НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Курской области от 08.07.2015 № А35-3214/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Курск

13 июля 2015 года

Дело № А35-3214/2015

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 08.07.2015. Полный текст решения изготовлен 13.07.2015.

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Силаковой О.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахышовой А.Я., рассмотрел в открытом судебном заседании 01.07.2015 с перерывом до 08.07.2015 дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г.Курску и Курскому району Курской области

к Открытому акционерному обществу «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова»

о взыскании финансовой санкции в размере 353440 руб. 93 коп.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ильина С.М. – по доверенности от 07.07.2014 № 20;

от заинтересованного лица: Переверзева М.А. – по доверенности от 04.07.2013 № 200.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г.Курску и Курскому району Курской области (далее – УПФ РФ по г.Курску и Курскому району) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» (далее – ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова», Общество) финансовой санкции в размере 353440 руб. 93 коп.

Представитель заявителя поддержал заявленное требование, сославшись на то, что обстоятельства, исключающие вину страхователя в рассматриваемой ситуации отсутствуют, поскольку в двухнедельный срок с даты получения акта проверки №64 от 17.06.2014, корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в установленном законом порядке представлены не были.

Представитель Общества требование о взыскании финансовой санкции отклонил, сославшись на то, что страхователем 03.06.2014 в виде письма были представлены уточненные сведения индивидуального (персонифицированного) учета, что в свою очередь, является основанием для отказа в привлечении к ответственности.

01.07.2015 представитель заявителя представил письменное дополнение к отзыву на заявление, в котором ходатайствовал перед судом об уменьшении финансовой санкции, заявленной к взысканию, с учетом наличия обстоятельств, смягчающих ответственность.

Изучив материалы дела, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

Открытое акционерное общество «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова», расположено по адресу: 305018, Курская область, город Курск, Льговский поворот, 18, зарегистрировано в качестве юридического лица 25.12.1992, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1024600949174, ИНН 4630005929, состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г.Курску и Курскому району Курской области.

19.05.2014 начальником УПФ РФ по г.Курску и Курскому району было принято решение №45 о проведении документальной проверки в отношении ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» с целью проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета с 1 полугодия 2010 года по 1 квартал 2014 года.

Пенсионным фондом была проведена документальная проверка достоверности представленных ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» индивидуальных сведений на застрахованных лиц и выявлены расхождения данных индивидуального (персонифицированного) учета с первичными документами. Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении, по мнению пенсионного фонда, действующего законодательства отражены в акте №64 от 17.06.2014 о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ.

Для устранения выявленных в результате проверки нарушений в акте проверки №64 от 17.06.2014 ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» было предложено представить корректирующие формы индивидуальных сведений и перечня рабочих мест, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в двухнедельный срок со дня получения акта.

В рамках проверки пенсионным фондом выявлены следующие расхождения данных индивидуального (персонифицированного) учета с первичными документами:

- страхователем в сведениях о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица необоснованно не проставлен код особых условий труда «Условия для досрочного назначения трудовой пенсии» по профессиям, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение;

- страхователем в сведениях о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица необоснованно проставлен код «Особых условий труда», по профессии, не дающей право на досрочное пенсионное обеспечение;

- страхователем в сведениях о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица «Условия для досрочного назначения трудовой пенсии» необоснованно проставлен код в период нахождения в учебном отпуске и отпуске без сохранения зарплаты (не засчитываемые в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.4-15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002);

- страхователем в сведениях о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица неверно отражен период отпуска по уходу за ребенком (код «ДЕТИ») и период временной нетрудоспособности по беременности и родам (код «Декрет»);

- страхователем в сведениях о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица неверно указана дата приема и увольнения;

- страхователем неверно отражен код позиции списка, согласно периоду работы по первичным документам;

- страхователем в индивидуальных сведениях персонифицированного учета на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже работников ошибочно проставлен код льготной работы «кровельщикам по рулонным кровлям»;

- страхователем в индивидуальных сведениях персонифицированного учета на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже работников неверно отражены периоды работы;

- страхователем в индивидуальных сведениях персонифицированного учета на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже работников неверно отражены периоды временной нетрудоспособности.

Данные обстоятельства зафиксированы в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании №26/64 от 07.07.2014.

Общество направило в адрес пенсионного фонда письмо от 23.07.2014 №210, в котором просило не применять штрафные санкции за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица за 1-4 кварталы 2013 года, пояснив, что Иванов Сергей Александрович на основании приказа №814 от 16.11.2011 был переведен по профессии арматурщик 3 разряда с 17.11.2011. Однако соответствующая запись в трудовую книжку не была внесена своевременно.

14.08.2014 УПФ РФ по г.Курску и Курскому району принято решение №26/64 «О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании», согласно которому ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» было привлечено к ответственности, предусмотренной абз.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996г №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовой санкции в размере 353440 руб. 93 коп.

15.09.2014 пенсионным фондом в адрес страхователя было направлено требование №17/64 «Об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании» на уплату в добровольном порядке 353440 руб. 93 коп. финансовой санкции в срок до 15.10.2014.

В связи с неисполнением Обществом в добровольном порядке указанного требования, орган Пенсионного фонда Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» финансовой санкции в размере 353440 руб. 93 коп.

Требование заявителя суд полагает подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В соответствии с ч.6 ст.215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть заверены электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данной статьей сведения.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2014) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

При этом часть 1 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ предоставляет страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, пенсионным фондом в отношении ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» проведена документальная проверка за период с 1 полугодия 2010 года по 1 квартал 2014 года на предмет достоверности представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В ходе проведения проверки пенсионным фондом были выявлены нарушения Обществом в проверяемый период требований действующего законодательства об обязательном пенсионном страховании, а именно расхождения сведений, содержащихся в первичных документах, со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, в отношении лиц, перечисленных в акте проверки от 17.06.2014 №64.

Выявленные пенсионным фондом в рамках проверки нарушения действующего законодательства об обязательном пенсионном страховании ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» не оспорены и не опровергнуты ни в ходе проведения документальной проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в суде.

Одновременно пенсионный фонд в акте проверки №64 от 17.06.2014 предложил Обществу представить в двухнедельный срок со дня получения акта корректирующие формы индивидуальных сведений и перечня рабочих мест работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В обоснование довода о неправомерности взыскания финансовой санкции Общество ссылается на устранение выявленных нарушений посредством представления 03.06.2014 (до момента составления акта проверки №64 от 17.06.2014) письма с корректирующими формами в виде таблицы с указанием застрахованных лиц, периодов работы и льготных кодов.

В соответствии с п.41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 №987н, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

В соответствии с позицией Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенной в письме от 14.12.2004 №КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ», если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ сведения, предусмотренные данным пунктом, страхователь представляет в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 данной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.

В соответствии с п.п.1 п.9 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно п.10 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования указанных норм права, сведения индивидуального (персонифицированного) учета, равно как и расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, предоставляются по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов.

С учетом изложенного, суд приходит к вводу о том, что корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета должны быть представлены в той же в форме, которая предусмотрена для представления первоначальных сведений.

Кроме того, между Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г.Курску и Курскому району Курской области и ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» заключено соглашение №303 об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи от 07.08.2008, согласно которому Управление ПФР и Абонент осуществляют обмен документами персонифицированного учета в электронном виде в рамках СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

Таким образом, представление ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» 03.06.2014 в пенсионный фонд корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде письма, оформленного таблицой с перечислением застрахованных лиц, в отношении которых выявлены пенсионным фондом расхождения, и указанием страховых номеров, периодов работы, и кодов - профессии, не может быть расценено как представление Обществом корректирующих сведений в установленном законом порядке.

Данные обстоятельства не могут быть учтены как исключающие вину Общества во вменяемом правонарушении с учетом пункта 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 №987н.

26.06.2014 ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» был получен ответ пенсионного фонда о том, что корректирующие формы индивидуальных сведений не могут быть приняты во внимание, т.к. были направлены после проведения документальной проверки.

Как следует из письменных пояснений Общества специалисты организации после получения указанного письма приостановили работу по отправке корректирующих сведений индивидуального (персонифицирующего) учета в электронном виде. 17.07.2014 в электронном виде в силу положений статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ была направлена лишь часть сведений, включая корректирующие сведения персонифицированного учета, в составе расчета по форме РСВ-1 за отчетный период. Кроме того, как следует из пояснений пенсионного фонда в представленных 17.07.2014 корректирующих сведениях индивидуального (персонифицированного) учета Обществом не были в полной мере устранены все нарушения, на которые было указано пенсионным фондом в рамках проверки.

Как следует из пояснений пенсионного фонда, и не опровергается Обществом, в полном объеме корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета были представлены ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» 23.07.2014, т.е. по истечении двухнедельного срока с даты получения акта проверки №64 от 17.06.2014, а именно с 07.07.2014.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что корректирующие формы индивидуальных (персонифицированных) сведений, содержащие устранение всех выявленных пенсионным фондом расхождений с первичными документами, были представлены ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» по телекоммуникационным каналам связи 23.07.2014, т.е. по истечении двухнедельного срока с даты получения акта проверки.

Ссылка Общества на то, что подача корректирующих сведений была приостановлена в связи с получением 26.06.2014 письма пенсионного фонда, не может быть учтена судом как обстоятельство, исключающее вину Общества.

В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, юридическое лицо должно предпринимать все меры по исполнению действующего законодательства, в том числе, в части обязательного пенсионного страхования, независимо от получения тех или иных рекомендаций со стороны того или иного контролирующего органа.

Доводы Общества о пропуске срока исковой давности для привлечения к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании также подлежат отклонению.

В соответствии с ч.1 ст.45 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

В соответствии с п.п.1 п.9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ (в редакции, действующей в 2011 году) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Принимая во внимание, что решение «О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании» №26/64 принято 14 августа 2014 года, а Общество привлечено к ответственности за нарушения, допущенные в 2-4 кварталах 2011 года, 1-4 кварталах 2012 года, 1-4 кварталах 2013 года, 1 квартале 2014 года, сроки исковой давности для привлечения к ответственности не истекли.

Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается факт представления ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц за проверяемый период, сумма страховых взносов по которым составила 7068818 руб. 54 коп.

Принимая во внимание, что сумма страховых взносов составляет 7068818 руб. 54 коп., финансовая санкция составляет 353440 руб. 93 коп. (7068818 руб. 54 коп. х 5 %).

В соответствии с ч.ч.1,4 ст.44 Федерального Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей на момент принятия решения о привлечении к ответственности) обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Согласно указанных норм права, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении страхователя к ответственности. Перечень обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими ответственность за совершение правонарушений, приведенный в ч.4 ст.44 Федерального Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» является открытым.

Таким образом, орган контроля за уплатой страховых взносов либо арбитражный суд, рассматривающий дело, могут признать смягчающими ответственность страхователя иные, не перечисленные в названной статье, обстоятельства.

При принятии решения «О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании» №26/64 от 14.08.2014 пенсионный фонд в силу положений статьи 44 Федерального Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ (в редакции, действующей на момент принятия решения о привлечении к ответственности) должен был установить факт наличия либо отсутствия обстоятельств, смягчающих ответственность, и в случае их наличия – уменьшить подлежащие взысканию штрафные санкции.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции, в том числе, штрафного характера за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания, поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, неоднократно высказываемой Конституционным Судом Российской Федерации, с учетом постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 № 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Как следует из письменных пояснений заявителя, часть сведений индивидуального (персонифицированного) учета была утеряна в следствии технической ошибки при переходе на другую программу по расчету заработной плату. Допущенные страхователем ошибки при предоставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета не привели к неуплате или неполной уплате страховых взносов в бюджет государства.

Кроме того, ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» ранее к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании не привлекалось, Обществом предприняты меры, направленные на устранение выявленных пенсионным фондом нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании. Суд также принимает во внимание, что Общество осуществляет социально-значимую функцию по предоставлению жилья льготным категориям граждан и муниципальным учреждениям.

Данные обстоятельства не исключают вины Общества, однако должны были быть установлены и приняты пенсионным фондом в качестве обстоятельств смягчающих ответственность.

С учетом изложенного, суд полагает, что при принятии решения «О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании» №26/64 от 14.08.2014 пенсионным фондом не были учтены обстоятельства смягчающие ответственность, в связи с чем, суд считает возможным уменьшить размер подлежащих взысканию финансовых санкций в пять раз, т.е. до 70688 руб. 19 коп. (353440 руб. 93 коп. /5).

С учетом указанного, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению с отнесением на плательщика страховых взносов расходов по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.17, 27, 29, 64, 65, 66, 71, 102, 110, 156, 167-171, 176, 177, 212-216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г.Курску и Курскому району Курской области удовлетворить частично.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» (адрес: 305018, Курская область, город Курск, Льговский поворот, 18, ОГРН 1024600949174, ИНН 4630005929) в доход соответствующего бюджета 70688 руб. 19 коп. финансовой санкции.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» (адрес: 305018, Курская область, город Курск, Льговский поворот, 18, ОГРН 1024600949174, ИНН 4630005929) в доход федерального бюджета 2828 руб. госпошлины.

В удовлетворении оставшейся части заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.

Судья О.Н. Силакова