АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
25 октября 2019 года | Дело№ А35-4508/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2019 г.
Полный текст решения изготовлен 29.10.2019 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чесноковой О.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ОПТЭЛЕКТРОТОРГ»
к ИФНС России по г. Курску
о признании незаконными действий ИФНС
в судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Иванов В.В. – адвокат по доверенности № 1-юр от 28.11.2018
от ответчика: Денисова Е.Е. – заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 28.03.2019
изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ОПТЭЛЕКТРОТОРГ» заявило требование о признании недействительным требование ИФНС России по г. Курску от 14.03.2019 № 19-25/58 в части предоставления главной книги, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 58, «Финансовые вложения», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», штатного расписания, журналов-ордеров, ведомостей, анализа счетов и субсчетов, анализа субконто за проверяемый период с разбивкой по кварталам по счетам 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», справки об имуществе, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности ин не находящимся под обременением, актов сверки расчетов, договоров с контрагентами, договоров лизинга, карточек по контрагентам, авансовых отчетов, платежных поручений, приходно-расходных кассовых документов. (С учетом уточнений).
ИФНС России по г. Курску в отзыве на заявление требования не признала, ссылаясь на законность и обоснованность указанных действий в рамках выездной налоговой проверки, поскольку истребуемые документы имеют непосредственное отношение к предмету проверки и налогоплательщиком не приведены доводы о том, каким образом нарушены его права.
Заслушав мнение представителей сторон и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «ОПТЭЛЕКТРОТОРГ» зарегистрировано в установленном законом порядке 26.08.2014 г. за Основным государственным регистрационным номером 1144632009961 и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.
Как указал заявитель в своем заявлении и следует из материалов дела, 14.03.2019 г. исполняющим обязанности заместителя руководителя ИФНС России по г. Курску было принято решение № 19-25/58 о проведении выездной налоговой проверки, которым была назначена выездная налоговая проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ОПТЭЛЕКТРОТОРГ» по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2016 по 3112.2016 г. Данное решение было получено руководителем налогоплательщика 18.03.2019 г. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.
В связи с проведением выездной налоговой проверки налогоплательщику были предъявлены: требование № 19-25/58 о предоставлении документов от 14.03.2019 г. на предоставление в течение 10 дней со дня вручения требования 23 документов: 1) главной книги, 2) книги покупок со всеми дополнительными листами поквартально, 3) книги продаж со всеми дополнительными листами поквартально, 4) оборотно-сальдовой ведомости годовой, квартальной в разрезе контрагентов по счетам 19,58,60,62,66,76,76АВ,76ВА, 5) копий приказов о назначении на должность руководителя организации и главного бухгалтера, 6) копий приказов об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, 7) копий штатного расписания, 8) журналов ордеров, ведомостей, анализов счетов и субсчетов, анализов субконто за проверяемый период с разбивкой по кварталам по счетам 01,10,19,41,43,44,68,60,62,76,76АВ, 76ВА, 90,91, 9) договора аренды с дополнительными соглашениями, изменениями и приложениями (план экспликации), карточек по контрагентам, оборотно-сальдовой ведомости, 10) справки об имуществе, принадлежащем ООО «ОПТЭЛЕКТРОТОРГ» на праве собственности и не находящегося под обременением, 11) журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, 12) счетов-фактур, 13) актов сверки расчетов, карточек по контрагентам по счету 60,62,76АВ,76ВА, 14) договоров, контрактов (с дополнениями, изменениями), 15) договоров уступки права требования, 16) договоров лизинга, карточек по контрагентам, 17) актов выполненных работ, 18) товарных накладных, 19) товарно-транспортных накладных, 20) сертификатов качества продукции, 21) авансовых отчетов, 22) платежных поручений, 23) приходно-расходных кассовых документов; требование получено руководителем налогоплательщика 18.03.2019 г.;
Требование № 19-25/58/1 о предоставлении документов от 27.03.2019 г. на предоставление в течение 10 дней со дня вручения требования 6 документов: 1) карточек годовых по контрагенту по счету 60,62,66,76, оборотно-сальдовой ведомости годовой по счету по счету 60,62,66,76, актов сверки, договоров, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, путевых листов платежных документов, выписки из книги покупок в отношении ООО «Электропромснаб» ИНН 7713688960, 2) карточек годовых по контрагенту 60,62,66,76, оборотно-сальдовой ведомости годовой по счету 60,62,66,76, акта сверки, договоров, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, товарных накладных, путевых листов, платежных документов, выписки из книги покупок в отношении ИП Косяшникова Сергея Николаевича ИНН 463222960912, 3) карточек годовых по контрагенту 60,62,66,76, оборотно-сальдовых ведомостей годовой по счету 60,62,66,76, акта сверки, договоров, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, товарных накладных, путевых листов, платежных документов, выписку из книги покупок в отношении ООО «Стройэнергомонтаж» ИНН 4632161465, 4) приказов на должность директора и главного бухгалтера, 5) карточек годовых по контрагенту 60,62,66,76, оборотно-сальдовой ведомости годовой по счету 60,62,66,76О, акта сверки, договоров, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, товарных накладных, путевых листов, платежных документов, выписки из книги покупок в отношении ООО «Вега» ИНН 4632207310, 6) оборотно-сальдовой ведомости годовой по счету 01,08, анализа счета 01,08 субконто; требование получено руководителем налогоплательщика 02.04.2019 г. Ксерокопии требований приобщены к материалам дела.
Заявитель посчитал, что выставленными инспекцией требованиями о предоставлении документов № 19-25/58/1 от 27.03.2019 г. и № 19-25/58 от 14.03.2019 г. истребуется избыточное количество документов, которые не относятся к предмету выездной налоговой проверки, а именно, правильность исчисления НДС, в частности, запрашиваемая оборотно-сальдовая ведомость по счету-62 по мнению налогоплательщика относится к регистрам бухгалтерского учета, а не к категории документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, но только в том случае, если налогоплательщик налога на прибыль ведет регистры налогового учета. Если же предприятие не является плательщиком налога на прибыль, то представление регистров бухгалтерского учета не является обязательным при осуществлении налогового контроля. Согласно сложившейся судебной практики, требования налогового органа о предоставлении таких документов, как общие оборотно-сальдовые ведомости, оборотно-сальдовые ведомости по конкретным счетам бухгалтерского учета, главная книга, штатное расписание и должностные инструкции сотрудников, табель работы сотрудников не являются первичными документами налогового учета и не имеют прямого отношения к процессу формирования налоговой базы и к порядку учета и уплаты налогов. Истребуемые в упомянутых требованиях карточки бухгалтерских счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» не несут в себе информации о хозяйственных операциях заявителя, в них нет информации, связанной с исчислением и уплатой НДС. Соответственно, содержащаяся в них информация не может быть признана той информацией, которую общество обязано представить налоговому органу в целях осуществления налогового контроля. Поскольку карточки бухгалтерских счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» не являются обязательными для целей налогообложения, заявитель не может нести ответственность за их непредставление. Налоговое законодательство исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении мероприятий налогового контроля. И, если, осуществляя налоговый контроль, налоговые органы руководствуются неразумными или нецелесообразными целями и мотивами, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой и политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ст.ст. 34,35 и 55 Конституции РФ недопустимо. Действия налоговых органом не должны нарушать права и свободы других лиц.
С учетом изложенного, в рамках установленного Налоговым кодексом РФ порядка налогоплательщиком была направлена в адрес УФНС России по Курской области на действия ИФНС России по г. Курску, выразившиеся в истребовании документов по требованию от 27.03.2019 № 19-25/58/1, от 14.03.2019 № 19-25/58, от 02.04.2019 № 19-25/58/2.
Решением № 131 от 08.05.2019 г. заместитель руководителя УФНС России по Курской области жалобу ООО «ОПТЭЛЕКТРОТОРГ» на действия на действия ИФНС России по г. Курску, выразившиеся в истребовании документов по требованию от 27.03.2019 № 19-25/58/1, от 14.03.2019 № 19-25/58, от 02.04.2019 № 19-25/58/2 оставил без удовлетворения.
Налогоплательщик не согласился с указанными действиями ИФНС России по г. Курску, выразившимися в истребовании документов по требованию от 27.03.2019 № 19-25/58/1, от 14.03.2019 № 19-25/58, от 02.04.2019 № 19-25/58/2 и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по г. Курску, выразившимися в истребовании документов по требованиям о предоставлении документов от 27.03.2019 № 19-25/58/1 и от 14.03.2019 № 19-25/58.
В ходе рассмотрения настоящего дела заявитель изменил предмет заявленных требований и просил признать недействительным требование ИФНС России по г. Курску от 14.03.2019 № 19-25/58 в части предоставления главной книги, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 58, «Финансовые вложения», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», штатного расписания, журналов-ордеров, ведомостей, анализа счетов и субсчетов, анализа субконто за проверяемый период с разбивкой по кварталам по счетам 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», справки об имуществе, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности и не находящимся под обременением, актов сверки расчетов, договоров с контрагентами, договоров лизинга, карточек по контрагентам, авансовых отчетов, платежных поручений, приходно-расходных кассовых документов, ссылаясь, в частности, на то, что положениями ст. 23 НК РФ обусловлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Вместе с тем, понятие «документы, необходимые для исчислении я и уплаты налогов» в НК РФ не определено. По мнению налогоплательщика, запрашиваемые оборотно-сальдовые ведомости по счетам относятся к регистрам бухгалтерского учета, а не к категории документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Из письма Минфина России от 11.05.2010 № 03-02-07/1 – 228, по мнению налогоплательщика, можно заключить, что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика только те регистры бухгалтерского и (или) налогового учета, которые ведутся налогоплательщиком и утверждены учетной политикой проверяемого. Между тем, у заявителя учетная политика не составлялась и не утверждалась, бухгалтерский учет ведется без использования автоматизированных систем на бумажных носителях. Из судебной практики вытекает, что, если в требовании не указано конкретное количество истребуемых документов, привлечь к ответственности за налоговое правонарушение налоговая инспекция не вправе. Истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки. Поэтому, по мнению заявителя, оспариваемое требование незаконно возлагает на него дополнительные обязанности при отсутствии необходимости представления перечисленных в настоящем заявлении документов, влечет дополнительные затраты на копирование большого объема запрошенных документов как в части бумаги, расходных материалов (картриджей, фотобарабанов) так и времени и трудозатрат сотрудников в ущерб текущей работе.
Соответственно, налогоплательщик обратился в УФНС России по Курской области с жалобой о признании незаконным (в части требования ИФНС России по г. Курску № 19-25/58 от 14.03.2019 г.
Заместитель руководителя УФНС России по Курской области 16.09.2019 г. оставил жалобу налогоплательщика без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ, поскольку имела место ранее поданная жалоба по тем же основаниям.
С учетом изложенного, суд считает соблюденным досудебный порядок по настоящему спору.
Данное требование заявителя подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в частности, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе, в частности, требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В соответствии со ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как следует из материалов дела, 14.03.2019 г. исполняющим обязанности заместителя руководителя ИФНС России по г. Курску было принято решение № 19-25/58 о проведении выездной налоговой проверки, которым была назначена выездная налоговая проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ОПТЭЛЕКТРОТОРГ» по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2016 по 3112.2016 г. Данное решение было получено руководителем налогоплательщика 18.03.2019 г. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.
В рамках проведения выездной налоговой проверки налоговый орган представил налогоплательщику Уведомление № 19-25/58 от 14.03.2019 г. о необходимости ознакомления с документами, полученное руководителем налогоплательщика 18.03.2019 г., которым предлагал налогоплательщику в соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ обеспечить возможность должностным лицам налогового органа в рамках проведения выездной налоговой проверки ознакомиться с оригиналами документов, связанных с исчислением и уплатой налогов: 1) Устав предприятия, учредительные документы, учетная политика (в редакциях, действующих в проверяемом периоде), 2) свидетельство о включении в Единый государственный реестр юридических лиц, 3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, 4) лицензии за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 г., 5) сертификаты (иные аналогичные документы) за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 6) акты выполненных работ за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 7) главная книга за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 8) договоры (все виды договоров) и контракты за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 9) платежные поручения за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 10) авансовые отчеты за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 11) журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 12) счета-фактуры выставленные, счета-фактуры полученные за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 13) товарная накладная за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 14) товарно-транспортная накладная за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 15) акт сверки расчетов с поставщиками (покупателями) за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 16) акты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности на отчетную даты за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 17) приходные и расходные кассовые документы за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 18) договора уступки права требования за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 19) иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Также в рамках выездной налоговой проверки в силу положений ст. 93 НК РФ налоговый орган направил налогоплательщику: требование № 19-25/58 о предоставлении документов от 14.03.2019 г. на предоставление в течение 10 дней со дня вручения требования 23 документов: 1) главной книги, 2) книги покупок со всеми дополнительными листами поквартально, 3) книги продаж со всеми дополнительными листами поквартально, 4) оборотно-сальдовой ведомости годовой, квартальной в разрезе контрагентов по счетам 19,58,60,62,66,76,76АВ,76ВА, 5) копий приказов о назначении на должность руководителя организации и главного бухгалтера, 6) копий приказов об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, 7) копий штатного расписания, 8) журналов ордеров, ведомостей, анализов счетов и субсчетов, анализов субконто за проверяемый период с разбивкой по кварталам по счетам 01,10,19,41,43,44,68,60,62,76,76АВ, 76ВА, 90,91, 9) договора аренды с дополнительными соглашениями, изменениями и приложениями (план экспликации), карточек по контрагентам, оборотно-сальдовой ведомости, 10) справки об имуществе, принадлежащем ООО «ОПТЭЛЕКТРОТОРГ» на праве собственности и не находящегося под обременением, 11) журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, 12) счетов-фактур, 13) актов сверки расчетов, карточек по контрагентам по счету 60,62,76АВ,76ВА, 14) договоров, контрактов (с дополнениями, изменениями), 15) договоров уступки права требования, 16) договоров лизинга, карточек по контрагентам, 17) актов выполненных работ, 18) товарных накладных, 19) товарно-транспортных накладных, 20) сертификатов качества продукции, 21) авансовых отчетов, 22) платежных поручений, 23) приходно-расходных кассовых документов; требование получено руководителем налогоплательщика 18.03.2019 г.;
Требование № 19-25/58/1 о предоставлении документов от 27.03.2019 г. на предоставление в течение 10 дней со дня вручения требования 6 документов: 1) карточек годовых по контрагенту по счету 60,62,66,76, оборотно-сальдовой ведомости годовой по счету по счету 60,62,66,76, актов сверки, договоров, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, путевых листов платежных документов, выписки из книги покупок в отношении ООО «Электропромснаб» ИНН 7713688960, 2) карточек годовых по контрагенту 60,62,66,76, оборотно-сальдовой ведомости годовой по счету 60,62,66,76, акта сверки, договоров, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, товарных накладных, путевых листов, платежных документов, выписки из книги покупок в отношении ИП Косяшникова Сергея Николаевича ИНН 463222960912, 3) карточек годовых по контрагенту 60,62,66,76, оборотно-сальдовых ведомостей годовой по счету 60,62,66,76, акта сверки, договоров, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, товарных накладных, путевых листов, платежных документов, выписку из книги покупок в отношении ООО «Стройэнергомонтаж» ИНН 4632161465, 4) приказов на должность директора и главного бухгалтера, 5) карточек годовых по контрагенту 60,62,66,76, оборотно-сальдовой ведомости годовой по счету 60,62,66,76О, акта сверки, договоров, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, товарных накладных, путевых листов, платежных документов, выписки из книги покупок в отношении ООО «Вега» ИНН 4632207310, 6) оборотно-сальдовой ведомости годовой по счету 01,08, анализа счета 01,08 субконто; требование получено руководителем налогоплательщика 02.04.2019 г.;
Требование № 19-25/58/2 о предоставлении документов от 02.04.2019 на предоставление в течение 10 дней со дня вручения указанного требования карточек годовых по контрагенту по счету 60,62,66,76, оборотно-сальдовой ведомости годовой по счету 60,62,66,76, акта сверки, договоров, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, товарных накладных, путевых листов, платежных документов, выписки из книги покупок в отношении ООО «Профремстрой» ИНН 4632237379. Требование было получено руководителем налогоплательщика 02.04.2019 г.;
Требование № 6599 о предоставлении документов (информации) от 11.04.2019, которым предлагалось налогоплательщику в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования представить документы: 1.1) спецификации, счета к договору поставки № 109\2018-К от 09.01.2018, № Проф 47-2 от 01.02.2018 за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, 1.2) сертификаты соответствия производителя продукции к договору поставки № Проф 47-2 от 01.02.2018, № 109\2018-К от 09.01.2018 за период с 01.01.2016 по 31.12.2018,
Информацию: 2.1) пояснения с приложением подтверждающих документов в части оплаты исполнения в установленные сроки пункта 3.5 договора поставки № 109\2018-К от 09.01.2018, а также пояснения в отношении исполнения пункта 4.3 договора в части обязанности предоставления поставщику достоверных данных об адресах электронной почты к информационным сообщениям, 2.2 пояснения с приложением подтверждающих документов, по договору поставки № проф 47-2 от 01.01.2018 в части отгрузки товара с указанием срока поставки, каким транспортном осуществлялась поставка товара (самовывозом, транспортом поставщика), также необходимо указать пункт (адрес) отгрузки товара, Ф.И.О. водителей по доставке товара по данному договору. Ксерокопии требований приобщены к материалам дела.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта налогового органа необходимо обязательное наличие двух условий: несоответствие ненормативного правого акта требованиям закона и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указал налоговый орган в отзыве на заявление налогоплательщика, в соответствии с подпунктами 3 и 5 пункта 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402 –ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организация в соответствии указанным федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет или освобождена от ведения бухгалтерского учета. Согласно ст.ст. 9, 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной деятельности подлежит оформлению первичным учетным документом. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов, а также документы, продтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов. В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ. В силу п.1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Следовательно, при проведении налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Соответственно, у инспекции имеются полномочия запрашивать (истребовать) для ознакомления и изучения документы, необходимые для проведения выездной налоговой проверки, а у налогоплательщика – обязанность по их предоставлению.
Таким образом, законодательно, направляя оспариваемые требовании, инспекция не вышла за рамки предоставленных ей полномочий.
Также, как указал налоговый орган в отзыве на заявление налогоплательщика и представленных дополнительных пояснениях, учитывая отсутствие в НК РФ закрытого перечня документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения, а также влияние на правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу косвенных обстоятельств, в том числе касающихся возможного получения необоснованной налоговой выгоды, право налогового органа истребовать документы, необходимые по мнению проверяющих для проверки правильности исчисления и уплаты налога (налогов) не может быть ограничено собственным субъективным суждением налогоплательщика об относимости или не относимости каждого из затребованных документов по предмету проверки. Для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств, необходимых для проверки реальности осуществления хозяйственных операций, связанных с заявлением вычета по НДС требуется как оценка налоговым органом отдельных первичных документов, либо документов налогового или бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), так и проверка их достоверности, правильности и полноты их отражения на основании анализа данных взаимосвязанных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, отраженных в первичных документах налогового и бухгалтерского учета. Истребованные налоговым органом документы и сведения отвечают признакам относимости к предмету проверки, достоверности достаточности, в связи с чем оспариваемые требования налогового органа о предоставлении документов в указанной части соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика. Так, главная книга – основной сводный регистр бухгалтерского учета, в котором отражаются данные за отчетный год по всем счетам бухгалтерского учета, в котором отражаются данные за отчетный год по всем счетам бухгалтерского учета, применяемым организациями;
оборотно-сальдовая ведомость – один из основных бухгалтерских документов, содержит остатки на начало и на конец периода и обороты по дебету и кредиту за данный период для каждого счета, субсчета. Оборотно-сальдовая ведомость является сводной таблицей, составленной на основании данных бухгалтерских счетов и подтверждающей факт совершения хозяйственной деятельности;
счет 58 «Финансовые вложения» предназначен для обобщения информации о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. К счету 58 «Финансовые вложения» могут быть открыты субсчета 58-1 «Паи и акции», 58-2 «Долговые ценные бумаги», 58-3 «Предоставленные займы», 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» и другие. Предоставленные организацией юридическим и физическим лицам (кроме работников организации) займы, обеспеченные векселями, учитываются на этом счете обособленно. Аналитический учет по счету 58 «Финансовые вложения» ведется по видам финансовых вложений и объектам, в которые осуществлены эти вложения (организациям – продавцам ценных бумаг; другим организациям, участником которых является организация; организациям -заемщикам и т.п.). Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о краткосрочных и долгосрочных активах;
счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» предназначен для обобщения информации о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией. На отдельном субсчете к счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» учитываются расчеты с кредитными организациями по операции учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств со сроком погашения не более 12 месяцев Операция учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств закрывается на основании извещения кредитной организации об оплате путем отражения суммы векселя по дебету счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и кредиту соответствующих счетов учета дебиторской задолженности. При возврате организацией – векселедержателем денежных средств, полученных от кредитной организации в результате учета (дисконта) векселей или иных долговых обязательств, из-за невыполнения в установлены срок векселедателем или другим плательщиком по векселю своих обязательств по платежу производится запись по дебету счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При этом задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная просроченными векселями, продолжает учитываться на счетах учета дебиторской задолженности;
счет 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы». Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т.д.);
счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. материальных ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке). Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.);
счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно. Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 «Товары» учитывают также покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счете 01 «Основные средства» или счете 10 «Материалы»). Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров;
счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства; работам и услугам промышленного характера; покупным изделиям (приобретенным для комплектации); товарам; услугам по перевозке грузов и пассажиров и т.д. При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи». Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией;
счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода;
штатное расписание – нормативный организационно-распорядительный документ организации, с помощью которого оформляется структура, утверждается штатный состав и численность предприятия с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, а также информацию о количестве штатных единиц. В штатном расписании общества должна быть указана численность сотрудников, наименование должностей, профессий, что необходимо для подтверждения осуществления обществом заявленной экономической деятельности, составления выполнения заявленной экономической деятельности, сопоставления выполнения заявленного по договорам с контрагентами работ, оказания услуг и др., сотрудниками в финансово-хозяйственной деятельности общества, которая включает операции, связанные, в том числе с исчислением налога на добавленную стоимость.
Чтобы принять к вычету НДС с приобретенных товаров, работ, услуг и имущественных прав, их необходимо принять к учету и подтвердить этот факт документально. НДС принимается к вычету после поступления и оприходования товара, работ, услуг и имущественных прав по правилам бухгалтерского учета, то есть оприходованными можно считать покупки, стоимость которых отражена на соответствующих счетах бухгалтерского учета, что следует, в частности, из положений ст. 5 и п. 3 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы. Таким образом, в главной книге, оборотно-сальдовых ведомостях отражается факт оприходования товар, формируется реализация, которая отражается в налоговых декларациях.
В справке об имуществе, принадлежащем ООО «ОПТЭЛЕКТРОТОРГ» на праве собственности и не находящегося под обременением указывается дата приобретения основных средств, от которой зависит прав налогоплательщика на вычет НДС, так как вычеты НДС за прошлые периоды можно заявить в течение трех лет по приобретенным товарам (работам, услугам) и имущественным правам, а также при ввозе товаров на территорию России.
Авансовый отчет – это документ, который подтверждает расход средств, связанных с осуществлением деятельности юридического лица, и выданных в качестве аванса. К отчету должны быть приложены документы, подтверждающие соответствующие расходы, и, соответственно, вычет по НДС.
Платежные поручения подтверждают факт расчета с контрагентами, в том числе по авансовым платежам. Основными первичными документами также служат приходный и расходный кассовые ордера формы КО-1 и КО-2 согласно постановления Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», на основании которых можно проверить расчеты за поставленную продукцию, перечисленные авансы как в адрес поставщиков, так и покупателей.
Акты сверок расчетов – это документ, отражающий состояние взаимных расчетов между сторонам и за определенный период, в котором отражается задолженность или ее отсутствие перед контрагентом или бюджетом по НДС.
Договоры с контрагентами, договоры лизинга, карточки по контрагентам являются документами, непосредственно связанными с финансово-хозяйственной деятельностью общества, в том числе с уплатой налога на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 87 НК РФ целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы. Следовательно, на основании вышеуказанных документов можно проверить правильность исчисления налогов и авансовых платежей, указанных ООО «ОПТЭЛЕКТРОТОРГ» в налоговых декларациях по НДС за проверяемый период.
Истребованные налоговым органом документы и сведения отвечают признакам относимости к предмету проверки, достоверности и достаточности, в связи с чем оспариваемые требования налогового органа о предоставлении документов в указанной части соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы налогоплательщика. В ходе рассмотрений настоящего дела суд не нашел оснований предполагать, что действия налогового органа направлены не на получение для проведения выездной налоговой проверки, а исключительно на создание условий для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Доводы налогоплательщика подлежат отклонению, поскольку, в первую очередь относятся к последствиям непредставления документов в виде штрафа в соответствии со ст.126 НК РФ.
Надлежащих доказательств несоответствия оспариваемых требований закону и нарушений прав и законных интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности заявителем в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При таких условиях требования заявителя подлежат отклонению в полном объеме.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя.
В заседании 23.10.2019 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.
Руководствуясь ст.ст. 102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180-182,197-201, 318,319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «ОПТЭЛЕКТРОТОРГ» о признании недействительным требования ИФНС России по г. Курску от 14.03.2019 № 19-25/58 в части предоставления главной книги, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 58, «Финансовые вложения», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», штатного расписания, журналов-ордеров, ведомостей, анализа счетов и субсчетов, анализа субконто за проверяемый период с разбивкой по кварталам по счетам 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», справки об имуществе, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности и не находящимся под обременением, актов сверки расчетов, договоров с контрагентами, договоров лизинга, карточек по контрагентам, авансовых отчетов, платежных поручений, приходно-расходных кассовых документов, отказать.
Данное решение вступает в законную силу в месячный срок после его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.А. Горевой