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному постановлению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования причиняет вред автомобильным дорогам.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2019г. № 82 было размещено в открытом доступе на сайтах уполномоченных органов.
Лицо, профессионально осуществляющее предпринимательскую деятельность в области перевозок, учитывая ежегодное введение ограничений движения в весенний период, должно предпринять необходимые меры по получению соответствующей информации об ограничениях движения при осуществлении перевозки на тяжеловесном транспорте (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2016 № 310-ЭС16-6936, от 06.06.2017 № 309-ЭС17-5872).
В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года № 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения» (л.д. 18 т. 1).
Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В силу соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, согласованным Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 27 ноября 2012 года, истец выполняет функцию владельца автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2012 года № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
Как было указано ранее, 19 апреля 2019 года при осуществлении весового контроля на 135 км автодороги Магнитогорск-Ира было произведено взвешивание транспортных средств: грузового седельного тягача марки ДАФ, регистрационный номер <***>, принадлежащего ООО «Трастагрком», и прицепа марки КОГЕЛЬ, регистрационный номер АК9925 48, принадлежащего ответчику ООО «Л-Транс», под управлением водителя ФИО2
Факт принадлежности грузового седельного тягача марки ДАФ, регистрационный номер <***>, ООО «Трастагрком» подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач 4857 №220103; прицепа марки КОГЕЛЬ, регистрационный номер <***>, ООО «Л-Транс» - свидетельством о регистрации транспортного средства <...> (л.д. 13 т. 1), а также сведениями о владельце транспортного средства Когель S24-1, регистрационный знак <***>, представленными ГИБДД УМВД России по Липецкой области (л.д. 135 т.1).
Из материалов дела также следует, что ООО «Трастагрком» на основании договора № 5 аренды транспортного средства (автомобиля) от 02.11.2018 передало грузовой седельный тягач марки ДАФ, регистрационный номер <***>, ООО «Мегатранс», с согласия лизингодателя, и арендатором производилась оплата арендных платежей, а также внесение платы по системе ПЛАТОН (л.д. 68 – 79 т. 1).
ООО «Л-Транс» также на основании договора № 2 аренды транспортного средства (автомобиля) от 10.02.2019 передало транспортное средство Когель S24-1, регистрационный знак <***>, ООО «Мегатранс» с согласия лизингодателя (л.д. 49 - 52 т. 2).
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства с прицепом, а также отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч. 1 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ. Превышение осевых нагрузок транспортного средства с прицепом допустимых значений подтверждается актом № 11-Р от 19 апреля 2019 года. Взвешивание производилось на весовом оборудовании СДК.Ам 02-1-2, регистрационный номер 15389-01, зав. №478, свидетельство о поверке № 7/8245, сроком действия до 16.10.2019г. (л.д. 7 - 11 т. 1).
В соответствии с Постановлением № 934, размер вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения составил 145937 руб. 02 коп. (расчет, л.д. 14 т. 1).
Основанием для привлечения к гражданско-правовой ответственности по общему правилу является установление факта причинения вреда действиями ответчика, противоправность и виновность действий ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившим вредом, а также установление размера причиненного вреда.
Факт противоправности действий ответчиков установлен в результате осуществления весового контроля сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ и зафиксирован в акте № 11-Р от 19 апреля 2019 года.
Указанный акт подписан – водителем ФИО2 с возражениями.
Согласно п. 22 Приказа Минтранса России от 29.03.2018 № 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» в акте результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства указываются номер, дата, время составления, наименование и адрес балансодержателя пункта весогабаритного контроля, наименование оператора и (или) уполномоченного контрольно-надзорного органа; принадлежность СПВГК или ППВГК к контролируемой автомобильной дороге (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку; адрес (место) дислокации СПВГК или ППВГК, в том числе координаты ГЛОНАСС/GPS (при наличии); наименование, тип и серийный номер средства измерения, год выпуска, свидетельство об утверждении типа средства измерения (номер, срок действия, регистрационный номер), номер и срок действия свидетельства о поверке; марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа, полуприцепа); тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд); владелец транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа (полуприцепа) (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, телефон, номер свидетельства о регистрации транспортного средства) и сведения о документе, подтверждающем право владения транспортным средством; должностное лицо, ответственное за перевозку (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений); водитель транспортного средства (фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер водительского удостоверения); грузоотправитель (наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений); организация, осуществившая погрузку груза в транспортное средство (наименование, адрес и телефон) (при наличии сведений); характеристики груза (наименование, делимый/не делимый, масса и габариты) по транспортным документам; применяемая величина массы транспортного средства или автопоезда (т); применяемая величина осевой нагрузки и нагрузки на группы осей (т) с указанием расстояний между осями (м) и числа колес на осях; применяемая величина длины, ширины и высоты транспортного средства или автопоезда (м); фактически зафиксированная величина массы, осевой нагрузки и нагрузки на группы осей транспортного средства или автопоезда с указанием расстояний между осями (м) и числа колес на осях; фактически зафиксированный вид сопровождения (автомобиль прикрытия, автомобиль Госавтоинспекции); фактически зафиксированные особые условия движения; маршрут и направление движения с указанием пройденного расстояния по маршруту движения контролируемой автомобильной дороги (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку (в км).
С учетом изложенного суд делает вывод о том, что спорный акт в целом составлен с соблюдением установленных требований.
Нормы общей массы транспортного средства с прицепом, а также нормы осевых нагрузок установлены действующим законодательством. Произведенный с учетом выявленных превышений расчет ущерба ответчиками не оспорен.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Отсутствие дорожных знаков, информирующих о временном ограничении движения в указанных период на дорогах, не освобождает ответчиков от исполнения требований законодательства о соблюдении допустимого значения осевых нагрузок и не отменяет правило, согласно которому заинтересованное лицо обязано возместить вред владельцам автомобильных дорог.
В силу того, что материалами дела подтверждена принадлежность ООО «Л-Транс» прицепа, а также учитывая положения статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, доводы представителя указанного ответчика об отсутствии оснований для возложения на него обязанности возместить ущерб суд обоснованными не признает, исходя из несения его в солидарном порядке.
Ущерб, причиненный автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значений транспортными средствами, является ущербом причиненным Республике Башкортостан, так как автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значений являются государственной собственностью Республики Башкортостан.
Аналогичные правовые подходы содержатся в определении Верховного Суда РФ от 25.01.2016 № 308-ЭС15-18370 по делу № А32-45498/2014, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 02.11.2020 № Ф10-3278/2020 по делу № А08-12186/2018, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 06.09.2017 № Ф10-3619/2017 по делу № А08-2923/2016, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 № Ф08-6873/2015 по делу № А32-45498/2014, постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 № 19АП-85/2017 по делу № А08-2923/2016.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, доказанность противоправности действий ООО «Л-Транс», ООО «Мегатранс», наличие причинной связи между противоправными действиями и убытками, исходя из того, что ответчики в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представили доказательств возмещения вреда в добровольном порядке, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании солидарно с владельца транспортного средства и прицепа и лизингополучателя прицепа, 145 937 руб. 02 коп. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как видно из материалов дела, истец освобожден от оплаты государственной пошлины.
С учетом итога рассмотрения дела с ответчиков подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 5378 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать солидарно с общества с ограниченной ответственностью «Л-Транс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Мегатранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход бюджета субъекта Российской Федерации в лице Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (ОГРН <***>, ИНН <***>) 145 937 руб. 02 коп. ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза, согласно акту № 11-Р от 19.04.2019 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Л-Транс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Мегатранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5378 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области.
Судья Никонова Н. В.