НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курской области от 24.10.2019 № А35-5449/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

30 октября 2019 года

Дело № А35-5449/2019

Резолютивная часть решения объявлена 24.10.2019.

Полный текст решения изготовлен 30.10.2019.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Бесединой А.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Титовой О.В., рассмотрел в судебном заседании дело по иску

Комитета по труду и занятости населения Курской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Глав-Торг»

о взыскании задолженности по Соглашению №115 от 21.12.2015 года в размере 38 254 руб. 85 коп., проценты за неисполнение ответчиком обязательств по ст.395 ГК РФ в размере 3 642 руб. 33 коп.

В судебном заседании приняли участие представители:

от истца: Рогожина Е.П., по доверенности от 19.02.2019 №1,

от ответчика: Артёмова Ю.А., по доверенности от 21.06.2019.

Комитет по труду и занятости населения Курской области обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Глав-Торг» о взыскании задолженности по Соглашению №115 от 21.12.2015 года в размере 38 254 руб. 85 коп., проценты за неисполнение ответчиком обязательств по ст.395 ГК РФ в размере 3 642 руб. 33 коп.

От представителя истца поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.

Представитель истца поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, ходатайствовал об отложении судебного заседания.

В удовлетворении ходатайства судом отказано по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

Из анализа указанной нормы следует, что отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле является правом суда, а не его обязанностью.

Вместе с тем, ответчик не обосновал невозможность рассмотрения дела по существу, в том числе в связи с намерением осуществить какие-либо процессуальные действия. Судом также учтено, что немотивированное отложение судебного разбирательства может привести к необоснованному затягиванию рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В рамках реализации государственной программы «Содействие занятости населения в Курской области», утвержденной Постановлением Администрации Курской области от 25.04.2014 года № 280-па «Об утверждении порядка предоставления субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), Комитет по труду и занятости населения Курской области и ООО «ГлавТорг», заключили Соглашение № 115 от 21.12.2015 года, о предоставлении субсидии на 2 (два) рабочих место по профессиям: уборщица служебных помещений, продавец продовольственных товаров на сумму 145 380 руб. 00 коп., в том числе за счет средств Федерального бюджета в сумме 138 111 руб. 0 коп.; областного бюджета в сумме 7 269 руб. 00 коп.

Предметом Соглашения является предоставление субсидии работодателю, участвующему в реализации Государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области», направленной па содействие трудоустройству незанятых инвалидов па оборудованные (оснащенные) рабочие места, заключившему соглашение с Комитетом.

Комитет по труду и занятости населения Курской области во исполнении своих обязательств по соглашению № 115 от 21.12.2015 года, перечислил ООО «ГлавТорг» субсидии в общей сумме 145 380 руб. 00 коп. на трудоустройство незанятых инвалидов на оборудованные рабочие места, что подтверждается платежными поручениями от 22.12.2015 № 883049, от 22.12.2015 № 1676.

В период с 10.03.2017г. по 20.04.2017 Управлением федерального казначейства Курской области проведена выездная проверка использования средств из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения. В ходе проверки было выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. В том числе было выявлено неправомерное получение ООО «ГлавТорг» средств субсидии в размере 38 254 руб. 85 коп., что зафиксировано в акте выездной проверки от 20.04.2017.

05.06.2017 Управлением Федерального казначейства по Курской области вынесено предписание №44-18-11/2064 в адрес Комитета по труду и занятости населения Курской области об устранении выявленных нарушений, путем принятия мер по возврату средств в доход федерального бюджета

Предписание Управления Федерального казначейства по Курской области 05.06.2017 года было обжаловано Комитетом по труду и занятости населения Курской области. Решением Арбитражного суда Курской области от 21.03.2018 по делу №А35-6025/2017 Комитету по труду и занятости населения Курской области в удовлетворении заявленных требований к Управлению Федерального казначейства по Курской области о признании незаконным, противоречащим действующему законодательству РФ и отмене предписания от 05.06.2017 №44-18/2064 отказать в полном объеме. Постановлением Девятнадцатого апелляционного суда от 02.07.2018 и Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.10.2018 решением по делу №А35-6025/2017 оставлено без изменения.

27.11.2017 Комитетом по труду и занятости населения Курской области в адрес ООО «ГлавТорг» было направлено Требование исх. 18.4-03/4458 о возврате денежных средств, в соответствии с п.16 Порядка. Однако ООО «ГлавТорг» не получил почтовую корреспонденцию и в нарушении требований п. 16 Порядка, субсидии в областной бюджет не вернул.

На основании изложенного, Комитет по труду и занятости населения Курской области обратился в суд с настоящим иском.

Возражая на заявленные требования, ответчик указал, что согласно справки по результатам проведения выездной проверки ООО «ГлавТорг» от 22.09.2016, проведенной ОКУ «ЦНЗ» г. Железногорска и Железногорского района было установлено, что условия Соглашения №115 ответчиком были выполнены в полном объеме. Требования истца о взыскании процентов по ст.395 ГК РФ ответчик считает необоснованными, так как БК РФ не предусмотрена возможность применения положений ст. 395 ГК РФ к отношениям, связанным с предоставлением субсидий из бюджетов.

Так же ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности, в связи с тем, что Соглашение №115 было заключено 22.12.2015, соответственно срок для подачи искового заявления, по мнению ответчика, истек 22.12.2018.

Арбитражный суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Из статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Правовая природа договорного обязательства о предоставлении субсидии на организацию рабочего места в целях содействия трудоустройства инвалидов заключается в безвозмездной передаче денежных средств получателю субсидии для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением отчета об их использовании.

По совокупности условий заключенных сторонами договоров и соглашений к ним, их можно отнести к договору возмездного оказания услуг, который регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В соответствии с нормами статьи 78 Бюджетного кодекса (в редакции, действовавшей на дату предоставления субсидии) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, 21.12.2015 ООО «ГлавТорг» обратилось в Комитет по труду и занятости населения Курской области с заявкой на участие в реализации государственной программы в 2015 году о предоставлении субсидии на 2 рабочих места по профессиям: продавец продовольственных товаров, уборщица служебных помещений.

16.11.2015 между ОКУ «Центр занятости населения города Железногорска и Железногорского района» и ООО «ГлавТорг» заключены договоры №02-33/27, №02-33/28 о совместной деятельности по содействию трудоустройству незанятого инвалида на оборудованное (оснащенное) для него рабочее место в 2014-2015 годах и создание в 2014 году инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочему месту, по условиям которого ООО «ГлавТорг» обязался приобрести необходимое оборудование для оборудования (оснащения) рабочего места в соответствии с Рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, обеспечить его установку и эксплуатацию; принять на оборудованное (оснащенное) рабочее место работника по направлению Центра занятости и заключить с ним трудовой договор по основному месту работы на неопределенный срок; обеспечить работнику условия и охрану труда в соответствии с трудовым законодательством, рекомендациями индивидуальной программы реабилитации (п.2.2 Договора).

На основании данных договоров, 21.12.2015 между Комитетом по труду и занятости Курской области и ООО «ГлавТорг» заключено соглашение №115 о предоставлении субсидии в 2014 и 2015 годах работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лица), участвующим в реализации Государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области», направленной на содействие трудоустройству незанятых инвалидов.

В соответствии п. 1.1 Соглашения №115, предметом соглашения является предоставление субсидии работодателю, участвующему в реализации Государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области», направленной на содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, заключившему соглашение с Комитетом.

Согласно п. 1.2, субсидия предоставляется в целях полного или частичного возмещения затрат работодателя на оборудованные (оснащенные) рабочие места для трудоустройства незанятого инвалида, включая:

адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения;

обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;

приобретение, монтаж и установка специального оборудования, необходимого для оснащения (дооснащения) существующего свободного рабочего места или оснащения вновь созданного рабочего места, технических приспособлений, специальной мебели, а также средств для создания благоприятных микроклиматических условий работы;

изменение отдельных элементов интерьера, которые могут быть неудобны для инвалидов (установка пандусов на входе, расширение дверных проемов, переоборудование туалетов);

приобретение специальных аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей, для слабослышащих инвалидов - приобретение специального оборудования, усиливающего звук, и другое вспомогательное оснащение;

Пунктом 1.4 соглашения установлено: Комитет по труду и занятости Курской области предоставляет субсидию Работодателю в размере 145 380 руб. 00 коп.

В пп. «б» п. 2.2 установлена обязанность ответчика обеспечивать направление полученных субсидий на финансирование мероприятий в объеме и на цели, предусмотренные Соглашением от 21.12.2015 № 115.

Факт передачи денежных средств в рамках соглашения от 21.12.2015 №115 подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 22.12.2015 № 883049, от 22.12.2015 г. № 1676 и не оспаривается сторонами.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии с п. 2 Порядка предоставления субсидии в 2014 и 2015 годах работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области», направленной на содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 25.04.2014 № 280-па (далее - Порядок от 25.04.2014 № 280-па) (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии) целью предоставления субсидии является полное или частичное возмещение затрат работодателя на оборудование (оснащение) рабочего места для незанятого инвалида.

На основании пункта 3 Порядка субсидия предоставляется комитетом по труду и занятости населения Курской области (далее - Комитет) работодателю в соответствии с настоящим Порядком.

Пунктом 13, 14 Порядка предусмотрено, что субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Контроль за осуществлением расходов на реализацию мероприятия Государственной программы и целевым использованием субсидий осуществляет Комитет.

Комитет и органы государственного финансового контроля в пределах полномочий осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателями.

В соответствии с пунктом 16 Порядка при выявлении нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, а также факта нецелевого использования Комитет направляет получателю требование о возврате субсидии в федеральный и (или) областной бюджеты. Субсидия подлежит возврату получателем в течение 30 календарных дней с момента получения требования.

При невозврате субсидий в указанный срок Комитет принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в федеральный и (или) областной бюджеты в судебном порядке.

В период с 10.03.2017г. по 20.04.2017 Управлением федерального казначейства Курской области проведена выездная проверка использования средств из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения. В ходе проверки было выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. В том числе было выявлено неправомерное получение ООО «ГлавТорг» средств субсидии в размере 38 254 руб. 85 коп., что зафиксировано в акте выездной проверки от 20.04.2017.

05.06.2017 Управлением Федерального казначейства по Курской области вынесено предписание №44-18-11/2064 в адрес Комитета по труду и занятости населения Курской области об устранении выявленных нарушений, путем принятия мер по возврату средств работодателями и последующему перечислению в доход федерального бюджета в соответствии с п. 16 Порядка предоставления субсидии работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области», направленной на содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места, заключившему соглашение с Комитетом. В срок до 08.12.2017 г. истец должен был проинформировать Управление Федерального казначейства по Курской области о результатах исполнения предписания.

Предписание Управления Федерального казначейства по Курской области 05.06.2017 года было обжаловано Комитетом по труду и занятости населения Курской области. Решением Арбитражного суда Курской области от 21.03.2018 по делу №А35-6025/2017 Комитету по труду и занятости населения Курской области в удовлетворении заявленных требований к Управлению Федерального казначейства по Курской области о признании незаконным, противоречащим действующему законодательству РФ и отмене предписания от 05.06.2017 №44-18/2064 отказать в полном объеме. Постановлением Девятнадцатого апелляционного суда от 02.07.2018 и Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.10.2018 решением по делу №А35-6025/2017 оставлено без изменения.

На основании изложенного в силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, вышеуказанными судебными актами установлены обстоятельства, не требующие дальнейшего доказывания.

В соответствии с пунктом 16 Порядка при выявлении нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, а также факта нецелевого использования Комитет направляет получателю требование о возврате субсидии в федеральный и (или) областной бюджеты. Субсидия подлежит возврату получателем в течение 30 календарных дней с момента получения требования.

При невозврате субсидий в указанный срок Комитет принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в федеральный и (или) областной бюджеты в судебном порядке.

29.11.2017 Комитет направил в адрес ООО «ГлавТорг» Требование о возврате субсидии в областной бюджет за исх.№ 18.4-03/4458 от 27.11.2017.

Довод ответчика о том, что истцом не предоставлено сведений, свидетельствующих о вручении или отказе от получения данного требования, отклоняется судом по следующим основаниям.

Согласно ст. 165.1 АПК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Правила п. 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.

С учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Согласно данным по выписке из ЕГРЮЛ, юридический адрес ответчика – 307170, Курская область, г. Железногорск, проезд Заводской, д.13, кв.72. Последние изменения в раздел выписки «Адрес (место нахождения)» вносились 28.10.2015, а, следовательно, данный адрес на момент отправки по нему Требования о возврате субсидии в областной бюджет за исх. № 18.4-03/4458 от 27.11.2017 г. являлся актуальным, что свидетельствует о добросовестном исполнении Комитетом своей обязанности по направлению данного Требования.

Доказательств осуществления ответчиком мер, направленных на исполнение Требования о возврате субсидии в областной бюджет за исх. № 18.4-03/4458 от 27.11.2017 в материалы дела не представлено.

Пунктами 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик условия соглашения о предоставлении субсидии не выполнил, не обеспечил целевое использование денежных средств, выделенных на оборудование (оснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов.

На основании вышеизложенного, требование истца о взыскании с ответчика задолженности по Соглашению №115 от 21.12.2015 года в размере 38 254 руб. 85 коп подлежит удовлетворению.

Рассмотрев заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд приходит к следующему.

В Постановлении Конституционного Суда РФ №20-П от 20.07.2011 указано, что целью установления сроков исковой давности и сроков давности привлечения к ответственности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, так и сохранение необходимой стабильности соответствующих правовых отношений; в основе установления сроков исковой давности и сроков давности привлечения к ответственности лежит положение о том, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок; наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступать неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий.

Согласно ст. ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года.

Пунктом 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончанию срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

Согласно п. 3.2. Возврат полученной субсидии производится Работодателем на счёт администратора доходов Комитета в следующих случаях:

- установление по итогам проверок, проведенных Комитетом или иными уполномоченными органами контроля и надзора, факта нарушений условий предоставления субсидий, определённых Порядком и настоящим Соглашением;

- предоставление ложных или искаженных документов;

- использование субсидии не по целевому назначению.

Согласно п. 14 Порядка предоставления субсидии в 2014 и 2015 годах работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области», Комитет и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно п.п. 5 п. 3 ст. 78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Комитет мог узнать о нарушении ответчиком условий предоставления субсидии лишь из Акта проверки Управления Федерального казначейства по Курской области, составленного 20.04.2017, выявившего факт данного нарушения.

Доказательств того, что Комитет по труду и занятости населения Курской области узнал о нарушении своих прав ранее 20.04.2017, в материалах дела не имеется. В свою очередь из материалов дела следует, что с настоящим заявлением Комитет обратился в суд 18.06.2019, то есть в пределах срока исковой давности.

Так же истцом заявлено требование о взыскании процентов за неисполнение ответчиком обязательств по ст.395 ГК РФ в размере 3 642 руб. 33 коп.

Частью 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Расчет процентов судом проверен и в силу статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации признан правомерным и обоснованным.

Ввиду неисполнения ответчиком условий Соглашения №115, суд считает обоснованным начисление истцом в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 3 642 руб. 33 коп.

При этом денежные средства взыскиваются с ответчика в пользу истца, который, являясь распорядителем бюджетных средств при выдаче субсидии ответчику, должен будет при их получении (реальном взыскании) обеспечить перечисление (возврат) в соответствующий бюджет.

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу относится на ответчика.

Руководствуясь статьями 6 - 10, 65, 70, 110, 167-170, 176, 177, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Глав-Торг» в пользу Комитета по труду и занятости населения Курской области задолженность в размере 38 254 руб. 85 коп, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 3 642 руб. 33 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Глав-Торг» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.

Судья А.Ю. Беседина