АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск Дело № А35-7613/2012
«22» октября 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 октября 2012 года.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Кузнецовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чесноковой О.Е.,
после перерыва рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной перинатальный центр»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску
о признании незаконными действий налогового органа.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Козулина О.В. - по доверенности от 08.08.2012, Алиев В.А. - по доверенности от 08.08. 2012,
от налогового органа: не явились, извещены надлежащим образом.
У С Т А Н О В И Л:
Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной перинатальный центр» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия налоговой инспекции, выразившихся в выдаче налогоплательщику справки с отражением в ней задолженности по налогам и штрафам без указания утраты инспекцией возможности ее взыскания, обязать налоговую инспекцию исключить из справки сведения о наличии задолженности по уплате налогов и штрафов и выдать справку об отсутствии неисполненной обязанности по их уплате, возложить на налоговую инспекцию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем совершения действий, направленных на исключение из состава задолженности налогоплательщика сумм недоимок по налогам и пеней.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель несколько раз уточнял заявленные требования, просил признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, выразившиеся в выдаче справки № 9849 от 26 июня 2012 года о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22 июня 2012 года, содержащей данные о задолженности перед бюджетом в общей сумме 44052 руб. 77 коп., из которых задолженность по недоплаченным штрафным взносам - 1381 руб. 02 коп., задолженность по пеням - 42671 руб. 75 коп., а именно: задолженность 01.01.2001 по недоплаченным штрафным взносам (фонд социального страхования) (Н/А) в размере 590 руб., по пени в размере 859,47 руб.; задолженность 01.01.2001 по недоплаченным штрафным взносам (территориальный фонд медицинского страхования) (Н/А) в размере 791,02 руб., по пени в размере 1566,61 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части пенсии, в размере 343,66 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии, в размере 39902,01 руб., возможность взыскания которой инспекцией утрачена, а также обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной перинатальный центр» путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, не содержащей сведения о наличии данной задолженности, возможность взыскания которой инспекцией утрачена, и взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные требования.
Представитель Инспекции ФНС России по г. Курску не согласился с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание, продолженное после перерыва, налоговый орган не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из материалов дела видно, что Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Курску (место нахождения: 305000, г. Курск, ул. Максима Горького, д. 37А) зарегистрирована в качестве юридического лица 27.12.2004, ОГРН 1044637043692, ИНН 4632012456.
Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной перинатальный центр» (место нахождения: 305038, Курская обл., г. Курск, пр-кт. Вячеслава Клыкова, д. 100) зарегистрировано в качестве юридического лица 05.04.1994, ОГРН 1024600939802, состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по г. Курску.
На основании запроса Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной перинатальный центр» Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску была сформирована и вручена налогоплательщику справка № 9849 от 26 июня 2012 года о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 22.06.2012, в которой указаны сведения о задолженности налогоплательщика, в том числе: задолженность 01.01.2001 по недоплаченным штрафным взносам (фонд социального страхования) (Н/А) в размере 590 руб., по пени в размере 859,47 руб.; задолженность 01.01.2001 по недоплаченным штрафным взносам (территориальный фонд медицинского страхования) (Н/А) в размере 791,02 руб., по пени в размере 1566,61 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части пенсии, в размере 343,66 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии, в размере 39902,01 руб., в общей сумме 44052 руб. 77 коп.
Налогоплательщик установил, что в вышеуказанной справке отражена задолженность по налогам, взносам и пеням, меры по взысканию которой налоговым органом не принимались, и, следовательно, срок взыскания которой налоговым органом пропущен.
В связи с этим заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговые органы возложена обязанность по представлению налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Ранее Приказом ФНС России от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@ были утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» в целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (данный Приказ был отменен Приказом ФНС России от 27.02.2010 № ММ-7-1/81@), однако, в связи с отсутствием нормативного регулирования соответствующих вопросов налоговые органы продолжают руководствоваться им на практике.
До этого порядок ведения налоговыми органами учета поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему регулировался Приказом ФНС России от 12.05.2005 № ШС-3-10/201@ «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», Приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411 «Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов», Инструкцией № 26 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей», утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 № ВГ-3-13/23.
В соответствии с названными правовыми актами налоговые органы были обязаны вести карточки «Расчеты с бюджетом» по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемымналоговыми органами.
Начисление и проведение в карточках лицевого счета начисленных к уплате (доплате, уменьшению) сумм налога (сбора) и иных обязательных платежей осуществляется отделом ввода и обработки данных (подразделение налогового органа) на основании следующих документов: декларации (расчета); уточненной декларации (расчета); расчета авансовых платежей; решения по результатам налоговой проверки; решения судебных органов; решения вышестоящих налоговых органов, отменяющего (изменяющего) решение нижестоящих налоговых органов, и других документов, служащих основанием для отражения в карточке «Расчет с бюджетом» начисленных сумм (абзацы 2 и 8 раздела VI Рекомендаций). Аналогично регулируется порядок учета пеней за несвоевременную уплату налогов (раздел VII Рекомендаций).
Таким образом, основанием для внесения в карточку лицевого счета налогоплательщика и карточку «Расчет с бюджетом» любых изменений, в том числе изменений, касающихся уменьшения сумм начисленных за несвоевременную уплату налогов, пеней и штрафов, являются соответствующие документы, включая решение уполномоченного налогового органа или судебный акт, которыми начисление сумм недоимок, пеней и штрафов признано недействительным.
В Приказе Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 05.08.2002 № БГ-3-10/411 «Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов» указывалось, что лицевой счет является формой внутреннего контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов.
Согласно данному подзаконному акту, а также принятым впоследствии Приказам ФНС России от 12.05.2005 № ШС-3-10/201@ и от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@, в карточках лицевых счетов ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных сумм налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов пеней, штрафов. На основании данных, содержащихся в карточках лицевого счета по учету уплаты налога, налогоплательщику направляются налоговым органом требования об уплате налогов.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая определенные требования к форме и содержанию требования об уплате налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации), не содержит каких-либо правил относительно порядка учета налоговым органом платежей, вносимых налогоплательщиками в бюджет, равно как и правовых последствий отражения или не отражения налоговым органом сведений в лицевом счете.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 05.11.2002 № 6294/01 применительно к приказу Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411, отражение наличия и погашения задолженности плательщика по лицевым счетам, которые ведутся налоговыми органами, не признается юридическим фактом, с которым налоговое законодательство связывает те или иные правовые последствия для налогоплательщика.
Изложенное свидетельствует о том, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Соответственно, наличие или отсутствие в лицевом счете по учету уплаты налога сведений само по себе не ущемляет прав налогоплательщика, что соотносится с доводами налогового органа.
Вместе с тем, по этим же основаниям данные лицевых счетов налогоплательщика не могут подтверждать права и обязанности налогового органа, также как и права и обязанности налогоплательщика.
Следовательно, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о доначисленных налогах, начисленных пенях и налоговых санкциях само по себе не означает наличия обязанности по уплате недоимки, пени и штрафа.
Как видно из материалов дела, по заявлению Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной перинатальный центр» инспекцией была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 22.06.2012, составленная по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н (Приложение № 8 к Административному регламенту Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения).
Согласно пунктам 104, 105, 106 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, получившее запрос налогоплательщика (его представителя) на исполнение, не позднее двух рабочих дней со дня поступления запроса в инспекцию ФНС России: формирует на основании информационных ресурсов инспекции ФНС России и документов, поступивших в инспекцию ФНС России на дату формирования справки, соответствующую справку на дату, указанную в запросе; распечатывает справку в двух экземплярах, визирует ее у начальника (заместителя начальника) своего структурного подразделения инспекции ФНС России.
Завизированная справка в тот же день направляется должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, на подпись начальнику (заместителю начальника) инспекции ФНС России. Экземпляр справки, предназначенный для налогоплательщика, подписывается начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС России и заверяется печатью инспекции ФНС России.
Таким образом, выдаваемая налоговым органом налогоплательщику по его заявлению «Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам» является самостоятельным ненормативным актом, содержащим сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по уплате установленных законодательством налогов, сборов, пеней и штрафов, а не простым отражением сведений карточки лицевого счета налогоплательщика.
Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Не соответствующая действительности информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в осуществляемой им экономической деятельности.
В процессе рассмотрения настоящего спора на основании представленных в материалы дела документов судом установлено, что в выданной налоговым органом налогоплательщику справке № 9849 о состоянии расчетов Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной перинатальный центр» по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 22.06.2012 отражены сведения о наличии задолженности по недоплаченным штрафным взносам в сумме 1381 руб. 02 коп., по пеням в сумме 42671 руб. 75 коп.
Заявитель оспаривает включение в указанную справку сведений о наличии задолженности по налогам, взносам и пеням, поскольку налоговым органом утрачена возможность их взыскания.
Представитель налогового органа сообщил, что спорная задолженность заявителя сформировалась следующим образом: задолженность 01.01.2001 по недоплаченным штрафным взносам (фонд социального страхования) (Н/А) в размере 590 руб., по пени в размере 212 руб. 88 коп.; задолженность 01.01.2001 по недоплаченным штрафным взносам (территориальный фонд медицинского страхования) (Н/А) в размере 791,02 руб., по пени в размере 700 руб. 44 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части пенсии, в размере 343,66 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии, в размере 38740 руб. 84 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Тарифы, порядок, условия уплаты и освобождения от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования определялись Федеральными законами «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования» на соответствующий год.
На основании статьи 24 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в спорный период), разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за расчетный период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с декларацией, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи декларации за расчетный период, которую, в свою очередь, страхователи представляют в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента).
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Положения статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов (пункты 9, 10 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Существующее положение пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривающее возможность восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи иска (заявления) в суд было введено в действие пунктом 26 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
Согласно пункту 5 статьи 7 данного Федерального закона, положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ), применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года.
Как видно из материалов дела, задолженность по недоплаченным штрафным взносам (фонд социального страхования) (Н/А) в размере 590 руб., пени в размере 212,88 руб.; задолженность по недоплаченным штрафным взносам (территориальный фонд медицинского страхования) (Н/А) в размере 791,02 руб., пени в размере 700,44 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части пенсии, в размере 343,66 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии, в размере 38740,84 руб. образовалась до 01.01.2007 года, следовательно, в данном случае подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации действовавшие в указанный период.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в указанный период) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, а взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрен срок принятия решения о взыскании с организаций (индивидуальных предпринимателей), а также последствия несоблюдения этого срока: решение о взыскании недоимки и пени в бесспорном порядке принимается после истечения срока, установленного для обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога; решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента (юридического лица или индивидуального предпринимателя) причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В то же время пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливал срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.
Однако в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению.
Из материалов дела видно, что спорные суммы задолженности возникли до 01.01.2001, доказательств направления требований (платежных извещений, уведомлений) об уплате взносов и пеней инспекцией не представлено.
Вместе с тем, срок для направления требований об уплате взносов и пеней, а также шестимесячный срок для обращения в суд, после истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания сумм взносов и пеней истек в 2001 году.
Кроме того, инспекцией не представлены в суд документы (налоговые декларации, расчеты страховых взносов, решения по проверкам), на основании которых производились начисления указанных спорных сумм взносов и пеней.
Инспекция ФНС России по г. Курску не принимала меры по принудительному взысканию задолженности в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорных сумм налогов, взносов и пени не обращалась, что подтверждается представителем налогового органа в судебном заседании.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации» взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, осуществлялись налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, при определении срока обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней также подлежали применению положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что сроки, предусмотренные статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), для осуществления взыскания указанной задолженности с заявителя как в бесспорном, так и в судебном порядке истекли и инспекция утратила право взыскания спорной задолженности.
Иных документов, обосновывающих наличие у инспекции права на взыскание указанной суммы задолженности, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Судом установлено и из материалов дела следует, что пени в размере 859,47 руб. (фонд социального страхования), в размере 1566,61 руб. (территориальный фонд медицинского страхования), в размере 39902,01 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии, указанные в справке № 9849 по состоянию на 22.06.2012, начислены на недоимку, имевшуюся до 01.01.2001, право на взыскание которой утрачено.
Отсутствие правовых оснований для взыскания суммы недоимки по налогу исключает возможность начисления пени на суммы налога, право на взыскание которых утрачено.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2007 взыскание налогов с организации, которой открыт лицевой счет, производится только в судебном порядке. К таким организациям относится и заявитель.
Как видно из материалов дела, доказательств направления требования об уплате имеющейся у налогоплательщика задолженности по недоплаченным штрафным взносам (фонд социального страхования) (Н/А) в размере 590 руб., по недоплаченным штрафным взносам (территориальный фонд медицинского страхования) (Н/А) в размере 791,02 руб., инспекцией не представлено. При этом установленный статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в указанный период) шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности (с учетом установленного статьями 69 - 70 Налогового кодекса Российской Федерации срока для направления требования и срока для его исполнения) истек.
Налоговый орган не воспользовался правом на взыскание в судебном порядке задолженности.
В связи с этим, суд приходит к выводу об утрате налоговым органом права на взыскание указанной задолженности.
Между сторонами отсутствует спор по размеру задолженности, в отношении которой налоговым органом утрачена возможность ее взыскания.
Судом установлено, что в справке о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 22.06.2012, выданной заявителю налоговым органом, содержатся сведения о задолженности по взносам, пеням и штрафам в сумме 44052 руб. 77 коп. без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.
В соответствие с правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 № 4381/09 по делу № А27-8596/2008-2, указание в справке о состоянии расчетов с бюджетом сведений о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате обязательных платежей, в отношении которой утрачена возможность ее взыскания, без указания на утрату возможности взыскания этой задолженности, свидетельствует о неполноте этой информации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о незаконности действий Инспекции ФНС России по г. Курску по выдаче справки № 9849 о состоянии расчетов Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной перинатальный центр» по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 22.06.2012, в которую включены недостоверные сведения о наличии задолженности по налогам, взносам, пеням и штрафам в общей сумме 44052 руб. 77 коп., без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания, так как неполная информация о задолженности по налогам, взносам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в экономической деятельности.
Кроме того, отражение в справке о состоянии расчетов, сформированной на основе базы расчетов с бюджетом, ведущейся налоговым органом, просроченных или необоснованно числящихся за налогоплательщиком сумм недоимок, а также начисление на эти суммы пени не только может повлечь взыскание этих сумм за пределами срока на такое взыскание, но и лишает налогоплательщика права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм в бюджет, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням (которые также устанавливаются по базе расчетов с бюджетом), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Ссылки налогового органа на форму справки, утвержденную в Приложении № 8 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н, непредусматривающую информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не принимается судом во внимание, так как указанный Приказ не может служить препятствием к выдаче налогоплательщику справки с отражением в ней реального состояния его расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Также не может быть принята ссылка инспекции на то, что спорная задолженность не признана безнадежной в порядке, установленном статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данное обстоятельство в рассматриваемом случае не имеет правового значения.
В связи с этим, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания судом незаконными действий органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствующие органы обязаны совершить определенные действия по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 16, 17, 29, 65, 71, 102, 110, 156, 163, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 197, 198, 199, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными как не соответствующие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, выразившиеся в выдаче справки № 9849 от 26 июня 2012 года о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22 июня 2012 года, содержащей данные о задолженности перед бюджетом в общей сумме 44052 руб. 77 коп., из которых задолженность по недоплаченным штрафным взносам - 1381 руб. 02 коп., задолженность по пеням - 42671 руб. 75 коп., а именно:
- задолженность 01.01.2001 по недоплаченным штрафным взносам (фонд социального страхования) (Н/А) в размере 590 руб., по пени в размере 859,47 руб.;
- задолженность 01.01.2001 по недоплаченным штрафным взносам (территориальный фонд медицинского страхования) (Н/А) в размере 791,02 руб., по пени в размере 1566,61 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части пенсии, в размере 343,66 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии, в размере 39902,01 руб., возможность взыскания которой инспекцией утрачена.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной перинатальный центр» путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, не содержащей сведения о наличии данной задолженности, возможность взыскания которой инспекцией утрачена.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (свидетельство о государственной регистрации при создании путем реорганизации в форме слияния серия 46 № 000244407 от 27.12.2004), расположенной по адресу: 305000, г. Курск ул. М. Горького, 37а, в пользу Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной перинатальный центр», зарегистрированного за ОГРН 1024600939802, расположенного по адресу: г. Курск, пр-кт Вячеслава Клыкова, д. 100, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в городе Воронеже в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Т.В. Кузнецова