НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курской области от 15.05.2014 № А35-1060/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

15 мая 2014 года

Дело № А35-1060/2014

Резолютивная часть решения объявлена 15.05.2014 г.

Полный текст решения изготовлен 15.05.2014 г.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитченковым В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению межрайонной ИФНС России № 9 по Курской области

к Администрации Репецкого сельсовета Мантуровского района Курской области

о взыскании 1609 руб. 51 коп.

в судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом

Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №9 по Курской области (ОГРН 1044610002030, ИНН 4614002374) обратилась в суд к Администрации Репецкого сельсовета Мантуровского района Курской области (ОГРН 1024600663614, ИНН 4614000803) требованием о взыскании 1609 руб. 51коп. задолженности по налогу на имущество организаций за 2 кв. 2013г. и пени за просрочку уплаты налога.

Определением суда от 11 февраля 2014года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ).

Налогоплательщик в отзыве на заявление требования не признал, ссылаясь на полную и своевременную уплату налога за 2 квартал 2013 г. и представил доказательства уплаты.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства, так как нарушен п. 5 статьи 227 АПК РФ, а именно: суду необходимо выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ счел необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства и назначил предварительное судебное заседание и судебное разбирательство на 17.04.2014 г.

До начала судебного заседания от заявителя поступили пояснения и документы, в которых заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме и просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Согласно представленным налоговым органом пояснениям, уплаченная налогоплательщиком сумма была зачтена налоговым органом в погашение задолженности за 2009 г. и 2011 г.

До начала судебного заседания от налогоплательщика поступил отзыв на заявление, в котором он требования налогового органа не признал, ссылаясь на полную и своевременную уплату налога и представил доказательства уплаты и просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела и указано в заявлении налогового органа, 24.07.2013 г. Администрация Репецкого сельсовета Мантуровского района Курской области, будучи в соответствии со ст. 373 НК РФ плательщиком налога на имущество организаций, в порядке ст. 386 НК РФ представило налоговый расчет по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2013 г. с суммой к уплате 1602 руб. 00 коп. Копия расчета приобщена к материалам дела.

В установленный законом срок сумма налога, по мнению налогового органа, в полном объеме уплачена не была, по данным лицевого счета за налогоплательщиком образовалась задолженность по налогу в сумме 1602 руб. 00 коп. За просрочку уплаты налога налоговым органом на сумму задолженности по налогу на имущество организаций в соответствии со ст. 75 НК РФ была начислена пеня в сумме 7 руб. 51 коп. на сумму задолженности, сформировавшейся на лицевом счете налогоплательщика по данному налогу.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налоговый орган направил налогоплательщику требование № 264567 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 23.08.2013 г. на уплату налога в сумме 1602 руб. 00 коп. и пени в сумме 7 руб. 51 коп. в срок до 12.09.2013 г.

В указанный в требовании срок налогоплательщик не уплатил налог в полной сумме и пени, вследствие чего налоговый орган в соответствии со ст. 45 НК РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2013 г. в сумме 1602 руб.00 коп. и пени в сумме 7 руб. 51 коп.

Данное требование налогового органа подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 373 НК РФ Администрация Репецкого сельсовета Мантиуровского района Курской области является плательщиком налога на имущество организаций.

В соответствии со ст. 382 НК РФ сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

В соответствии со ст. 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно ст. 5 Закона Курской области «О налоге на имущество организаций» налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Квартальные авансовые платежи уплачиваются в пятидневный срок со дня, установленного для представления налогового расчета за соответствующий отчетный период.

В соответствии со ст. 386 НК РФ налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из материалов дела, налогоплательщик 24.07.2013 г. представил в налоговый орган декларацию по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2013 г. с суммой налога к уплате 1602 руб. 00 коп.

Своевременно в установленный законом срок в полном объеме данная сумма уплачена налогоплательщиком не была по утверждению налогового органа. За налогоплательщиком образовалась задолженность в сумме 1602 руб. 00 коп.

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании сложившейся на момент обращения заявителя в арбитражный суд задолженности по налогу на имущество организаций в сумме 1602 руб. 00 коп. Между тем, согласно данным лицевого счета налогоплательщика по налогу на имущество организаций на 01.01.2013 г. на лицевом счете налогоплательщика числилась недоимка в сумме 1673 руб. 00 коп. На момент обращения заявителя в суд в лицевом счете отражено, что сумма 1602 руб. 00 коп. зачислена в лицевой счет по данным представленного налогоплательщиком расчета по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2013 г. В данных лицевого счета отражено, что платежным поручением № 106 от 29.07.2013 г. уплачена сумма 1602 руб.00 коп. Как указал в своих пояснениях налоговый орган, указанная сумма автоматически была зачтена в счет ранее образовавшейся задолженности по срокам уплаты 08.05.2009 г. и 19.05.2011 г., так как налогоплательщиком в поле 107 платежного поручения неправильно был указан период платежа.

Как указал заявитель в отзыве на заявление, представленных пояснениях и следует из материалов дела, платежным поручением № 4815106 от 29.07.2013 г. налогоплательщик перечислил в бюджет 1602 руб. 00 коп. с назначением платежа «Налог на имущество с организаций». В соответствующих полях было указано «ТП» (текущий платеж), 01.06.2013 (назначение платежа), 29.07.2013 (срок платежа). Ксерокопия платежного поручения представлена налогоплательщиком и приобщена к материалам дела.

Согласно представленным налоговым органом документам, поступившие суммы были зачтены налоговым органом в счет погашения задолженности по налогу на имущество организаций, возникшей ранее и налоговый орган поддержал заявленные требования о взыскании суммы налога 1602 руб. 00 коп. за 2 квартал 2013 г. и начисленной пени в сумме 7 руб. 51 коп.

Между тем, налоговым органом не было учтено следующее.

Как следует из назначения платежа в указанном платежном поручении, сумма 1602 руб. уплачена как «Налог на имущество организаций» за 01.06.2013 г. 29.07.2013 г.

Таким образом, налогоплательщиком действительно не были указаны надлежащим образом реквизиты поля «107» в части периода, за который уплачен налог.

Вместе с тем, назначение платежа, срок уплаты и сумма свидетельствуют о том, что данный налог уплачен за период 2 квартал 2013 г., о чем налогоплательщик неоднократно указывал, в частности, в отзывах на заявление с 05.03.2014 г.

Ссылка налогового органа на нарушения налогоплательщиком положений приказа Минфина России от 12.11.2013 г. № 107н неосновательна, так как данный приказ вступил в силу после платежей произведенных налогоплательщиком и его положения не могут распространяться на платежные поручения налогоплательщика об уплате налога, совершенные до вступления в силу указанного приказа.

Нормативные акты Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам предусматривают порядок действий в случаях неправильной классификации поступления средств в бюджет и обязанности эти возлагаются на должностных лиц соответствующих органов.

Согласно Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утв. Приказом Минфина России от 12.05.2005 г. № ШС-3-10/201@, поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующие счета по учету доходов бюджетов Российской Федерации суммы налогов (сборов), пеней и штрафов отражаются в карточке "РСБ" местного уровня на основании:

- информации из расчетных документов, представляемой управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в соответствии с совместным Приказом Федерального казначейства и ФНС России от 27.06.2005 N 7н/САЭ-3-10/285 "Об обмене информацией в электронном виде между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации", которая передается УФНС в нижестоящие налоговые органы;

- платежных документов, прилагаемых к выписке учреждения банка, по счетам, открытым финансовым органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по учету доходов от уплаты налогов (сборов), зачисляемых в соответствии с бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации в доходы регионального и местного бюджетов, если указанные органы не перешли на кассовое обслуживание в органах федерального казначейства;

- платежных документов формы № ПД (налог), № ПД-4сб (налог), используемых для уплаты налогов, сборов или иных обязательных платежей физическими лицами;

- почтовых извещений (документ, выдаваемый организацией связи, свидетельствующий о перечислении средств).

Организация работы по учету денежных средств от уплаты налогов, поступающих на счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации на балансовых счетах N 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации" и финансовым органам муниципальных образований на балансовых счетах N 40204 "Средства местных бюджетов" в случае, если органы федерального казначейства не осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определена Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 N 410.

При поступлении соответствующего файла в инспекцию сотрудники Отдела ввода проверяют полноту и правильность заполнения всех реквизитов ЭПД, соответствие реквизитов плательщика, указанных в платежных документах, данным базы налоговых органов по учету плательщиков и осуществляют ввод информации в карточки "РСБ" местного уровня.

Работа с невыясненными платежами осуществляется по расчетным документам, в которых не указана или неверно указана информация в полях расчетных документов плательщиком либо кредитным учреждением при формировании электронных платежных документов (ЭПД), ошибочно учтенных органом федерального казначейства по другому коду бюджетной классификации, расчетным документам, оформленным плательщиком, не состоящим на учете в данном налоговом органе.

Информация из расчетных документов, требующих дополнительного уточнения и включенных в Ведомость, проводится в карточки "РСБ" после их выяснения и получения сведений из органов федерального казначейства об осуществлении исправлений.

Налоговые органы информируют органы федерального казначейства либо соответствующие финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований о необходимости осуществления исправительных проводок путем оформления уведомлений по форме N 54 либо платежных поручений на возврат (в случае поступления денежных средств не по принадлежности).

В целях правильного отражения в карточке "РСБ" информации о поступивших платежах из расчетных документов, требующих уточнения отдельных реквизитов, необходимо учитывать следующее.

В случае, когда код программ доходов (14 - 17 разряды КБК) имеет значение, не равное "1000", "2000", "3000", но при этом в поле 110 расчетного документа указано значение типа платежа либо значение кода программ доходов не соответствуют значению типа платежа (поле 110), специалисты налогового органа могут самостоятельно, не запрашивая предварительно налогоплательщика, изменить код программ в соответствии со значением, указанным в поле 110, а именно: при значениях "НС", "ПЛ", "ГП", "ВЗ" или "АВ" в 14 - 17 разрядах указать "1000"; "ПЕ" либо "ПЦ" - 2000; "СА", "АШ" или "ИШ" - 3000. Уточненные реквизиты расчетного документа фиксируются в Ведомости. По результатам внесенных изменений формируется уведомление на основании информации из Ведомости.

Одновременно через Отдел финансового и общего обеспечения плательщику направляется уведомление о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа по форме, приведенной в Приложении № 7 к настоящим Рекомендациям.

В случае, если плательщик в извещении об уточнении реквизитов расчетного документа укажет значения 14 - 17 разрядов КБК, отличные от тех, которые уточнил налоговый орган в соответствии со значением поля 110 расчетного документа, оформляется повторное уведомление по форме N 54 с указанием нового значения КБК.

При наличии в расчетном документе значения КБК с заполненным кодом программы в 14 - 17 разрядах и отсутствии значения типа платежа в поле 110 специалисты налогового органа в соответствии с положениями Приказа Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" могут самостоятельно, не запрашивая предварительно плательщика, определить тип платежа в соответствии со значением кода программ, указанного в 14 - 17 разрядах КБК (поле 104).

В Отдел ввода направляется соответствующая служебная записка с указанием типа платежа для ввода информации из расчетного документа в карточку "РСБ". В Ведомости фиксируется дата ввода.

Одновременно через Отдел финансового и общего обеспечения следует направить плательщику уведомление о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа.

В случае, если плательщик в извещении об уточнении реквизитов расчетного документа укажет значение типа платежа, отличное от того, которое уточнил налоговый орган в соответствии со значением кода программ в 14 - 17 разрядах КБК (поле 104), и одновременно укажет новые значения 14 - 17 разрядов КБК, соответствующие указанному типу платежа, оформляется уведомление по форме № 54.

При отсутствии значений типа платежа в поле 110 и значений в 14 - 17 разрядах КБК в поле 104 налоговый орган в соответствии с положениями Приказа Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" имеет право самостоятельно доопределить отсутствующие значения в поле 110 в зависимости от состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом.

Уточненные реквизиты расчетного документа фиксируются в Ведомости. По результатам внесенных изменений формируется уведомление.

Одновременно через Отдел финансового и общего обеспечения направляется уведомление плательщику. Если в дальнейшем плательщик представит извещение с указанием иных значений в 14 - 17 разрядах КБК и поле 110 расчетного документа, оформляется повторное уведомление по форме N 54 с указанием нового значения КБК.

При изменении кодов бюджетной классификации плательщик может ошибочно указать старый КБК в поле 104 расчетного документа.

Специалисты налогового органа могут самостоятельно определить соответствующий данному платежу новый КБК, руководствуясь положениями налогового и бюджетного законодательства, а также данными, отраженными налогоплательщиком в налоговой и бухгалтерской отчетности, в связи с чем специалисты Отдела учета направляют соответствующий запрос в Отдел камеральных проверок (для инспекций ФНС России предельной численностью свыше 89 человек и предельной численностью от 60 до 89 человек), в отдел контроля налогообложения физических лиц или отдел налогообложения юридических лиц (для инспекций ФНС России численностью от 40 до 60 человек) (далее - Отдел камеральных проверок).

Исправленный КБК указывают в уведомлении. Налогоплательщика уведомляют об ошибочном указании информации в расчетном документе.

При невозможности однозначного установления значения нового (новых) КБК уведомление по форме N 54 формируется после получения от налогоплательщика извещения с указанием правильных значений КБК и поля 110 расчетного документа.

Если в расчетном документе при наличии соответствующих комментариев в поле 24 не указано значение основания платежа (поле 106), то в зависимости от состояния расчетов налогоплательщика с бюджетом и комментариев в поле 24 специалистами налогового органа может быть самостоятельно определено основание платежа с одновременным направлением уведомления плательщику.

После принятия решения по уточнению основания платежа, которое фиксируется в Ведомости, в Отдел ввода направляется соответствующая служебная записка о готовности ввода информации в карточку "РСБ". В Ведомости фиксируется дата ввода.

При поступлении платежей по расчетным документам, не относящимся к плательщикам, состоящим на учете в данном налоговом органе, необходимо подготовить и направить через Отдел финансового и общего обеспечения в территориальный налоговый орган, присвоивший плательщику ИНН, КПП (для организаций) запрос с целью получения информации о реквизитах налогового органа по месту постановки на учет данного плательщика для его уведомления.

Таким образом, налоговый орган может и должен совершить определенные действия для уточнения идентифицирующих признаков платежа налогоплательщика, но не вправе не признавать налог уплаченным. Налоговый орган, также как и орган Федерального казначейства вправе пригласить налогоплательщика для прояснения ситуации.

В соответствии с п. 9 раздела Ш Порядка учета Федеральным казначейством поступления в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. 116н, поступления по расчетным документам, в которых не указан код бюджетной классификации или указан несуществующий код бюджетной классификации (далее – неклассифицированные поступления) относятся к невыясненным поступлениям и зачисляются в федеральный бюджет. Согласно п. 10 того же Порядка невыясненные поступления, по которым отсутствуют расчетные документы (неполный объем платежных документов банка, платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений), учитываются по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет». Администратором указанных поступлений является Федеральное казначейство. Точно также, согласно пункта 11 указанного Порядка, неклассифицированные поступления по расчетным документам, в которых не указан код ОКАТО муниципального образования, или указан несуществующий код ОКАТО муниципального образования, не указано значение ИНН и КПП получателя или указаны значения ИНН и КПП несуществующего получателя – территориального органа администратора поступлений в бюджет, отражаются по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в Федеральный бюджет». Администратором данных поступлений также является Федеральное казначейство.

Указанные поступления могут быть возвращены органом Федерального казначейства плательщику по его заявлению не позднее 3-х рабочих дней со дня его обращения в орган Федерального казначейства, если по текстовому значения поля «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункта 12 раздела Ш Порядка учета Федеральным казначейством поступления в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. 116н, суммы неклассифицированных поступлений учитываются:

а) по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет:

если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в федеральный бюджет;

если в полях «ИНН» и «КПП» получателя платежного документа указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при отсутствии кода ОКАТО муниципального образования или при наличии несуществующего кода ОКАТО муниципального образования, администратором данных поступлений является орган Федерального казначейства);

б) по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации», если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации;

в) по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в местные бюджеты», если в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указано значение ИНН и КПП администратора поступлений в местный бюджет (при наличии кода ОКАТО муниципального образования).

Классифицированные поступления, подлежащие зачислению полностью или частично (по нормативу отчислений) в местные бюджеты по расчетным документам, в которых не указан код ОКАТО муниципального образования или указан несуществующий код ОКАТО муниципального образования, как следует из пункта 13 указанного Порядка, учитываются как невыясненные поступления, указанные в пункте 12 настоящего порядка.

Из вышеуказанного следует, что уплаченные налогоплательщиком средства во всех случаях подлежат зачислению в бюджет, за исключением случая, когда они не являются налоговыми платежами. У налогового органа совместно с органами Федерального казначейства есть возможности и права произвести соответствующие действия для зачисления поступившей суммы в счет уплаты налогоплательщиком соответствующего налога. Оснований для судебного взыскания недоимки, пени и санкций если представлены доказательства уплаты отыскиваемой суммы, но с неверным указанием кода бюджетной классификации, кода ОКАТО, периода, за который произведен платеж, у арбитражного суда не имеется.

В данном случае воля налогоплательщика на зачисление уплаченной им суммы в уплату налога на имущество организаций выражена в указанном им в платежных поручениях назначении платежа.

Кроме того, в силу положений ст. 78 НК РФ в погашение задолженности направляется переплата по налогу, а в данном случае был указан соответствующий период, назначение платежа и сумма согласно представленного налогоплательщиком расчета платежа по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2013 г.

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная ст. 57 Конституции Российской Федерации, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», имеет особый, а именно публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти; с публично-правовым характером налога и государственной казны, и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств; вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного, а не гражданского права. В процессе исполнения этого обязательства принимают участие, кроме налогоплательщика, кредитные учреждения, государственные органы. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов на бюджетные счета являются бюджетными и регулируются в настоящее время Бюджетным кодексом Российской Федерации. Таким образом, действующее налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты налога и зачисления налога. Налог считается уплаченным при соблюдении условий, установленных статьей 45 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента;

6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:

1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;

4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

Условия зачисления налога изложены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

В соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

Следовательно, вопрос зачисления налога находится уже вне компетенции налогоплательщика и на него не возложена законодательно обязанность контролировать этот процесс тем или иным способом или нести за него ответственность.

Конституционный суд в Постановлении от 17 декабря 1996 г. указал, что налог представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенное для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Таким образом, Конституция Российской Федерации предусматривает разграничение имущества, которым налогоплательщик не может распоряжаться по своему усмотрению, поскольку оно в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в бюджет, и имущества, находящегося в частной собственности, гарантии которой предусмотрены статье 35 Конституции Российской Федерации. Повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Взыскиваемые денежные суммы в таком случае не являются недоимкой, поскольку конституционная обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика в рамках публично-правовых отношений фактически произошло.

Следует также отметить, что в силу положений ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Таким образом, из изложенного, в частности следует, что несмотря на то, что налоговый орган самостоятельно решает вопрос зачета излишне уплаченных сумм налога, тем не менее, это не значит, что он не принимает соответствующее решение и не извещает налогоплательщика о принятом решении о зачете в установленный срок.

Между тем, доказательств надлежащего исполнения указанных положений ст. 78 НК РФ налоговым органом не представлено, так же не представлены доказательства принятия соответствующего решения о зачете и направлении извещения об этом решении и в адрес налогоплательщика в установленный срок.

В силу положений ст. 78 НК РФ, как указывалось выше, налоговый орган имеет право на самостоятельный зачет в счет погашения недоимки только переплаты по налогу, которой в данном случае не было. Доказательств принятия решения о зачете в установленном порядке налоговым органом также не представлено. При таких условиях требования налогового органа подлежат отклонению в сумме 1602 руб. 00 коп. задолженности по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2013 г. по изложенным выше основаниям.

Требование о взыскании пени в сумме 7 руб. 51 коп. также подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и указывалось выше, сумма 1602 руб. 00 коп. была уплачена налогоплательщиком 29.07.2013 г., в то время как подлежала уплате не позднее 06.08.2013 г.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Исходя из изложенного, у налогового органа не было достаточных правовых оснований для начисления пени за неуплату налога на имущество организаций за 2 квартал 2013 г., так как исчисленная налогоплательщиком сумма налога была им уплачена своевременно.

При таких условиях требования заявителя подлежат отклонению в полном объеме.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.102,110,123,124,156,167-171,176,177,180,181,182,228,229,318, 319 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований межрайонной ИФНС России № 9 по Курской области о взыскании с Администрации Репецкого сельсовета Мантуровского района Курской области 1609 руб. 51 коп., в том числе 1602 руб. 00 коп. недоимки по налогу на имущество за 2 квартал 2013 г. и 7 руб. 51 коп. пени за просрочку уплаты налога отказать.

Данное решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.

Судья Д.А. Горевой