ул. К. Маркса, 25, г. Курск, 305004
город Курск Дело № А35–916/08-С15
25 июля 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 22.07.2008 г.
В полном объеме решение изготовлено 25.07.2008 г.
Арбитражный суд Курской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Кузнецовой Т.В., после перерыва, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
Общества с ограниченной ответственностью «Курская региональная компания по реализации газа» (ООО «Курскрегионгаз»)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску
о признании недействительным решения налогового органа,
При участии в заседании:
от заявителя – ФИО1- представитель по доверенности № 452 от 24.12.07 г., ФИО2- представитель по доверенности № 132 от 25.03.08 г.,
от налогового органа – ФИО3- представитель по доверенности от 07.07.2008 г. № 04-11/99186 , ФИО4 - представитель по доверенности от 25.12.2007 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью « Курская региональная компания по реализации газа» (ООО «Курскрегионгаз») (далее ООО «Курсксрегионгаз», Общество) обратилось в арбитражный суд Курской области с требованием о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску № 15-11/8 от 01.02.2008 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обосновании заявленного требования Общество сослалось на то обстоятельство, что оно является коммерческой организацией и не отвечает по долгам и обязательствам РФ и Курской области, а поскольку предоставление мер социальной поддержки является государственной функцией, следовательно, так называемые «убытки» в конечном счете, должны быть компенсированы за счет налогового вычета. В связи с тем, что природный газ был приобретен Обществом у ООО «Межрегионгаз» для осуществления налогооблагаемой операции – реализации населению, то Общество правомерно, в соответствии с нормами, предусмотренными Налоговым кодексом РФ, предъявило к вычету НДС в полной сумме.
Разница, возникающая у налогоплательщика в результате превышения сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), над суммами налога, начисленными при реализации населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных ст.176 Кодекса (Письмо МНС РФ от 16.02.2004 г. № 02-3-07/21). По мнению заявителя, статья 154 Налогового кодекса РФ, на которую ссылается налоговый орган, не устанавливает перечень необлагаемых НДС операций, а лишь определяет налоговую базу в отношении облагаемых налогом операций. Так при реализации объема газа, переданного покупателю на безвозмездной основе, налоговая база определяется согласно п.2 ст.154 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, вывод налогового органа о том, что «передача» Обществом населению природного газа не есть реализация, не соответствует действующему законодательству, поскольку в силу статьи 146 Налогового кодекса РФ в целях обложения налогом на добавленную стоимость передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг), а товары, безвозмездно переданные, являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Налоговый орган с заявленным требованием Общества не согласился, ссылаясь на его не обоснованность, на не правомерность возмещения Обществом из бюджета НДС, что повлекло неуплату НДС в размере 9171594,50 руб.
Поскольку согласно п.п. 9 п.3 ст.39 Налогового кодекса РФ не признаются реализацией товаров (работ, услуг) иные операции в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, следовательно, по мнению налогового органа, операции по поставке природного газа, льготируемой категории граждан, в результате которых Общество получает из местного бюджета возмещение расходов, по своему экономическому смыслу не связанных с расчетами по оплате поставленных товаров, не могут быть отнесены к реализации товаров (работ, услуг), в результате которых возникает объект налогообложения. Из указанного следует, что суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот, не включаются в налоговую базу в целях начисления НДС и не являются объектом налогообложения по НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Расходы предприятия, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, являются в силу ст.15 ГК РФ его вынужденными убытками (финансовыми потерями), которые компенсируются предприятию из бюджетов различных уровней согласно договора, определяющего порядок компенсации расходов, а не их размер.
Рассмотрев представленные материалы дела, и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Курскрегионгаз» осуществляет деятельность на основании свидетельства серия 46 № 000231633 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице за основным государственным регистрационным номером 1024600948547, и состоит на налоговом учете в ИФНС России по городу Курску.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом на основании решения от 27.08.2007 г. была проведена выездная налоговая проверка Общества, по итогам которой составлен акт проверки № 15-11/64 от 26.12.2007 г.
В ходе проведения налоговой проверки инспекцией было установлено, что Общество в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ неправомерно применило налоговые вычеты по НДС. Так как не представляется возможным отследить по каждому счету-фактуре сумму налога на добавленную стоимость не правомерно предъявленную к вычету, в соответствии с пунктом 7 статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговым органом определена сумма налога расчетным путем. Всего неправомерно, по мнению налогового органа, возмещено Обществом НДС в сумме 9171594,50 руб., в том числе: за 2006 год (август – 10008,97 руб., сентябрь - 119439,04 руб., октябрь – 350674,24 руб., ноябрь – 1568328,83 руб., декабрь – 1219144,79 руб.); за 2007 год (январь – 1394505,93 руб., февраль - 1331131,03 руб., март – 1305395,01 руб., апрель – 1159300,35 руб., май- 359904, 59 руб., июнь- 173399,79 руб., июль – 180361,93 руб.).
Неправомерное возмещение Обществом НДС повлекло, по мнению налогового органа, неуплату налога на добавленную стоимость за проверяемый период на общую сумму 9171594,50 руб.
По результатам налоговой проверки Инспекций 1 февраля 2008 г. принято решение № 15-11/8 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Курскрегионгаз», в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 122 Налогового Кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 1596385, 49 руб..
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить до начисленный налог на добавленную стоимость на общую сумму 9171594,50 руб., пени по налогу на добавленную стоимость на сумму 428796,82 руб.
Общество, полагая, что указанное решение нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом требование заявителя рассмотрено и признано подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального Кодекса РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц пользуются граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решений и действий (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального Кодекса РФ для признания решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными необходимо, чтобы они не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушали права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьями 44, 45 Кодекса обязанности по уплате налога или сбора возникают, изменяются и прекращаются при наличии оснований, установленных Кодексом. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 143 Кодекса Общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Операции, признаваемые объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, указаны в п. 1 ст. 146 Кодекса.
Статьей 163 Кодекса определено, что налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Статьей 166 Кодекса определен порядок исчисления налога на добавленную стоимость, сумма которого исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
В силу п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно статье 173 Кодекса установлено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Статьей 176 Кодекса установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, между ООО «Курскрегионгаз» (Регионгаз) и ООО «Межрегионгаз»(Поставщик) был заключен договор поставки газа № К-5-27-0130\06 от 16.12.2005 г., предметом которого является поставка Поставщиком газа, добытого аффилированными лицами ОАО «Газпром» в 2006 году Регионгазу для дальнейшей реализации потребителям (покупателям ) Курской области в общем объеме по региону в количестве 1848,1 млн.м3. и договор поставки газа № К-5-27-0132\07 от 15.12.2006 г., предметом которого является поставка Поставщиком газа, добытого аффилированными лицами ОАО «Газпром» в 2007 году Регионгазу для дальнейшей реализации покупателям (в т.ч. потребителям) Курской области в общем объеме по региону в количестве 1931,0 млн.м.
Сторонами подписаны дополнительные соглашения № 1 от 25.01.2-007 г. и № 2 от 16. марта 2007 г. к договору поставки газа от 15.12.2006 г № К-5-27-0132\07.
Материалами налоговой проверки подтверждается, что в соответствии с договором поставки газа № К-5-27-0130\06 от 16.12.2005 г., ООО «Межрегионгаз» был поставлен газ в 2006 г. Обществу и оплачен последним по следующим счетам-фактурам: № 3322/06 Ф от 31.08.2006 г. на общую сумму 93217165,49руб., в т.ч. НДС 14219567,62 руб., № 3409/06 Ф от 31.08.2006 г. на общую сумму 517588,32 руб., в т.ч. НДС 78954,15 руб. (снабженческо-сбытовые услуги), № 3844/06Ф от 30.09.2006 г. на общую сумму 129766401,95 руб., в т.ч. НДС 19794874,88 руб., № 3920/06Ф от 30.09.2006 г. на общую сумму 731817,42 руб., в т.ч. НДС 111633,17 руб. (снабженческо-сбытовые услуги), № 4431/6Ф от 31.10.2006 г. на общую сумму 253977774,14 руб., в т.ч. НДС 38742372,32 руб., № 4506/06Ф от 31.10.2006 г. на общую сумму 1451613,67 руб., в т.ч. НДС 221432,59 руб. (снабженческо-сбытовые услуги), № 4879/6Ф от 30.11.2006 г. на общую сумму 340758525,99 руб., в т.ч. НДС 51980114,13 руб., № 4952/06Ф от 30.11.2006 г. на общую сумму 1950368,27 руб., в т.ч. НДС 297513,80 руб. (снабженческо-сбытовые услуги), № 5385/6Ф от 31.12.2006 г. на общую сумму 345502742,87 руб., в т.ч. НДС 52703808,24 руб., № 5467/06Ф от 31.12.2006 г. на общую сумму 1982971,14 руб., в т.ч. НДС 302487,12 руб. (снабженческо-сбытовые услуги).
В соответствии с договором поставки газа № К-5-27-0132\07 от 15.12.2006 г., ООО «Межрегионгаз» был поставлен газ в 2007 г. Обществу и оплачен последним по следующим счетам-фактурам: № 355/07Ф от 31.01.2007 г. на общую сумму 380555255,66 руб., в т.ч. НДС 58050801,71 руб., № 421/07Ф от 31.01.2007 г. на общую сумму 1945208,74 руб., в т.ч. НДС 296726,76 руб. (снабженческо-сбытовые услуги), № 956/07Ф от 28.02.2007 г. на общую сумму 401946670,90 руб., в т.ч. НДС 61313898,95 руб., № 940/07Ф от 28.02.2007 г. на общую сумму 2048857,41 руб., в т.ч. НДС312537,57 руб. (снабженческо-сбытовые услуги), № 1413/07Ф от 31.03.2007 г. на общую сумму 310744618,84 руб., в т.ч. НДС 47401721,52 руб., № 1490/07Ф от 31.03.2007 г. на общую сумму 1576166,65руб., в т.ч. НДС 240432,20 руб. (снабженческо-сбытовые услуги), № 1965/07Ф от 30.04.2007 г. на общую сумму 221089744,52 руб., в т.ч. НДС 33725554,25 руб., № 2046/07Ф от 30.04.2007 г. на общую сумму 1128320,44 руб., в т.ч. НДС 172116,68 руб. (снабженческо-сбытовые услуги), № 2544/07Ф от 31.05.2007 г. на общую сумму 121004009,88 руб., в т.ч. НДС 18458238,80 руб., № 2626/07Ф от 31.05.2007 г. на общую сумму 613236,18 руб., в т.ч. НДС 93544,50 руб. (снабженческо-сбытовые услуги), № 3185/07Ф от 30.06.2007 г. на общую сумму 97523723,30 руб., в т.ч. НДС 14876500,16 руб., № 3195/07Ф от 30.06.2007 г. на общую сумму 470413,15 руб., в т.ч. НДС 71757,94 руб. (снабженческо-сбытовые услуги), № 3781/07Ф от 31.07.2007г. на общую сумму 98054203,31 руб., в т.ч. НДС 14957420,84 руб., № 3864/07Ф от 31.07.2007 г. на общую сумму 476851,53 руб., в т.ч. НДС 72740,06 руб. (снабженческо-сбытовые услуги).
Из материалов дела усматривается, что оплаченный Поставщику по вышеуказанным счетам- фактурам НДС в 2006 и 2007 годах был предъявлен Обществом к вычету. Факт оплаты полученного Обществом по вышеуказанным договорам от ООО «Межрегионгаз» газа с НДС подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
По мнению налогового органа, Общество в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса, неправомерно применило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по вышеназванным счетам-фактурам, поскольку «передача» Обществом населению природного газа не есть реализация.
Поскольку согласно п.п. 9 п.3 ст.39 Налогового кодекса РФ не признаются реализацией товаров (работ, услуг) иные операции в случаях предусмотренных настоящим Кодексов , следовательно, по мнению налогового органа, операции по поставке природного газа, льготируемой категории граждан, в результате которых Общество получает из местного бюджета возмещение расходов, по своему экономическому смыслу не связанных с расчетами по оплате поставленных товаров, не могут быть отнесены к реализации товаров (работ, услуг), в результате которых возникает объект налогообложения. Из указанного следует, что суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот, не включаются в налоговую базу в целях начисления НДС и не являются объектом налогообложения по НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Предметом договоров № 1-31/12 от 19.01.2006 г. и № 77-87/12 от 02.02.2007 г., заключенных между ООО «Курскрегионгаз» и Комитет социального обеспечения Курской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области является возмещение в 2006, 2007 годах Обществом расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с Федеральными законами, Указом Президента РФ от 05.05.1992г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», законодательством о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других радиационных катастроф, законами Курской области в порядке, утвержденном постановлением Правительства Курской области от25.05.2005 г. № 77 « О Порядке возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Курской области».
В указанных договорах изложен порядок возмещения расходов по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе, обязанности Общества по предоставлению Комитету жилищно-коммунального хозяйства Курской области документов (отчетов, актов сверки, счетов-фактур), обязанности Комитета жилищно-коммунального хозяйства Курской области представлять Комитету социального обеспечения Курской области, полученные от Общества документы и платежные поручения для перечисления бюджетных средств на счет Общества.
Из материалов дела усматривается, что Общество выставляло счета-фактуры в адрес Комитета социального обеспечения Курской области на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищно-коммунальные услуги (природный газ) в проверяемом периоде за август, сентябрь, октябрь 2006 года с учетом НДС в том числе: август 2006 года на сумму 1704422,61 руб. в т.ч. НДС – 259733,17 руб., сентябрь 2006 года на сумму 1863321,89 руб. в т.ч. НДС – 316817,41 руб., октябрь 2006 года на сумму 4694926,22 руб. в т.ч. НДС – 716171,06 руб. Позднее (31.12.2006 г.) Общество выставило счета-фактуры Комитету социального обеспечения Курской области, в которых произведена корректировочная запись ранее выставленных сумм НДС, в том числе: август 2006 года на сумму 1444689,44 руб. без НДС, сентябрь 2006 года на сумму 1546504,48 руб. без НДС, октябрь 2006 года на сумму 3978755,16 руб. без НДС, ноябрь 2006 года на сумму 16500581,32 руб. без НДС, декабрь 2006 года на сумму 15036514,07 руб. без НДС.
Природный газ, в отношении которого Обществом был заявлен налоговый вычет , использовался Обществом для реализации в рамках договоров купли-продажи газа категориям населения Курской области, для которых законодательством предусмотрена система мер социальной поддержки.
Так, согласно п.п.9 п.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ инвалидам войны в качестве меры социальной поддержки предусмотрена оплата газа в размере 50 процентов.
Материалами дела подтверждается, что покупателями оплачивалось 50 процентов потребленного газа (50% объема газа) по регулируемой цене в соответствии с абзацем 2 п.1 ст.424 Налогового кодекса РФ, а не весь потребленный газ по сниженной до 50 % цене газа.
Остальные 50 процентов потребленного газа передаются Обществом в собственность покупателя без оплаты – безвозмездно.
Признан судом не состоятельным вывод налогового органа о том, что операции по поставке природного газа, льготируемой категории граждан, в результате которых Общество получает из местного бюджета возмещение расходов, по своему экономическому смыслу не связанных с расчетами по оплате поставленных товаров, не могут быть отнесены к реализации товаров (работ, услуг), в результате которых возникает объект налогообложения. В связи с этим признана судом не обоснованной ссылка налогового органа на п.2 ст.146 Кодекса, предусматривающая, что в целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п.3 ст.39 Кодекса, а также на п.п.9 п.3 ст.39 Кодекса.
Согласно п.1 ст.38 Кодекса объект налогообложения – реализация товаров (работ услуг), с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога . Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
В силу п.1 ст.39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексов, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.
В соответствии с абз. 2 п.п.1 п.1 ст.146 Кодекса в целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Признан судом обоснованным довод заявителя о том, что статья 154 Налогового кодекса РФ, на которую ссылается налоговый орган, не устанавливает перечень необлагаемых НДС операций, а лишь определяет налоговую базу в отношении облагаемых налогом операций. При реализации объема газа, переданного покупателю на безвозмездной основе , налоговая база определяется согласно п.2 ст.154 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п.2 ст.154 Налогового кодекса РФ (дела – Кодекса) (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций ( субсидий) предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров ( работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
С учетом указанных норм при реализации объема газа, переданного покупателю на возмездной основе, налоговая база определяется согласно п.1 ст.154 Кодекса, а при реализации объема газа покупателю на безвозмездной основе, налоговая база определяется согласно п.2 ст.154 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно п.2 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1)товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2)товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Условия предъявления налога на добавленную стоимость к вычету определены п.1 ст.172 Кодекса, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров( работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Таким образом, в соответствии с п.п.1 п.2 ст.171 Кодекса в проверяемом периоде вычетам Обществом подлежали исчисленные в установленном законом порядке суммы налога на добавленную стоимость.
В связи с тем, что природный газ был приобретен Обществом у ООО «Межрегионгаз» для осуществления налогооблагаемой операции – реализации населению, то Общество правомерно, в соответствии с п.п.1 п.2 ст.171 Кодекса в проверяемом периоде предъявило к вычету НДС в полной сумме.
Материалами дела подтверждается, что в отношении 50 процентов потребленного газа, переданного Обществом в собственность покупателя без оплаты – безвозмездно, по которому Обществом получено из местного бюджета возмещение расходов, налоговая база определена Обществом как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Разница, возникающая у налогоплательщика в результате превышения сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), над суммами налога, начисленными при реализации населению по государственным регулируемым ценам( тарифам) или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных ст.176 Кодекса( Письмо МНС РФ от 16.02.2004 г. № 02-3-07/21).
В соответствии с письмами Минфина РФ от 01.11.2006 г. № 03-04-11/201, Федеральной налоговой службы от 03.10.2005 г. № ММ -6-03/811) суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам на основании п.2 ст.171 Кодекса принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. п. 1, 2 постановления № 53 от 12.10.2006 г. «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды», судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежаще оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода также не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или экономической деятельности.
Таким образом, инспекция должна представить сведения, бесспорно подтверждающие, что действия налогоплательщика не имели экономического обоснования, направлены исключительно на искусственное создание условий для возмещения налога из бюджета и, следовательно, являются недобросовестными.
ИФНС России по г. Курску в оспариваемом решении кроме вышеперечисленных не были указаны иные оснований для отказа Обществу в применении налоговых вычетов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявитель правомерно применил налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, в связи с чем, находит доначисление Обществу налога на добавленную стоимость в сумме 9171594,50 рублей незаконным и необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно статье 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа.
Следовательно, привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса и начисление пени возможно только в случае возникновения у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом.
Согласно статье 11 Кодекса недоимкой признается сумма налога или сбора, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налоговым органом не представлено доказательств наличия у Общества задолженности по налогу на добавленную стоимость в сумме 9171594,50 рублейили доказательств отсутствия у налогоплательщика права на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в указанной сумме.
При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию, как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина налогоплательщика. Данная правовая позиция закреплена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. № 20-П, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002г. № 202-О.
В силу пункта 6 статьи 108 Кодекса и пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального Кодекса РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Налоговым органом не доказана вина Общества в совершении вменяемого ему налогового правонарушения.
В силу статьи 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении этого правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности и доначисления пени не имеется.
В данном случае, суд усматривает, что оспариваемым решением нарушаются права и законные интересы Общества.
При таких обстоятельствах, суд считает требования налогоплательщика подлежащими удовлетворению с возмещением Обществу расходов по уплате государственной пошлины, понесенных им при обращении в суд по платежным поручениям №№ 812 от 18 февраля 2008г., 858 от 20 февраля 2008 г.
Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 102, 110, 167, 168, 169, 170, 170, 176, 180, 181, 197, 198, 199, 200, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Курской области
Р Е Ш И Л :
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Курская региональная компания по реализации газа» (ООО «Курсксрегионгаз») удовлетворить.
Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Налогового Кодекса Российской Федерации, решение инспекции Федеральной налоговой службы по городу Курску от 1 февраля 2008 года № 15-11/8 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (свидетельство о государственной регистрации при создании путем реорганизации в форме слияния серия 46 № 000244407 от 27.12.2004 г.), расположенной по адресу: 305000 <...>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью» Курская региональная компания по реализации газа (ООО «Курсксрегионгаз»), ИНН <***>, расположенного по адресу: <...> расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия, в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через арбитражный суд Курской области.
Судья Т.В. Кузнецова