с8/2017-124717(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
Полный текст решения изготовлен 18.12.2017 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Горевого Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чесноковой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Русский ячмень»
к межрайонной ИФНС России № 7 по Курской области
о признании незаконным решения ИФНС
В судебном заседании приняли участие представители :
от заявителя: Набоков А.В. – представитель по доверенности № 1 от 09.01.2017
от ответчика: Абдалова Е.И. – главный специалист-эксперт правового отдела УФНС по доверенности от 26.12.2016 г.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Русский ячмень» заявило требование о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Курской области от 26.09.2016 № 08-23/7 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в части доначисления НДС в сумме 832138 руб., начисления штрафа по НДС в сумме 8579 руб. 34 коп., предложения налогоплательщику уплатить указанные в п.3.1 решения недоимки, пени, штрафы по НДС (С учетом уточнений).
Межрайонная ИФНС России № 7 по Курской области в отзыве на заявление требования не признала, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения, правомерность доначисления налога на добавленную стоимость в указанной сумме, начисления соответствующих санкций, так как налогоплательщик неправомерно не исчислил налог на добавленную стоимость от сумм с реализации за реализованное налогоплательщиком питание работникам.
Заслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела арбитражный суд уста- новил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании решения начальника межрайонной ИФНС России № 7 по Курской области от 05.05.2016 г. № 08-23/1, работниками ИФНС в период с 05.05.2016 г. по 01.07.2016 г. была проведена выездная налоговая проверка ООО «Русский ячмень».
Проверка была проведена за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов по всем налогам и сборам, в том числе по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу, транспортному налогу, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, водному налогу, налогу на доходы физических лиц.
По результатам выездной налоговой проверки был составлен акт выездной налоговой проверки № 08-23/6 от 25.08.2016 г.
Как указано в акте выездной налоговой проверки, в ходе выездной налоговой проверки было установлено, в частности, неперечисление в бюджет в установленный законом срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению в размере 1149265 руб., несвоевременное перечисление в бюджет сумм удержанного налога на доходы физических лиц, неуплата земельного налога за 2015 г. в сумме 316409 руб., неуплата налога на добавленную стоимость в сумме 832138 руб. 00 коп., в том числе за 4 квартал 2013 г. в сумме 428967 руб., за 3 квартал 2014 г. в сумме 403171 руб., завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета, в сумме 252843 руб., в том числе за 2 квартал 2013 г. в сумме 59982 руб., за 1 квартал 2014 г. в сумме 502 руб. 00 коп., за 2 квартал 2014 г. в сумме 135492 руб., за 4 квартал 2014 г. в сумме 56867 руб. Указанное нарушение произошло, по мнению налогового органа, вследствие не исчисления налогоплательщиком налога на добавленную стоимость по реализации обедов собственным работникам в указанных периодах. По результатам проверки предлагалось, в частности, начислить ООО «Русский ячмень» пени в сумме 103330 руб. 98 коп. за несвоевременное перечисление налоговым агентом сумм НДФЛ в установленный законом срок, пени в сумме 557 руб. 15 коп. за неуплату земельного налога, привлечь ООО «Русский ячмень» к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за проверяемый период, уменьшить заявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за проверяемый период в сумме 252843 руб., в том числе за 2 квартал 2013 г. в сумме 59982 руб., за 1 квартал 2014 г. в сумме 502 руб. 00 коп., за 2 квартал 2014 г. в сумме 135492 руб., за 4 квартал 2014 г. в сумме 56867 руб., отказать на основании п. 1 ст. 109 НК РФ в привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 г. в связи с отсутствием события налогового правонарушения (на лицевом счете налогоплательщика числится переплата в сумме 4448751 руб.), за неуплату земельного налога за 2015 г. в связи с отсутствием события налогового правонарушения (на лицевом счете налогоплательщика числится переплата по налогу в сумме 373707 руб. 09 коп.), предусмотренной статьей 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за период с 18.03.2013 г. по 20.03.2013 г. в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности перечислить в бюджетную систему РФ суммы неперечисленных налогов, пени за несвоевременную уплату налогов, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Ксерокопия акта проверки приобщена к материалам дела.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки, материалы выездной налоговой проверки,
начальник межрайонной ИФНС России № 7 по Курской области принял решение № 0823/7 от 28.09.2016 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому решил:
привлечь ООО «Русский ячмень» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в частности, за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 8579 руб. 34 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость в результате
занижения налогооблагаемой базы за 4 квартал 2013 г., за 3 квартал 2014 г. (размер штрафа снижен в 10 раз);
предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в размере 36459 руб. 74 коп.;
начислить пени по состоянию на 28.09.2016 г. в сумме 557 руб. 15 коп. за неуплату налога на землю, в сумме 117766 руб. 98 коп. за несвоевременное перечисление в бюджет сумм налога, на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом;
предложить ООО «Русский ячмень» уплатить указанные в п. 3.1 решения суммы налогов, пени и штрафов, уменьшить заявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за проверяемый период в сумме 252843 руб., в том числе за 2 квартал 2013 г. в сумме 59982 руб., за 1 квартал 2014 г. в сумме 502 руб. 00 коп., за 2 квартал 2014 г. в сумме 135492 руб., за 4 квартал 2014 г. в сумме 56867 руб.;
отказать на основании п. 1 ст. 109 НК РФ в привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2014 г. в связи с отсутствием события налогового правонарушения (на лицевом счете налогоплательщика числится переплата в сумме 4448751 руб.), за неуплату земельного налога за 2015 г. в связи с отсутствием события налогового правонарушения (на лицевом счете налогоплательщика числится переплата по налогу в сумме 373707 руб. 09 коп.), предусмотренной статьей 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за период с 18.03.2013 г. по 20.03.2013 г. в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности перечислить в бюджетную систему РФ суммы неперечисленных налогов, пени за несвоевременную уплату налогов, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа и в установленном порядке обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Курской области, ссылаясь на необоснованность выводов инспекции, так как, по мнению налогоплательщиков предоставление питания работникам организации не является реализацией и объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость в данном случае не возникает, что подтверждается также письмами Минфина РФ от 06.03.2015 № 03-07-11/12142 и от 11.06.2015 № 03-07-11/33827, а также постановлениями Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.07.2007 № КА-А40/5665-07 и от 14.03.2016 № А40-65222/2015. Ксерокопия апелляционной жалобы приобщена к материалам дела.
Решением УФНС России по Курской области № 304 от 08.12.2016 г. апелляционная жалоба ООО «Русский ячмень» была оставлена без удовлетворения, а решение межрайонной ИФНС России № 7 по Курской области от 28.09.2016 г. № 08-23/7 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – без изменения.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в указанном решении в части доначисления налога на добавленную стоимость, начисления соответствующих пени и санкций, считая неправомерным требование налогового органа о доначислении налога на добавленную стоимость по указанным основаниям, так как заявитель является сельскохозяйственной организацией, его работники в проверяемом периоде выполняли работы в полевых условиях, в связи с чем в целях обеспечения бесперебойного осуществления рабочего процесса было организовано бесплатное питание на период проведения посевных и уборочных работ, что по мнению налогоплательщика, реализацией не является и относится к расходам организации, потому объект налогообложения налогом на добавленную стоимость в данном случае не возникает. На
основании изложенного налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Данное требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 НК РФ Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, следующие операции:
В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
Согласно ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, если иное не установлено положениями настоящей главы, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов в случаях:
добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях:
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей организации (в том числе участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища) в порядке, установленном настоящей главой. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав;
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 настоящего Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении налогоплательщиков, переходящих на специальный налоговый режим в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;
Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном настоящим Кодексом, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.
Восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:
дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;
дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса.
Восстановленные суммы налога подлежат вычету (за исключением сумм налога, восстановленных в соответствии с подпунктом 6 настоящего пункта) в соответствующем налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по
операциям по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 167 настоящего Кодекса;
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляется аналогично порядку, предусмотренному абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при
приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумму налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3,6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после приятии на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком соблюдены все условия вышеуказанных норм налогового законодательства для получения налогового вычета, что налоговым органом не оспаривается: предъявлены надлежащим образом оформленные счета-фактуры, полученный товар принят на учет и оплачен.
В соответствии со ст. 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 1 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяем обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Согласно ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности:
стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);
Согласно ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах.
Как следует из материалов дела, межрайонной ИФНС России № 7 по Курской области в период с 05.05.2016 по 01.07.2016 г. была проведена выездная налоговая проверка ООО «Русский ячмень», по итогам которой был составлен акт № 08-23/6 от 25.08.2016 г. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, акта выездной налоговой проверки, было принято решение от 28.09.2016 г. № 08-23/7 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым проверяемому налогоплательщику, в частности, был доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 832138 руб. и налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 85879 руб. 34 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость.
Как указано в акте выездной налоговой проверки и следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что ООО «Русский ячмень» в проверяемом периоде по договорам оказания услуг с ООО «Изоплит-сервис» от 09.04.2013 г. и от 01.04.2014 г. приобретало у ООО «Изоплит-сервис» обеды для питания своих работников. Питание работников осуществлялось по системе «шведский стол». ООО «Изоплит-сервис» в соответствии со ст. 346.28 НК РФ находится на специальном налоговом режиме в виде ЕНВД и в силу положений ст.346.26 НК РФ не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Налогоплательщик в налоговых декларациях по НДС за 2013 – 2014 г.г. не исчислил налог на добавленную стоимость с обедов, предоставленных своим работникам безвозмездно, что подтверждается, в частности, счетами-фактурами, оборотно- сальдовыми ведомостями по счету 50 «Касса» и сводом начислений и удержаний по заработной плате. По мнению налогового органа, поскольку в силу положений ст.ст.39, 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) в том числе и на безвозмездной основе является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, по смыслу положений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судом при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», операции по предоставлению питания работникам не подлежат налогообложению НДС только в тех случаях, когда их представление предусмотрено трудовым законодательством, которое в соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации, состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, а также иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, налогоплательщик обязан был исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость с реализации питания своим работникам в указанные периоды. Между тем, налоговым органом не было учтено следующее.
Как указано в п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судом при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ для целей взимания налога реализацией товаров (работ, услуг) признается их передача (выполнение, оказание) контрагенту как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
Не являются объектом налогообложения также операции по бесплатному предоставлению налогоплательщиком своим работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций в натуральной форме (например, при наличии вредных и (или) опасных условий труда).
Вместе с тем, в силу положений ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах.
Как следует из материалов дела и отражено в акте выездной налоговой проверки и оспариваемом решении, ООО «Русский ячмень» является сельскохозяйственной организацией.
Согласно акта выездной налоговой проверки, выручка ООО «Русский ячмень» от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции в 2013г. составляет 97,6 % от общей выручки организации, в 2014 г. составляет 95,1 % от общей выручки, в 2015 г. составляет 94,1 % от общей выручки от реализации. Таким образом, ООО «Русский ячмень» является в силу положений ст. 346.2 сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Как следует из материалов дела и указал заявитель в представленных пояснениях, на основании приказа генерального директора ООО «Русский ячмень» от 04.03.2013 г. № 25 п «О внесении изменений в Положение об оплате труда работников» в целях бесперебойного осуществления рабочего процесса было организовано бесплатное питание
сотрудникам, занятым на посевных и уборочных работах в период их проведения по систем «шведский стол» и внесены соответствующие изменения в Положение об оплате труда работников ООО «Русский ячмень» от 01.05.2012, вступившие в силу с 04.03.2013 г., затраты на питание работников были отнесены к прочим расходам. В рассматриваемой ситуации заявитель не осуществлял операции по безвозмездной передаче, поскольку приобретенные продукты питания размещались на «шведском столе» для потребления работниками без персонификации, а не передавались работникам в собственность для владения, пользования, распоряжения. Продукты питания потреблялись работниками в процессе осуществления производственной деятельности. Затраты на организацию питания обусловлены спецификой режима работы заявителя. В данном случае обеспечение питанием производилось для создания нормальных условий труба работникам организации и относится к расходам заявителя.
Как указано в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 № ВАС-14312/11, как следует из содержания оспариваемых судебных актов и установлено судами, общество в проверяемом периоде осуществляло добычу и реализацию нефти на Динью-Савиноборском месторождении (Вуктыльский район) с применением вахтового метода организации работ. На основании приказа общество обеспечивало работников бесплатным трехразовым питанием по принципу "шведского стола" в котлопунктах предприятия, расположенных в местах производства работ. Инспекция посчитала, что общество при исчислении налога на прибыль неправомерно включило в состав расходов затраты на приобретение продуктов питания, так как факт обеспечения работников индивидуальным горячим питанием документально не подтвержден, что повлекло неуплату налога на прибыль за 2007 год. Также, инспекция сочла, что обществом занижена налоговая база по налогу на добавленную стоимость. Не согласившись с указанными выводами инспекции и доначислением налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции в указанной части недействительным. Признавая решение инспекции недействительным в части доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по указанному эпизоду, суды исходили из того, что общество документально подтвердило и обосновало спорные затраты, возникшие в связи с приобретением продуктов питания и подтвердило факт использования продуктов питания в производственной деятельности. Суды пришли к выводу о том, что при исчислении налога на прибыль общество вправе включить эти затраты в состав расходов, уменьшающих полученные доходы в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, а объект обложения налогом на добавленную стоимость в данном случае не возникает.
Согласно писем Министерства финансов Российской Федерации от 06.03.2015 № 03-07- 11/12142 и от 11.06.2015 № 03-07-11/33827, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В связи с этим при предоставлении сотрудникам организации, персонификация которых не осуществляется, указанных продуктов питания объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость и права на вычет налога, предъявленного по данным товарам, не возникает.
Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Таким образом, не могут быть экономической выгодой налогоплательщика затраты, понесенные на питание своих работников, занятых на сельхозработах. Пунктом 42 статьи 264Налогового кодекса Российской Федерации в целях исчисления налога на прибыль расходы на питание работников, занятых на сельхозработах, отнесены к прочим расходам. Как правильно отмечено арбитражным судом, ни одной нормой налогового законодательства расходы на питание своих сотрудников не отнесены к доходам предприятия-налогоплательщика. С учетом нормы статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации факт реализации в данном случае отсутствует.
Таким образом, по мнению суда, налоговый орган неправомерно доначислил налог на добавленную стоимость по указанным основаниям в связи с осуществление налогоплательщиком питания работников, занятых на сельскохозяйственных работах. Соответственно, в силу положений ст. 109 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности в связи с отсутствием события налогового правонарушения. С учетом изложенного, оснований для вынесения налоговым органом решения в оспариваемой части не имелось.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума № 53 от 12.10.2006 г. «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности – достоверны.
Под налоговой выгодой для целей настоящего постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применение более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В соответствии с частью первой статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Между тем, в ходе рассмотрения настоящего дела, налоговым органом такие доказательства не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального Кодекса РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц пользуются граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решений и действий (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст.ст. 65, 200 АПК РФ каждое лицо, участвующие в деле обязано доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным. Признание судом решения недействительным влечет признание его не действующим с момента принятия и свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения.
Налоговый орган не доказал, что оспариваемое решение соответствует норма Налогового кодекса Российской Федерации и что оно не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих признать законным оспариваемое решение, Инспекцией в суд не представлено.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании недействительным решения межрайонной ИФНС России № 7 по Курской области от от 26.09.2016 № 08- 23/7 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в части доначисления НДС в сумме 832138 руб., начисления штрафа по НДС в сумме 8579 руб. 34 коп., предложения налогоплательщику уплатить указанные в п.3.1 решения недоимки, пени, штрафы по НДС, в оспариваемой заявителем части подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине относятся на налоговый орган.
В судебном заседании 13.12.2017 г. в соответствии со ст. 176 АПК РФ объявлена резолютивная часть решения.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 17,27,29,64,65,71,102,110,123,124,132,156,167-171,176,177,180,181,182,318,319 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным, не соответствующим требованиям ст.ст. 22,23,31,32,75,89,100,101,122,169,170,171,172,173, НК РФ решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Курской области от 26.09.2016 № 08-23/7 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в части доначисления НДС в сумме 832138 руб., начисления штрафа по НДС в сумме 8579 руб. 34 коп., предложения налогоплательщику уплатить указанные в п.3.1 решения недоимки, пени, штрафы по НДС
Взыскать с межрайонной ИФНС России № 7 по Курской области (ОГРН 1044613003819, ИНН 4619003438) в доход Общества с ограниченной ответственностью «Русский ячмень» 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет платежным поручением № 18429 от 14.02.2017 г. за рассмотрение дела в арбитражном суде.
Данное решение вступает в законную силу по истечение месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Курской области.
Судья Д.А. Горевой