АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
25 мая 2017 года
Дело № А35-10915/2016
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2017 года.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Курятиной А.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Масаловым Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Администрации Пристенского района Курской области
к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области,
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области,
о снятии ранее учтенных земельных участков с государственного кадастрового учета.
В судебном заседании приняли участие представители:
от истца - не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчиков – не явились, уведомлены.
Администрация Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковыми требованиями к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области о снятии с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- администрация Пристенского района Курской области.
В процессе рассмотрения дела 06.03.2017 администрация Пристенского района Курской области обратилась с заявлением о процессуальной замене истца - администрации Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области - на администрацию Пристенского района Курской области, в связи со вступившими в силу с 01.01.2017 изменениями в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части распоряжения земельными участками, расположенными в границах сельских поселений, собственность на которые не разграничена.
Определением от 11.04.2017 произведено процессуальное правопреемство истца - администрации Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области на администрацию Пристенского района Курской области .
В судебное заседание представители истца не явились, в суд поступили уточненные исковые требования от 24.04.2016, которые приняты судом к рассмотрению, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ходатайство судом удовлетворено.
Представители ответчиков в заседание также не явились, в материалах дела имеются отзывы и письменные пояснения, а также ходатайства о рассмотрении спора в отсутствие представителей.
Так, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области пояснил, что 01.01.2017 вступил в силу Закон 218-ФЗ, а также Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 №943 (далее - Порядок ведения ЕГРН). В соответствии с п. 3 ст.70 Закона 218-ФЗ и п. 181 Порядка ведения ЕГРН в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок будут проводиться мероприятия по исключению таких объектов из ЕГРН. Филиалом ведутся работы по мониторингу объектов недвижимости, отвечающих критериям выше указанного Порядка ведения ЕГРН, направленные на снятие с государственного кадастрового учета земельных участков.
Ходатайства ответчиков о рассмотрении спора в отсутствие представителей удовлетворены. удовлетворены.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела по существу по имеющимся в деле доказательствам в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Согласно уточненным требованиям, принятым судом к рассмотрению, предметом спора являются земельные участки с кадастровыми номерами:
46:19:030101:108, 46:19:030101:42, 46:19:030101:164, 46:19:030101:163, 46:19:030101:162, 46:19:030101:161, 46:19:030101:152, 46:19:030101:111, 46:19:110101:258, 46:19:080101:155, 46:19:030101:154, расположенные на территории Пристенского района Курской области.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01.03.2015 Администрация Пристенского района Курской области управляла и распоряжалась земельными участками в пределах муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области.
На основании Постановления Администрации Курской области № 42-па от 05.02.2013 «О создании межведомственной рабочей группы по повышению роли имущественных налогов в формировании областного и местных налогов» на определена рабочая группа по созданию информационной базы для исчисления имущественных налогов на территории Курской области, утвержден план мероприятий по повышению роли имущественных налогов на 2015-2016 годы.
На основании утвержденного плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании областного и местных бюджетов, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, администрациями муниципальных образований проводится работа по определению перечня земельных участков, у которых отсутствуют правообладатели.
В рамках выполнения вышеуказанного плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании областного и местных бюджетов в Курской области на 2015-2016 годы, Администрацией Пристенского сельсовета Пристанского района Курской области выявлены спорные земельные участки, разрешенное использование которых –для личного подсобного хозяйства, имеющих статус «ранее учтенных».
Из представленных в дело доказательств (кадастровых выписок и пояснений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области) следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о спорных земельных участках, все они поставлены на кадастровый учет до 01.03.2008, имеют статус «ранее учтенных», границы участков не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области обращалась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области с заявлением № 317 от 07.10.2016 о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков.
Согласно письму №10-10550/2016 от 24.10.2016 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области в удовлетворении требований заявителю было отказано по тому основанию, что земельные участки являются «ранее учтенными» и не могут быть сняты с кадастрового учета в рамках Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», снятие с учета таких участков возможно только в судебном порядке.
Ссылаясь на отсутствие сведений о правообладателях спорных земельных участков, неопределенность их границ, невозможность аннулирования и исключения сведений о них во внесудебном порядке, Администрация Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области как уполномоченный орган по распоряжению земельными участками обратилась в арбитражный суд с настоящим иском .
После возбуждения производства по настоящему делу, в связи с изменением действующего законодательства, судом была произведена замена истца на Администрацию Пристенского района Курской области.
Исковые требования Администрации Пристенского района Курской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон 218-ФЗ), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. С указанной даты положения действовавших законов в части ведения кадастра и госрегистрации прав утратили силу.
В соответствии с данным законом кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав объединены в единую систему учета и регистрации. Таким образом, с 01.01.2017 ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) осуществляется в соответствии с Законом 218-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии со статьей 5 Закона 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно статье 8 указанного закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
До 01.01.2017 ведение государственного кадастра недвижимости осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре). Кадастровый учет осуществлялся в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.2007 (действовавшего до 01.01.2017) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носили временный характер. К таким сведениям применялись правила, установленные части 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре было определено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Например, при разделе земельного участка, после регистрации прав на все образуемые участки, исходный земельный участок снимается с учета без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на все образованные участки.
Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Пять лет - законодательно установленный срок действия временного статуса для образуемых земельных участков.
Аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, числящихся в государственном кадастре недвижимости со статусом, отличным от статуса «временный», действующим до 01.01.2017 законодательством не предусмотрено.
Иных случаев снятия земельных участков с кадастрового учета законом не предусматривалось, при этом сведения о земельном участке могли быть исключены из государственного кадастра недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о государственном кадастре (до 01.03.2008), статус «временный» не присваивался.
Как следует из отзыва филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, в государственном кадастре недвижимости спорные земельные участки имеют статус «ранее учтенных».
Согласно пункту 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Положения части 4 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости, устанавливающие порядок аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, в отношении ранее учтенных земельных участков не применялись (за исключением случаев, определенных Письмом Минэкономразвития России от 28.02.2011 N Д23-760).
Перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре недвижимости, являлся исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежал.
Таким образом, в спорный период отсутствовал установленный законом порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость.
Вместе с тем, в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342 было разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о государственном кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Согласно статье 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Таким образом, в настоящее время Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН вносятся, в том числе, в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов).
При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.
С 01.01.2017 также действует Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, в соответствии с которым на орган регистрации прав возложены обязанности по выявлению земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008.
Так, согласно пункту 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008 при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок будут проводиться мероприятия по выявлению данных объектов недвижимости.
Для реализации возложенных полномочий указанный Порядок предусматривает направление органом регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия запросов соответствующих запросов о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения права собственности на земельные участки в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такие земельные участки и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанных уведомлений в течение трех месяцев со дня направления запроса, записям о земельных участках в ЕГРН будет присваиваться статус «архивный».
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из пояснений ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Курской области следует, что филиалом ведутся работы по мониторингу объектов недвижимости, отвечающих критериям Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, направленные на снятие с государственного кадастрового учета земельных участков.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрен судебный порядок снятия ранее учтенных земельных участков с кадастрового учета, в силу вышеизложенного требования истца не подлежат удовлетворению.
При этом, с учетом предмета заявленных требований, доводы истца о том, что процедуры, предусмотренные вышеуказанными Правилами ведения государственного реестра недвижимости , ответчиками не исполнены, не влияют на существо спора.
В соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины относятся на истца, который освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 17, 27, 28, 65, 71, 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Администрации Пристенского района Курской области к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о снятии ранее учтенных земельных участков с государственного кадастрового учета отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в кассационную инстанцию в Арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.А. Курятина