ул. К. Маркса, д. 25, г. Курск, 305004
г. Курск дело № А35-5443/07-С21
08 апреля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25.03.2008 г.
Полный текст решения изготовлен 08.04.2008 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Ольховикова А.Н., при ведении протокола судьей Ольховиковым А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Корпорация «ГРИНН» о признании недействительным ненормативного правового акта Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску и встречному заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о взыскании с Закрытого акционерного общества «Корпорация «ГРИНН» налога, пени и налоговых санкций в сумме 7717644,18 руб., третье лицо – Инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Орла.
В заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 26.12.2006 г., ФИО2, по доверенности от 19.12.2007 г.
от налогового органа – ФИО3, по доверенности от 25.12.2007 г., ФИО4, по доверенности от 26.02.2008,
от третьего лица – не явились, извещены надлежащим образом.
Закрытое акционерное общество «Корпорация «ГРИНН» (далее Общество) обратилось в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску №17-12/302 от 03.07.2007 г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части (с учетом уточнения от 25.03.2008 г.) привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 3636 руб. по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога, в виде штрафа в сумме 1399678 руб. 80 коп. по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога, в виде штрафа в сумме 377180 руб. 80 коп. по п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в виде штрафа в сумме 1455900 руб. по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок документов налоговому органу, взыскания пени по единому социальному налогу в сумме 493300 руб. 08 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 116384 руб. 30 коп., единого социального налога в сумме 3499197 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1885904 руб., предложения уплатить указанные суммы налогов, пеней и штрафов, а также в части предложения внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет Общества, предложений указанных в п. 5.1, п. 5.3 резолютивной части решения.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску заявленные требования не признала и обратилась в Арбитражный суд Курской области со встречным заявлением о взыскании с Закрытого акционерного общества «Корпорация «ГРИНН» штрафа по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога в сумме 1399678,8 рубля, единого социального налога в сумме 3499197 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1885903 рубля, пени по единому социальному налогу в сумме 493300,08 рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 116384,3 рубля.
В судебном заседании представитель ЗАО «Корпорация «ГРИНН» поддержал заявленные требования с учетом уточнения, встречные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель налогового органа в судебном заседании заявленные требования не признал, сославшись на их необоснованность, поддержал требования о взыскании с Закрытого акционерного общества «Корпорация «ГРИНН» 7717644,18 рубля налогов, пени и санкций.
Выслушав доводы сторон, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.
Закрытое акционерное общество «Корпорация «ГРИНН» является юридическим лицом, в проверяемом периоде состояло на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (ИНН <***>, КПП 463201001).
На основании решения заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску №17-13/858/520 от 03.11.2006 г. проведена выездная налоговая проверка Закрытого акционерного общества «Корпорация «ГРИНН» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления единого социального налога за 2005 г., правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 г., правильности исчисления, полноты удержания и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 г. по 31.10.2006 г., по результатам которой составлен акт №17-12/68 от 28.04.2007г.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску вынесено решение № 17-12/302 от 03.07.2007 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 3636 руб., по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 1399678 руб. 80 коп., по п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде штрафа в сумме 377180 руб. 80 коп., по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения налогового контроля, в виде штрафа в сумме 1455900 руб. Кроме того, в соответствии с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску№ 17-12/302 от 03.07.2007 года Обществу начислены пени по единому социальному налогу в сумме 493300 руб. 08 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 116384 руб. 30 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 7765 руб. единый социальный налог в сумме 3499197 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1885903 руб.
Пунктом 4 резолютивной части решения № 17-12/302 от 03.07.2007 Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, пунктом 5.1 предложено «…внести изменения в налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме 1-НДФЛ на работников, формально оформленных у индивидуальных предпринимателей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 с учетом «Порядка заполнения карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц», утвержденного приказом МНС России №БГ-3-04/583 от 31.10.2003г.», пунктом 5.3 предложено «…внести изменения в карточках по учету сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов за 2005 г. по 397 работникам, формально оформленных у индивидуальных предпринимателей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и представить по ним уточненные индивидуальные сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете в Пенсионный фонд за 2005г.»
Закрытое акционерное общество «Корпорация «ГРИНН» не согласилось с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску№ 17-12/302 от 03.07.2007 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 3 636 руб., по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога в виде штрафа в сумме 1 399 678 руб. 80 коп., по п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде штрафа в сумме 377 180 руб. 80 коп., по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения налогового контроля, в виде штрафа в сумме 1455900 руб., взыскания пени по единому социальному налогу в сумме 493300 руб. 08 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 116384 руб. 30 коп., единого социального налога в сумме 3499197 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 885 903 руб., обязания внести изменения в документы бухгалтерского и налогового учета (пункты 4, 5.1, 5.3 резолютивной части решения), в связи с чем обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску обратилась в арбитражный суд Курской области со встречным заявлением о взыскании налога, пени и налоговых санкций в сумме 7717644 руб. 18 коп., мотивируя причину обращения положениями пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку взыскание данной суммы штрафа основано на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, совершенных Обществом.
Суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, а встречные требования налогового органа удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Корпорация «ГРИНН» привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 1455900 руб. по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения налогового контроля, в количестве 29118 штук.
Так, при проведении выездной налоговой проверки должностными лицами инспекции вручены генеральному директору Общества требования от 07.11.2006, от 22.11.2006, от 14.02.2007 о представлении документов.
По требованиям Инспекции не было представлено 29118 документов, в том числе: трудовые книжки работников в количестве 3371 штука, журнал учета трудовых книжек – 1 штука, трудовые договоры в количестве 2246 штук, должностные инструкции работников (иные документы, регламентирующие должностные обязанности) в количестве 3372 штуки, приказы об учетной политике - 2 документа, ведомости по начислению заработной платы в количестве 110 документов, лицевые счета работников в количестве 10061 штука, налоговые карточки по форме 1- НДФЛ в количестве 5140 штук, индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога в количестве 4815 штук.
За непредставление документов в количестве 29118 штук Инспекцией применена ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 50 рублей за каждый непредставленный документ, в общей сумме 1455900 рублей (29118*50=1455900).
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что применение ответственности обоснованно лишь за непредставление приказов по учетной политике в количестве 2-х штук и налоговых карточек по форме 1- НДФЛ в количестве 5140 штук.
Применение ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за непредставление трудовых книжек работников, журнала учета трудовых книжек, трудовых договоров, должностные инструкции работников, ведомостей по начислению заработной платы, лицевых счетов работников, индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, суд считает не основанным на законе.
В соответствии с п. 1 статьи 23 и п. 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе требовать, а налогоплательщик обязан представлять налоговым органам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В силу статьи 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса РФ (пункты 1 и 2).
Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде 50 руб. штрафа за каждый не представленный в установленный срок документ.
Из указанной нормы права следует, что ответственность наступает в случае непредставления документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах. Иное толкование данной нормы о налоговой ответственности является расширительным и недопустимым.
Ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни иными актами законодательства о налогах и сборах не предусмотрена обязанность налогоплательщика по ведению трудовых книжек работников, журнала учета трудовых книжек, трудовых договоров, должностных инструкций работников, ведомостей по начислению заработной платы, лицевых счетов работников, индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога.
Так, обязанность ведения работодателем трудовой книжки предусмотрено статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 №225 «О трудовых книжках» утверждены форма трудовой книжки и форма вкладыша в трудовую книжку, правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 №69 утверждена инструкция по заполнению трудовых книжек, также форма книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Понятие трудового договора, содержание и правила его заключения регулируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Заключение работодателем с работником трудового договора в письменной форме предусмотрено статьей 67 Трудового кодекса Российской Федерации.
Обязанность работодателя по ведению должностной инструкции в качестве отдельного документа и порядок её составления нормативными правовыми актами не урегулирован. Обосновывая свою позицию в данной части, инспекция указывает, что требования к оформлению должностной инструкции установлены Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 №65-ст «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно – распорядительной документации. Требования к оформлению документов.ГОСТ Р 6.30-2003». Однако данный стандарт устанавливает лишь состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов, и не устанавливает при этом обязательность их ведения (составления).
Формы расчетной ведомости (форма №Т-51), платежной ведомости (форма №Т-53), лицевого счета (форма №Т-54) утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Однако, как указано в данном постановлении, оно принято в целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации. Расчетная и платежная ведомости, лицевой счет относятся к документам по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда, являются унифицированными формами первичной учетной документации, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Форма индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога утверждена Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443 «Об утверждении форм индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и порядка их заполнения».
Пунктом 4 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Из данной нормы не следует, что учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В этой связи, Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443, которым утверждены форма индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и порядок их заполнения, для налогоплательщиков носит рекомендательный характер, что отражено в пункте 3 Приказа.
Согласно п. 1 статьи 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В силу п. 2 статьи 1 Налогового кодекса РФ права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской Федерации и принятые целях реализации его требований вышеуказанные постановления Правительства Российской Федерации, Минтруда России, Госстандарта России не относятся к законодательству о налогах и сборах.
В связи с изложенным, суд считает неправомерным привлечение Общества к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговому органу трудовых книжек работников, журнала учета трудовых книжек, трудовых договоров, должностных инструкций работников, ведомостей по начислению заработной платы, лицевых счетов работников, индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога.
Применение ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредставление приказов по учетной политике в количестве 2-х штук (на 2005 и 2006 год) и налоговых карточек по форме 1- НДФЛ в количестве 5140 штук суд считает обоснованным.
Издание приказа (распоряжения) о принятой организацией учетной политике предусмотрено пунктом 12 статьи 167 Налогового кодекса РФ, согласно которому принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.
В пункте 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ определено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам утверждена форма N 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц».
На необходимость представления документов – приказов по учетной политике на 2005 и 2006 годы, налоговых карточек по форме 1- НДФЛ на каждого работника указано в требовании о предоставлении документов (Том 1 л.д.118-119), полученного директором ЗАО «Корпорация ГРИНН» 07.11.2006. Срок представления документов установлен – не позднее 12.11.2006.
Инспекцией 14.02.2007 направлялось налогоплательщику требование о предоставлении документов, в котором истребованы документы, в том числе приказы по учетной политике на 2005 и 2006 годы, налоговые карточки по форме 1- НДФЛ на каждого работника за 2006 год.
Как следует из списка представленных документов (Том 1л.д.122-123) из числа запрошенных инспекцией представлены лишь налоговые карточки в количестве 14 штук.
Согласно пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Подпунктами 3, 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Статьей 24 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налогового агента вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
В соответствии со статьями 52 и 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет налоговую базу и сумму налога по итогам налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
С учетом изложенного, суд считает, что при привлечении к ответственности на основании статьи 126 Налогового кодекса РФ необходимо исходить из того, что в случае, если у налогоплательщика имеется установленная законом обязанность по ведению документов, их непредставление образует состав данного правонарушения.
Пунктом 4 статьи 243 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. В связи с этим Инспекцией обоснованно определено количество не представленных налоговых карточек исходя из количества поданных Обществом в инспекцию сведений о выплаченных доходах (форма 2-НДФЛ).
Из заявления Общества (Том 1 л.д. 4) следует, что факт ведения налоговых карточек и издания приказов по учетной политике им не оспаривается, но имеется спор по факту представления истребованных документов.
Однако, каких-либо доказательств представления должностным лицам налогового органа данных документов в материалы дела Обществом не представлено.
Заявитель считает, что факт представления документов подтверждается тем, что должностными лицами инспекции не произведена выемка документов. Довод заявителя отклоняется судом, поскольку в соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 31 и статьи 89 Налогового кодекса РФ производство выемки документов при проведении налоговых проверок является правом налоговых органов. В силу положений данных норм выемка производится в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, обязательность её проведения в случае непредставления истребованных документов не установлена.
Основанием для взыскания штрафа в сумме 1399678,8 рубля по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога, штрафа в сумме 377180,8 рубля по п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени по единому социальному налогу в сумме 493300,08 рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 116384,3 рубля, единого социального налога в сумме 3499197 рубля, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1885904 рубля явились следующие выводы налогового органа.
В результате выездной налоговой проверки установлено, что в проверяемом периоде Обществом заключен ряд договоров с индивидуальными предпринимателями ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 аренды нежилых помещений и оборудования, расположенного в «Торговом центре» ГРИНН» и предназначенного для осуществления деятельности кафе.
Так в проверяемом периоде Закрытым акционерным обществом «Корпорация «ГриНН» и индивидуальным предпринимателем ФИО5 были заключены договоры аренды оборудования и помещений (кафе, торговой площади под магазин для торговли кулинарией в «Торговом центре «ГриНН»), принадлежащих на праве собственности ЗАО «Корпорация «ГриНН» (копии документов: договора аренды помещения № 1 ХК от 12.04.2005г., акта приема-передачи помещения в арендное пользования арендатору без номера от 12.04.2005, соглашение от 15.11.2005г. о расторжении договора аренды № 1 ХК от 12.04.2005, акта приема-передачи арендодателю помещения без номера от 15.11.2005, договора аренды оборудования (имущества) № 1/1 ХК от 12.04.2005, акта приема-передачи оборудования без номера от 12.04.2005, акта приема-передачи оборудования арендодателю без номера от 15.11.2005, договора аренды торговой площади № 1 ОХК от 13.04.2005, акта приема-передачи помещения в арендное пользование арендатору без номера от 13.04.2005, акта приема-передачи помещения арендодателю без номера от 13.11.2005, договора аренды оборудования № 1/1 ОХК от 13.04.2005, акта приема-передачи оборудования в арендное пользование арендатору без номера от 13.04.2005, акта приема-передачи оборудования арендодателю без номера от 13.11.2005 приобщены к материалам дела).
С индивидуальным предпринимателем ФИО6 ЗАО «Корпорация «ГриНН» были заключены договоры аренды оборудования и помещений (зала дискотеки со сценой, акустических систем, усилителей, микшерного пульта, графического эквалайзера, вокальной радиосистемы, светооборудования), расположенных на третьем этаже Торгового центра «ГриНН», принадлежащих на праве собственности ЗОА «Корпорация «ГриНН» (копии договоров аренды нежилых помещений и оборудования: № 1М ДЗ от 01.01.2005г., № 1/1 М ДЗ от 01.01.2005г., актов приема-передачи помещения от 01.01.2005г, актов приема-передачи имущества от 01.01.2005г. приобщены к материалам дела).
С индивидуальным предпринимателем ФИО7 ЗАО «Корпорация «ГриНН» были заключены договоры аренды оборудования и помещений (кухни и бара, ресторана «Аристократ», расположенных в здании Торгового центра «ГриНН»), принадлежащих на праве собственности ЗАО «Корпорация «ГриНН» (копии договоров аренды: №1 ЛПБ от 20.04.2005г., № 1 ЛКП от 20.04.2005г., № 1 ЛБА от 20.04.2005г., договоров аренды оборудования (имущества) с приложениями № 1/1 ЛПБ от 20.04.2005г., № 1/1ЛКП от 20.04.2005г., № 1/1ЛБА от 20.04.2005г., актов приема-передачи от 20.04.2005г., от 30.09.2005г., от 31.10.2005г. приобщены к материалам дела)
С индивидуальным предпринимателем ФИО8 в проверяемом периоде Закрытым акционерным обществом «Корпорация «ГриНН» были заключены договоры аренды помещений (залов отдыха, бильярда, боулинга, батута) в Торговом центре «ГриНН» и оборудования, принадлежащих на праве собственности Закрытому акционерному обществу «Корпорация «ГриНН» (копии договоров аренды помещений: № 1/СЗО от 01.01.2005г., № 1СПБ от 19.10.2005г„ № 1СБ от 01.01.2005г., № 1БТ от 28.04.2005г, договоров аренды оборудования: № 1/1СЗО о 01.01.2005г., № 1/1СПБ от 01.01.2005г., № 1/1СПБ от 01.01.2005г., 1/1БТ от 28.04.2005г. приобщены к материалам дела).
Одновременно Обществом и поименованными выше предпринимателями заключены договоры оказания услуг, согласно которым Общество обязалось оказывать предпринимателям услуги по ведению бухгалтерского учета, оформлению трудовых отношений с работниками, прием, хранение денежных средств и другие.
Так, Закрытое акционерное общество «Корпорация ГРИНН» заключило с индивидуальным предпринимателем ФИО5 договоры об оказании услуг от 01.04.2005г., 01.07.2005г., 01.10.2005г., актом №17-13/47 от 31.01.2007г. С ИП ФИО6 ЗАО «Корпорация «ГРИНН» были заключены договоры оказания услуг б/н от 01.01.2005г., б/н от 01.04.2005г., б/н от 01.07.2005г., б/н от 01.10.2005г. С индивидуальным предпринимателем ФИО7 заключены договоры оказания услуг б/н от 01.04.2005г., б/н от 01.07.2005г., б/н от 01.10.2005г. С ИП ФИО8 заключены договоры оказания услуг без номеров от 01.01.2005г., от 01.04.2005г., от 01.07.2005г., от 01.10.2005г.
Инспекция считает, что Общество и индивидуальные предприниматели являются взаимозависимыми лицами, указывая, что ФИО5 работал в должности директора Торгового центра «ГРИНН» (структурного подразделения - филиала ЗАО «Корпорация «ГРИНН»), ФИО6 работала в должности исполнительного директора УПТК "Корпорация "ГРИНН" (структурного подразделения - филиала ЗАО «Корпорация «ГРИНН»), ФИО8 работала в должности начальника управления кадров ЗАО «Корпорация«ГриНН», ФИО7 являлся работником юридического отдела ЗАО «Корпорация «ГРИНН».
Инспекция указала в оспариваемом решении, что физические лица - работники индивидуальных предпринимателей фактически осуществляли трудовую деятельность на территории Закрытого акционерного общества «Корпорация ГРИНН» и непосредственно участвовали в производственном процессе Закрытого акционерного общества «Корпорация ГРИНН».
В результате Инспекцией в оспариваемом решении сделан вывод о том, что фактически работники, заключившие трудовые договоры с перечисленными выше индивидуальными предпринимателями, состояли в трудовых правоотношениях с Обществом.
Инспекция считает, что заключение Обществом договоров аренды с индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, обусловлено целью получения Обществом необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Российской Федерации.
В результате оценки вышеперечисленных обстоятельств Инспекция сделала вывод: «Так как заключенные сделки индивидуальных предпринимателей ФИО5, ФИО6, ИП ФИО7, ФИО8 и Закрытого акционерного общества «Корпорация «ГРИНН» направлены на получение налоговой выгоды Закрытым акционерным обществом «Корпорация «ГРИНН» ничтожны и носят мнимый характер с целью уклонения от уплаты налогов, то суммыначисленной заработной платы индивидуальными предпринимателями в пользу наемных работников, а также исчисленные, удержанные и перечисленные налоги с указанных выплат за 2005г., 2006г., признаются суммами Закрытого акционерного общества «Корпорация «ГРИНН».
В связи с этим инспекцией сделан вывод о неправомерном, в нарушение требований статьи 236,237 Налогового кодекса РФ, невключении Обществом в налоговую базу выплат ФИО5 в пользу его работников в сумме 4842286,26 руб. (единый социальный налог за 2005г. в сумме 1258770 руб.), выплат ФИО6 в пользу её работников сумме 1492530,67руб. (ЕСН за 2005г. в сумме 388058 руб.), выплат ФИО7 в пользу его работников доходов в сумме 5744715,94 руб. (ЕСН за 2005г. в сумме 1490806 руб.), выплаты ФИО8 в пользу её работников в сумме 1391209,62 руб. (ЕСН за 2005г. в сумме 361563 руб.)
Также инспекцией сделан вывод о том, что ЗАО «Корпорация ГриНН» в проверяемом периоде фактически являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам (п. 1 статьи 6 Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ), связи с чем Общество в объект обложения и базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005г. неправомерно не включило выплаты предпринимателей в пользу работников в размере 13470742,49 руб., не исчислило и не уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2005г. в сумме 1885904руб.,
Суд считает выводы налогового органа необоснованными.
В соответствии со ст. 235 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками единого социального налога признаются: лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями); индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Согласно ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п.п. 2 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ), а также по авторским договорам.
Как следует из п.п.1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица. В силу п. 2 ст. 10 названного федерального закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" НК РФ.
Из приведенных норм законодательства видно, что обязанность по уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возникает у налогоплательщика при осуществлении им выплат в пользу физических лиц. Определяющим для этих целей является установление фактического источника выплат.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В нарушение данной нормы инспекцией не представлено доказательств того, что ЗАО «Корпорация «ГРИНН» являлось источником выплаты доходов физическим лицам – работникам индивидуальных предпринимателей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 Не представлено также и доказательств того, что индивидуальными предпринимателями ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 был получен доход от Общества в какой- либо форме, который можно было бы расценить как фактическую оплату труда их работников.
Собранные инспекцией доказательства фактического исполнения работниками индивидуальных предпринимателей трудовых обязанностей в пользу ЗАО «Корпорация ГРИНН» не могут служить основанием для доначисления ЕСН и страховых взносов, поскольку возникновение объекта обложения единым социальным налогом и страховых взносов законодатель связывает с фактами выплаты доходов в пользу физических лиц.
В связи с изложенным, суд считает недоказанным получение Обществом необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения платежей по единому социальному налогу и страховым взносам. Правовые основания для начисления пени и штрафов за неуплату единого социального налога и страховых взносов отсутствуют.
Также отсутствуют основания для внесения Обществом изменений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Кроме того, суд считает необоснованным привлечение Инспекцией Общества к ответственности по п. 2 ст. 27 Закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи со следующим.
Исходя из Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и принятого позднее Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах", страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью ЕСН. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в ПФ РФ, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФ РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ, не являются налоговыми, права налоговых органов в этой области не могут быть выведены из толкования положений Налогового кодекса РФ. Государственный орган имеет право налагать административные санкции только в том случае, когда такое право прямо предоставлено этому органу законом. Ни одним законом, регулирующим уплату страховых взносов в ПФ РФ, не предусматривается право налоговых органов привлекать к ответственности за допущенные в этой области правонарушения, тогда как в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона РФ от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики (то есть органы фондов) имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, Общество привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неуполномоченным субъектом.
В связи с изложенным, встречные требования инспекции о взыскании штрафа по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога в сумме 1399678 руб. 80 коп., единого социального налога в сумме 3499197 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1885904 руб., пени по единому социальному налогу в сумме 493 300 руб. 08 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 116384 руб. 30 коп. не подлежат удовлетворению.
Основанием для взыскания штрафа в сумме 3636 руб. по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога явились выводы налогового органа о занижении Обществом налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования, за 2005 г. и неуплате налога в сумме 18180 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Как следует из материалов дела Закрытое акционерное общество «Корпорация «ГРИНН» занизило налоговую базу по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования, за 2005 г. в результате чего не уплатило единый социальный налог в сумме 18180 руб.
Данное нарушение произошло в результате того, что Общество при исчислении единого социального налога, зачисляемого фонд социального страхования, за 2005 г. не произвело уменьшение расходов на цели государственного социального страхования за январь 2005 г. на 1045 руб., за февраль 2005 г. на 2325 руб., за апрель 2005 на 277 руб., за май 2005 на 10175руб., за июнь 2005 г. на 574 руб., за июль 2005 г. на 1995руб., за август 2005 г. на 324руб., за сентябрь 2005 г. на 489руб., за октябрь 2005 г. на 849руб., за ноябрь 2005 г. на 127руб. Тогда как по результатам документальной проверки Курским региональным отделением фонда социального страхования РФ указанные расходы не были приняты к зачету, и Обществу предлагалось внести корректировки в суммы расходов на цели государственного социального страхования.
Закрытое акционерное общество «Корпорация «ГРИНН» в своем заявлении не указало, по каким основаниям решение налогового органа в указанной части должно быть признано недействительным и не представило документальных доказательств, опровергающих данные выводы налогового органа.
Таким образом, налоговым органом сделан обоснованный вывод о занижении Обществом налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования, за 2005 г. и неуплате единого социального налога в сумме 18180 руб.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждены нарушения налогового законодательства, вынесение налоговым органом решения в части привлечения Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога за 2005 г. в виде штрафа в сумме 3636 руб. является обоснованным, требования заявителя о признании недействительным решения в данной части не подлежат удовлетворению.
Госпошлина по делу относится на Закрытое акционерное общество «Корпорация «ГРИНН».
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 175-177, 180, 181, 197-201, 215-216, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску№ 17-12/302 от 03.07.2007 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 1399678,8 рубля по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату единого социального налога, в виде штрафа в сумме 377180,8 рубля по п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в виде штрафа в сумме 1198800 рублей по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок документов налоговому органу, взыскания единого социального налога в сумме 3499197 руб., пени по единому социальному налогу в сумме 493300, 08 рубля, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1885903 рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 116384,3 рубля, пункты 5.1 и 5.3 резолютивной части решения.
В удовлетворении остальной части требований Закрытого акционерного общества «Корпорация «ГРИНН» отказать.
В удовлетворении встречных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в городе Воронеже в течение месяца со дня его принятия, в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в городе Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Курской области.
Судья А.Н. Ольховиков