___________________________________________________________
ул. К. Маркса, 25, г. Курск, 305004
город Курск Дело № А35-1646/07–С15
4 июня 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30.05.2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 04.06.2007 г.
Судья арбитражного суда Курской области Кузнецова Т.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Кузнецовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании заявление
Открытого акционерного общества «Агропромышленный Альянс «ЮГ»
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Курской области
о признании незаконными действий налогового органа,
При участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 представитель по доверенности от 08.04.2007 г.,
от ответчика – ФИО2 представитель по доверенности от 09.01.2007 г.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Агропромышленный Альянс «ЮГ» (далее акционерное общество, Общество) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Курской области о признании незаконными действий инспекции по отказу в возврате ошибочно перечисленных страховых взносов в сумме 150000 рублей и обязании инспекцию произвести возврат платежей на расчетный счет Общества.
Представитель акционерного общества заявленные требования поддержал.
Представитель налогового органа требования Общества не признал, в письменном отзыве пояснил, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, также пояснил, что страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового Кодекса РФ и не являются составной частью единого социального налог, кроме того, сообщил, что правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют.
Выслушав доводы представителей Общества, налогового органа, и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество «Агропромышленный Альянс «ЮГ» зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 46 № 000480847 от 19.11.2003 г., внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1034624002544) и состоит на налоговом учете в межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Курской области.
Как усматривается из материалов дела, Общество перечислило по платежному поручению № 245 от 27.10.2005 г. денежные средства в сумме 150 000 рублей. Вместе с тем, в платежном документе плательщиком был указан неверный код бюджетной классификации 18210202030061000160, в связи с чем денежные средства поступили не по назначению и числятся в качестве страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд на выплату страховой части трудовой пенсии, тогда как Обществу необходимо было указать код бюджетной классификации 1821020201006000160, соответствующий в соответствии с Федеральным Законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 15.08.1996 г. (в редакции, действовавшей в указанный период) уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд на выплату страховой части трудовой пенсии.
Общество 12 марта 2007 г. обратилось с письмом в межрайонную инспекцию ФНС России № 4 по Курской области с просьбой возвратить ошибочно перечисленную сумму страховых взносов в размере 150000 рублей.
Инспекция письмом № 10407-04/28157 от 19.03.2007 г. оставила без удовлетворения заявление налогоплательщика, ссылаясь на то обстоятельство, что отсутствует порядок проведения возвратов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Не согласившись с указанными действиями налогового органа налогоплательщик обратился в арбитражный суд Курской области с требованием о признании незаконными действий налогового органа и обязании его возвратить сумму ошибочно уплаченных страховых взносов.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 44 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Налогового Кодекса РФ возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика на основании письменного заявления налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Пунктом 8 настоящей статьи Кодекса предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Решение о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 5 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога (п. 4 ст. 78 Налогового Кодекса РФ).
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате (п. 9 ст. 78 Налогового Кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом РФ.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством, в частности, Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательное пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон № 167-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Поскольку названный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то данные правоотношения регулируются главой 12 Налогового Кодекса РФ.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 г. № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно абзаца 3 статьи 9 Федерального Закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» в отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 г. № 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
При названных обстоятельствах вывод налогового органа о том, что действующим законодательством не определен орган, которому предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является ошибочным.
Таким образом, обязанность по проведению возврата (зачета) излишне уплаченных сумм страховых взносов возложена на налоговые органы.
Факт наличия у Общества переплаты по страховым взносам в сумме 150000 рублей не оспаривается налоговым органом и подтверждается документами органа Пенсионного фонда, в частности, приобщенными к материалам дела реестрами учета платежей страхователя и актом сверки от 19.03.2007 г.
Кроме того, суд учитывает, что заявитель просит привести возврат сумм страховых взносов из одного бюджета – бюджета Пенсионного фонда РФ.
В соответствии с порядком, установленным статьей 78 Налогового Кодекса РФ, вся сумма излишне уплаченного налога на основании заявления о возврате подлежала возврату налоговым органом с извещением об этом налогоплательщика.
Ссылка налогового органа относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога или сбора, закрепленному в статье 8 Налогового Кодекса РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, несостоятельна, так как статья 2 Закона № 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального Кодекса РФ для признания решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными необходимо, чтобы они не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушали права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 статьи 201 Арбитражного процессуального КодексаРФ установлено, что при признании оспариваемых действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными в резолютивной части решения должно содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Исходя из изложенного, суд признает требования акционерного общества к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Курской области обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку при рассмотрении спора установлен факт неправомерного отказа заявителю в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные Обществом при обращении в суд в сумме 2000 рублей по платежному поручению № 115 от 06.04.2007 г., относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 16, 17, 29, 102, 110, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 182, 197, 198, 199, 200, 201, 318 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Курской области
Р Е Ш И Л :
Требования Открытого акционерного общества «Агропромышленный Альянс «ЮГ», ИНН <***>, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 46 № 000480847 от 19.11.2003 г., , удовлетворить.
Признать незаконными в связи с их несоответствием требованиям Налогового Кодекса Российской Федерации действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Курской области, выразившиеся в отказе возвратить Открытому акционерному обществу «Агропромышленный Альянс «ЮГ» излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 150000 рублей.
Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 4 по Курской области произвести действия по возврату Открытому акционерному обществу «Агропромышленный Альянс «ЮГ» из бюджета ошибочно уплаченныхв Пенсионный фондРФстраховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 150000 рублей.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Курской области, расположенной по адресу: 307800 Курская область г. Суджа, Советская площадь, 15, в пользу Открытого акционерного общества «Агропромышленный Альянс «ЮГ» (ИНН <***>, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 46 № 000480847 от 19.11.2003 г.),расположенного по адресу: 307822 <...> расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый апелляционный арбитражный суд в городе Воронеже в течение месяца со дня его принятия, в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в городе Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через арбитражный суд Курской области.